Министерство образования Республики Беларусь

Беларусь – равноправный член Болонского процесса (ответ на публикацию «Беларусь осталась в Болонском процессе. Но вновь с условиями»)

Опубликовано: 29.05.2018

2.jpg

Министерство образования констатирует, что в статье «Беларусь осталась в Болонском процессе. Но вновь с условиями» содержится информация, не отвечающая действительности.
Как пишет автор, «25 мая в Париже завершилась двухдневная конференция министров образования Европы. Обсуждался на ней в том числе белорусский вопрос: останется ли страна, которая за три года не выполнила требования Дорожной карты, в Болонском процессе».
Однако все члены белорусской делегации, а также присутствовавшие делегации остальных 47 стран могут подтвердить, что Беларусь участвовала в конференции министров в Париже как равноправный член Европейского пространства высшего образования. Нам понятно желание СМИ создать некую интригу, однако белорусский вопрос на конференции не обсуждался и не ставился ни в какой форме.
В статье TUT.BY отмечается, что «Как следует из декларации, подписанной по итогам конференции, Беларусь останется, но с определенными условиями, выполнить которые нужно до 2020 года».
Эта информация полностью не соответствует действительности. Автор статьи неверно интерпретирует как содержание коммюнике, так и принятые решения.
В частности, утверждается, что министры образования стран Европы, увидев невыполнение дорожной карты, предлагают стратегию на 2018-2020 годы. Автор статьи, видимо, не знает, что данную стратегию разработало непосредственно Министерство образования Республики Беларусь. А ведь для того, чтобы это увидеть, надо было просто внимательно прочитать первый абзац. Эта стратегия разработана на основании «Концептуальных подходов к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года», одобренных Республиканским педагогическим советом с участием Президента Республики Беларусь (23-24 августа 2017 г.), для того, чтобы более четко определить задачи, к решению которых мы вплотную подошли. Эти задачи тесно между собой связаны и их реализация станет более эффективной и точной, если у нас будет возможность опираться на опыт других стран, уже прошедших похожий путь, минимизировать возможные проблемы и ошибки, которые неизбежны в столь сложном движении.
Стратегия находилась на сайте Министерства образования, рассматривалась на президиуме Совета ректоров и на расширенном заседании Совета ректоров, а также была представлена официальной белорусской делегацией на рассмотрение Наблюдательной группе по Болонскому процессу (НГБП) в Софии.
Мы действительно не выполнили все положения дорожной карты. И объяснили почему: три года для осуществления таких серьезных структурных изменений оказались недостаточным сроком, что, в свою очередь, было с пониманием воспринято Наблюдательной группой по Болонскому процессу.
Таким образом, подробно представленная в материале стратегия – это не то, что нам якобы предлагают министры образования стран Европы. Это те задачи, которые мы САМИ поставили перед собой. Обращение к Наблюдательной группе по Болонскому процессу отражает наше желание сотрудничать, сопоставлять свои шаги и консультироваться там, где мы считаем это необходимым, отражает наше стремление к взаимопониманию и совместным действиям.
И когда автор пишет, что «министерство образования Республики Беларусь вновь подтверждает свою приверженность дальнейшему внедрению принципов и инструментов Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) в систему высшего образования РБ и готово работать над этими вопросами с Наблюдательной группой по Болонскому процессу (BFUG)» – это не является контрольной или оценочной позицией Наблюдательной группы. Это позиция САМОГО Министерства образования. Именно так мы видим наше движение вперед и наше взаимодействие с НГБП и членами ЕПВО.
Cтратегия находится в приложении к коммюнике как результат нашей работы в сотрудничестве с группой AG2 (Advisory Group on Support for the Belarus Roadmap). Группа AG2 выполняла консультативную функцию, и у нас сложились с ее членами конструктивные отношения. Мы благодарны им за проявленную готовность делиться опытом и за рекомендации, которые были высказаны.
Цели и задачи, которые мы хотим достигнуть до 2020 года, являются НАШИМ видением. Причём автор, видимо, не заметил, что данная стратегия разработана не до 2020 года, а является 5-летней. Мы планируем конкретизировать эту стратегию через ежегодные планы действий, в которых будем отражать последовательность решаемых задач.
Европейские министры образования, ознакомившись с нашей стратегией, в окончательной версии Парижского коммюнике констатировали, что:
«Республика Беларусь вошла в ЕВПО в 2015 году на основе согласованной Дорожной карты. Мы признаем, что были инициированы некоторые первые реформы, но при этом сохраняются существенные вызовы. Мы приветствуем приверженность Беларуси работать с партнерами и воспользоваться их поддержкой в реализации предложенной [Беларусью – МО] стратегии в период 2018-2020 гг.»
Также автор TUT.BY ссылается на отчет консультативной группы во второй части статьи. Отметим, что предложения этой группы рассматривались на заседании Наблюдательной группы по Болонскому процессу. На заседании было представлено официальное разъяснение белорусской стороны о сложившейся ситуации и ее предпосылках, в частности, о корректировке Кодекса об образовании и иных причинах, вызвавших задержку его актуализации. НГБП приняла во внимание разъяснения белорусской стороны и предложила Беларуси самостоятельно определить план действий на будущее. Так появилась Стратегия.
Стратегия была одобрена в неизмененном виде, и наши европейские партнеры, в отличие от неких внутренних конъюнктурных групп, отлично понимают, что ни одна страна, включая нашу, за 3 года не способна выполнить тот объем структурных изменений, которые другие страны выполняли в течение 17-18 лет.
Мы же подчеркивали и подчеркиваем, что Беларусь развивает свою систему высшего образования в соответствии с болонскими принципами и с учетом национальных интересов. Эта наша позиция разделяется европейской стороной, за что мы ей чрезвычайно признательны. Мы рекомендуем автору внимательно ознакомиться с официальным сайтом Европейского пространства высшего образования и его материалами, дабы убедиться, что там нет ничего подобного тому, о чём он сообщает в своей статье.
Мы участвовали в работе конференции в Париже, как равные среди равных. В приветственных выступлениях европейских представителей неоднократно подчеркивалось, что все 48 стран, в каждой из которых есть собственные проблемы, объединяют свои усилия, чтобы преодолеть эти проблемы путем взаимных консультаций и взаимного обучения.
Наша стратегия базируется на аналогичном подходе, и Министру образования И.В. Карпенко была предоставлена возможность выступить на первом секционном заседании конференции. В своей речи он поддержал предлагаемый НГБП подход к совместному движению вперед, основанный на взаимоподдержке и взаимоконсультировании, а также выразил надежду на то, «что в реализации Стратегического плана действий, принятого Министерством и университетским сообществом Беларуси мы также сможем рассчитывать на поддержку и понимание европейских коллег». Речь министра получила однозначную поддержку участников конференции.
Возникает прямой вопрос о некорректной подаче столь важной для нашей страны информации. Отметим, что автор статьи не счел нужным побеседовать ни с одним из 9 членов белорусской делегации, которые работали в Париже.

Пресс-центр Министерства образования.
Вернуться к списку новостей