Министерство образования Республики Беларусь

Общая информация

Национальное образование Республики Беларусь традиционно является одной из высших ценностей белорусского народа.

Свидетельством достигнутых результатов являются досрочное выполнение Республикой Беларусь ряда Целей развития тысячелетия, высокий уровень человеческого развития, обеспечение политической и социально-экономической стабильности в стране.

Выбор курса на создание социального государства позволил определить верную стратегию ее функционирования и развития. Об этом свидетельствуют такие макропоказатели, как уровень грамотности взрослого населения (99,7%), охват базовым, общим средним и профессиональным образованием занятого населения (98%). По показателям поступления детей в начальную и среднюю школу, количеству студентов высших учебных заведений Беларусь находится на уровне развитых стран Европы и мира. Каждый третий житель республики учится.

Государственная политика в сфере образования базируется на укреплении ведущих принципов развития белорусской школы, среди которых:

  • государственно-общественный характер управления; 
  • обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию;
  • повышение качества образования для каждого.

Приоритетными также являются задачи обеспечения функциональной грамотности населения за счет развития сети учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

В настоящее время в стране работают свыше 8 тыс. учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание более 3 млн. детей, учащихся, студентов и слушателей обеспечивают около 430 тыс. работников системы образования.

Республика Беларусь в рейтинге государств по индексу человеческого развития по показателям в сфере образования относится к государствам с очень высоким уровнем человеческого развития. 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

28 марта 2016 г. № 250 
Об утверждении Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы 
Изменения и дополнения: 
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2016 г. № 905 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.11.2016, 5/42890)

В целях обеспечения развития системы образования и реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.. Утвердить прилагаемую Государственную программу «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы (далее – Государственная программа). 
2. Определить: 
ответственным заказчиком Государственной программы Министерство образования; 
заказчиками Государственной программы Министерство образования, Министерство архитектуры и строительства, Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство спорта и туризма, Министерство обороны, Министерство связи и информатизации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство труда и социальной защиты, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство финансов, Министерство энергетики, Министерство экономики, Государственный комитет по науке и технологиям, Комитет государственной безопасности, Государственный комитет по стандартизации, Государственный комитет по имуществу, Государственный комитет судебных экспертиз, Государственный пограничный комитет, Государственный таможенный комитет, Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, Национальную академию наук Беларуси, Высшую аттестационную комиссию Республики Беларусь, Академию управления при Президенте Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком. 
3. Заказчики Государственной программы в пределах своей компетенции представляют ответственному заказчику отчет о ходе выполнения Государственной программы в порядке, установленном законодательством. 
4. Ответственный заказчик Государственной программы: 
4.1. в пределах своей компетенции координирует деятельность заказчиков Государственной программы в порядке, установленном законодательством; 
4.2. представляет годовой (итоговый) отчет о результатах реализации Государственной программы в порядке, установленном законодательством. 
5. Установить, что финансирование Государственной программы осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в республиканском и местных бюджетах на эти цели, и иных источников. 
6. Рекомендовать облисполкомам, Минскому горисполкому предусматривать в установленном порядке средства на финансирование мероприятий Государственной программы и принять иные меры по ее реализации. 
7. Признать утратившими силу: 
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2007 г. № 725 «Об утверждении Программы развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007–2016 годы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 136, 5/25326); 
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 1329 «Об утверждении Государственной программы подготовки кадров для ядерной энергетики Республики Беларусь на 2008–2020 годы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 224, 5/28340); 
подпункт 1.12 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 октября 2008 г. № 1532 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 252, 5/28549); 
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2011 г. № 349 «О комплексе мер по реализации государственной молодежной политики» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 35, 5/33511); 
подпункт 2.38 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049 «Об изменении, дополнении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам образования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 92, 5/34264); 
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2012 г. № 210 «Об утверждении Государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь на 2012–2016 годы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 32, 5/35382); 
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2012 г. № 871 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2007 г. № 725» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.09.2012, 5/36279); 
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 ноября 2013 г. № 1023 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 1329» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.12.2013, 5/38092). 
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. 

Премьер-министр Республики Беларусь А.Кобяков 

УТВЕРЖДЕНО 
Постановление 
Совета Министров 
Республики Беларусь 
28.03.2016 № 250

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА 
«Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы 

ГЛАВА 1 
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы (далее – Государственная программа) разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь от 7 декабря 2009 года «Об основах государственной молодежной политики» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 300, 2/1617), Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2015 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2015 г. № 110 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.02.2015, 5/40151), а также указанным в распоряжении Премьер-министра Республики Беларусь от 6 ноября 2015 г. № 375р приоритетом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы по обеспечению эффективной занятости и развития человеческого потенциала («Занятость»). 
В Государственной программе определены основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Президенту Республики Беларусь и Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома по реализации государственной политики в области образования и молодежной политики. 
Ответственным заказчиком Государственной программы является Министерство образования. 
Заказчики Государственной программы – Министерство образования, Министерство архитектуры и строительства, Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство спорта и туризма, Министерство обороны, Министерство связи и информатизации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство труда и социальной защиты, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство финансов, Министерство энергетики, Министерство экономики, Государственный комитет по науке и технологиям, Комитет государственной безопасности, Государственный комитет по стандартизации, Государственный комитет по имуществу, Государственный комитет судебных экспертиз, Государственный пограничный комитет, Государственный таможенный комитет, Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, Национальная академия наук Беларуси, Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком. 

ГЛАВА 2 
ПОДПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И ИХ ЗАКАЗЧИКИ 

Государственная программа включает: 
подпрограмму 1 «Развитие системы дошкольного образования», заказчики – Министерство образования, облисполкомы, Минский горисполком, Национальная академия наук Беларуси; 
подпрограмму 2 «Развитие системы общего среднего образования», заказчики – Министерство образования, облисполкомы, Минский горисполком, Министерство культуры, Министерство спорта и туризма, Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Государственный комитет по имуществу; 
подпрограмму 3 «Развитие системы специального образования», заказчики – Министерство образования, облисполкомы, Минский горисполком; 
подпрограмму 4 «Развитие системы профессионально-технического и среднего специального образования», заказчики – Министерство образования, облисполкомы, Минский горисполком, Министерство энергетики, Министерство культуры, Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство спорта и туризма; 
подпрограмму 5 «Развитие системы высшего образования», заказчики – Министерство образования, Национальная академия наук Беларуси, Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Министерство связи и информатизации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство спорта и туризма, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Государственный пограничный комитет, Государственный комитет по имуществу, открытое акционерное общество «Сберегательный банк «Беларусбанк»; 
подпрограмму 6 «Развитие системы послевузовского образования», заказчики – Государственный комитет по науке и технологиям, Министерство образования, Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Министерство обороны, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство спорта и туризма, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство архитектуры и строительства, Министерство экономики, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство связи и информатизации, Государственный пограничный комитет, Управление делами Президента Республики Беларусь; 
подпрограмму 7 «Развитие системы дополнительного образования взрослых», заказчики – Министерство образования, облисполкомы, Минский горисполком, Министерство здравоохранения, Государственный комитет судебных экспертиз, Министерство культуры, Министерство финансов, Министерство труда и социальной защиты, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство спорта и туризма, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет, Государственный пограничный комитет; 
подпрограмму 8 «Развитие системы дополнительного образования детей и молодежи», заказчики – Министерство образования, облисполкомы, Минский горисполком; 
подпрограмму 9 «Обеспечение функционирования системы образования Республики Беларусь», заказчики – Министерство образования, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Национальная академия наук Беларуси, Управление делами Президента Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком; 
подпрограмму 10 «Подготовка кадров для ядерной энергетики», заказчики – Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство энергетики, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Комитет государственной безопасности, Государственный комитет по стандартизации, Национальная академия наук Беларуси; 
подпрограмму 11 «Молодежная политика», заказчики – Министерство образования, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство спорта и туризма, Министерство природы и охраны окружающей среды, облисполкомы, Минский горисполком, открытое акционерное общество «Сберегательный банк «Беларусбанк». 

ГЛАВА 3 
ЦЕЛИ, СВОДНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОДПРОГРАММ, СВЕДЕНИЯ О ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДПРОГРАММ С ЗАДАЧАМИ 

Целями Государственной программы являются повышение качества и доступности образования в соответствии с потребностями инновационной экономики, требованиями информационного общества, образовательными запросами граждан, развитие потенциала молодежи и ее вовлечение в общественно полезную деятельность. 
Результатом, характеризующим достижение целей Государственной программы, является выполнение следующих сводных целевых показателей: 
позиция Республики Беларусь в рейтинге стран по индексу человеческого развития (индекс уровня образования); 
охват молодежи мероприятиями в сфере молодежной политики и патриотического воспитания. 
Индекс человеческого развития – интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Публикуется в рамках Программы развития ООН в ежегодных отчетах о развитии человеческого потенциала с 1990 года. 
Позиция Республики Беларусь в рейтинге в группе стран с очень высоким индексом развития образования – объективная характеристика доступности и качества образования. 
Целевой показатель по охвату молодежи мероприятиями в сфере молодежной политики и патриотического воспитания характеризует участие молодежи (разово или на постоянной основе) в мероприятиях, проводимых местными органами власти, общественными объединениями, определяет гражданскую позицию, политическую зрелость молодежи, ее активность в социально-экономической жизни страны. 
Для достижения поставленной цели до конца 2020 года предусматривается решение ряда задач в рамках подпрограмм. 
Подпрограмма 1 «Развитие системы дошкольного образования» направлена на решение задач по: 
сохранению доступности дошкольного образования (задача 1); 
совершенствованию качества дошкольного образования (задача 2); 
обеспечению здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования (задача 3). 
Реализация запланированных по задаче 1 мероприятий позволит к 2020 году обеспечить выполнение показателя по охвату детей от 3 до 6 лет учреждениями дошкольного образования. Данный показатель характеризует степень доступности услуг дошкольного образования для населения Республики Беларусь и обеспечивает возможность межстранового сравнения. 
Целевые показатели выполнения задачи 2: 
оснащенность учреждений дошкольного образования средствами обучения; 
доля воспитателей дошкольного образования, имеющих: 
образование по направлению «Педагогика детства»; 
высшую и первую квалификационные категории. 
Данные показатели позволяют оценить степень материально-технического обеспечения учреждений образования (условия для качественного обучения) и кадровый потенциал системы, а в целом – уровень качества предоставления услуг в учреждениях дошкольного образования. 
Показатель решения задачи 3 – оснащенность учреждений дошкольного образования автоматизированной системой по учету и контролю за качеством питания. Достижение запланированного уровня данного показателя позволит улучшить качество организации питания обучающихся в учреждениях дошкольного образования. 
В рамках подпрограммы 2 «Развитие системы общего среднего образования» будут решаться задачи по: 
повышению качества общего среднего образования (задача 1); 
оптимизации сети учреждений общего среднего образования (далее – УОСО) (задача 2). 
Целевые показатели задачи 1: 
доля учителей УОСО, имеющих: 
квалификационную категорию «учитель-методист»; 
высшую и первую квалификационные категории; 
доля УОСО, оснащенных современными средствами обучения и учебным оборудованием. 
Данные показатели определяют квалификационный уровень педагогов, что направлено на повышение качества организации образовательного процесса и качества общего среднего образования в целом, характеризуют удельный вес количества УОСО (без учета начальных и базовых школ), в которые поставлены современное учебное оборудование и средства обучения для кабинетов физики, химии, биологии, что направлено на создание условий для полного и качественного выполнения практической части учебных программ по учебным предметам «Физика», «Химия», «Биология», а также количества учреждений, имеющих официальные сайты, и количества компьютеров, объединенных в локальную сеть, что позволит активизировать использование в образовательном процессе (на уроках и факультативных занятиях) информационно-коммуникационных технологий. 
Целевой показатель по решению задачи 2 – средняя наполняемость классов в УОСО, расположенных в городской местности. Достижение данного показателя позволит увеличить соотношение «учащийся–учитель», что будет способствовать эффективности использования всех образовательных ресурсов. 
Задачи подпрограммы 3 «Развитие системы специального образования»: 
развитие инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития (задача 1); 
сохранение доступности и вариативности образования для лиц с особенностями психофизического развития (задача 2). 
Реализация мероприятий по решению этих задач позволит к 2020 году обеспечить достижение целевых показателей по: 
доле обучающихся с особенностями психофизического развития, получающих образование в условиях интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования; 
охвату детей с особенностями психофизического развития ранней комплексной помощью. 
Подпрограммой 4 «Развитие системы профессионально-технического и среднего специального образования» предусмотрено решение задач по: 
повышению качества подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов с профессионально-техническим и средним специальным образованием (задача 1); 
приведению объемов и структуры подготовки рабочих, служащих и специалистов в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования в соответствие с потребностями экономики, развитием ее высокотехнологичных отраслей (задача 2). 
Выполнение задачи 1 характеризуют целевые показатели по: 
количеству лиц, получивших профессионально-техническое образование, с повышенным уровнем квалификации (4-й разряд и выше) от общего количества выпускников; 
удельному весу обновленных образовательных стандартов по специальностям профессионально-технического и среднего специального образования. 
Достижение данных показателей характеризует эффективность принимаемых мер, направленных на постоянное обновление содержания образовательных программ профессионально-технического и среднего специального образования, увеличение подготовки рабочих с повышенным уровнем квалификации для наукоемких, высокотехнологичных производств. 
Реализация мероприятий по задаче 2 обеспечит достижение запланированных объемов выпуска: 
рабочих, служащих с профессионально-техническим образованием; 
рабочих и специалистов со средним специальным образованием. 
Выполнение данных показателей позволит обеспечить потребность экономики в рабочих и специалистах требуемой квалификации. 
Подпрограмма 5 «Развитие системы высшего образования» направлена на решение трех следующих задач: 
задача 1 – повышение качества подготовки специалистов, эффективности практикоориентированной подготовки и углубление связей с организациями – заказчиками кадров. 
Реализация этой задачи оценивается по выполнению целевых показателей по: 
доле утвержденных образовательных стандартов или изменений к ним от общего количества образовательных стандартов высшего образования; 
численности преподавателей учреждений высшего образования (далее – УВО), прошедших стажировку за рубежом; 
количеству созданных филиалов кафедр. 
Основными факторами, влияющими на качество образования, являются: 
образовательные стандарты и научно-методическое обеспечение (учебные планы, учебные пособия и другое), которые создают основу для реализации образовательного процесса; утверждение новых образовательных стандартов или изменений к ним характеризует изменение содержания образования с учетом требований реального сектора экономики и сферы услуг; 
качество преподавания, которое зависит от профессионализма профессорско-преподавательского состава; стажировки преподавателей и приглашение для чтения лекций известных в своей области специалистов из-за рубежа создают предпосылки для улучшения качества преподавания; 
создание филиалов кафедр на предприятиях Республики Беларусь и в организациях Национальной академии наук Беларуси направлено на усиление практической направленности обучения; 
задача 2 – повышение конкурентоспособности высшего образования в мировом образовательном пространстве. Достижение данной задачи оценивается целевым показателем по количеству УВО, вошедших в 4000 лучших университетов мира по рейтингу Webometrics и (или) в 1000 – по рейтингам QS или SIR. 
В условиях стремительно растущего глобального спроса на высшее образование возрастает актуальность рейтингов университетов мира, результаты которых не только позволяют оценить качество высшего образования, но и влияют на него в глобальном масштабе. 
Таким образом, целевой показатель содержит комплексную оценку достижений белорусских УВО в области образовательной и научной деятельности. Участие и вхождение в ТОР мировых рейтингов университетов свидетельствует о высоком уровне образования в Республике Беларусь, способствует повышению имиджа страны за рубежом, повышению конкурентоспособности высшего образования Беларуси в мировом образовательном пространстве и увеличению экспорта услуг; 
задача 3 – совершенствование системы планирования и оптимизация структуры подготовки специалистов с высшим образованием. 
Выполнение задачи 3 характеризуют следующие показатели: 
выполнение контрольных цифр приема, ежегодно устанавливаемых учредителями учреждений образования; 
удельный вес численности поступивших на обучение в магистратуру в общей численности выпускников I ступени высшего образования УВО; 
доля трудоустроенных выпускников из общей численности выпускников, подлежащих распределению. 
Первый показатель демонстрирует качество планирования объемов подготовки кадров с высшим образованием с учетом потребности экономики и выполнение плановых показателей УВО. 
Продолжение обучения на II ступени высшего образования свидетельствует о заинтересованности со стороны организаций, предприятий и самих студентов в продолжении образования на более высокой ступени и взвешенном подходе при планировании подготовки магистров. 
Третий показатель характеризует уровень реализации компетентностного подхода в процессе обучения, степень взаимодействия учреждений образования с организациями – заказчиками кадров. Эффективное трудоустройство выпускников свидетельствует о хорошей работе системы планирования и правильном направлении оптимизации структуры подготовки специалистов. 
Подпрограмма 6 «Развитие системы послевузовского образования» ориентирована на решение задач по: 
обеспечению функционирования системы послевузовского образования, увеличению подготовки научных работников высшей квалификации по приоритетным специальностям научных работников высшей квалификации, необходимым для развития высокотехнологичных производств, относящихся к V и VI технологическим укладам экономики (задача 1); 
обеспечению тесного взаимодействия науки и образования с производственными предприятиями путем расширения подготовки научных работников высшей квалификации для реального сектора экономики (задача 2). 
Степень решения задачи 1 будет определяться выполнением целевого показателя, отражающего направленность структуры подготовки на развитие высокотехнологичных секторов экономики, по удельному весу приема в аспирантуру (адъюнктуру) по приоритетным специальностям научных работников высшей квалификации, необходимым для развития высокотехнологичных производств, относящихся к V и VI технологическим укладам экономики. 
Выполнение задачи 2 оценивают целевые показатели по: 
удельному весу приема в аспирантуру (адъюнктуру) для предприятий и организаций реального сектора экономики; 
удельному весу выпуска с защитой диссертации в пределах установленного срока обучения из аспирантуры (адъюнктуры), докторантуры. 
Первый показатель характеризует долю целевой подгруппы в общей численности приема лиц в аспирантуру (адъюнктуру) и отражает уровень вовлеченности предприятий и организаций реального сектора экономики в процесс формирования заказа на подготовку научных работников высшей квалификации. Второй показатель характеризует долю целевой подгруппы в общей численности выпуска лиц, прошедших подготовку по образовательным программам послевузовского образования, и отражает результативность послевузовского образования каждой ступени. 
Подпрограммой 7 «Развитие системы дополнительного образования взрослых» предусматривается решение задачи по совершенствованию содержания дополнительного образования взрослых в соответствии с потребностями отраслей экономики. 
Целевые показатели выполнения данной задачи: 
удельный вес обновленных образовательных стандартов специальностей переподготовки; 
удельный вес учреждений образования, реализующих образовательные программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в дистанционной форме получения образования. 
Эти показатели характеризуют эффективность мер, направленных на обеспечение соответствия содержания и формы реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых потребностям отраслей экономики. 
Задачей подпрограммы 8 «Развитие системы дополнительного образования детей и молодежи» является обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей и молодежи. 
Оценка выполнения мероприятий по данной задаче будет осуществляться в соответствии с показателем по охвату детей и молодежи дополнительным образованием, который характеризует достижения в сфере дополнительного образования детей и молодежи, формирование у учащихся социальных компетенций, гражданских установок, культуры здорового образа жизни, развитие творческих инициатив, обновление компетенций педагогических кадров, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию, а также создание современной инфраструктуры дополнительного образования детей и молодежи. 
Количественные характеристики решения поставленных задач в полной мере отражают результаты указанных мероприятий. 
Подпрограмма 9 «Обеспечение функционирования системы образования Республики Беларусь» направлена на решение комплексной задачи по созданию условий для устойчивого функционирования организаций системы Министерства образования в соответствии с их уставной деятельностью, включающей ряд следующих конкретных задач: 
организация проведения централизованного тестирования, разработка нормативного правового обеспечения и механизма его проведения, обеспечение участия Республики Беларусь в международной системе оценки образовательных достижений обучающихся (задача 1); 
разработка и обновление научно-методического обеспечения дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического и среднего специального образования (задача 2); 
информационно-аналитическое обеспечение функционирования отрасли образования, координация и выполнение работ в области информатизации системы образования (задача 3); 
обеспечение доступности, качества и эффективности детского отдыха и оздоровления, развитие инфраструктуры и обеспечение инновационного характера развития воспитательно-оздоровительных учреждений образования, учреждения образования «Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок» (задача 4); 
совершенствование работы социально-педагогических учреждений с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, признанными нуждающимися в государственной защите, а также детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (задача 5); 
обеспечение функционирования Национального центра усыновления в качестве центра по семейному устройству (задача 6); 
обеспечение гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на семейные формы воспитания (задача 7); 
обеспечение функционирования специальных учебно-воспитательных учреждений и специального лечебно-воспитательного учреждения (задача 8); 
обеспечение деятельности организаций, обеспечивающих создание условий для организации образовательного процесса в учреждениях образования (задача 9); 
проведение централизованных мероприятий, в том числе направленных на поддержку белорусскоязычного образования за рубежом (задача 10). 
Мероприятия по решению этих задач включают: 
экспертно-аналитическое, информационное, методическое и научное сопровождение программных мероприятий в международной системе оценки образовательных достижений обучающихся; 
разработку и обновление научно-методического обеспечения дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического и среднего специального образования; 
информационно-аналитическое обеспечение функционирования отрасли образования, координацию и выполнение работ в области информатизации системы образования; 
обеспечение доступности, качества и эффективности детского отдыха и оздоровления, развитие инфраструктуры и обеспечение инновационного характера развития воспитательно-оздоровительных учреждений образования, учреждения образования «Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок»; 
совершенствование работы социально-педагогических учреждений с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, признанными нуждающимися в государственной защите, а также детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; 
развитие семейных форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 
проведение централизованных мероприятий, в том числе направленных на поддержку белорусскоязычного образования за рубежом. 
Реализация мероприятий позволит: 
достичь запланированного уровня информационно-аналитического обеспечения процессов информатизации системы образования, актуализировать банк заданий для централизованного тестирования; 
обеспечить эффективность функционирования дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического и среднего специального образования; 
создать условия для организации образовательного процесса в учреждениях образования, оздоровления детей и учащейся молодежи, социальной реабилитации несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания; 
увеличить удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи, в общем числе детей указанной категории. 
Оценка выполнения мероприятий подпрограммы будет осуществляться в соответствии с целевым показателем, интегрально отражающим решение задачи подпрограммы, по доле фактически освоенных средств в общем объеме выделенного на реализацию подпрограммы финансирования. 
Задача подпрограммы 10 «Подготовка кадров для ядерной энергетики» – организация комплексной подготовки кадров для ядерной энергетики, обеспечивающей комплектацию отрасли квалифицированными кадрами, получение знаний и навыков, необходимых для строительства, наладки, ввода в эксплуатацию и безопасной эксплуатации атомной электростанции, обеспечения ядерной, радиационной и промышленной безопасности. 
Оценку эффективности подпрограммы целесообразно проводить по следующим целевым показателям: 
количество принятых на обучение по специальностям ядерной энергетики на І ступень высшего образования; 
количество принятых на обучение по специальностям ядерной энергетики на уровень среднего специального образования; 
количество подготовленных специалистов государственного предприятия «Белорусская АЭС» за рубежом. 
Подпрограмма 11 «Молодежная политика» направлена на решение задач по: 
формированию у молодежи активной гражданской позиции и патриотизма, ее вовлечению в активную общественную деятельность (задача 1); 
принятию дополнительных мер по формированию у молодежи позитивного отношения к традиционным семейным ценностям и ответственному родительству, ценностного отношения к здоровью, профилактике негативных явлений в молодежной среде (задача 2); 
повышению эффективности работы по профессиональной ориентации и организации занятости молодежи в свободное от учебы (основной работы) время, поддержке предпринимательской инициативы; развитию волонтерского (добровольческого) и студотрядовского движения (задача 3); 
оказанию поддержки социально значимым и общественным инициативам молодежи, органам ученического и студенческого самоуправления, активизации деятельности детских и молодежных общественных объединений (задача 4). 
Реализацию мероприятий, направленных на решение задачи 1, предлагается оценивать по показателю по удельному весу численности молодых людей, принимающих участие в мероприятиях гражданско-патриотической направленности. Данный показатель характеризует участие молодежи (разово или на постоянной основе) в мероприятиях, проводимых местными исполнительными и распорядительными органами власти, общественными объединениями. 
Реализацию мероприятий, направленных на решение задачи 2, характеризует целевой показатель по охвату молодых людей профилактическими акциями и мероприятиями. Рост данного показателя свидетельствует об увеличении интереса молодежи к мероприятиям данного направления, что характеризует эффективность принимаемых мер по решению поставленной задачи. 
Для оценки степени решения задачи 3 предлагаются следующие показатели: 
численность молодых людей, принимающих участие в работе студенческих отрядов; 
численность молодых людей, вовлеченных в волонтерское (добровольческое) движение. 
Положительная динамика (рост) обоих показателей свидетельствует об успешном выполнении задачи. 
Реализация задачи 4 позволит обеспечить увеличение количества молодых людей, активно участвующих в общественно-политической жизни учреждения образования, организации, региона. Предлагается оценивать его, используя показатель по численности молодых людей, вовлеченных в деятельность по развитию молодежного самоуправления (парламенты, студенческие и молодежные советы, советы молодых ученых и другое). 
Комплексы мероприятий по реализации Государственной программы в рамках каждой подпрограммы обеспечат: 
формирование гибкой, эффективной системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Республики Беларусь; 
развитие инфраструктуры образования и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность основного, специального и дополнительного образования; 
совершенствование содержания образования для достижения современного качества учебных результатов; 
формирование эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи. 
Указанные цели и задачи Государственной программы согласуются с основными приоритетами, определенными Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, и обеспечивают программно-целевое регулирование реализации государственной политики в сфере образования и молодежной политики. 
Достижение указанных индикативных показателей окажет значительный мультипликационный эффект на динамику инновационной активности в отраслях национальной экономики, позволит повысить уровень конкурентоспособности национальной экономики в целом, создаст условия для развития интеллектуального потенциала белорусского народа. 
Сведения о сводных целевых показателях, характеризующих цели Государственной программы, целевых показателях, характеризующих задачи подпрограмм, и их значениях представлены в приложении 1. 

ГЛАВА 4 
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И ПОДПРОГРАММ 

Финансовое обеспечение реализации Государственной программы согласно приложению 2 составляет 32 693 516 564,22 рубля, в том числе: 
средства республиканского бюджета – 4 928 285 243,7 рубля, из них средства республиканского централизованного инновационного фонда – 9 813 100 рублей; 
средства местных бюджетов – 25 294 611 141,37 рубля; 
средства от приносящей доходы деятельности – 2 368 606 226,25 рубля; 
иные источники – 102 013 952,9 рубля, из них средства займа Всемирного банка – 96 763 952,9 рубля, средства Европейской комиссии – 5 250 000 рублей. 
Финансовое обеспечение реализации подпрограмм составляет: 
подпрограммы 1 «Развитие системы дошкольного образования» – 6 570 435 743,77 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 25 318 915,63 рубля, местных бюджетов – 6 545 116 828,14 рубля; 
подпрограммы 2 «Развитие системы общего среднего образования» –13 119 717 051,23 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 243 996 086,23 рубля, местных бюджетов – 12 785 074 112,1 рубля, займа Всемирного банка – 90 646 852,9 рубля; 
подпрограммы 3 «Развитие системы специального образования» – 605 137 109,11 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 4 826 720,02 рубля, местных бюджетов – 600 310 389,09 рубля; 
подпрограммы 4 «Развитие системы профессионально-технического и среднего специального образования» – 3 558 525 524,64 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 952 914 506,72 рубля (из них средства республиканского централизованного инновационного фонда – 1 650 600 рублей), местных бюджетов – 2 236 540 292,52 рубля, средства от приносящей доходы деятельности – 369 070 725,4 рубля; 
подпрограммы 5 «Развитие системы высшего образования» – 5 013 979 314,96 рубля, в том числе средства республиканского бюджета –3 245 718 839,16 рубля (из них средства республиканского централизованного инновационного фонда – 8 162 500 рублей), средства от приносящей доходы деятельности – 1 768 260 475,8 рубля; 
подпрограммы 6 «Развитие системы послевузовского образования» – 76 643 693,68 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 69 307 586,91 рубля, средства от приносящей доходы деятельности – 7 336 106,77 рубля; 
подпрограммы 7 «Развитие системы дополнительного образования взрослых» – 504 782 343,99 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 196 448 564,1 рубля, местных бюджетов – 114 671 332,77 рубля, средства от приносящей доходы деятельности – 188 412 447,12 рубля, средства Европейской комиссии – 5 250 000 рублей; 
подпрограммы 8 «Развитие системы дополнительного образования детей и молодежи» – 1 544 360 441,68 рубля, в том числе республиканского бюджета – 34 595 088,35 рубля, местных бюджетов – 1 477 340 665,17 рубля, средства от приносящей доходы деятельности – 32 424 688,16 рубля; 
подпрограммы 9 «Обеспечение функционирования системы образования» – 1 663 901 447,93 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 122 426 191,75 рубля, местных бюджетов – 1 532 256 373,18 рубля, средства от приносящей доходы деятельности – 3 101 783 рубля, займа Всемирного банка – 6 117 100 рублей; 
подпрограммы 10 «Подготовка кадров для ядерной энергетики» – 20 731 797,3 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 20 731 797,3 рубля; 
подпрограммы 11 «Молодежная политика» – 15 302 095,93 рубля, из них средства республиканского бюджета – 12 000 947,53 рубля, местных бюджетов – 3 301 148,4 рубля. 
Объемы средств займа Всемирного банка и Европейской комиссии рассчитаны на 2016 год в соответствии с курсом доллара США, предусмотренным при формировании республиканского бюджета на 2016 год, на последующие годы – на основании макроэкономических параметров социально-экономического развития Республики Беларусь на 2017–2020 годы. 
Финансирование Государственной программы будет ежегодно уточняться в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов. 
Объемы средств республиканского централизованного инновационного фонда будут ежегодно уточняться в соответствии с законодательством. 

ГЛАВА 5 
ОСНОВНЫЕ РИСКИ, МЕХАНИЗМЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ И МЕРЫ ПО ИХ МИНИМИЗАЦИИ 

При реализации целей и задач Государственной программы предполагается осуществление мер, направленных на предотвращение негативного воздействия возможных рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов. 
Возможны следующие варианты (сценарии) развития системы образования в среднесрочной перспективе. 
Перспективы развития системы образования в предстоящем пятилетии будут зависеть от степени интенсивности экономического развития страны в целом, возможности изыскать дополнительные ресурсы для обеспечения качественного роста национальной системы образования, стратегии действий по решению поставленных перед системой образования задач, достижения объема финансирования системы образования не менее 6 процентов от валового внутреннего продукта. 
Сценарий развития системы образования в соответствии со сценарием развития страны, ориентированным на более высокие темпы и качество экономического роста, рассматривается в качестве целевого. 
В ходе разработки Государственной программы проработка возможного развития системы образования Республики Беларусь осуществлялась по целевому сценарию с учетом двух вариантов – при благоприятных и при неблагоприятных условиях социально-экономического развития страны, что связано с возможными расхождениями в объемах финансирования системы образования. 
Целевой сценарий развития системы образования при благоприятных условиях социально-экономического развития страны: на финансирование системы образования будет направляться не менее 5,2 процента от валового внутреннего продукта в год из всех источников финансирования. 
Целевой сценарий при неблагоприятных условиях социально-экономического развития страны исходит из достигнутого уровня финансирования системы образования, не превышающего 5,2 процента от валового внутреннего продукта в год. 
В случае отсутствия Государственной программы и финансирования ее мероприятий возможны следующие риски: недоступность для населения высококачественных услуг образования, невозможность осуществления подготовки квалифицированных конкурентоспособных рабочих и специалистов в соответствии с потребностью экономики и социальной сферы, уменьшение интеграции между производством, наукой и системами профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, ослабление кадрового потенциала учреждений образования, возникновение проблем в расширении структуры экспорта за счет привлечения на обучение граждан иностранных государств. 
При этом целевой сценарий развития системы образования независимо от сценария социально-экономического развития страны предполагает максимально возможное использование отраслевых внутренних источников развития. 
Конкретные риски, возможные при реализации каждой подпрограммы, и меры по их минимизации указаны в главах 7–17 Государственной программы. 
Обеспечению эффективного выполнения мероприятий Государственной программы, минимизации возможных неблагоприятных последствий совокупного риска призван содействовать комплекс мер по ее реализации с указанием конкретных сроков выполнения каждого из мероприятий. 

ГЛАВА 6 
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКА ЕЕ РАСЧЕТА 

Оценка эффективности выполнения Государственной программы проводится в целях оценки ее вклада в повышение качества и доступности образования, в развитие потенциала молодежи и ее вовлечение в общественно полезную деятельность, а также для обеспечения оперативной информацией о ходе и промежуточных результатах выполнения мероприятий Государственной программы. 
Результаты оценки эффективности используются для корректировки выполнения мероприятий Государственной программы. 
Оценка эффективности выполнения Программы проводится на основе расчета степени достижения планового значения целевого показателя как отношение значения целевого показателя, характеризующего задачи подпрограммы, фактически достигнутого на конец отчетного периода, к плановому значению целевого показателя, характеризующего задачи подпрограммы. 
На первом этапе оценивается эффективность реализации подпрограмм. 
Для оценки степени решения задач подпрограмм определяется степень достижения плановых значений каждого целевого показателя, характеризующего задачи подпрограммы. 
На втором этапе оценивается эффективность реализации Государственной программы, которая определяется с учетом степени достижения целей программы и эффективности реализации подпрограмм. 
Для оценки степени достижения целей Государственной программы определяется степень достижения плановых значений каждого сводного целевого показателя, характеризующего цели Государственной программы.