Дополнительное образование взрослых - вид дополнительного образования, направленный на профессиональное развитие личности слушателя, стажера, удовлетворение их познавательных потребностей, формирование у них компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.
Система дополнительного образования взрослых в Республике Беларусь является одним из важнейших факторов социально-экономического развития страны и представляет собой гибкую, мобильную и постоянно развивающуюся систему, решающую задачи по обеспечению различных отраслей профессиональными кадрами требуемого уровня квалификации, кадровой поддержки инновационных процессов, удовлетворения потребностей руководящих работников и специалистов в профессиональном совершенствовании.
Дополнительное образование взрослых включает реализацию 16 образовательных программ:
· повышения квалификации руководящих работников и специалистов;
· переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование;
· переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование;
· стажировки руководящих работников и специалистов;
· специальной подготовки, необходимой для занятия отдельных должностей служащих;
· повышения квалификации рабочих (служащих);
· переподготовки рабочих (служащих);
· профессиональной подготовки рабочих (служащих);
· подготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин;
· переподготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин;
· повышения квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин;
· обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов);
· курсов целевого назначения;
· совершенствования возможностей и способностей личности;
· подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь;
· репетиционного тестирования.
Перечень специальностей переподготовки корректируется с учетом требований организаций-заказчиков кадров. В 2022 году постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.03.2022 № 54 утвержден новый Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 011-2022 «Специальности и квалификации».
Отличительной особенностью системы дополнительного образования взрослых в Республике Беларусь в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании является включение в нее, наряду с учреждениями дополнительного образования, иных организаций, а также индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
В развитии системы дополнительного образования активную роль играют учреждения высшего образования Беларуси. На сегодняшний день в каждом вузе созданы институты и факультеты повышения квалификации и переподготовки кадров по профилю работы вуза.
Обучение руководителей и специалистов в системе повышения квалификации и переподготовки кадров осуществляется как на базе учреждений образования, так и непосредственно на производстве через различные формы, включая стажировку.
Для успешного развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров ведется работа по определению в каждой отрасли ведущих учреждений дополнительного образования взрослых, на которые возлагаются функции научного, учебно-методического и организационного обеспечения.
В Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2021 № 683, определена цель развития дополнительного образования взрослых – постоянное повышение качества непрерывного образования, обеспечение роста конкурентоспособности специалистов на рынке труда. Для реализации поставленной цели решаются задачи совершенствования системы дополнительного образования взрослых с учетом изменений, происходящих в обществе, и тенденций развития системы образовании Республики Беларусь, обеспечения соответствия содержания дополнительного образования взрослых требованиям потребителей и заказчиков образовательных услуг, обеспечения практико-ориентированного подхода при реализации образовательных программ повышения квалификации и переподготовки кадров, определения роли и места неформального образования.
В настоящее время обновляется правовая база системы дополнительного образования взрослых, образовательные стандарты переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, среднее специальное образование, ведется постоянный мониторинг потребностей заказчиков и потребителей образовательных услуг, представители заказчиков кадров привлекаются к оценке и реализации программ дополнительного образования взрослых.