Государственный герб Республики Беларусь

Министерство образования
Республики Беларусь

Образование во имя будущего страны
Опубликовано: 27.06.2024

Сегодня в БЕЛТА эксперты обсудили современные тенденции развития системы дошкольного образования, доступность, а также уделили внимание подготовке кадров и повышению квалификации педагогических работников.

Заместитель начальника главного управления общего среднего и дошкольного образования – начальник отдела дошкольного образования Министерства образования Альбина Давидович сообщила, что в 2023 году в стране функционировали 3750 учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в том числе непосредственно учреждений дошкольного образования – 2795, в которых получало дошкольное образование порядка 355,7 тыс. воспитанников.

Для обеспечения доступности дошкольного образования строятся новые детские сады, значительно обновляются уже существующие. Так, в прошлом году за счет строительства и реконструкции открыто 15 учреждений дошкольного образования на 3092 места. На сегодняшний день для юных белорусов гостеприимно открыли свои двери 2 учреждения на 460 мест в Минской и Могилевской областях (ГУО «Детский сад № 5 д.Копище» и «Детский сад № 86 г.Бобруйска»). Всего в 2024 году запланировано строительство 15 детских садов на 3550 мест.

Представитель ведомства напомнила, что родители могут узнать о наличии свободных мест в каждом конкретном детском саду из интерактивных карт, содержащих ссылки на все детские сады регионов и г.Минска, которые размещены не только на интернет-портале Министерства образования, но и на сайтах комитета по образованию Мингорисполкома, главных управлений образования (по образованию) облисполкомов.

Подробно начальник отдела дошкольного образования остановилась на вопросе «Как стать на очередь в детский сад?». Акцент – необходимо заранее начинать подготовку документов для постановки детей на учет в целях получения ими дошкольного образования и последующего определения ребенка в детский сад. К слову, многие родители делают это сразу после рождения ребенка, особенно в микрорайонах-новостройках, где активно ведется строительство жилого фонда.

Полная информация о том, как определить ребенка в детский сад, размещена на интернет-портале Министерства образования в разделе «Дошкольное образование» в рубрике «Родителям дошкольников».

Учебная программа дошкольного образования разработана с учетом требований Кодекса Республики Беларусь об образовании, образовательного стандарта дошкольного образования. Ключевой вектор – разностороннее развитие личности воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями. На основе разнообразного образовательного содержания педагогические работники учат ребят гуманному отношению к себе и окружающему миру, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, развивают стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Программа дошкольного образования является комплексной и ее содержание изложено с учетом основных направлений развития воспитанника, которые реализуются посредством содержания образовательных областей: «Физическая культура», «Ребенок и общество», «Элементарные математические представления», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Развiццё маўлення i культура маўленчых зносiн», «Подготовка к обучению грамоте», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Художественная литература».

Во время содержательного разговора речь шла также о внедрении и применении современных инновационных технологий в системе дошкольного образования, экспериментальной и инновационной деятельности. Отмечено, что в настоящее время учреждения дошкольного образования республики участвуют в реализации 4 экспериментальных и 9 инновационных проектах.

Тематика экспериментальных и инновационных проектов очень разнообразна. В числе рассматриваемых тем – апробация разноуровневого содержания образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности; внедрение модели формирования культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия; внедрение модели формирования культуры межличностного общения как фактора создания бесконфликтного пространства учреждения образования.

Альбина Давидович обратила внимание на важный аспект – очень важно, чтобы работа по патриотическому и гражданскому воспитанию велась с детьми дошкольного возраста в тесном взаимодействии с семьями воспитанников.

Для педагогических работников обновлено содержание раздела «Социально-нравственное и личностное развитие». На занятиях в детском саду ребят знакомят с основами гражданско-патриотической культуры.

В числе перспективных задач, стоящих перед системой дошкольного образования – создание условий для равного доступа к качественному дошкольному образованию, разностороннего развития и социализации детей дошкольного возраста, формирования у них функциональной грамотности.

Таким образом, подчеркнуто: на уровне дошкольного образования осуществляется полноценный образовательный процесс.

Пресс-центр Министерства образования.
Вернуться к списку новостей