Государственный герб Республики Беларусь

Министерство образования
Республики Беларусь

Образование во имя будущего страны
Опубликовано: 10.03.2023

Гражданско-патриотическое воспитание является очень важным и значимым компонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармонической личности. Воспитание гражданина – одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения. Главной фигурой в динамично меняющемся мире становится человек с системным глобальным мышлением, основами научного мировоззрения, национального самосознания.

Задача педагогов и наставников – создать условия для формирования у молодежи тех духовных ценностей, которые будут определять модель жизненного поведения в будущем, привить уважение и искренний интерес к изучению и сохранению историко-культурного наследия своей Родины, достижений своих предков. Особое внимание уделяется сохранению исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны. Участвуя в поисковых отрядах, занимаясь в военно-патриотических клубах, ребята исследуют военную историю родного края, приобщаются к великому подвигу белорусского народа и равняются на лучших его представителей.

Обсуждая приоритетные направления деятельности учреждений образования по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи, эксперты отмечают, что в каждом регионе есть своя особенность проведения тех или иных мероприятий патриотической направленности.

Так, по мнению начальника главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Виктора Довнара такие мероприятия становятся определенными брендами своих районов. Сейчас, например, новым и интересным направлением стали конкурсы знаменных групп, в которых учащиеся демонстрируют знания на тему государственных символов и исторических событий.

Два года в Беларуси ведется активная работа по созданию и развитию военно-патриотических клубов. Министерством образования совместно с МВД разработаны и утверждены типовые положения о военно-патриотических клубах и программа их деятельности. На территории войсковых частей МВД сегодня действуют 18 военно-патриотических клубов с охватом более 1,5 тыс. человек. Также создано 11 клубов при воинских частях Министерства обороны с охватом более 500 детей. И эта работа продолжается – клубы создаются и при МЧС.

Также в положения о кадетском училище и суворовском училище внесены изменения, предусматривающие возможность льготного поступления воспитанников таких клубов на специальности военного профиля. «Это определенный прорыв и воспитательный момент по патриотическому воспитанию среди нашей молодежи», – убежден Виктор Довнар.

Кроме того, в учреждениях образования функционирует 755 объединений по интересам военно-патриотического профиля с общим охватом более 11 тыс. воспитанников. Еще одно направление воспитательной деятельности – музеи. На сегодняшний момент в учреждениях образования страны существует 1424 музея, в том числе 209 - военно-исторического профиля. В 30 учреждениях образования страны созданы музеи и музейные экспозиции, которые освещают военные события в Афганистане. В 2011 учреждениях образования созданы экспозиции, посвященные жертвам геноцида белорусского народа.

Важное направление воспитательной работы с молодежью – поисковая деятельность. В стране в учреждениях общего среднего образования создано 520 поисковых объединений, в которых занимаются более 5 тыс. учащихся.

В целях воспитания у молодежи уважения к государственности, бережного отношения к традициям по инициативе Министерства образования проводится большое количество мероприятий, в том числе в рамках программы патриотического воспитания населения Беларуси на 2022-2025 годы. Так, в 2022 году большинство мероприятий были инициированы самой молодежью. Это и трудовая акция «Беларусь помнит каждого» по благоустройству мемориального комплекса «Хатынь», молодежная стройка «Кладбища деревень», студенческие дни «Я Беларусью дорожу».

В 2023 году продолжением Года исторической памяти стал Год мира и созидания. Учреждениями образования запланировано достаточно много мероприятий.

По словам заместителя начальника управления воспитательной и идеологической работы Национального института образования Юрия Емельяненко важным аспектом формирования гражданственности и патриотизма у школьников является использование на уроках материалов уголовного дела по расследованию фактов геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

В 1-4-х классах на уроках литературного чтения учащиеся читают тексты о событиях Великой Отечественной войны, в список произведений для внеклассного чтения включены книги на военную тему, например, книга «Ніколі не забудзем».

При изучении учебного предмета «Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь» учащиеся 4-го класса узнают о событиях, произошедших в 1943 году в Хатыни, о немецком концлагере для детей в поселке Красный Берег.

Системно вопросы, связанные с геноцидом белорусского народа, изучаются в 9-х и 11-х классах на уроках истории Беларуси. Исторические сведения дополняются изучением литературных произведений, посвященных теме Великой Отечественной войны, на уроках по учебным предметам «Белорусская литература» и «Русская литература» в 5-11-х классах.

Актуальной является информация о том, что к 80-летию трагических событий в учреждениях общего среднего образования будет проведен единый урок «О чем звонят колокола Хатыни». Кроме того, пройдет урок памяти «Нам этот мир завещано беречь», посвященный 78-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

«Уверен, что совместная работа ведомства и педагогов воспитает в сердцах наших детей любовь к родной стране», – подытожил Виктор Довнар.

Пресс-центр Министерства образования.
Вернуться к списку новостей