Государственный герб Республики Беларусь

Министерство образования
Республики Беларусь

Образование во имя будущего страны
Опубликовано: 16.03.2023

Фото Александра Хитрова, БЕЛТАСегодня в Полоцке состоялось выездное заседание консультативного совета при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь по вопросам социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития под руководством Председателя Натальи Кочановой.

В работе также приняли участие Министр образования Андрей Иванец, члены консультативного совета, представители Министерства образования, педагогическая общественность Полоцкого района.

Перед началом пленарного заседания участники посетили ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Полоцкого района» и ГУО «Средняя школа №18 имени Евфросинии Полоцкой г. Полоцка», ознакомились с материально-технической базой учреждений, условиями образовательного процесса.

Сегодня система специального образования – это 237 учреждений специального образования. Из них: 141 центр коррекционно-развивающего обучения реабилитации; 48 специальных детских садов; 48 специальных школ, специальных школ-интернатов.

«Количество специальных школ и школ-интернатов за последние двадцать лет сократилось в два раза. Вместе с тем, мы не можем отказаться от их существования, так как в них обучаются дети, нуждающиеся в особых условиях обучения и воспитания. Сегодня мы должны работать над повышением качества жизни детей с особыми потребностями в обучении и воспитании», – сообщил Министр образования.

Отмечено, что за последние годы в том числе и на уровне межведомственного взаимодействия, сделано немало. Усилия были направлены на реализацию одного из основных принципов государственной политики в сфере образования – принципа инклюзии в образовании. Сейчас в системе образования трудятся около 418 тыс. педагогов, около 40 тыс. из них реализуют образовательный процесс в учреждениях специального образования и в условиях интегрированного обучения и воспитания, оказывают коррекционно-педагогическую помощь детям с легкими нарушениями развития, при этом 11,9 тыс. чел. из них – это учителя-дефектологи, которые непосредственно осуществляют обучение и воспитание детей с ОПФР.

Подготовка учителей-дефектологов осуществляется на базе 6 учреждений высшего образования, основным из которых уже много лет остается Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка.

В выступлении директора Института инклюзивного образования БГПУ им. М.Танка Веры Хитрюк акцент сделан на том, что фокус внимания в подготовке учителя-дефектолога в настоящее время смещен с фиксации «дефицитов» ребенка – к выявлению его «сильных» сторон, созданию условий развития его личности и функциональных возможностей.

Чтобы обеспечить возможность сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в 2016 году по инициативе Министерства образования были внесены изменения в квалификационные характеристики должностей «воспитатель дошкольного образования» и «воспитатель». Данные специалисты (около 1,8 тыс. штатных единиц) организуют деятельность ребенка на учебном занятии, оказывают ему помощь в соблюдении распорядка дня, режима занятий, взаимодействии со сверстниками и пр.

С 2022 года впервые их подготовка по новой специальности среднего специального образования «Педагогическое сопровождение» (квалификация «Воспитатель») организована в Минском городском педагогическом колледже, Волковысском колледже.

По информации первого заместителя председателя комитета по образованию Мингорисполкома Людмилы Борисенко вопросы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития находятся под пристальным вниманием Мингорисполкома, рассматриваются на заседаниях координационного совета по делам инвалидов, межведомственных совещаниях, оперативных совещаниях, коллегиях.

Среди других важных аспектов – родители детей c ОПФР являются не только полноправными участниками образовательного процесса, принимающими решение о выборе образовательного маршрута для своего ребенка, но и становятся своего рода помощниками, проводниками для системы образования в поиске оптимальных условий для получения образования и удовлетворения образовательных потребностей ребенка и его семьи.

Остается актуальной и необходимость совершенствования системы межведомственного взаимодействия, что позволит обеспечить непрерывность и преемственность оказания помощи детям с особыми образовательными потребностями и их семьям.

Участники мероприятия едины в убеждении: необходимо и дальше качественно решать задачи по обеспечению реализации права каждого гражданина на образование, независимо от наличия нарушений, их вида и степени выраженности.

Пресс-центр Министерства образования.
Вернуться к списку новостей