Министерство образования
Республики Беларусь

Образование во имя будущего страны

Состоялся республиканский семинар, посвященный перспективным направлениям развития системы среднего специального образования

Опубликовано: 28.05.2019

БГУИР

Министр образования Республики Беларусь И.В. Карпенко посетил ресурсный центр Минского радиотехнического колледжа – филиала БГУИР и выступил с докладом перед участниками республиканского семинара, проходившего на базе Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники.

280519_3.jpg

Обращаясь к директорам учреждений среднего специального образования Республики Беларусь, Министр образования особое внимание уделил вопросам качественной подготовки специалистов для всех секторов экономики. Он акцентировал внимание присутствующих на том, что в Концептуальных подходах к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года определены основные направления развития среднего специального образования, которые предусматривают приведение в соответствие системы подготовки кадров и запросов рынка труда, совершенствование механизмов взаимодействия с заказчиками кадров, повышение привлекательности и качества профессионального образования, его масштабную информатизацию.

Сегодня для всех секторов экономики осуществляется подготовка рабочих и специалистов со средним специальным образованием в профессионально-технических колледжах, государственных и частных колледжах, университетах, академиях.

Ежегодно около 17 процентов выпускников 9-х классов и более 22 процентов выпускников 11-х классов белорусских школ поступают на уровень среднего специального образования. Выпускается на рынок труда около 35,0 тысяч специалистов и рабочих со средним специальным образованием. Более половины это обучающиеся за счет средств бюджета, на дневной форме обучения, подлежащие распределению. Так в 2018 году в соответствии с полученной специальностью и присвоенной квалификацией распределено 18,2 тысяч выпускников с дипломами о среднем специальном образовании на основании заявок и заключенных с организациями-заказчиками кадров договоров о взаимодействии.

Структура приема на уровень среднего специального образования, включающая в настоящее время 155 специальностей, находится в постоянном обновлении с учетом потребности организаций-заказчиков кадров и социального запроса населения. Традиционно самая большая доля приема и выпуска специалистов сохраняется за техническими, технологическими, сельскохозяйственными, медицинскими специальностями.

Одной из главных задач развития системы среднего специального образования является формирование профессионально-трудовой культуры и социально-личностных компетенций молодежи, формирование гражданской позиции, лидерских и управленческих навыков.

Более 64 процентов учащихся ССО вовлечены в деятельность объединений по интересам различных направлений, активно участвуют в волонтерском движении, многие из них включены в банк одаренной молодежи.

В 15-17-летнем возрасте молодые люди приходят в колледж не только осваивать специальность, они приобретают навыки в системе социально-профессиональных отношений. Здесь формируется культура труда, да и общая культура учащегося. Особое внимание следует уделять популяризации здорового образа жизни. Здоровая нация это залог устойчивого развития экономики. Эффективность спортивно-оздоровительной работы в образовании зависит не только от педагога, но и от условий созданных в каждом учреждении.

Традиционно в процессе взаимодействия с организациями-заказчиками кадров обновляется перечень специальностей. За последние 5 лет открыта подготовка специалистов по 10 новым специальностям. В основном, это технические специальности, образовательные стандарты по которым разработаны в соответствии с последними достижениями в технике и технологиях с учетом международных стандартов WorldSkills. В тоже время, открывать новые специальности необходимо в тех учреждениях, где материально-техническая база максимально соответствует профилю, а педагогические кадры способны в короткий срок разработать учебно-методическое обеспечение с привлечением заказчиков-кадров. Тогда открытие специальности и качество подготовки кадров будет соответствовать поставленным целям: обеспечить народно-хозяйственный комплекс высококвалифицированными кадрами.

С целью привлечения в профессиональное образование мотивированной молодежи в республике проделана значительная работа по развитию движения WorldSkills. Конкурс позволил консолидировать интересы предприятий реального сектора экономики и учреждений образования в вопросах повышения качества подготовки кадров.

В 2018 году проведен уже третий Республиканский конкурс профессионального мастерства. В процесс его организации активно включились все регионы страны, благодаря системной работе управлений образования мероприятие приобрело масштаб, получило положительный общественный резонанс.

Учащиеся колледжей принимают самое активное участие в движении WorldSkills во всех компетенциях. Так в состав Национальной команды для участия в мировом чемпионате в Казани включено 35 конкурсантов. 20 из них, учащиеся колледжей, среди экспертов, имеющих международный статус – 12 работники учреждений среднего специального образования.

Пресс-центр Министерства образования.
Вернуться к списку новостей