Государственный герб Республики Беларусь




Министерство образования
Республики Беларусь


Образование во имя будущего страны


Об итогах совещания по вопросу об организации трудового обучения с участием Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Жарко В.И.

Опубликовано: 26.10.2017

25 октября 2017 г. в Министерстве образования с участием Вице-премьера В.И.Жарко, Министра образования И.В.Карпенко, заместителя Министра финансов Селиверстова Ю.М., представителей органов управления образованием, учреждений образования областей и г.Минска обсуждался вопрос организации трудового обучения и воспитания учащихся в учреждениях общего среднего образования.

В.И.Жарко отметил: ”Нам необходимо повышать качество трудового обучения и воспитания в школе. Такую задачу поставил перед системой образования Глава государства на Республиканском педагогическом совете. Пути решения этой задачи мы с вами должны сегодня конкретно обсудить. Я считаю, что на сегодняшний день трудовое воспитание потеряно. Тех учебных часов в базовой школе, которые есть на сегодняшний день, явно недостаточно. Не говоря уже про 10-11 классы – где эти часы на трудовое обучение вообще не предусмотрены. В Кодексе об образовании тоже не прописано трудовое обучение в старших классах. Этот вопрос надо продумать. Что касается содержания учебного предмета ”Трудовое обучение“, то оно должно быть максимально практикоориентированным и не отставать от жизни“.

Долгое время такую возможность предоставляли межшкольные учебно-производственные комбинаты (в 2000 г. более 80 процентов школьников получали профессиональную подготовку в УПК). Выпускник получал квалификацию рабочего, свидетельство и имел возможность работать по профессии. На данный момент в ряде регионов межшкольные учебно-производственные комбинаты оптимизированы или реорганизованы и переданы в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования, где открыты отделения допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки. А где-то они просто закрылись.

”Но все ли желающие учащиеся 10-11 классов сегодня имеют возможность и условия получить начальную профессиональную подготовку? Достаточно ли часов для получения учащимися профессиональных навыков на должном уровне? – поинтересовался В.И.Жарко и констатировал, что около 70 процентов старшеклассников сегодня трудовым обучением не охвачены, в то время как в 1990-2000 годах такую профподготовку получали более 80 процентов учащихся. Как видим снижение очевидное“.

В Министерстве образования считают необходимым взять на особый контроль также использование часов общественно полезного труда для осуществления профориентационной работы с учащимися с учетом реальных возможностей учреждения образования, запросов учащихся, потребностей рынка труда, востребованности профессий.
Министерством образования совместно с Министерством финансов, руководителями учреждений образования будут проработаны вопросы организации трудового обучения и воспитания в старших классах и приняты соответствующие решения. Старшеклассникам предоставят расширенные возможности профессиональной подготовки по ряду профессий. Для этого задействуют необходимые ресурсы, в том числе и базу профессионально-технических учреждений.

Пресс-центр Министерства образования.
Вернуться к списку новостей