Государственный герб Республики Беларусь


Министерство образования
Республики Беларусь


Образование во имя будущего страны

На повестке дня – актуальные вопросы развития высшего образования

Опубликовано: 15.02.2022

фото ГГУ имени Ф. Скорины

Сегодня в УО «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» состоялось совещание Министра образования Республики Беларусь Андрея Ивановича Иванца с руководителями учреждений высшего образования, на котором обсуждались актуальные вопросы развития системы образования.

В своем выступлении Министр образования А.И.Иванец остановился на ключевых аспектах и задачах, которые сегодня стоят перед высшей школой. Первое, на что обратил внимание глава ведомства: с принятием новой редакции Кодекса об образовании, серьезные изменения ожидают и высшую школу: «Совсем скоро мы приступим к вступительной экзаменационной кампании. И здесь уже организована разработка плана мероприятий по реализации норм Указа Президента Республики Беларусь, которые отражены в новых Правилах приема в вузы и ссузы». Андрей Иванович отметил, что проект Указа Главы государства о проведении вступительной кампании в 2022 году уже согласован со всеми заинтересованными, прошел экспертизу.

Министр образования обратил внимание, что главная задача в вузах – это подготовка кадров для отраслей экономики. Важно, чтобы специалисты, которых выпускают вузы, соответствовали не столько сегодняшним реалиям, сколько задачам на перспективу. «Мы видим, что сегодня реальный сектор экономики трансформируется очень серьезно, развивается Индустрия 4.0, информационные технологии, фармацевтика и биотехнологии выходят на первые роли, потому подготовка кадров – это одна из актуальных задач.

Конечно, очень важно учитывать, что IT-сектор, повсеместная цифровизация всех отраслей экономики вносят соответствующие коррективы в подготовку студентов.

Второй момент – содержание образовательных программ высшего образования. Здесь мы не должны гнаться за цифрами. Надо посмотреть, что сегодня действительно востребовано студентами. Если мы хотим их научить тому, что будет востребовано в последующей их профессиональной жизни, то надо готовить действительно квалифицированных специалистов», – сказал Министр.

Третье. Кадры высшей научной квалификации – это задача проведения эффективной кадровой работы. Кадровая политика стоит в приоритете всех наших учебных заведений. Здесь очень важно, чтобы те люди, которые сегодня приходят в систему образования, особенно, в высшую сферу, были не только высокопрофессиональными специалистами, но и нацелены на решение государственных задач, которые стоят перед обществом и государством.

Еще один аспект, на который обратил внимание глава ведомства – это позиции вузов в международных образовательных рейтингах. Он отметил, что у нас здесь есть определенные успехи. К тому же по международным рейтингам определяется эффективность работы нашей системы высшего образования. Это, в том числе, и привлекательность наших вузов для иностранных граждан. Но это не должно стать самоцелью.

Еще один пункт выступления Министра касался реализации проекта «Цифровой университет», который направлен на развитие трех основных компонентов в учреждениях высшего образования по совершенствованию инфраструктуры, инструментов доступа к информационным ресурсам, расширению и применению информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, цифровизацию процессов управления университетом.

фото ГГУ имени Ф. Скорины

На совещании также обсудили вопросы, связанные с реализацией в учреждениях высшего образования проекта «Университет 3.0». Этот проект направлен на формирование у студентов компетенций, навыков, необходимых при ведении инновационной, предпринимательской деятельности, научно-исследовательской базы. В настоящее время «Университет 3.0» реализуют 12 учреждений высшего образования.

Очень важный аспект, который затронули на встрече, – для обеспечения полного инновационного цикла прикладных исследований и разработок по созданию инновационных предприятий, организаций, производств, новой наукоемкой высокотехнологичной продукции сформирована и продолжает развиваться сеть инновационных подразделений. Так, сегодня в структуре высших учебных заведений в проекте «Университет 3.0» действуют 33 отраслевых лаборатории, функционируют 6 научно-технологических парков, 3 центра трансфера технологий.

Сегодня надо понимать, что реальный сектор экономики имеет запрос на технологии «под ключ». И здесь работа технопарков, отраслевых лабораторий является главным связующим звеном между учеными и производственниками.

Подводя итог встречи, А.И.Иванец обратил внимание руководителей учреждений высшего образования, что профориентационная работа с абитуриентами, с наиболее талантливыми, способными выпускниками должна быть на системной основе. А социокультурная деятельность университетов должна стать основой воспитательной работы со студентами.

В фокусе обсуждения был вопрос по подготовке к Республиканскому референдуму 2022 года.

Пресс-центр Министерства образования.
Вернуться к списку новостей