Министерство образования
Республики Беларусь

Образование во имя будущего страны

Исследование PISA-2018: работа на ближайшую перспективу

Опубликовано: 04.12.2019

Участие в исследовании PISA-2018 позволяет определить ряд задач, над которыми нам предстоит работать в ближайшей перспективе.
Вчера в Париже были презентованы итоги исследования PISA.
В 2018 году в нем участвовали 79 стран. Из них шесть — Беларусь, Босния и Герцоговина, Бруней, Марокко, Филиппины, Саудовская Аравия и Украина — делали это впервые.
В апреле-мае 2018 года 15-летние подростки из Беларуси прошли тестирование, которое позволило оценить их читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность. Результаты получились выше среднего общемирового значения.
Сегодня на базе Академии последипломного образования состоялся семинар: «Функциональная грамотность белорусских учащихся в свете исследования PISA-2018: результаты и перспективы», на котором были проанализированы результаты исследования и поставлены задачи перед системой образования на ближайшее будущее. В работе семинара приняли участие министр образования Республики Беларусь И.В.Карпенко, специалист-аналитик Департамента по вопросам образования ОЭСР, доктор философии Альфонсо Эчезарра, директор Республиканского института контроля знаний, национальный менеджер проекта PISA в Республике Беларусь, кандидат физико-математических наук, доцент Ю.И.Миксюк, руководители областных, районных и г.Минска управлений образования.
По мнению директора Республиканского института контроля знаний Юрия Миксюка, все учреждения образования Беларуси показали хороший результат. Среди лидеров — ученики белорусских гимназий и лицеев: их баллы сопоставимы с баллами сверстников из Китая, Сингапура и Эстонии, которые оказались на верхних строчках рейтинга. Он отметил: «С этого момента система образования Республики Беларусь зафиксирована в системе координат мировой и ОЭСР. Хотел бы призвать нас всех проводить критику недостатков, которые мы замечаем, более конструктивно. Тот результат, который мы получили и еще проанализируем, позволит нам найти лучшее, что есть у лидеров, данное исследование поможет белорусской школе более точно определить проблемные моменты и начать их решать».
Республика Беларусь входит в группу 30 наиболее развитых стран по индексу человеческого развития по показателям в сфере образования. По показателю «Ожидаемая продолжительность обучения» Беларусь имеет значение 15,5 лет и занимает 29 место среди 189 стран, по показателю «Средняя продолжительность обучения» – 12,3 года, что соответствует 11 месту.
«Участие Республики Беларусь в международном сравнительном исследовании PISA-2018 является актуальным для нашей страны в свете совершенствования содержания и механизмов независимой оценки качества образования на всех уровнях. Результаты данного исследования позволят сверить нашу образовательную практику с лучшими мировыми наработками, применить современные международные подходы к оценке качества образования. Проведя в ближайшие месяцы глубокий научный анализ полученных результатов, мы должны принять взвешенные решения по дальнейшему развитию общего среднего образования, к обязательности которого мы запланировали перейти, включив соответствующую норму в новую редакцию Кодекса об образовании», – заявил на семинаре И.В.Карпенко.
Он отметил: «Сегодня можно констатировать, что в Республике Беларусь сформирована комплексная система оценки качества образования, включающая оценивание в классе, выпускные и вступительные экзамены, системные исследования качества образования (республиканский мониторинг), проведение республиканских контрольных работ, аттестационных экспертных процедур (лицензирование, аккредитация, аттестация учреждений образования), экспертизу и опытную проверку учебных изданий и др.
У нас в стране принято широкое понимание качества образования. Это не только высокий балл аттестата. Система образования является институтом социализации молодых людей, формирует их мировоззрение и личностное развитие. Качество образования – это прежде всего успешно устроенный в жизни человек, его мировоззренческий стержень и активная гражданская позиция. Поэтому для характеристики образовательных достижений учащихся мы используем не только уровень предметных знаний, но и такие показатели, как сформированность личностных качеств, ключевых компетенций, необходимых человеку XXI века (умение критически мыслить, способность к взаимодействию и коммуникации, творческий подход к делу), мотивация к дальнейшему образованию и т.д».
В рамках проекта «Модернизация системы образования Республики Беларусь» будет проведено расширенное изучение результатов PISA-2018. На этой основе в первой половине 2020 года будут разработаны рекомендации по совершенствованию качества образования. Эти рекомендации предстоит использовать для повышения компетентности педагогов в области применения эффективных образовательных методик и технологий, а также компетентности руководителей системы образования в сфере управления качеством образования.
Одной из важнейших задач на ближайшее будущее является формирование в республике высокопрофессионального экспертного потенциала в области оценки качества образования. Важную роль в решении этой задачи играет расширяющееся международное сотрудничество, изучение опыта различных стран, привлечение признанных международных экспертов, сотрудничество с международными организациями. Соответствующая задача сформулирована в одном из компонентов проекта «Модернизация системы образования Республики Беларусь».
«Хочу сделать еще один акцент на результатах участия в PISA-2018. Учащиеся гимназий и лицеев показали результаты на уровне своих сверстников из Китая и Сингапура. А это подтверждает правильность принятого нами решения о предоставлении возможности обычным средним школам так же, как и гимназиям, изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне начиная уже со второй ступени общего среднего образования. Именно предоставление равных возможностей всем без исключения учащимся (и в городской, и в сельской местности) в будущем даст положительный результат», – сказал министр.
В этом же направлении, развивая исследовательские умения учащихся, через реализацию конкретных проектов будет функционировать Национальный детский технопарк.
Таким образом, качество образования, отвечающее потребностям развития личности, общества и устойчивому развитию нашей страны, будет обеспечено через обновление научно-методического обеспечения образовательного процесса, подготовку и повышение квалификации педагогических кадров, совершенствование экспертного потенциала, грамотные управленческие решения.

Пресс-центр Министерства образования.
Вернуться к списку новостей