Выберите шрифт: ArialTimes New Roman

Интервал между буквами: СтандартныйСреднийБольшой

Типичные нарушения законодательства об образовании

По результатам проверок, мониторингов и иных контрольно-аналитических мероприятий следует выделить следующие характерные нарушения законодательства об образовании, допускаемые субъектами хозяйствования частной формы собственности (далее – субъекты), в рамках оказания образовательных услуг:

субъекты продолжают организовывать работу «мини-детских садов» и (или) групп кратковременного пребывания детей (с 2-ух лет, проведением занятий (развитие речи, рисование, математика, окружающий мир, подготовка к школе и т.п.), а также предоставлением питания;

не выполняются требования части второй статьи 26 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании),
а именно, субъекты хозяйствования, как иные организации, осуществляющие образовательную деятельность, не уведомляют структурные подразделения об осуществлении на территории административно-территориальной единицы образовательной деятельности;

Справочно:

Иные организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, уведомляют местные исполнительные и распорядительные органы, осуществляющие контроль за обеспечением качества образования, по месту их нахождения об осуществлении и прекращении осуществления ими образовательной деятельности, кроме лицензируемой деятельности, образовательной деятельности при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых, указанных в подпунктах 1.2 и 1.3 пункта 1 статьи 252  Кодекса об образовании.

Ответственность за непредставление сведений, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, предусмотрена статьей 24.11 КоАП.

в уставах субъектов не указан порядок организации образовательного и воспитательного процессов, что не соответствует пункту 5 Правил безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, утвержденных постановлением Министерством образования Республики Беларусь от 03.08.2022 № 227;

Справочно:

5. Учреждения, на базе которых реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, действуют на основании устава, в котором указывается порядок организации образовательного, воспитательного процессов.

Согласно пункта 2 Правил безопасности, - настоящие Правила распространяются на обучающихся, осваивающих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, а также в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего среднего образования, учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, учреждениях высшего образования, учреждениях специального образования, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, социально-педагогических учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, иных организациях (далее - учреждения, на базе которых реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи).

не выполняются требования пункта 4 статьи 51 Кодекса об образовании. Так, в отношении лиц, принимаемых на работу на должности педагогических работников, при заключении гражданско-правового договора на осуществление педагогической деятельности, не осуществляются запросы из единого государственного банка данных о правонарушениях;

Справочно:

При приеме на работу на должности педагогических работников, заключении гражданско-правового договора на осуществление педагогической деятельности иная организация, осуществляющая образовательную деятельность, которые заключают гражданско-правовые договоры на осуществление педагогической деятельности, наниматель, обязаны запрашивать в отношении лиц, с которыми они заключают соответствующий договор, из единого государственного банка данных о правонарушениях сведения о неснятой и непогашенной судимости, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, – о совершенных ими преступлениях вне зависимости от снятия или погашения судимости либо прекращения уголовного преследования по основаниям, предусмотренным пунктами 3 или 4 части первой статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.

не выполняются требования к порядку зачисления (статьи 58 и 59 Кодекса об образовании) и отчисления обучающихся (пункт 1 статьи 68 Кодекса об образовании), выдаче документов об обучении (статьи 91 и 93 Кодекса об образовании (при реализации образовательной программы обучающих курсов). Как пример, порядок оказания платных услуг, а также взаимные права, обязанности и порядок взаимоотношений определяются публичным договором, что не соответствует положениям подпункта 2.7. пункта 2 статьи 59 Кодекса об образовании

Справочно:

Типовая форма договора об оказании услуг при реализации образовательных программ на платной основе установлена в приложении 10 постановления Минобразования от 09.09.2022 № 297 «О типовых формах договоров в сфере образования». Несоответствие заключенного договора утвержденной форме нарушает права физического (обучающегося или его законного представителя) как потребителя услуги, что может повлечь ответственность в силу положений главы 4 «Защита прав потребителя при выполнении работ (оказании услуг)» Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». В силу части первой статьи 13.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) нарушение законодательства о торговле и общественном питании, оказании услуг населению влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин

программы объедения по интересам не согласовываются со структурными подразделениями, что не соответствует положениям части четвертой пункта 7 статьи 235 Кодекса об образовании;

Справочно:

Программы объединений по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины утверждаются руководителем учреждения образования, иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, по согласованию с его учредителем (для государственных учреждений образования), со структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования по месту реализации образовательной программы (для частных учреждений образования и иных организаций), в порядке, определяемом Министерством образования.

Порядок согласования иными организациями программ объединений по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины определен пунктом 38 Положения об учреждении дополнительного образования детей и молодежи.

не выполняются положения, предусмотренные статьями 17 и 87 Кодекса об образовании, в части планирования и организации воспитательной работы с обучающимися, осваивающими содержание образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и образовательной программы дополнительного образования взрослых. Указанная документация субъектами не ведется;

субъектами не создаются комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника, что не соответствует части второй пункта 1 статьи 35 Кодекса об образовании;

Справочно:

Комиссия по разрешению конфликта интересов педагогического работника создается в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организации, у индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность.

не выполняются требования, предусмотренные подпунктами 3.3. пункта 3 статьи 35 Кодекса об образовании, в части соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.