Государственный герб Республики Беларусь

Міністэрства адукацыі
Рэспублікі Беларусь

Адукацыя дзеля будучыні краіны
Апублікавана: 30.01.2024


Дальнейший поиск механизмов взаимодействия между министерствами образования, здравоохранения, труда и социальной защиты рассмотрели сегодня участники республиканского межведомственного семинара-совещания по актуальным вопросам профессионального обучения лиц с особенностями психофизического развития и их дальнейшего трудоустройства

Целевая аудитория – руководство и специалисты Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты; руководители предприятий г.Минска, на которых работают выпускники учреждений среднего специального образования из числа лиц с особенностями психофизического развития; начальники и специалисты главных управлений образования (по образованию) облисполкомов, председатель комитета по образованию Мингорисполкома; руководители специальных школ, специальных школ-интернатов, областных (Минского городского) центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; руководители учреждений среднего специального образования.

Также в числе участников – представители Республиканского института профессионального образования, общественных объединений «Белорусское общество глухих», «Белорусское товарищество инвалидов по зрению», «Даун. Синдром. Инклюзия».

Выступая на пленарном заседании Министр образования Андрей Иванец обозначил актуальность проведения республиканского межведомственного семинара-совещания: «Сегодня в нашей стране в полном объеме реализуется принцип социального государства по поддержке и созданию необходимых условий как для получения образования, так и последующего профессионального становления, трудоустройстве тех ребят, которые нуждаются в особых потребностях. Именно поэтому мы пригласили достаточно широкий круг участников, которые представлены не только системой образования, но и всех специалистов, причастных к каждому нашему ребенку с особенностями и особенными образовательными потребностями».

Отмечено, что к сожалению, ежегодно пополняется банк данных детей с особенностями психофизического развития. Фактически, каждый десятый ребенок в возрасте до 18 лет относится к группе ребят, имеющих особые образовательные потребности. И в этом ключе, заложенный в Кодексе об образовании принцип инклюзивного образования, обеспечивающий равный доступ к получению образования всем детям – является не исключением, а ежедневной работой всех неравнодушных специалистов.

При Совете Республики под председательством Натальи Кочановой создан Координационный совет, который занимается вопросами адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития.

Министр образования сделал акцент на ключевых задачах, требующих первоочередного внимания и ежедневной кропотливой работы.

Так, несмотря на то, что в Беларуси на протяжении полутора лет реализуется межведомственная Дорожная карта между министерствами здравоохранения, труда и социальной защиты и образования, есть ряд серьезных моментов, требующих оперативного решения в плане раннего выявления детей с особенностями психофизического развития. Важны этапы передачи детей из детского дошкольного учреждения образования в школу, образовательные маршруты.

По мнению главы ведомства, эффективность этой работы оценивается в первую очередь по удовлетворенности родителей и дальнейшей социализации тех детей, которые получают образовательный маршрут.

Отдельное внимание – спецшколам, в которых обучаются ребята с нарушениями слуха, зрения, интеллектуальной недостаточностью.

«Мы знаем этих детей. Что нам мешает выстроить систему точечной передачи их в колледжи? Я понимаю, что это риторический вопрос. Да, можно найти много тому причин. Где-то не в полной мере готовы родители, также не хватает образовательной среды, соответствующих узких специалистов. Нужна кропотливая работа в этом направлении», – подчеркнул Андрей Иванец.

Следующий озвученный момент – дистанционная форма получения образования, закрепленная впервые в Кодексе об образовании. Эта форма полностью подразумевает организацию всего образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий на ежедневной основе. Есть программы, специально ориентированные на ребят, которые нуждаются в этой особой образовательной среде.

Министр образования подчеркнул и такой немаловажный аспект – заказчики кадров и руководители отечественных предприятий должны повернуться лицом к тем ребятам, которые могут и будут к ним приходить.

«Это непростая работа. Большой вклад вносит человеческий фактор. Мы должны выработать единые подходы, чтобы каждый работодатель понимал, какое пространство с точки зрения труда он должен создать для прихода ребят на его предприятие. Без приложения усилий, вложения финансовых ресурсов, обновления материально-технической базы, без определенного принятия инклюзивной культуры на этом предприятии – невозможно взять выпускника с особенностями психофизического развития. Мы должны работать в этом направлении», – констатировал Андрей Иванец.

Во время семинара его участники также ознакомились с положительным опытом предприятий, которые выстроили эффективный процесс взаимодействия с учреждениями образования и услышали о проблемах, с которыми руководители сталкиваются в процессе совместной работы.

С учетом результатов сегодняшнего обсуждения выработанные предложения зафиксированы в протоколе поручений по итогам семинара и внесены в Дорожную карту совершенствования межведомственного взаимодействия.

Программа тематического мероприятия включала посещение предприятий г. Минска, на которых работают выпускники учреждений среднего специального образования из числа лиц с особенностями психофизического развития, а также учреждений образования, организующих образовательный процесс для лиц с особенностями психофизического развития.

В Минском государственный колледж цифровых технологий была организована презентация опыта работы учреждений среднего специального образования г.Минска и ознакомление с условиями обучения учащихся с ОПФР в центре профессиональной и социальной реабилитации для лиц с таким диагнозом.

Пресс-центр Министерства образования.
Вярнуцца да спісу навін