Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами: Стандартный Средний Большой

Образование – главный критерий человеческого капитала

фото БЕЛТА

Сегодня на парламентских слушаниях «Национальная система образования: состояние, законодательное регулирование, пути совершенствования» обсуждались состояние и перспективы развития национальной системы образования. В частности, взаимодействие организаций реального сектора экономики с учреждениями профессионального образования в подготовке квалифицированных кадров, совершенствование образовательного процесса в учреждениях высшего образования с использованием информационно-коммуникационных технологий, возможности дополнительного образования в продвижении и развитии навыков и умений одаренных детей и молодежи, роль молодежного движения в формировании гражданской ответственности обучающихся.

В слушаниях приняли участие парламентарии и сенаторы, представители министерств и государственных комитетов, областных и Минского городского исполнительных комитетов, иных государственных органов, учреждений образования, предприятий и общественных объединений.

В своем выступлении Министр образования Игорь Карпенко отметил, что национальная система образования соответствует всем требованиям, которые предъявляет к ней общество и государство. Сохраняются и будут оставаться неизменными основные принципы: государственная поддержка, справедливость и равный доступ к качественному образованию, целевой набор, гарантия первого рабочего места. Реализуется также важнейший принцип – «образование через всю жизнь». В проекте Кодекса Республики Беларусь об образовании закреплен переход к всеобщему среднему образованию, который фактически уже реализован на практике.

По показателям в сфере образования Республика Беларусь прочно закрепилась в группе наиболее развитых стран мира. О престижности и качестве образования свидетельствует и рост экспорта образовательных услуг. Более 27 тысяч иностранных граждан из 109 стран выбрали для обучения учреждения образования Беларуси.

Игорь Карпенко проинформировал участников парламентских слушаний о том, что все сводные и целевые показатели Государственной программы «Образование и молодежная политика» за 2016-2020 годы выполнены, а реализация самой программы признана высокоэффективной.

«Однако происходящие в мире глобальные экономические и социальные изменения ставят перед национальной системой образования новые задачи. Основные направления эволюционных преобразований в отрасли заложены в проекте Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года. Важнейшей задачей образования, помимо подготовки кадров для рынка труда, всегда было воспитание гражданина, формирование высоконравственной личности, обладающей развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны», – сообщил Министр.

Министерство образования работает над созданием Фонда молодежных инициатив – информационной сети в интернете, через которую будет информироваться молодежь о новых проектах, мерах государственной поддержки, а также будет оказываться грантовая поддержка молодежным инициативам.

«Мы должны организовать по-новому семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа. Планируем это осуществить в рамках реализации проекта «Родительский университет», а также иных инициатив. Эти аспекты нашли отражение в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021-2025 годы, а также в проекте Стратегии развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь до 2030 года, проекте Государственной программы патриотического воспитания населения, соразработчиком которой является Министерство образования», – сказал Игорь Карпенко.

По озвученной информации эти документы будут еще обсуждаться. Но уже сейчас их отдельные положения находят реальное воплощение в системе образования.

Глава ведомства также рассказал о необходимости создания национальной системы оценки качества дошкольного образования, новых подходов к итоговой аттестации учащихся (изменения затронут выпускные IX и XI классы), реализации индивидуальных образовательных программ в развитии профессионального образования, изменении формата вступительной кампании, исходя из преимуществ тестирования и собеседования.

В области высшего образования произойдет обновление содержания учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла в направлении формирования гражданских и патриотических позиций специалистов вне зависимости от специальности. В частности, среди обязательных для изучения дисциплин планируется ввести «Историю белорусской государственности».

«Однако можно создать самую современную материально-техническую базу, самые лучшие программы и учебники, но без педагога они будут безжизненны. Учитель, воспитатель, мастер, преподаватель, руководитель учреждения образования по-прежнему будут оставаться ключевыми фигурами в системе образования», – убежден Игорь Карпенко.

В своем заключительном слове к участникам парламентских слушаний Министр образования подытожил: «Идти традиционным путем, базируясь лишь на достижениях прошлого, уже недостаточно. Поэтому мы будем строить свою работу таким образом, чтобы, не разрушая то позитивное, что уже создано отечественной системой образования, внедрять новые подходы и механизмы, которые наиболее полно будут соответствовать современным потребностям человека, общества и государства».


Возврат к списку