С целью организационно-методического, информационно-маркетингового и консультационного сопровождения научной, научно-технической и инновационной деятельности учреждений высшего образования и научных организаций, подведомственных Министерству образования Республики Беларусь, 27 июля 1998 г. в соответствии с решением коллегии Министерства образования Республики Беларусь (протокол № 31 от 16 декабря 1997 года) в структуре Республиканского инновационного унитарного предприятия «Научно-технологический парк БНТУ «Политехник» создан Межвузовский центр маркетинга научно-исследовательских разработок (МЦМ НИР).
Межвузовский центр маркетинга НИР обеспечивает:
- содействие коммерциализации технологий, наукоемкой продукции и инжиниринговых услуг учреждений высшего образования;
- развитие и сопровождение постоянно действующей системы мониторинга информации в области научных исследований и разработок услуг учреждений высшего образования;
- содействие выработке и реализации скоординированной стратегии в научно-технической и инновационной деятельности учреждений высшего образования.
Информационно-маркетинговые инструменты для развития связей с промышленным и предпринимательским секторами и содействия коммерциализации результатов научно-инновационной деятельности:
МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ЗАДАЧНИК – сборник актуальных проблем и задач технического технологического характера различной отраслевой направленности от предприятий и организаций, решение которых возможно при реализации НИОК(Т)Р учреждения высшего образования.
Включает запросы от организаций и предприятий, подведомственных:
- Министерству промышленности;
- Министерству энергетики;
- Министерству архитектуры и строительства;
- Министерству жилищно-коммунального хозяйства;
- Министерству здравоохранения;
- Министерству сельского хозяйства и продовольствия;
- Концерну «Беллегпром»;
- Концерну «Белнефтехим»;
- Концерну «Беллесбумпром».
До 2012 года имел наименование «Задачник от промышленности».
Посмотреть актуальный «Межотраслевой Задачник»
КООПЕРАЦИОННЫЕ БИРЖИ – интерактивные мероприятия для проведения переговоров между разработчиками технологий, оборудования, материалов со специалистами предприятий о совместном решении технологических задач и коммерциализации инновационных разработок. С 2007 года Межвузовским центром маркетинга НИР ежегодно проводятся кооперационные биржи в рамках крупных выставок (Белорусский промышленный форум, международной специализированной выставки «ВОДАИ ТЕПЛО» и т.д.), международных или региональных форумов, коллегий, по заказу компаний и т.д., в рамках которых обеспечивается продвижение научно-технической и инновационной продукции и услуг на внутренний и внешний рынки. Подробнее о кооперационных биржах на - Межвузовском научно-инновационном интернет-портале.
БИРЖА ДЕЛОВЫХ КОНТАКТОВ – мероприятие для оперативного установления новых деловых (чаще всего - международных) связей, при котором заранее проводится информационная кампания о прибытии представителей какой-либо отрасли, региона, страны в другую страну и составляется достаточно краткое во времени расписание встреч для установления контактов. В вузовском секторе проводится преимущественно в рамках зарубежных выставочных мероприятий для более широкого информирования потенциальных партнеров из страны проведения выставки и других представленных на ней стран о возможностях сотрудничества. Предметом обсуждения на Бирже деловых контактов становятся научные и научно-технологические разработки, а также инновационная продукция белорусских научных и научно-производственных организаций по тематическим направлениям, предусмотренным выставочным мероприятием. Подробнее о биржах деловых контактов - на Межвузовском научно-инновационном интернет-портале.
ФОРСАЙТ как научно-практическое мероприятие представляет собой дискуссию экспертов, направленную на оценку долгосрочных перспектив и направлений развития отдельных отраслей науки, техники и технологий и определение стратегических направлений совместных исследований и форм кооперации между сектором науки и исследований и промышленным сектором, способных принести максимальный социально-экономический эффект.
Особенностью мероприятия является предварительное глубокое исследование различных аспектов обсуждаемых тем и вопросов, в том числе заранее сформированными рабочими группами экспертов, и подготовка предложений для дальнейшего технологического прогнозирования и/или «дорожных карт» развития в результате проекта. Подробнее о форсайтах - на Межвузовском научно-инновационном интернет-портале.