28 июля 2016 года в рамках Проекта Модернизации системы образования Республики Беларусь Министерство образования Республики Беларусь и Всемирный банк провели семинар «Образовательная среда как третий учитель».
Целью семинара было знакомство участников с cсовременными подходами к формированию эффективной инновационной образовательной среды как важнейшего фактора образовательного процесса и энергоэффективностью в учреждениях образования.
В семинаре приняли участие специалисты системы образования страны, специалисты отделов образования районных и городских администраций.
В начале семинара с приветственным словом к участникам обратился заместитель министра образования Республики Беларусь Сергей Рудый.
В ходе семинара были представлены презентации по следующим темам:
1. Вопросы инновационного проектирования школ и детских садов: Образовательная среда для целей обучения XXI века
2. Опыт повышения эффективности проектов строительства и реконструкции образовательных учреждений
3. Технологии современного дома и энергоэффективность как путь к здоровью: Опыт применения в образовательных проектах
4. Опыт применения инновационной архитектуры в Республике Беларусь на примере детского сада Веснянка. Вопросы согласования инновационных архитектурных решений.
В последние годы теме современной школы и дошкольного образования уделяется много внимания. Движущими силами нового направления являются: (i) новые требования системы образования (в связи с реализацией программы PISA и необходимостью формирования навыков/компетенций в целом), (ii) повышение внимания к вариативности методологий обучения (от традиционных уроков до работы в группах, индивидуальных и коллективных проектов), (iii) информатизация системы образования, (iv) возобновление интереса к параметрам эффективной среды обучения (акустика, освещение, качество воздуха) и (v) необходимость повышения эффективности архитектурных решений.
Новые подходы к формированию образовательной среды основаны на данных исследований в области педагогики, детской психологии и архитектуры. Образовательная среда видится как «третий учитель» в поддержку педагогам и родителям в качестве пространственной основы образовательного процесса. Следовательно, она оказывает влияние на то, что может происходить в школе/детском саду, и на то, как дети учатся. Например, установлена связь между улучшением условий в школе (с крайне неудовлетворительного до хорошего состояния) и повышением успеваемости учащихся примерно на 10% стандартного отклонения. По недавно опубликованным данным проведенного в Великобритании исследования, повышение успеваемости при переводе «среднего» ребенка из наименее эффективной пространственной среды в наиболее эффективную среду соответствует 1,3 подуровня (притом, что ежегодно ученики, как правило, осваивают 2 подуровня).
Подход к повышению качества школьной среды зависит от национального контекста, но существуют общие принципы формирования эффективной инновационной образовательной среды с ориентацией на ребенка. Энергоэффективность и современные технологии также становятся важным фактором комфортной среды обучения.
Семинар завершился обменом мнений и обсуждением возможного применения представленных подходов к образовательной среде в Республике Беларусь.
ПРОГРАММА СЕМИНАРА
Семинар «Образовательная среда как третий учитель»
Применение современных подходов к материально-технической базе учебных заведений
в рамках Проекта Модернизации системы образования Республики Беларусь
28 июля 2016 года
Минск, Беларусь, Офис Представительства Всемирного банка (ул. Румянцева 6)
9:00 – 9:30 | Регистрация участников и кофе
|
9:30 – 9:45 | Приветственные выступления Ян Чул Ким, Глава Представительства Всемирного банка в Республике Беларусь (уточняется) Сергей В. Рудый, Заместитель министра образования Республики Беларусь (уточняется) |
9:45 – 10:15 | Проект Модернизации системы образования Республики Беларусь Ирина Олейник, специалист по программе Всемирного банка |
10:15 – 11:00 | Вопросы организации закупок в проекте Представители Управления реализации инвестиционных проектов Национального института образования (НИО) Барбара Циолковска, специалист по закупкам Всемирного банка (уточняется) Тигран Шмис, старший специалист по вопросам образования Всемирного банка
|
11:00 – 11:30 | Вопросы защитных процедур в рамках экологической политики Всемирного банка Алексей Слензак, старший специалист по вопросам окружающей среды Всемирного банка (уточняется) |
11:30 – 11:45 | Перерыв на кофе
|
11:45 – 13:00 | Вопросы инновационного проектирования школ и детских садов: Образовательная среда для целей обучения XXI века Антон Лукомский, консультант Всемирного банка Тигран Шмис
|
13:00 – 14:00 | Обед |
14:00 – 15:00 | Опыт повышения эффективности проектов строительства и реконструкции образовательных учреждений Антон Лукомский, Тигран Шмис, Денис Волков (консультант Всемирного банка) |
15:00 – 16:00 | Технологии современного дома и энергоэффективность как путь к здоровью: вопросы применения энергоэффективных технологий в образовательных проектах Денис Волков, Антон Лукомский |
16:00 – 16:15 | Перерыв на кофе |
16:15 – 17:15 | Опыт применения инновационной архитектуры в Республике Беларусь на примере детского сада Веснянка. Вопросы согласования инновационных архитектурных решений. Денис Матвеенко, RIKO Беларусь
|
17:15 – 17:30 | Заключительное обсуждение. Определение следующих шагов. |
Концепция семинара
Цель: Содействовать успешному запуску мероприятий Проекта Модернизации системы образования Республики Беларусь, обсудить вопросы процедур Всемирного банка между заинтересованными сторонами, а также инициировать обсуждение вопросов современной образовательной архитектуры и энергоэффективности.
Контекст реализации Проекта Модернизации системы образования Республики Беларусь
Семинар будет посвящен обзору Проекта и его основных направлений. Будет представлена структура проекта, а также процедуры Всемирного банка в области закупок и охраны окружающей среды применяемые в Проекте. Поскольку процедуры Всемирного банка отличаются от национального законодательства, в рамках семинара будет возможность обсудить эти отличия.
Образовательная среда как третий учитель и энергоэффективность – Школа Будущего
В последние годы теме современной школы и дошкольного образования уделяется много внимания. Движущими силами нового направления являются: (i) новые требования системы образования (в связи с реализацией программы PISA[1] и проблемами формирования навыков/компетенций в целом), (ii) повышение внимания к вариативности методологий обучения (от традиционных уроков до работы в группах, индивидуальных и коллективных проектов), (iii) информатизация системы образования, (iv) возобновление интереса к параметрам эффективной среды обучения (акустика, освещение, качество воздуха) и (v) необходимость повышения эффективности архитектурных решений.
Новые подходы к формированию образовательной среды основаны на данных исследований в области педагогики, детской психологии и архитектуры. Образовательная среда видится как «третий учитель» в поддержку педагогам и родителям в качестве пространственной основы образовательного процесса. Следовательно, она оказывает влияние на то, что может происходить в школе/детском саду, и на то, как дети учатся. Например, установлена связь между улучшением условий в школе (с крайне неудовлетворительного до хорошего состояния) и повышением успеваемости учащихся примерно на 10% стандартного отклонения. По недавно опубликованным данным проведенного в Великобритании исследования, повышение успеваемости при переводе «среднего» ребенка из наименее эффективной пространственной среды в наиболее эффективную среду соответствует 1,3 подуровня (притом, что ежегодно ученики, как правило, осваивают 2 подуровня).
Подход к повышению качества школьной среды зависит от национального контекста, но существуют общие принципы формирования эффективной инновационной образовательной среды с ориентацией на ребенка.
Энергоэффективность и современные технологии также становятся важным фактором комфортной среды обучения.
Обсуждению данных вопросов, а также презентации примеров в Республике будет посвящена вторая часть семинара.
Целевая аудитория семинара
Специалисты системы Министерства образования, специалисты отделов образования районных и городских администраций, желающие изучить структуру проекта, механизмы по его реализации и процедуры закупок Всемирного банка, а также изучить походы к формированию эффективной инновационной образовательной среды как важнейшего фактора образовательного процесса.
Специалисты проектных, инжиниринговых и строительных компаний, желающие изучить инновационные подходы к архитектуре и энергоэффективности образовательных учреждений, а также процедуры Всемирного банка по закупкам проектных, инжиниринговых и строительных услуг.
Исследование PISA является международным исследованием достижений школьников в возрасте 15 лет. В рамках проекта Беларусь будет участвовать в исследовании PISA, которое будет проводиться в 2018 году.
Riko Sport kindergarten 26 07 2016 ver.1 ру
Д. Волков А. Лукомский Минск 28.07.2016
Д. Волков Презентация Минск 28 июля
Т. Шмис А. Лукомский слайды часть 1
Т. Шмис А. Лукомский слайды часть 2