Государственный герб Республики Беларусь




Министерство образования
Республики Беларусь


Образование во имя будущего страны


Работа с одаренными детьми

Нередко слышатся негативные отзывы об организации работы с одаренными и высоко мотивированными учениками. Очевидно, что талантливый ребенок – это не только счастье и для родителей, и для педагогов, но и серьезная ответственность для них. Недаром часто цитируют стихотворную строку: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами…»

Несомненно, что работа с одаренными детьми – важнейшая часть политики любого государства. В Республике Беларусь разработаны три основные направления по работе с одаренными детьми: первое – олимпиадное движение, второе – научно-исследовательская деятельность, третье – интеллектуальные игры. Эти три направления сопровождаются и научно консультируются как региональными университетами и институтами развития образования, так и, на республиканском уровне. Вся работа координируется Министерством образования Республики Беларусь. Школы и гимназии могут влиять на развитие системы образования, участвуя в экспериментальной и инновационной деятельности.

Четыре года гимназия № 8 г. Витебска участвовала в экспериментальном проекте. Реализация образовательных программ по учебным предметам на повышенном уровне позволила нам проектировать индивидуальные образовательные траектории для каждого учащегося, развивать предметные предпочтения способных и одаренных ребят. Результаты экспериментальной деятельности показали положительную динамику обученности по профильным учебным предметам. Были продемонстрированы высокие достижения ребят в предметных олимпиадах, турнирах, конкурсах, на конференциях.

В работе с одаренными детьми существенную роль играет личностный фактор учителя и политика учреждения образования, в котором учитель работает. Большую значимость имеет взаимодействие школы с родителями одаренного ученика. Талантливые дети нередко нуждаются в особых условиях и в то же время не должны быть лишены детства, не должны заболеть болезнью своей исключительности. Всё это требует пристального внимания и заботы со стороны учителя, школы и родителей.

На работу с одаренными учениками, в чем меня убеждает мой опыт, нужно направлять максимально возможные силы, потому что такие дети – интеллектуальный потенциал развития нашего государства.

Волков М.Н., учитель гимназии № 8 г. Витебска