Министерство образования
Республики Беларусь

Образование во имя будущего страны

О системном медиаобразовании

Сегодня наши дети сталкиваются с огромным объемом информации, в том числе виртуальной. Мы, взрослые, и в первую очередь, педагоги, хорошо понимаем: нужно научить ребят жить в новом, информационно насыщенном мире, правильно ориентироваться в нем. Иногда прибегают к такому сравнению: взрослые не выпускают ребенка на улицу, не обучив его правилам дорожного движения. В информационном мире тоже существуют свои правила и законы, и им следует обучать. На это направлено медиаобразование, целями которого являются информационная безопасность обучающихся; формирование у них механизмов защиты от вредной, недобросовестной информации; воспитание медиакультуры и медиаграмотность, связанная в первую очередь с умением анализировать информацию.

Осознание необходимости медиаобразования, очевидно, присутствует в обществе. Несомненно, что система общего среднего образования обладает в этом смысле большим потенциалом: при определённых организационно-педагогических условиях здесь может быть успешно реализована практическая модель системного медиаобразования. Подтверждением является деятельность более чем 40 учреждений общего среднего образования во всех регионах Республики Беларусь в рамках инновационных проектов по медиаобразованию под руководством специалистов Академии последипломного образования и Национального института образования. Одним из участников проектов является и наша школа, где медиаобразование осуществляется целенаправленно и многоуровнево в течение семи лет.

Системное медиаобразование в нашем учреждении реализуется через интеграцию в программное содержание всех учебных предметов, факультативных занятий, проектно-исследовательскую деятельность, а также систему воспитательной работы (школьное телевидение, пресс-центр и другие информационные проекты). Интеграция медиаобразования в урочную и внеурочную деятельность позволяет использовать разные источники учебной информации, создавать учебные медиапродукты и т.д. При этом формируются не только предметные компетенции, но и компетенции личностные, а также метапредметные. Системное медиаобразование является эффективным средством и для развития читательской грамотности.

Результаты нашей деятельности легли в основу статей, обсуждения на конференциях, стали предметом научного исследования. Опытом медиаобразования мы делимся на курсах и семинарах в АПО, еще и еще раз убеждаясь в особой актуальности этой темы.

Лозицкая Алла Николаевна, директор учреждения образования «Средняя школа № 2 г. Столина»