Министерство образования
Республики Беларусь

Образование во имя будущего страны

Новые учебники истории – новые возможности для учеников

Когда заходит речь о школьном образовании, то только одно, пожалуй, бесспорно: непосредственное отношение к нему имели, имеют или будут иметь все жители нашей страны. И именно поэтому все происходящее в нем вызывает такой живой отклик. Но мы ведь знаем, что на наше восприятие реалий и перспектив накладывает отпечаток и наш личный опыт. Например, при обсуждении учебников истории.

Все согласны с тем, что изменились время, условия и ученики. Значит, должны меняться и учебники. Как учитель, я вижу в них новые возможности для учащихся.

В них не расставлены все точки над «и» и не приводится единственно правильный ответ? Замечательно! Учим думать, сравнивать, анализировать и не верить слепо любым высказанным суждениям. В новых учебных пособиях много разнообразных заданий? Работая с ними (и самостоятельно!), ученик видит, чему он должен научиться, какими ресурсами для этого располагает, определяет, как лучше спланировать свою деятельность для достижения максимального результата. Так учатся делать выбор, оценивать свою работу и ставить перед собой новые задачи. Ведь процесс обучения истории ориентирован именно на формирование опыта самостоятельного решения учебных и практических задач, требующих применения усвоенных знаний и умений.

В новых учебных пособиях много иллюстраций. И это хорошо! Иллюстрации не для того, чтобы просто иллюстрировать, а дать возможность научиться извлечь информацию, находить в них аргументы в защиту своего мнения, а иногда и … понять, что все, что кажется таким простым, может быть более сложным и неоднозначным. Согласитесь, совсем нелишние умения в жизни…

Виноградова Зоя Евгеньевна, учитель истории и обществоведения СШ № 1   г. Логойска, учитель-методист.