Министерство образования
Республики Беларусь

Образование во имя будущего страны

Еще раз об актуальности учебника по физике

Интересным мои рассуждения покажутся тем, кто как минимум причастен к образованию и как максимум встречал на просторах интернета заголовки «Современный учебник в меняющейся системе образования», «Современный учебник – как средство обеспечения нового качества образования»», «Современный учебник – это уже совсем не то, что вы думаете». И мне учителю физики квалификационной категории «учитель-методист» отправной точкой для размышлений стала статья «6 критериев, которым должен соответствовать современный учебник» (Е.Восторгова, vogazeta.ru). Стало любопытно проанализировать по этим критериям наши учебные пособия «Физика» (7-9 класс) авторов И.А.Исаченковой, Ю.Д.Лещинского, В.В.Дорофейчика, А.А.Соколовского, Е.В.Захаревич.

Итак, уважаемые пользователи интернет-сети, начнем: современный учебник должен развивать: учить задавать вопросы и отвечать на них, не повторять задания, обучать взаимодействию, учить ребенка делать собственные выводы и открытия, прививать интерес к предмету.

Исчезла обезличенность учебника. С первых страниц авторы начинают диалог. Часто в тексте параграфа идет обращения к ученикам, подталкивающие их к размышлениям и рассуждениям. Задания, предлагаются разного уровня, в том числе и проектные (8 класс). При выполнении проектов, лабораторных работ дети учатся взаимодействовать. Хотя деятельность ученика организовывает учитель, а учебник является хорошим для этого подспорьем.

Каждый раздел предваряют вопросы, направленные на повышение интереса, через практическое применение физической теории и яркие примеры из жизни.

Кто-то подумал: «Старо, как мир». Да, зачем изобретать велосипед, если он эффективен?

Современный школьник другой. Большинство мыслят образами, они не могут долго концентрировать внимание, память кратковременная, но они здорово умеют анализировать и быстро делать выводы. Любят «зависать в нете». Авторы постарались учесть и это. В учебные пособия включены ссылки на электронные образовательные ресурсы и опыты можно «оживить». Качественные, уместные цветные иллюстрации. Небольшие абзацы. Материал изложен доступным языком.

Иногда кажется, что слишком уж простым, но может быть это восприятие опытного учителя, знающего физику, умеющего решать интересные задачи и ценящего красоту физики?

У учащихся должен быть выбор. Наряду с обязательным минимумом должен быть дополнительный материал. В конце параграфов есть материал для любознательных. Конечно же хочется сохранить академичность, глубокую теорию. Учитель – хозяин на уроке. Индивидуализацию никто не отменял. Нам остается только творить себе в удовольствие и на пользу детям.

Создать современный учебник - большой труд. Как у Блума: анализировать и оценивать проще, чем создавать. Идти в ногу со временем надо быстро и оперативно реагировать на изменения.

Должна пройти апробация учебника в течении нескольких лет, чтобы мы могли вносить предметные замечания. А они непременно будут, потому что школа и все, что с ней связано – живой организм. Сколько лет нужно апробировать сложно сказать, ведь в современном информационном мире очень быстро все меняется.

Ананчикова Елена Александровна, директор, учитель физики квалификационной категории «учитель-методист» средней школы № 13 г.Жлобина имени В.В.Гузова, член клуба «Хрустальный журавль».