Министерство образования
Республики Беларусь

Образование во имя будущего страны

Задачи и функции управления дошкольного образования

doc-3995233.jpg



Обеспечение функционирования и управления системой дошкольного образования осуществляет управление дошкольного образования, являющееся структурным подразделением Министерства образования Республики Беларусь.

Основными задачами управления являются: 

• обеспечение реализации государственной политики в сфере дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования, социально-правовой защиты прав и интересов лиц с особенностями психофизического развития;
• управление системой дошкольного образования, системой специального образования на уровне дошкольного образования;
• координация деятельности республиканских органов государственного управления, структурных подразделений областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, по вопросам реализации функций системы дошкольного образования, системы специального образования на уровне дошкольного образования;
• развитие международного сотрудничества в сфере дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования;
• обеспечение государственного регулирования дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования, создания условий для развития организаций всех форм собственности, осуществляющих вид экономической деятельности «Дошкольное образование»;
• осуществление иных полномочий в сфере дошкольного образования, определяемых Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о Главном управлении, настоящим Положением, иными актами законодательства.

Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

• обеспечение реализации государственной политики в сфере дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования, исполнения Кодекса Республики Беларусь об образовании и других нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования;
• анализ состояния и прогноз перспектив развития дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования, изучение мировых тенденций и определение приоритетных направлений развития в этих сферах;
• определение основных направлений развития и совершенствования качества дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования;
• осуществление координации деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в сфере дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования;
• взаимодействие с республиканскими органами государственного управления по вопросам реализации государственной политики в области дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования;
• взаимодействие с общественными объединениями, Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, иными организациями в сфере дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования;
• разработка и согласование проектов нормативных правовых актов, иных правовых актов, государственных программ (подпрограмм) в сфере дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования;
• организация разработки образовательных стандартов дошкольного образования, учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для детей с интеллектуальной недостаточностью и утверждение их в порядке, установленном законодательством;
• участие в организации разработки учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и ее утверждении (согласовании) в порядке, установленном законодательством;
• разработка организационно-практических мер по созданию специальных условий для получения дошкольного образования и специального образования детьми дошкольного возраста с учетом их психофизических особенностей, а также по коррекции имеющихся у них физических и (или) психических нарушений, оказания им коррекционно-педагогической помощи;
• осуществление контроля в сфере дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования, координация и взаимодействие со структурными подразделениями министерства, республиканскими органами государственного управления по вопросам дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования, оказания коррекционно-педагогической помощи, создания специальных условий для получения дошкольного образования и специального образования детьми дошкольного возраста;
• изучение деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для детей с интеллектуальной недостаточностью;
• организация подготовки и выпуска учебных изданий для педагогических работников и воспитанников учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для детей с интеллектуальной недостаточностью;
• участие в подготовке проектов международных договоров межведомственного характера с государственными органами иностранных государств и (или) международными организациями в сфере дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования;
• организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования, содействие внедрению их результатов в образовательный процесс учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для детей с интеллектуальной недостаточностью. Контроль по этим направлениям деятельности подчиненных учреждений образования и других учреждений образования;
• организация и проведение экспериментальной и инновационной деятельности в сфере дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования;
• организация работы по совершенствованию содержания, форм и методов обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, в том числе с особенностями психофизического развития, внедрению в практику дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования эффективного педагогического опыта;
• организация и координация деятельности по разработке и внедрению современных информационных коммуникационных технологий и основанных на их использовании учебных изданий, средств обучения, оборудования и т.д.;
• организация и проведение конкурсов, фестивалей, конференций, семинаров и других образовательных, научных мероприятий, в том числе международных, проводимых на территории Республики Беларусь в сфере дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования;
• участие в формировании и ведении банка данных о детях с особенностями психофизического развития;
• осуществление научно-методического руководства и координации деятельности учреждений дошкольного образования, специальных дошкольных учреждений;
• взаимодействие с местными исполнительными и распорядительными органами в решении вопросов функционирования системы дошкольного образования, системы специального образования на уровне дошкольного образования;
• участие в согласовании в соответствии с законодательством положений о структурных подразделениях облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющих государственно-властные полномочия в области образования и по делам молодежи;
• участие в согласовании кандидатур на должности руководителей структурных подразделений облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющих государственно-властные полномочия в области образования и по делам молодежи, а также на должности руководителей специальных дошкольных учреждений, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
• согласование решений о реорганизации и ликвидации учреждений дошкольного образования, специальных дошкольных учреждений, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в порядке, установленном законодательством;
• координация работы по обеспечению мониторинга качества дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования, взаимодействие по этому вопросу с соответствующими структурными подразделениями и подведомственными организациями республиканского подчинения;
• осуществление анализа, контроля и координации деятельности структурных подразделений облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющих государственно-властные полномочия в области образования и по делам молодежи, по обеспечению безопасности образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
• координация работы по сбору и актуализации сведений о специалистах, работающих в системе дошкольного образования, системе специального образования на уровне дошкольного образования, взаимодействие по этому вопросу с подчиненными организациями;
• содействие организации физического воспитания детей дошкольного возраста, в том числе с особенностями психофизического развития, сотрудничество по этим вопросам с Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, соответствующим подведомственным учреждением республиканского подчинения;
• участие в определении порядка создания условий для обучения и воспитания воспитанников, находящихся в санаторно-курортных и оздоровительных организациях и направляемых в эти организации в составе организованных групп;
• разработка и реализация системы организационно-практических мер по оказанию ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет;
• содействие созданию координационных и иных советов по разным направлениям деятельности в сфере дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования, разработка и утверждение положений о них;
• обеспечение реализации возложенных на министерство задач по сотрудничеству с международными организациями, осуществляющими деятельность в сфере дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования, в том числе по подготовке специалистов, обмену образовательными технологиями, программами и др.;
• участие в организации международного сотрудничества в сфере дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования;
• рассмотрение в порядке, установленном законодательством, обращений (предложений, заявлений, жалоб) граждан и юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию управления;
• обеспечение единого порядка работы с документами в соответствии с нормативными правовыми актами по делопроизводству и архивному делу, качественной их подготовки и исполнения в установленные сроки;
• курирование учебно-воспитательного учреждения «Республиканский центр реабилитации детей дошкольного возраста с нарушением слуха»;
• обеспечение информационного наполнения интернет-портала министерства по вопросам дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования;
• осуществление в соответствии с возложенными на управление задачами иных полномочий, установленных законодательством.