Государственный герб Республики Беларусь

Министерство образования
Республики Беларусь

Образование во имя будущего страны

Пресс-центр Министерства образования начинает новый проект по информированию граждан. В новой рубрике будут публиковаться ответы на самые часто задаваемые вопросы, которые приходят на портал www.edu.gov.by в рубрику «Электронное обращение».

Что такое экстернат и кто такой экстерн?

Согласно подпункту 1.12 пункта 1 статьи 29 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) экстерн – лицо, принятое в государственное учреждение образования для прохождения аттестации в порядке экстерната.

Экстернат - процедура аттестации экстерна, которая выражается в выставлении экзаменационных отметок по учебным предметам, модулям типового учебного плана базовой школы при освоении содержания образовательной программы базового образования, типового учебного плана средней школы при освоении содержания образовательной программы среднего образования, по которым экстерн сдает экзамены, отметок по результатам прохождения итоговых испытаний по отдельным учебным предметам, модулям и (или) отметок из справки об обучении. Экстернат - процедура аттестации экстерна, которая выражается в итоговой аттестации учащегося, которая выражается в выставлении экзаменационных отметок по учебным предметам типового учебного плана средней школы при освоении содержания образовательной программы среднего образования, по которым экстерн сдает экзамены, в том числе выпускные экзамены, и (или) в выставлении отметок из справки об обучении (п.2 статьи 159 Кодекса).

Каким документом регулируется получение аттестата путем прохождения процедуры экстерната?

Получение аттестата путем прохождения процедуры экстерната регулируется Инструкцией об аттестации в порядке экстерната, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 08.08.2022 № 234.

Аттестация в порядке экстерната проводится в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. N 184 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования».

Когда и куда нужно подавать документы на прохождение экстерната и получения аттестата об общем среднем образовании? Какие для этого нужны документы?

В соответствии с частью первой п. 3 статьи 159 Кодекса об образовании Республики Беларусь, решение о допуске лица к аттестации в порядке экстерната принимается структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования по месту жительства (месту пребывания) лица, на основании его заявления, заявления законного представителя несовершеннолетнего лица при предъявлении свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, справки об обучении (при наличии), свидетельства об общем базовом образовании (при наличии).

Заявление и документы для принятия решения о допуске лица к аттестации в порядке экстерната, предусмотренные частью первой пункта 3 статьи 159 Кодекса Республики Беларусь Об образовании (далее, если не определено иное, - документы), подаются в отдел (управление) образования с 3 января по 25 апреля (часть первая п. 3 Инструкции об аттестации в порядке экстерната, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 08.08.2022 № 234.)

Что делать, если пропустил сроки подачи документов?

Документы, поданные в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа после 25 апреля года для принятия решения о допуске лица к аттестации в порядке экстерната, принимаются отделом (управлением) образования при наличии уважительных причин пропуска установленного срока подачи документов, подтвержденных документально (призыв на срочную военную службу или увольнение со срочной военной службы по истечении срока военной службы по призыву, служебная командировка, по состоянию здоровья, иные причины).

В какие сроки отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа принимает решение о допуске к аттестации в порядке экстерната?

Отдел (управление) образования рассматривает поступившие документы и в течение пяти календарных дней:

определяет учебные предметы, модули, по которым лицу необходимо сдать экзамены, пройти итоговые экзамены по отдельным учебным предметам, модулям;

определяет учебные предметы, модули, по которым оценка выставляется из справки об обучении;

направляет в учреждение образования решение о допуске лица к экзаменам, итоговым экзаменам по отдельным учебным предметам, модулям вместе с документами, поданными лицом;

сообщает лицу о допуске к аттестации в порядке экстерната или об отказе. Отказ в допуске к аттестации в порядке экстерната должен быть мотивированным.

В чем суть аттестации для получения аттестата об общем среднем образовании в порядке экстерната?

Аттестация в порядке экстерната состоит из выставления экзаменационных отметок по учебным предметам, модулям типового учебного плана базовой школы при освоении содержания образовательной программы базового образования, типового учебного плана средней школы при освоении содержания образовательной программы среднего образования, по которым экстерн сдает экзамены, отметок по результатам прохождения итоговых испытаний по отдельным учебным предметам, модулям и (или) отметок из справки об обучении.

Попечительский совет.

Кто принимает решение о создании попечительского совета?

Попечительский совет является органом самоуправления учреждения образования и создается с целью оказания содействия в обеспечении его деятельности и развития. Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой, в состав которой могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Решение инициативной группы согласовывается с руководителем учреждения образования. В случае нарушения попечительским советом требований законодательства его деятельность может быть прекращена по инициативе руководителя учреждения образования.

Кто возглавляет попечительский совет? Кто входит в состав попечительского совета школы?

Высшим органом управления попечительским советом является общее собрание. Возглавляет общее собрание попечительского совета председатель попечительского совета, избираемый на 3 года.

В состав попечительского совета могут входить законные представители обучающихся, в том числе члены родительского комитета учреждения образования (возможно включение представителя родительского комитета от каждой параллели (класса)), педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Решение о включении в состав попечительского совета принимается общим собранием попечительского совета.

На решение каких задач, кроме развития материально-технической базы, может быть направлена деятельность попечительских советов?

Задачами деятельности попечительского совета являются:

·         содействие учреждению образования в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования, привлечении денежных средств в виде добровольных перечислений (взносов) физических лиц (далее - денежные средства) для обеспечения деятельности учреждения образования;

·         разработка и реализация планов своей деятельности в интересах учреждения образования;

·         содействие в улучшении условий труда педагогических и иных работников учреждения образования;

·         определение направлений, размеров и порядка использования привлеченных денежных средств по согласованию с руководителем учреждения образования и родительским комитетом учреждения образования (при его наличии) на следующие цели:

укрепление материально-технической базы (мебель, инвентарь, приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аудиовизуальные средства и иные материальные объекты, необходимые для реализации образовательных программ);

совершенствование организации питания обучающихся (посуда, кухонный и столовый инвентарь и принадлежности);

проведение спортивных, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий;

иные цели, не запрещенные законодательством, в том числе текущий ремонт, организация питьевого режима, приобретение постельных принадлежностей, предметов личной гигиены (салфетки, туалетная бумага, иные предметы первой необходимости), уборочного инвентаря, моющих средств, средств дезинфекции;

содействие в установлении и развитии международного сотрудничества в сфере образования;

целевое использование денежных средств.

Как формируются финансовые средства попечительского совета?

Денежные средства, направленные в распоряжение попечительского совета, формируются из добровольных взносов физических лиц.

Денежные средства зачисляются на текущий (расчетный) банковский счет по учету прочих государственных средств, открытый учреждению образования. Денежные средства используются по целевому назначению в соответствии решением попечительского совета, согласованным с руководителем учреждения образования и родительским комитетом учреждения образования (при его наличии).

Использование денежных средств может осуществляться государственным учреждением, созданным в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2019 г. № 475 "Об обеспечении деятельности бюджетных организаций" (далее - Центр), на основании договора об оказании услуг для обеспечения деятельности бюджетной организации, заключенного между учреждением образования и Центром.

Центры ведут бухгалтерский учет и составляют бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность, проводят процедуры государственных закупок товаров (работ, услуг), заключают договора государственных закупок таких товаров (работ, услуг) и обеспечивают их исполнение, в том числе приемку поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и их оплату.

Как законным представителям учащихся узнать о решениях, которые принимает попечительский совет и о том, как расходуются средства попечительского совета?

Общее собрание попечительского совета рассматривает и утверждает ежегодный отчет попечительского совета о деятельности и использовании имущества, в том числе и денежных средств. Решения общего собрания попечительского совета доводятся до сведения всех заинтересованных лиц.

В соответствии с приказом Министра образования от 23 ноября 2022 г. №678 «О деятельности попечительских советов в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования», а также в целях обеспечения контроля поступления и прозрачности расходования средств попечительского совета информация о деятельности попечительских советов учреждений общего среднего образования должна быть размещена на сайтах учреждений общего среднего образования.

Дошкольное образование

Как определить ребенка в учреждение дошкольного образования?

1. Постановка на учет.

Законному представителю ребенка необходимо обратиться в службу «Одно окно» районного, городского (городов областного и районного подчинения) исполнительного комитета, местную администрацию района в городе по месту нахождения УДО (далее – местный исполнительный и распорядительный орган).

При обращении представить следующие документы:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка (далее – паспорт);

свидетельство о рождении ребенка (при его наличии – для детей, являющихся несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, которым предоставлены статус беженца, дополнительная защита или убежище в Республике Беларусь либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь) (далее – свидетельство о рождении ребенка).

При обращении законному представителю ребенка будет предложено заполнить заявление по установленной форме, после чего ребенок будет считаться поставленным на учет для получения дошкольного образования.

(пункт 6.6 Указа Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, статья 101 Кодекса Республики Беларусь об образовании, пункт 4 Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 12.08.2022 № 265 «О порядке учета детей в целях получения ими дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования»).

2. Получение направления.

После уведомления о предоставлении места в УДО законный представитель ребенка обращается в местный исполнительный и распорядительный орган (его структурное подразделение) по месту нахождения УДО для получения направления.

Для получения направления необходимо представить следующие документы:

заявление о выдаче направления;

паспорт;

свидетельство о рождении ребенка;

заключение врачебно-консультационной комиссии (для получения дошкольного образования на дому, в санаторных детских садах, санаторных группах учреждений образования, иных организаций, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования);

заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для лиц с особенностями психофизического развития).

(пункт 6.7 Указа Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, статья 101 Кодекса Республики Беларусь об образовании, пункт 4 Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 12.08.2022 № 265 «О порядке учета детей в целях получения ими дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования»).

3. Зачисление в УДО.

В течение 15 дней после получения направления законным представителям ребенка необходимо обратиться к администрации УДО, указанного в направлении, со следующими документами:

заявление о зачислении в УДО;

направление в УДО, выданное местным исполнительным и распорядительным органом;

медицинская справка о состоянии здоровья ребенка;

заключение врачебно-консультационной комиссии (для получения дошкольного образования на дому, в санаторных детских садах, санаторных группах учреждений образования, иных организаций, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования);

заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для лиц с особенностями психофизического развития).

(пункт 6.7 Указа Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, статья 140 Кодекса Республики Беларусь об образовании, пункт 34 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 04.08.2022 № 230 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования», постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.07.2010 № 92 «Об установлении форм «Медицинская справка о состоянии здоровья», «Выписка из медицинских документов» и утверждении Инструкции о порядке их заполнения»).

Руководитель УДО издает приказ о приеме (зачислении) лица в УДО с указанием даты зачисления.

4. При определении в УДО несовершеннолетних граждан Украины, временно пребывающих в Республике Беларусь.

Законные представители несовершеннолетних граждан Украины, временно пребывающих в Республике Беларусь, при обращении в учреждения образования, иные организации, к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим в соответствии с законодательством образовательную деятельность, за получением несовершеннолетними гражданами Украины дошкольного образования освобождаются от представления требуемых документов в случае отсутствия объективной возможности представить такие документы.

(подпункт 1.5 Указа Президента Республики Беларусь от 14.09.2022 № 326 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь», применяется к отношениям, возникшим с 24 февраля 2022 года, в отношении лиц, прибывших в Республику Беларусь после 24 февраля 2022 года).

5. Комплектование групп в УДО

Воспитанники объединяются в группы с учетом возраста на 1 сентября соответствующего учебного года.

Вариант 1. Ребенок 28.08.2020 года рождения подлежит определению в первую младшую группу (от двух до трех лет), поскольку на 01.09.2022 ему исполнилось полных два года. При этом ребенок 04.09.2020 года рождения будет принят (зачислен) в группу второго раннего возраcта (от одного года до двух лет), так как на 01.09.2022 ему еще не исполнилось полных двух лет.

Вариант 2. Ребенок 19.02.2019 года рождения подлежит определению во вторую младшую группу (от трех до четырех лет), поскольку на 01.09.2022 ему исполнилось полных три года. При этом ребенок 02.10.2019 года рождения будет принят (зачислен) в первую младшую группу (от двух до трех лет), так как на 01.09.2022 ему еще не исполнилось полных три года.

(статья 139 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

О посещении учреждения дошкольного образования ребенком, достигшим возраста 6 лет

Согласно статье 136 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по желанию законных представителей воспитанника.

В соответствии со статьей 139 Кодекса организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования (далее – УДО) при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется круглогодично с 1 сентября по 31 августа.

Следовательно, ребенок, достигший возраста 6 лет, имеет право продолжить получение дошкольного образования в том УДО, воспитанником которого он является, до момента приема в 1 класс учреждения общего среднего образования и издания руководителем УДО соответствующего приказа о прекращении образовательных отношений с указанием в основании причины.

Общее среднее образование

Я учусь в учреждении среднего специального образования. Могу ли я после его окончания получить аттестат об общем среднем образовании?

Согласно пункту 1 статьи 90 Кодекса Республики Беларусь об образовании, документ об образовании – документ государственного образца, подтверждающий освоение обучающимся содержания соответствующей образовательной программы, в том числе с присвоением квалификации и (или) степени.

В соответствии с пунктом 4 статьи 184 Кодекса Республики Беларусь об образовании при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования на основе общего базового образования обеспечивается получение общего среднего образования. Таким образом, в случае окончания учебы в учреждении среднего специального образования и получения документа установленного образца, получение второго документа, подтверждающего получение Вами общего среднего образования, нормативными правовыми актами не предусмотрено.

Существует ли в Беларуси официальное понятие «школьная форма»?

Понятия «школьная форма» (в значении «одинаковая для всех учащихся») нет. В соответствии с Государственным школьным стандартом, одобренным постановлением коллегии Министерства образования от 10.05.2022 № 4.11, при посещении учебных занятий учащиеся обязаны придерживаться делового стиля одежды с учетом общих (одинаковых) элементов школьной одежды и размещением на ней эмблемы учреждения образования.

Деловой стиль одежды – это строгий выдержанный стиль одежды, предназначенный для посещения учащимися учебных занятий в учреждениях общего среднего образования. Одежда делового стиля настраивает на рабочий лад, не отвлекает учащихся от образовательного процесса, служит сплочению коллектива, формированию товарищеских отношений, умения ранжировать одежду на разные стили и понимать значение по ее применению, а также способствует воспитанию чувства этикета у подрастающего поколения. К комплекту школьной одежды предъявлены определенные требования. Он должен быть многофункциональным, гигиеничным, удобным и соответствовать современным направлениям моды.

Учащиеся, родители совместно с администрацией учреждения образования и педагогическими работниками имеют право выбора цвета, модели (элементов) школьной одежды.

Какой нормативный правовой документ запрещает использование учащимися тетрадей с рисунками на обложке?

Нормативного правового акта, регламентирующего использование учащимися учреждений общего среднего образования тетрадей одного типа или запрещающего использование тетрадей с рисунками на обложках, нет. Вместе с тем Министерство образования рекомендует предприятиям, осуществляющим выпуск тетрадей для учащихся, обращать внимание как на качество бумаги тетради, так и на оформление обложки, содержательное наполнение которой должно защищать учащихся от информации, причиняющей вред здоровью и развитию. Важно, чтобы обложка не отвлекала от главного – от учебы.

Ці аднолькавая колькасць гадзін адводзіцца на вывучэнне рускай і беларускай моў у V – ХІ класах?

Згодна з Тыпавымі вучэбнымі планамі агульнай сярэдняй адукацыі, зацверджанымі пастановай Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 16.05.2022 № 120 прадугледжана аднолькавая колькасць гадзін на тыдзень па класах на вывучэнне вучэбных прадметаў «Беларуская мова» і «Русский язык». Розная колькасць гадзін назіраецца толькі ў Х-ХІ класах гімназій, ліцэяў пры арганізацыі адукацыйнага працэсу для філалагічнага напрамку.

Калі вучэбны прадмет «Беларуская мова» выбраны вучнямі ў якасці прыярытэтнага, то на вывучэнне беларускай мовы адводзіцца 3 гадзіны, а на вывучэнне рускай мовы – 1,5 гадзіны. І наадварот, калі вучэбны прадмет «Русский язык» выбраны ў якасці прыярытэтнага, то на яго вывучэнне адводзіцца 3 гадзіны, а на вывучэнне беларускай мовы – 1,5 гадзіны.

Актуально ли в настоящее время безотметочное обучение?

Безотметочное обучение – это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок. Одним из требований современного общества становится формирование человека активного, инициативного, умеющего действовать в постоянно изменяющихся обстоятельствах.

Сегодня особую значимость приобретает умение самостоятельно оценивать ситуацию, не ориентируясь на оценку, данную извне. Именно безотметочное обучение, позволяющее развивать оценочную активность учащихся, может сыграть в этом отнюдь не последнюю роль.

При традиционном обучении результат оценивания представляется в виде условно-формального выражения в баллах, при безотметочном – в виде развернутого оценочного суждения, осуществляемого человеком. Безотметочное обучение позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся, принимать во внимание исходный уровень развития способностей, скорость протекания мыслительных процессов, особенности темперамента и волевой сферы. Безотметочное обучение в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь осуществляется в I-II классах по всем учебным предметам, а также в III-IV классах по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение», «Основы безопасности жизнедеятельности».

Кто будет принимать решение об организации профильного обучения в том или ином учреждении общего среднего образования?

Такие решения принимают отделы (управления) образования, спорта и туризма местных исполнительных и распорядительных органов на основе комплексного изучения ситуации о готовности и заинтересованности всех участников образовательного процесса в организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования, а также наличия в учреждении образования необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов.

Перечень учебных предметов, которые могут изучаться на повышенном уровне, определяется руководителем учреждения общего среднего образования по согласованию с учредителем.

Останутся ли в школах десятые классы без какого-либо профиля?

При наличии запросов учащихся и их законных представителей учащимся будет предоставлена возможность изучения всех учебных предметов на базовом уровне. X классы с изучением всех учебных предметов на базовом уровне сохраняются.

Как формируются профильные классы?

С 1 сентября 2022 г. вступило в силу Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17 августа 2022 г. № 270 «О приеме лиц для получения общего среднего образования в лицеях, университетах» (далее – Постановление),

Постановлением регулируется порядок приема (зачисления) лиц в лицеи, университеты для освоения содержания образовательной программы среднего образования с изучением отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения, а также в университеты для освоения содержания образовательной программы начального образования, образовательной программы базового образования (далее – университеты). Установлено, что прием проводится на конкурсной основе.

Определено, что прием (зачисление) в лицеи, университеты для освоения содержания образовательной программы среднего образования проводятся по конкурсу на основании результатов вступительных испытаний по учебным предметам, которые абитуриенты желают изучать на повышенном уровне. Форма вступительного испытания: письменная либо творческое испытание (рисунок).

Конкурс осуществляется на основании суммы баллов полученной на двух вступительных испытаниях, при условии, что отметки на каждом из вступительных испытаний не ниже 6 баллов.

Введено понятие дополнительный прием – прием на места, оставшиеся вакантными после проведения зачисления по конкурсу, для учащихся, которые приняли участие в конкурсе в иных лицеях, университетах.

Существуют ли особые требования к учителю, который работает в профильных классах?

Безусловно, это должны быть высококвалифицированные специалисты. Все педагогические работники, которые работают в профильных классах, уже повысили свою квалификацию (в рамках курсовой подготовки, обучающих курсов или иных формах).

Обязательно ли прохождение юношами 10 классов учебно-полевого сбора по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»? Должны ли родители оплачивать прохождение учебно-полевого сбора в случае, если он организован на базе оборонно-спортивного лагеря? Если десятиклассник имеет определенные заболевания, может ли он освобождаться от прохождения учебно-полевого сбора?

В соответствии с пунктом 64 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.09.2022 № 322, по окончании учебного года с юношами X класса проводится обязательный 5-дневный учебно-полевой сбор, на который выделяется 30 учебных часов.

Дни проведения учебно-полевого сбора относятся к учебным, поскольку занятия проводятся по утвержденным учебным планам учреждения образования. По итогам проведения учебно-полевого сбора учащимся выставляются отметки.

Порядок проведения учебно-полевого сбора определяется отделами (управлениями) образования, спорта и туризма местных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с районным (городским) военным комиссариатом, начальниками военных гарнизонов и командирами воинских частей, руководством организацией охраны здоровья.

Организация учебно-полевых сборов на базе оздоровительных оборонно-спортивных и военно-патриотических лагерей с привлечением дополнительных денежных средств законных представителей обучающихся допускается только с их согласия.

Годовая отметка по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» в X классе выставляется с учетом отметки за учебно-полевой сбор.

Решение о переводе учащихся Х классов в следующий класс принимается педагогическим советом после проведения учебно-полевого сбора.

В соответствии с пунктом 25 Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования», учащиеся, имеющие положительные отметки по результатам аттестации по итогам учебного года, а также учащиеся, освобожденные от прохождения учебно-полевых сборов, переводятся в следующий класс по завершении учебного года на основании решения педагогического совета учреждения образования.

Профессиональное образование

Должен ли выпускник возмещать затраченные на его подготовку средства в бюджет в случае поступления для продолжения образования более высокого уровня в дневной форме получения образования на платной основе в год получения профессионально-технического образования?

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 83 Кодекса Республики Беларусь об образовании выпускники, получившие профессионально-техническое образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, подлежат распределению и обязаны отработать срок обязательной работы по распределению. Для этих лиц срок обязательной работы по распределению составляет один год, за исключением лиц, принятых в год получения профессионально-технического образования в учреждения образования для получения среднего специального или высшего образования I ступени за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в дневной форме получения образования.

Таким образом, выпускники, поступившие в год получения профессионально-технического образования в учреждения образования для получения среднего специального или высшего образования I ступени на платной основе в дневной форме получения образования, обязаны в соответствии с пунктом 1 статьи 88 Кодекса Республики Беларусь об образовании возмещать в республиканский и (или) местные бюджеты средства, затраченные государством на их подготовку, если они не относятся к категориям, которые согласно пункту 2 этой же статьи освобождаются от возмещения средств.

Как перераспределиться в другую организацию (по месту жительства супруга, ребенка, родителя-инвалида, при наличии проблем со здоровьем и по иным причинам)?

В соответствии со статьей 85 Кодекса Республики Беларусь об образовании перераспределение выпускников осуществляют учреждения образования в течение сроков обязательной работы по распределению.

Для осуществления своего права на перераспределение, установленного Кодексом Республики Беларусь об образовании (статья 85), гражданин обращается в учреждение образования, направившее его на работу.

Согласно пункту 16 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. № 821, действующего с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 июля 2012 г. № 673, при обращении предъявляется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также предоставляются документы, подтверждающих право на перераспределение:

- документ, подтверждающий отказ нанимателя в приеме на работу выпускнику, который прибыл к месту работы согласно выданному учреждением образования свидетельству о направлении на работу;

- копия военного билета – для лиц, которым место работы было предоставлено путем распределения, призванных на военную службу по призыву в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь и уволенных с нее;

- письма о согласии прежнего и нового нанимателей на увольнение и прием на работу – для лиц, в порядке перевода письменно приглашенных на работу к другому нанимателю в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией. При этом в письмах о согласии прежнего и нового нанимателей на увольнение и прием на работу лиц, получивших высшее или среднее специальное образование по профилю образования «Здравоохранение», должна содержаться информация о том, что решение указанных нанимателей согласовано с управлением здравоохранения облисполкома или Минского горисполкома, в подчинении (ведении) которых они находятся;

    копия справки об обучении – для лиц, отчисленных из учреждения образования, которые не отработали срок обязательной работы после получения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования;

    выписка (копия) трудовой книжки – для лиц, с которыми трудовой договор расторгнут в случаях, предусмотренных в пункте 3 статьи 88 Кодекса Республики Беларусь об образовании;

    копия решения органа опеки и попечительства о закреплении жилого помещения либо местного исполнительного и распорядительного органа о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий – для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    копия удостоверения инвалида и справка о месте жительства и составе семьи – для инвалидов I или II группы или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, а также для выпускников, которые имеют ребенка-инвалида или одного из родителей либо мужа (жену) инвалида I или II группы;

    копия свидетельства о рождении и справка о месте жительства и составе семьи родителя – для лиц, которые имеют одного из родителей инвалида I или II группы;

    медицинская справка о состоянии здоровья – для лиц, имеющих медицинские противопоказания к работе по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации;

    медицинская справка о состоянии здоровья и справка о месте жительства и составе семьи – для беременных женщин;

    копия свидетельства о рождении ребенка и справка о месте жительства и составе семьи – для лиц, которые имеют ребенка в возрасте до трех лет;

    копия свидетельства о заключении брака и справка о месте работы, службы и занимаемой должности мужа (жены) – для лиц, которые имеют мужа (жену), избранного на выборную должность в государственные органы, либо направленного на работу в дипломатические представительства или консульские учреждения Республики Беларусь, либо из числа военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований (за исключением военнослужащих, проходящих срочную военную службу, службу в резерве, курсантов), сотрудников Службы безопасности Президента Республики Беларусь, Следственного комитета, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов государственной безопасности, таможенных органов, прокурорских работников;

    копия свидетельства о заключении брака, справки о месте работы, службы и занимаемой должности и о месте жительства и составе семьи мужа (жены) – для лиц, имеющих мужа (жену), которые постоянно проживают и работают на территории Республики Беларусь;

    копии документов, подтверждающих принадлежность выпускников к числу детей лиц, перечисленных в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3, пункте 10 и подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

Если место работы при осуществлении перераспределения не может быть предоставлено, гражданину выдается справка о самостоятельном трудоустройстве (статьи 87, 88 Кодекса).

Необходимо ли отработать установленный срок обязательной работы после увольнения со службы в Вооруженных Силах?

Согласно пункту 4 статьи 88 Кодекса выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, направленные на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, призванные на военную службу по призыву в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь и уволенные с нее, освобождаются от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку, и могут обратиться в учреждение образования, направившее выпускника на работу, за справкой о самостоятельном трудоустройстве.

Вместе с тем, указанные выпускники также имеют право продолжить работу по распределению у прежнего нанимателя или перераспределиться к другому нанимателю.

При этом в соответствии с частью четвертой пункта 3 статьи 83 Кодекса Республики Беларусь об образовании в срок обязательной работы по распределению по желанию молодого специалиста засчитывается период военной службы по призыву, службы в резерве в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь.

Согласно пункту 28 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. № 821, выпускник, получивший свидетельство о направлении на работу и призванный на службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования до указанного в свидетельстве о направлении на работу срока прибытия в организацию, письменно уведомляет об этом учреждение образования и нанимателя.

За два месяца до окончания срока службы по призыву в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях данный выпускник письменно уведомляет нанимателя о прибытии или неприбытии для трудоустройства по окончании срока службы.

Если выпускник, получивший свидетельство о направлении на работу, или молодой специалист, молодой рабочий (служащий), призванный на службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования, по окончании службы не трудоустраивается по месту работы, указанному в свидетельстве о направлении на работу, он обращается в учреждение образования за перераспределением или получением справки о самостоятельном трудоустройстве.

Интересует вопрос получения лицензии на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, связанной с проведением тренингов в области психологии общения, развития навыков общения подростков. Подлежит ли данная деятельность лицензированию, и могу ли я ее осуществлять как индивидуальный предприниматель? Куда следует обратиться за разрешением?

Такая деятельность лицензированию не подлежит. Лицензирование образовательной деятельности регулируется Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента от 1.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Положение № 450).

Образовательная деятельность, на осуществление которой выдает лицензии Министерство образования, включает работы и услуги, указанные в п. 27 приложения 1 к Положению № 450: подготовка кадров с профессионально-техническим образованием; подготовка кадров со средним специальным образованием; подготовка кадров с высшим образованием; переподготовка и повышение квалификации кадров со средним специальным и высшим образованием.

Таким образом, консультационные услуги, семинары, тренинги для саморазвития, образование в сфере информационных технологий в случае, если они не входят в содержание перечисленных выше работ и услуг, лицензированию не подлежат.

Разрешение на осуществление такой образовательной деятельности выдают местные органы исполнительной власти, куда Вам следует обратиться. Указанная деятельность осуществляется на основании договора о платных услугах в сфере образования (ст. 59 Кодекса Республики Беларусь об образовании, далее - Кодекс). Типовые формы договоров утверждены Правительством Республики Беларусь.

Однако обратите внимание на то, что индивидуальные предприниматели имеют право реализовывать только программы дошкольного образования, образовательные программы специального образования и (или) образовательные программы дополнительного образования взрослых, определяемые Кодексом Республики Беларусь об образовании (статья 27 Кодекса).

В частности: образовательную программу обучающих курсов (лекториев, семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), а также образовательную программу совершенствования возможностей и способностей личности (статья 246 Кодекса). Поэтому для реализации образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи статус индивидуального предпринимателя является недостаточным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 229 Кодекса образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, а также может реализовываться в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, учреждениях специального образования, социально-педагогических учреждениях, специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. В приведенном перечне индивидуальные предприниматели отсутствуют.

Основным видом деятельности нашего ЧУП является оказание парикмахерских услуг населению. Можем ли мы осуществлять образовательную деятельность на платной основе для физических лиц по курсам: парикмахер, мастер по маникюру и педикюру, визажист, массажист, косметик, т.е. открыть частную школу красоты? Какая должна быть программа обучения? Будем ли мы иметь право на присвоение разрядов по профессиям рабочих? Имеем ли мы право на проведение платных семинаров с выдачей свидетельства для физических лиц?

Как следует из вопроса, ЧУП планирует реализовывать такие образовательные программы дополнительного образования взрослых, как профессиональная подготовка рабочих (служащих), переподготовка рабочих (служащих) и образовательная программа обучающих курсов. Эти программы могут реализовываться в учреждении образования, в иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (далее – иные организации), и индивидуальными предпринимателями, которым также предоставлено это право.

Если в учредительных документах вашего ЧУП предусмотрен вид экономической деятельности 80424 «Прочее образование для взрослых и прочее образование, не включенное в другие группировки», то ЧУП можно отнести к иным организациям. Т.е. вы имеете право на осуществление образовательных программ дополнительного образования взрослых, включая платные семинары.

Однако, следует обратить внимание на то, что к рабочим профессиям, указанным в вопросе, относятся парикмахер, мастер по маникюру, мастер по педикюру, визажист, косметик. А вот профессия массажист предполагает наличие среднего специального медицинского образования. Очевидно, что обучать по этой профессии ЧУП не сможет.

С особенностями реализации образовательных программ переподготовки и профессиональной подготовки рабочих (служащих), а также образовательной программы обучающих курсов, можно ознакомиться в Положении о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденном постановлением Совмина от 15.07.2011 № 954. Порядок разработки, согласования и утверждения этих программ определены статьей 255 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

По окончании обучения слушателям, успешно прошедшим итоговую аттестацию по программам переподготовки, профессиональной подготовки рабочих (служащих), выдается свидетельство установленного образца о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии, утвержденное постановлением Минобразования от 27.07.2011 № 194 «О документах об образовании, приложениях к ним, золотой, серебряной медалях и документах об обучении». А обучающимся, освоившим содержание образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов и др.), выдается справка об обучении, образец которой утвержден этим же постановлением.

Т.к. вы планируете оказывать платные услуги в сфере образования, то с каждым обучающимся необходимо будет заключить договор, типовая форма которого утверждена постановлением Минобразования от 21.07.2011 № 99 «Об утверждении типовых форм договоров в сфере образования».

К сведению, тексты всех упоминаемых нормативных правовых актов размещены в официальной базе «Эталон».

На нашем предприятии завершена реконструкция одного из цехов. Рабочие, которые и раньше трудились здесь, не справятся с обслуживанием нового оборудования без дополнительного обучения. Мы планируем организовать занятия прямо в цеху. Нужна ли лицензия Минобразования для обучения и переподготовки на предприятии своих работников?

Нет, не нужна. В соответствии с Положением № 450 обучение, переподготовка сотрудников для собственных нужд предприятия в случае, если такие виды деятельности не относятся к профессионально-техническому, среднему специальному образованию, переподготовке и повышению квалификации кадров со средним специальным и высшим образованием, не подлежат лицензированию.

В последние годы заметно вырос спрос на различные виды дополнительного образования специалистов. Поэтому руководство нашей организации намеревается открыть своего рода школу повышения квалификации руководящих работников и специалистов для углубления их профессиональной компетентности. Обучаться здесь будут люди со средним специальным и высшим образованием. Материально-техническая и методическая базы в организации имеются. Для чтения лекций, проведения практических занятий и тренингов планируем привлекать преподавателей из колледжей и университетов.Нужно ли нам получать лицензию на эту деятельность? И если да, то каким образом?

Да, лицензия Минобразования в данном случае необходима, поскольку речь идет о переподготовке и повышении квалификации кадров со средним специальным и высшим образованием. Порядок выдачи лицензии урегулирован Положением № 450. Соискатель либо его уполномоченный представитель для ее получения представляет в лицензирующий орган, которым является Департамент контроля качества образования Минобразования (далее -- Департамент), документы в соответствии с п. 15 Положения № 450.

В заявлении о выдаче лицензии следует указать:

    наименование и местонахождение юридического лица (или ИП), а также его обособленных подразделений, в т.ч. филиалов, в которых соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, работы и (или) услуги, составляющие соответствующий лицензируемый вид деятельности, если они определены Положением № 450;

    лицензируемый вид деятельности, а также работы и (или) услуги, входящие в его состав, которые соискатель лицензии намерен осуществлять;

    наименование и адрес налогового органа по месту постановки соискателя лицензии на учет, его учетный номер плательщика (при его наличии);

    иные сведения, предусмотренные Положением № 450 для конкретного лицензируемого вида деятельности либо определенные Президентом.

К заявлению прилагаются копии учредительных документов юридического лица, документа о госрегистрации юрлица или ИП, документа об уплате госпошлины за выдачу лицензии, а также другие документы, предусмотренные Положением № 450 для конкретного лицензируемого вида деятельности либо определенные Президентом.

Данные документы принимаются Департаментом по описи, копия которой вручается соискателю лицензии либо его уполномоченному представителю с отметкой о дате их приема. Согласно п. 16 Положения № 450 соискатель лицензии либо его уполномоченный представитель одновременно с заявлением должны предъявить документ, удостоверяющий личность руководителя юридического лица, и документ, подтверждающий его полномочия (приказ о назначении на должность руководителя, или выписка из решения общего собрания, правления либо иного органа управления юрлица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор). А уполномоченный представитель соискателя лицензии -- еще и доверенность.

Заявление о выдаче лицензии рассматривается Департаментом в течение 15 рабочих дней со дня приема документов. Указанный срок может быть продлен на период проведения оценки и (или) экспертиз.

Сейчас появилось много частных образовательных центров, организующих проведение обучающих курсов (маникюр, педикюр, наращивание ногтей и ресниц, игра на гитаре и т.п.). Деньги берут огромные, а качество обучения никакое. Найти на них управу невозможно. Куда смотрит Минобразования? Почему не лишает их лицензий?

Как правило, образовательные центры не являются учреждениями образования, а относятся к иным организациям, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, оказывать услуги в сфере образования на платной основе, в т.ч. освоение образовательной программы обучающих курсов. Разрешение на осуществление образовательной деятельности им выдают местные органы исполнительной власти.

Указанная деятельность осуществляется на основании договора о платных услугах в сфере образования (ст. 59 Кодекса об образовании). Любой договор, в т.ч. договор об обучении, представляет собой соглашение, по которому стороны имеют как права, так и обязанности. Заключив договор, стороны приходят к соглашению по всем существенным условиям, включая выдачу указанных в договоре документов об обучении.

В случае невыполнения одной из сторон принятых на себя обязательств может последовать ответственность, установленная в самом договоре, или же разрешение спора в судебной инстанции. Следует обратить внимание и на то, что согласно ст. 45 Закона от 4.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» создание условий для реализации гражданами права на образование и осуществление контроля за обеспечением качества образования входят в компетенцию местных администраций, куда также следует обращаться для принятия в случае необходимости мер воздействия на организацию, которая получила право на образовательную деятельность.

Как иностранному гражданину подтвердить диплом о высшем образовании, выданный в другом государстве, для трудоустройства в Беларуси?

Учреждением, уполномоченным в нашей стране на осуществление административной процедуры установления эквивалентности (соответствия) документов об образовании, выданных в иностранных государствах, документам об образовании РБ, и выдачу официальных документов о возможности либо невозможности их признания на территории Беларуси, является Республиканский институт высшей школы, находящийся в г. Минске по ул. Московской, д.15, куда и следует обращаться.

Получил диплом о переподготовке кадров на уровне высшего образования государственного образца по специальности «правоведение», квалификация - «юрист» (учился по направлению службы занятости). Является ли этот документ подтверждением получения второго высшего образования? На какие должности я могу претендовать в соответствии с нашим законодательством?

Диплом о переподготовке кадров с высшим образованием не свидетельствует о получении второго высшего образования. Вместе с тем, этот документ дает право на трудоустройство в соответствии с полученной специальностью. Получение квалификации «юрист» в соответствии с Общегосударственным классификатором в Республике Беларусь (ОКРБ 011 – 2009) дает право на занятие следующих должностей: юрист, юрисконсульт, инспектор по кадрам, секретарь судебного заседания -- помощник судьи, судебный исполнитель.

Является ли диплом, выданный в учреждении высшего образования Республики Беларусь, дипломом бакалавра и предоставляет ли он право для дальнейшего поступления в магистратуру, аспирантуру?

В соответствии с пунктом 4 статьи 202 Кодекса Республики Беларусь об образовании на I ступени высшего образования обеспечивается подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием.

Высшее образование I ступени, полученное в учреждении высшего образования Республики Беларусь, в соответствии с частью третьей пункта 4 статьи 202 Кодекса Республики Беларусь об образовании, дает право на продолжение образования на II ступени высшего образования (в магистратуре), на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации, а также право на продолжение образования на I ступени послевузовского образования (в аспирантуре).

По какой системе происходит оценивание в учреждениях высшего образования и какие отметки являются положительными?

В соответствии с пунктом 3 статьи 214 и пунктом 5 статьи 215 Кодекса Республики Беларусь об образовании результаты текущей и итоговой аттестации студентов при освоении содержания образовательной программы высшего образования I ступени оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале либо отметками «зачтено», «не зачтено» (только для текущей аттестации). Положительными являются отметки не ниже 4 (четырех) баллов и «зачтено».

В соответствии с частью второй пункта 4 Правил проведения аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания образовательных программ высшего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь 29 мая 2012 г. № 53, десятибалльная шкала оценки представляет собой систему измерения учебных достижений студентов, в которой отметка уровня знаний выражается последовательным рядом чисел (баллов) «1», «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9», «10».

Необходимо подтверждение факта обучения (работы) в учреждении высшего образования, которое в настоящее время ликвидировано. Куда нужно обращаться?

В соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь 25 ноября 2011 г. «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь» при реорганизации организаций их документы передаются правопреемникам этих организаций.

В соответствии со статьей 12 данного Закона руководители государственных органов, иных организаций, индивидуальные предприниматели обязаны создать условия для приема, хранения, учета и использования документов, образующихся в их деятельности и в деятельности организаций, учредителем (участником) и правопреемником которых они являются, а также исполнять социально-правовые запросы, поступающие от граждан и организаций.

Для получения интересующей информации необходимо обращаться к правопреемнику реорганизованного учреждения образования либо в архив по месту регистрации реорганизованного учреждения образования.

Вопросы, относящиеся ко всем уровням образования

О выплатах семьям, усыновившим детей

В ходе встречи Главы государства с представителями общественности и экспертного сообщества, белорусских и зарубежных СМИ «Большой разговор с Президентом» поступило обращение о том почему за последние годы пособие на усыновленных детей стало значительно меньше.

В соответствии с пунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента от 30 июня 2014 г. № 330 «О государственной поддержке семей, усыновивших (удочеривших) детей» (далее - Указ) лицам, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, назначаются ежемесячные денежные выплаты.

Ежемесячные денежные выплаты таким семьям, производятся в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2006 г. № 840 «О государственном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также содержании детей в социально-педагогических центрах, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, приемниках-распределителях для несовершеннолетних».

За последние три года указанная денежная выплата увеличена в 1,3 раза и на сегодняшний день составляет 237,37 руб. на детей в возрасте до 6 лет и 253,66 руб. на детей в возрасте от 6 лет и старше.

В настоящее время ведется разработка проекта постановления по увеличению ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах семейного типа, детских деревнях (городках), опекунских и приемных семьях.

Информация Министерства образования о платных пересдачах

Министерство образования отмечает, что совершенствование высшей школы ведется последовательно и целенаправленно. В настоящее время завершается разработка проектов нормативных правовых актов, которые предусматривают увеличение гибкости и мобильности образовательного процесса (вводятся примерный учебный план, профилизация).

Уже в настоящее время реализовано право студентов на выбор дисциплины. Так, например, в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования студенты имеют право выбирать специализированные модули.

Законодательная норма об осуществлении за дополнительную плату ликвидации академической задолженности, повторного прохождения текущей и итоговой аттестации обучающимися отражена в типовых формах договоров о подготовке специалиста с высшим образованием за счет средств республиканского бюджета и на платной основе, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21.07.2011 № 99 «Об утверждении типовых договоров в сфере образования». Подписав договор о подготовке специалиста с высшим образованием с учреждением образования, студент соглашается с условиями предоставления образовательных услуг и принимает обязательство добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ.

Академическая задолженность (результат текущей аттестации, выразившийся в получении неудовлетворительной отметки или не прохождение текущей аттестации обучающимся при отсутствии уважительных причин в установленный срок), повторное прохождение аттестации свидетельствуют о недобросовестном освоении образовательных программ.

Повторная аттестация влечет увеличение расходов университета на подготовку специалиста и потребует выделения дополнительных средств университета на ее проведение. Такой подход не отвечает требованию экономической обоснованности затрат, а также интересам успешно обучающихся студентов, которым не требуется прохождение повторной аттестации, в том числе при получении образования на платной основе. Оплата за ликвидацию академической задолженности, повторное прохождение текущей и итоговой аттестации обучающимися компенсирует университету неплановые дополнительные затраты, связанные с невыполнением отдельными обучающимися заключенных ими же договоров о подготовке специалиста с высшим образованием.

Кроме того сообщаем, что бюджет университета формируется из бюджетных и внебюджетных денежных средств, поступление которых строго и детально регламентируется законодательством Республики Беларусь.

Расходование бюджета университета осуществляется на основании смет расходов, составляемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утверждаемых вышестоящим органом государственного управления.

Отражение фактических расходов в бухгалтерской отчетности, контроль за целевым использованием как бюджетных, так и внебюджетных средств осуществляются в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности уполномоченными государственными органами.

Нормативные правовые акты (Бюджетный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об образовании, Указ Президента Республики Беларусь от 28.02.2006 № 126 и другие), регламентирующие вышеназванные действия, размещены в свободном доступе в сети Интернет