Заседание Координационного совета по вопросам непрерывного педагогического образования «Воспитательный потенциал педагогического образования» состоялось в Белорусском государственном педагогическом университете им. М.Танка.
В нем приняли участие – Министр образования Республики Беларусь Андрей Иванович Иванец, ректор БГПУ Александр Иванович Жук, ректор Московского педагогического государственного университета, академик РАО Алексей Владимирович Лубков, члены Координационного совета.
В 2015 году в Республике Беларусь создан учебно-научно-инновационный кластер непрерывного педагогического образования. В рамках кластерного взаимодействия реализуется сотрудничество учреждений, осуществляющих подготовку, повышение квалификации и переподготовку педагогов на различных уровнях образования, органов управления образованием, научных, научно-методических, общественных организаций и объединений (школы, в которых открыты педагогические классы, педагогические колледжи, университеты, в которых ведется подготовка педагогов, ИРО, АПО, НИО, РИПО).
Кластер в системе педагогического образования обеспечивает интеграцию и развитие потенциала входящих в него субъектов для подготовки современных педагогов, которые должны обладать высоким уровнем профессиональной компетентности, гражданственности и общей культуры, быть способными создавать новые знания в сфере профессиональной педагогической деятельности, разрабатывать и внедрять инновационные образовательные программы и технологии.
С целью обеспечения стратегического руководства и координации деятельности субъектов Кластера Министерством образования утвержден республиканский Координационный совет по вопросам непрерывного педагогического образования, возглавляемый ректором Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.
Результаты деятельности Кластера позволяют сделать вывод о жизнеспособности и востребованности такой формы кооперации в масштабах отрасли. Кластерное сотрудничество в области педагогического образования создает условия для координации научно-исследовательской деятельности субъектов Кластера, профессиональной мобильности профессорско-преподавательского состава, расширения сети ресурсных центров педагогического образования, аккумуляции передового опыта в сфере подготовки педагогов.
И тема сегодняшнего заседания – воспитательный потенциал педагогического образования – является весьма значимой.
Современный педагог должен обладать духовно-нравственными и патриотическими качествами, личным примером обеспечивать воспитание личности с гуманистическим мировоззрением, критическим, социально и экологически ориентированным мышлением, активной гражданской позицией, национальным самосознанием в условиях открытого поликультурного общества.
Важно, что этот вопрос сегодня обсуждается с участием ректора Московского педагогического государственного университета, доктора исторических наук, профессора, академика РАО Алексея Владимировича Лубкова, который возглавляет Ассоциацию развития педагогического образования в Российской Федерации.
В настоящее время учреждения образования Беларуси и России сотрудничают в рамках совместных договоров и программ. Среди основных направлений сотрудничества – развитие научных и студенческих связей, обмен опытом учебно-воспитательной работы, разработка содержания, форм и методов подготовки специалистов и др. Существующие контакты носят конструктивный, наработанный характер.
У наших стран есть серьезный фундамент совместных проектов в области воспитания, которые уже реализуются. Среди них: белорусско-российская кадетская смена на базе Национального образовательного центра «Зубренок», «Поезд Памяти», «Диктант Победы» и др.
Все субъекты кластера (школы-лаборатории, университеты и институты развития образования, НИО и РИПО) активно поддерживают и развивают партнерские отношения в сфере научной деятельности с коллегами из России. Проводятся совместные научные исследования при поддержке национальных фондов фундаментальных исследований; организуются многочисленные международные научные конференции, форумы, вебинары и круглые столы и др.
Сотрудничество с российскими партнерами можно считать успешным уже сегодня. Тем не менее в перспективе объединение усилий УНИК НПО и АРПО по решению актуальных вопросов в сфере развития педагогического образования в Беларуси и России.
И как итог сегодняшнего заседания – подписание меморандума о взаимопонимании между УНИК НПО и АРПО.
Инструментом реализации подписанного меморандума о взаимопонимании должна выступить дорожная карта, отражающая возможные варианты сотрудничества всех субъектов.