Министерство образования
Республики Беларусь

Образование во имя будущего страны

Министр образования Республики Беларусь И.В.Карпенко выступил с основным докладом в Комитете ООН

Опубликовано: 21.01.2020

В соответствии со статьей 44 Конвенции о правах ребенка Республика Беларусь представила объединенный пятый и шестой периодический доклад об осуществлении положений Конвенции о правах ребенка.
Доклад содержит информацию о законодательных, организационно-административных и иных мерах, принятых в Республике Беларусь с целью реализации Конвенции о правах ребенка, ФПТД, ФПВК. В докладе содержится информация об изменениях, произошедших за отчетный период, прогрессе в обеспечении и защите прав и законных интересов детей, а также о сохраняющихся препятствиях в этой области.
20 января 2020 года (г.Женева) Министр образования Республики Беларусь И.В.Карпенко выступая с основным докладом в Комитете ООН по правам ребенка отметил: «В Республике Беларусь на постоянной основе проводится работа по анализу национального законодательства на предмет его соответствия положениям Конвенции о правах ребенка.
В январе 2019 года принято постановление Правительства Республики Беларусь «О признании детей находящимися в социально опасном положении», которое:
изменило подходы к организации профилактической работы с неблагополучными семьями в целях повышения эффективности оказания межведомственной помощи по выведению семьи из ситуации неблагополучия и сохранения ребенка в родной семье;
конкретизировало критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетнего.
В целях развития долгосрочной государственной поддержки многодетных семей, стимулирования рождаемости и укрепления института семьи принят Указ Президента Республики Беларусь «О семейном капитале».
В декабре 2019 года внесены изменения и дополнения в ряд кодексов и законов Республики Беларусь, направленные:
на обеспечение более активного и действенного применения досудебного урегулирования споров в сферах общественных отношений, в том числе с помощью медиаторов;
на совершенствование законодательного регулирования брачно-семейных отношений;
на реализацию в законодательных актах положений международно-правовых актов в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе Конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей».
В докладе указывалось, что координирующая роль в сфере обеспечения защиты прав и законных интересов детей в Республике Беларусь принадлежит Национальной комиссии по правам ребенка, которую возглавляет Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь.
В состав Национальной комиссии включены представители учреждений образования, неправительственных организаций. На постоянной основе на заседания приглашается Представитель Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь доктор Рашед Мустафа Сарвар.
В 2019 году в ходе заседаний Национальной комиссии рассмотрен широкий круг вопросов, затрагивающих сферу защиты детства: в области сохранения здоровья и жизни детей; признания детей находящимися в социально опасном положении, защиты детей и молодежи от наркоторговли и потребления наркотиков. В рамках выездных заседаний члены Национальной комиссии посещают различные учреждения и организации с целью изучения работы на местах по созданию благоприятных условий для жизни и развития детей.
В Беларуси уделяется внимание повышению правовой грамотности детей и родителей, в том числе и о положениях Конвенции о правах ребенка. В рамках развития системы правового просвещения обеспечивается ведение созданного информационного ресурса для детей и подростков по правовой тематике – Детского правового сайта (mir.pravo.by). За 2019 год сайт посетило более 295 тысяч пользователей, количество просмотров страниц сайта составило почти 730 тысяч.
Воспитание правовой и гражданской культуры у учащихся осуществляется системно и целенаправленно.
Приоритеты развития компетенций в сфере правовых и гражданских взаимоотношений зафиксированы на уровне целей и задач учебных программ учебных предметов, а также в концепциях учебных предметов и образовательных стандартах.
В учреждениях общего среднего образования в рамках учебного предмета «Обществоведение» реализуется структурированный и системный подход к обучению правам человека.
В учреждениях, реализующих образовательные программы среднего специального образования, правовое просвещение учащихся осуществляется в процессе изучения учебной дисциплины «Основы права».
В учреждениях высшего образования вопросы правового просвещения рассматриваются при изучении широкого спектра учебных дисциплин: «Семейное право», «Уголовное право», «Гражданское право», «Правовое регулирование социальной работы» и др.
Республика Беларусь обеспечивает реализацию права каждого ребенка на жизнь и воспитание в семье, декларированное в Конвенции ООН о правах ребенка. Ведется планомерная работа по развитию семейных форм устройства на воспитание детей, утративших по разным причинам родительскую опеку.
Согласно белорусскому законодательству приоритетной формой устройства таких детей является национальное усыновление.
Развивается сеть детских домов семейного типа. В 2019 году открыто 14 детских домов семейного типа, на воспитание в которые переданы 80 детей, в том числе 16 (20 процентов) – из детских интернатных учреждений.
За 9 лет число детских домов семейного типа и число воспитанников в них увеличилось в 1,8 раза (на начало 2011 года 157 детских домов семейного типа и 1020 детей, на конец 2019 года соответственно 283 детских дома семейного типа и 1864 ребенка).
Развитие семейных форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет сокращать сеть интернатных учреждений.
За последние 9 лет сеть интернатных учреждений системы сократилась на 57 процентов (с 58 учреждений на начало 2011 года до 25 – на сентябрь 2019 г.), а число воспитанников в них – на 80 процентов (с 7771 до 1534).

Будет дополнено.

Пресс-центр Министерства образования.
Вернуться к списку новостей