В пленарном заседании принимают участие Заместитель Премьер-министра Петришенко И.В., Министр образования Карпенко И.В., заместитель Министра здравоохранения – Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь Жукова Н.П., заместитель Министра по чрезвычайным ситуациям Ласута Г.Ф., руководители и специалисты системы образования.
Коллегия проходит на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 61 г. Минска». В повестке заседания – актуальные вопросы, касающиеся выполнения поручений Главы государства в системе образования республики, в их числе укрепление взаимодействия школы и родительской общественности, оказание своевременной помощи учащимся в предкризисной и кризисной ситуациях, создание безопасных условий пребывания школьников в учреждениях образования, совершенствование организации и методов воспитательной работы, профессиональная подготовка старшеклассников, доступность дополнительного образования, обновление учебных программ и устранение перегрузки учащихся, а также ряд других.
Обозначая тематику заседания, И.В. Карпенко пояснил, что целью коллегии является промежуточный анализ реализации Концептуальных подходов, принятых на республиканском педагогическом совете 2017 года.
Выступая Министр подчеркнул, что в настоящее время в школах созданы все условия для получения старшеклассниками наряду с базовыми предметами знаний на повышенном уровне и профессиональной подготовки. С учетом особенностей учебного процесса обновление программ базового и повышенного уровней вводится поэтапно. Он напомнил, что в стране открыты педагогические, аграрные, спортивно-педагогические классы. Одновременно сохранена возможность для функционирования базовых 10-х и 11-х классов.
"В каждом регионе должна быть выстроена модель профильного обучения. Министерство неоднократно обращало внимание на то, что нельзя допускать формализма при открытии профильных классов. Мы никогда не доводили и не будем доводить планы по их количеству. И надо, чтобы профильные классы открывались лишь при наличии трех составляющих: квалифицированных кадров по конкретному предмету, материальной базы учреждения образования, позволяющей реализовать как теоретическую, так и практическую часть учебных программ, образовательных запросов учащихся", - подчеркнул И.В.Карпенко. Министр добавил, что выбор предметов для изучения на повышенном уровне напрямую связан с централизованным тестированием. Необходимо учитывать и потребность государства в специальностях реального сектора экономики. С прошлого года для старшеклассников реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета "трудовое обучение". Для ее организации определен перечень профессий рабочих, включающий около 100 наименований. Данный перечень сформирован с учетом реальных возможностей учреждения образования, запросов учащихся, потребностей рынка труда, востребованности профессий в регионе и республике. И обучение в конкретной школе ведется только по нескольким профессиям из этого перечня". И.В. Карпенко заострил внимание на вопросах формирования и развития личностных качеств учащихся. Он акцентировал необходимость усиления взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания детей. В качестве новации по итогам совещания у Президента предлагается создать единую систему работы с родительской общественностью – своего рода общественный родительский университет с привлечением специалистов разного профиля в целях просвещения и консультирования по актуальным вопросам семейной педагогики.
На коллегии обсуждались вопросы стимулирования работы педагогов, военно-патриотического воспитания школьников, формирования здорового образа жизни, школьного питания, ответственного и безопасного поведения, совершенствования спортивной базы учреждений образования.
Подводя итоги коллегии Министерства образования по выполнению поручений Президента, Заместитель Премьер-министра И.В. Петришенко акцентировал: «В центре внимания должны быть ученик и учитель. Главное лицо в образовании – учитель. Школа держится именно на учителях».