Министерство образования Республики Беларусь

Информация

Cайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь

doc-4023953.jpg

Специальное образование — обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.
Специальное образование в современных условиях рассматривается как неотъемлемая часть общей образовательной системы. Возможность получения образования обеспечивается всем детям, независимо от степени тяжести имеющихся у них нарушений. Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании специальное образование является отдельным видом образования наряду с основным и дополнительным образованием. При этом определено, что специальное образование осуществляется на двух уровнях получения основного образования – дошкольном и общем среднем.
Лицам с особенностями психофизического развития при получении образования оказывается коррекционно-педагогическая помощь, и создаются специальные условия для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития. На законодательном уровне закреплены права обучающихся с особенностями психофизического развития на:

  • создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
  • бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование, проводимое в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
  • бесплатную коррекцию физических и (или) психических нарушений в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования;
  • подвоз в учреждения образования на специально оборудованных транспортных средствах;
  • бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями;
  • бесплатное проживание и питание в учреждениях специального образования.
В системе специального образования создан и ежегодно обновляется банк данных о детях с особенностями психофизического развития, который позволяет отслеживать тенденции в развитии специального образования, оптимизировать сеть учреждений специального образования, координировать меры по улучшению качества управления системой специального образования. На 15.09.2015 г. в банке данных содержатся сведения о 144459 детях с ОПФР, из них 10931 инвалидов.
В 141 центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации обучаются и получают коррекционно-педагогическую помощь более 7 тыс. детей с особенностями психофизического развития, в том числе с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. Более 1 тыс. детей с особенностями психофизического развития охвачены ранней комплексной медико-педагогической помощью.
В учреждениях дошкольного и общего среднего образования по месту жительства детей открыты группы и классы интегрированного обучения и воспитания, специальные группы и классы, пункты коррекционно-педагогической помощи. Около 70% от общего количества детей с особенностями психофизического развития получают специальное образование в условиях интеграции.

С целью повышения социальной защищенности выпускников с особенностями психофизического развития с 2005 г. учреждения образования осуществляют их патронат на протяжении двух лет после окончания учреждения образования.

 
Информация о республиканской спартакиаде для детей с особенностями психофизического развития
Третий этап VI республиканского конкурса "Современные технологии в специальном образовании"