Министерство образования Республики Беларусь

Информация

НАРУШЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВЫЯВЛЯЕМЫЕ ДЕПАРТАМЕНТОМ (2014-2015 гг.) 

Нарушения в деятельности учреждений дошкольного образования

Недостаточен уровень правовой и управленческой культуры руководителей учреждений, проявляющийся в неудовлетворительном качестве подготавливаемых документов. Во всех учреждениях дошкольного образования культура делопроизводства, систематизация и оформление материалов протоколов педагогического и методического советов требуют совершенствования и приведения в соответствие с Государственным стандартом Республики Беларусь «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (постановление Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 21.12.»004 № 69) и постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях».

Со стороны некоторых руководителей учреждений дошкольного образования ослаблен контроль за реализацией образовательной программы и выполнении образовательных стандартов. В результате чего педагоги при планировании работы с детьми зачастую не ориентированы на содержание указанных документов. Не отработана система внедрения в практику работы с воспитанниками полученных педагогами знаний, рекомендаций, современных педагогических технологий, опыта. Данный факт подтверждается содержанием аналитических справок и решений педагогических советов. В большинстве учреждений дошкольного образования анализ итогов учебного года не ориентирован на реализацию поставленных перед ними задач. Во многом это вызвано тем, что в планах работы управлений (отделов) образования дублируются из года в год одни и те же вопросы в части дошкольного образования, недостаточно организована работа по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта, не в полной мере используются критерии оценки качества дошкольного образования, а отдельные постановления носят общий характер. Как итог, не обеспечивается комплексный подход к изучению и повышению качества дошкольного образования в регионах.

Отрицательным фактором в работе многих воспитателей также является незнание ими в полном объеме отдельных нормативных правовых документов, неумение применять их на практике, отсутствие навыков анализа проблем и проектирования образовательной деятельности с их учетом.

Редко, но все же, встречаются случаи умышленного нарушения законодательства в части соблюдения порядка приема воспитанников в учреждения дошкольного образования. В отдельных учреждениях (чаще всего областных городов и г. Минска) не выдерживаются нормы наполняемости групп детьми.

Руководителям учреждений дошкольного образования не следует увлекаться проведением большого количества открытых коллективных просмотров (есть ясли-сады, в которых таких мероприятий за год проводится по 9-11); разработкой планов, не предусмотренных программно-планирующей документацией учреждения дошкольного образования и не отвечающих требованиям инструктивно-методических писем Министерства образования Республики Беларусь к очередному учебному году (например: планы работы специалистов учреждений, как приложение к годовому плану работы учреждения; индивидуальные планы по самообразованию; комплексно-целевые программы по преемственности со средней школой).

Хотя отмечается положительная динамика качественного состава педагогических работников учреждений дошкольного образования (увеличение количества педагогов с высшим образованием, из них по специальности «Дошкольное образование»), однако выявляется недостаточная укомплектованность учреждений дошкольного образования педагогическими кадрами и большая их текучесть, что ведет к увеличению нагрузки на воспитателей и оказывает отрицательное влияние на качество работы с воспитанниками.

Анализ свидетельств о курсовой переподготовке показывает, что не везде воспитатели своевременно проходят курсы повышения квалификации. В отдельных регионах и учреждениях дошкольного образования еще сохраняется высоким процент педагогов с общим средним образованием (до 13%), а также педагогов без квалификационной категории (до 40%). Эти цифры свидетельствуют о недостаточной работе органов управления образованием, руководителей учреждений дошкольного образования по мотивации педагогов на повышение квалификационной категории.

Есть случаи нарушений санитарных норм, правил, гигиенических нормативов.

Много нарушений и в исполнении требований пожарной безопасности. Некоторые руководители учреждений дошкольного образования пренебрегают организационно-техническими мероприятиями: не проводят противопожарные инструктажи с работниками, не разрабатывают инструкции о мерах пожарной безопасности и планы эвакуации людей на случай возникновения пожара.  Поэтому ежегодно и сообщается о фактах детского травматизма в учреждениях дошкольного образования. А основными причинами детских травм являются снижение контроля со стороны воспитателей за детьми, не исполнение должностных обязанностей педагогами в части организации системной работы по охране жизни и здоровья детей.

При изучении вопроса организации питания также традиционно выявляется большое количество нарушений. Так, некоторые пищеблоки находятся в неудовлетворительном состоянии, в помещениях пищеблоков обнаруживается непригодный к использованию или не имеющий маркировки инвентарь, посуда со сколами. Не всегда корректируется меню либо корректируется только по некоторым продуктам питания при фактическом наличии воспитанников меньшем, чем указано в списочном составе групп. В бракеражном журнале не фиксируется фактический выход блюд. Нарушается технология их приготовления. Выход приготовленных блюд и отпуск их в группы не контролируется руководителем учреждения дошкольного образования. Встречается несоответствие фактического веса готовых блюд установленной норме. На второй завтрак детям могут выдавать пшеничный хлеб и молоко, а иногда и вовсе не выдавать второй завтрак. Кладовщиками не обеспечивается сохранность продуктов питания. Перечисленные и ряд других нарушений при организации питания обычно ведут к наложению дисциплинарных взысканий на руководителя учреждения дошкольного образования, повара или кладовщика.

Имеют место случаи применения классно-урочной системы организации занятий. Не редко занятия или другие виды деятельности бывают большей длительности, чем предусмотрено нормой, либо с сокращенными перерывами между занятиями.

Педагоги не всегда учитывают состояние здоровья воспитанников при проведении занятий. В частности, не корректируют физическую нагрузку при проведении физкультурных занятий даже при наличии явных признаков утомляемости воспитанников (кстати, многие воспитатели слабо владеют навыками определения признаков утомляемости детей, не предоставляют ребенку возможность самому определять дальнейшее участие в каком-либо виде деятельности или выбирать продолжительность занятия).

Не учитывается состояние здоровья детей при их рассаживании на занятиях; недостаточно внимания некоторые педагоги уделяют осанке детей, гигиеническим требованиям к освещению рабочей поверхности столов; между занятиями минимально используют игры средней и малой подвижности.

Анализ документации (распорядка дня, сетки занятий, планирования) учреждения дошкольного образования показывает, что не всегда обеспечивается баланс между занятиями, требующими умственного напряжения, и занятиями эстетического и физкультурно-оздоровительного цикла; между различными видами игр: подвижными и спокойными, индивидуальными и коллективными. Выявляются случаи несоблюдения гигиенических требований и рекомендаций по продолжительности сна воспитанников, их пребыванию на воздухе.

Некоторые педагоги ошибочно считают, что занятия сверх программы дошкольного образования не включаются в нагрузку воспитанника. В результате ребенок может участвовать в трех и более таких занятиях, испытывая перегрузку.

Компьютеры все больше проникают в жизнь людей, и воспитанники учреждений дошкольного образования не являются исключением.  Организация занятий с использованием электронной техники предъявляет особые требования к соблюдению продолжительности непрерывной работы воспитанников с компьютером, рациональной организации рабочего места (работа за компьютером одного ребенка при общем количестве занимающихся не более 8, соответствие мебели росту детей, соблюдение угла наклона клавиатуры, расстояния от экрана до глаз и т.д.), организации сквозного и одностороннего проветривания. Следует учитывать и то, что компьютеры должны быть современных моделей, иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающий их безопасность,  и использоваться как одна из составляющих игрового процесса, а не как компьютерный класс в школе. К сожалению, гигиенические требования, предусмотренные СанПиН к электронной технике, не везде выполняются, что может оказать отрицательное влияние на здоровье детей.

Вообще, оснащенность средствами воспитания и обучения почти повсеместно не соответствует Перечню оборудования для учреждений дошкольного образования, утвержденному постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.09.2007 № 50, а в ряде случаев, не достигает и половины требуемого. Основной дефицит в игровом оборудовании, технических средствах обучения, оборудовании для физического развития воспитанников. В некоторых учреждениях аналогичная картина и с обеспеченностью учебными пособиями, официально утвержденными или допущенными в качестве соответствующего вида издания Министерством образования Республики Беларусь. Руководителям учреждений дошкольного образования следует более активно взаимодействовать с органами управления образованием в требовании от учредителей безусловного выполнения норм по материальной обеспеченности своих учреждений.

Нарушения в деятельности учреждений общего среднего образования 

В первую очередь следует выделить недостаточный уровень правовой и управленческой культуры руководителей учреждений, проявляющийся в неисполнении требований нормативных правовых актов в сфере образования.

В большинстве учреждений общего среднего образования культура делопроизводства, систематизация и оформление материалов протоколов педагогического и методического советов требуют совершенствования и приведения в соответствии с Государственным стандартом Республики Беларусь «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (постановление Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 21.12.2004 № 69) и постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях».

Очень часто выявляются нарушения Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников (постановление Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 № 2) в части несвоевременного внесения записей о приеме на работу, переводе с одного места работы на другое, о присвоении категории, о награждениях, о переименовании учреждения образования. Наличие документов не соответствует имеющейся описи, не полностью заполняются графы карточек формы Т-2.

Есть случаи неисполнения нормативных правовых актов в сфере образования. В частности, в уставы некоторых учреждений общего среднего образования до сих пор не внесены изменения с учетом требований Кодекса Республики Беларусь об образовании, нового Положения об учреждении общего среднего образования, других нормативных правовых актов. Ежегодно десятки учреждений преобразуются в другие виды или закрываются, в некоторых учреждениях заканчивается срок действия сертификата о государственной аккредитации. При этом руководители не соблюдают сроки подачи заявлений о проведении (подтверждении) государственной аккредитации на соответствие заявленному виду, а также сроки сдачи сертификатов при ликвидации учреждения образования. Неверно оформляются документы при проведении процедуры замены сертификата о государственной аккредитации учреждения образования при изменении его вида.

Со стороны некоторых руководителей учреждений общего среднего образования ослаблен контроль за реализацией образовательных программ и выполнением образовательных стандартов. В результате чего педагоги при планировании работы с учащимися зачастую не ориентированы на содержание указанных документов. Данный факт подтверждается содержанием аналитических справок и решений педагогических советов. В большинстве учреждений общего среднего образования при анализе работы по основным направлениям деятельности отражается лишь фактическое состояние образовательного процесса, не называются причины, влекущие проявление тех или иных недочетов, не прослеживается преемственность с целями и задачами работы в текущем и прошедшем учебном году. Нет четкости в постановке задач на новый учебный год, не указываются способы и средства достижения конечных результатов, сроки исполнения и ответственные.

Во многом это вызвано тем, что и в планах работы управлений (отделов) образования также дублируются из года в год одни и те же вопросы в части общего среднего образования. Недостаточно системно организуется работа по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта. Не в полной мере используются критерии оценки качества общего среднего образования. Отдельные постановления носят неконкретный и мало к чему обязывающий характер. Как итог, в некоторых районах не обеспечивается комплексный подход к повышению качества работы учреждений общего среднего образования.

Редко, но все же встречаются случаи умышленного нарушения руководителями законодательства в части соблюдения порядка приема учащихся в гимназии и лицеи. Не всеми гимназиями обеспечивается качественный конкурсный отбор при поступлении в них (в отдельных гимназиях конкурс составляет 1 человек на место, а то и вообще недобор учащихся). В отдельных учреждениях общего среднего образования (чаще всего районных центров, областных городов и г. Минска) не выдерживаются (превышаются) нормы наполняемости классов. Не во всех учреждениях в учебных планах отражаются используемые часы по классам и распределение факультативных занятий по направлениям.

Отрицательным фактором в работе многих педагогов также является незнание ими в полном объеме отдельных нормативных правовых документов, неумение применять их на практике, отсутствие навыков анализа проблем и проектирования образовательной деятельности с их учетом. Очень часто нарушаются указания к ведению классных журналов (некорректные записи тем уроков, формулировок тем домашних заданий), к оформлению письменных работ и дневников учащихся.

Проблемным полем в учреждениях общего среднего образования остается вопрос сохранения здоровья учащихся.

Недостаточно внимания некоторые педагоги уделяют осанке детей, гигиеническим требованиям к освещению рабочей поверхности столов, не учитывают состояние здоровья детей при их рассаживании на уроках.

К сожалению, гигиенические требования, предусмотренные СанПиН к электронной технике, не везде выполняются, что может оказать отрицательное влияние на здоровье учащихся.

Много нарушений и в исполнении требований пожарной безопасности. Некоторые руководители учреждений общего среднего образования пренебрегают организационно-техническими мероприятиями: не проводят противопожарные инструктажи с работниками, не разрабатывают инструкции о мерах пожарной безопасности и планы эвакуации людей на случай возникновения пожара. В зданиях отдельных учреждений недостаточное количество средств пожаротушения, не все огнетушители прошли поверку.

При изучении вопроса организации питания также традиционно выявляется большое количество нарушений. Так, кое-где пищеблоки находятся в неудовлетворительном состоянии, в помещениях пищеблоков обнаруживается непригодный к использованию или не имеющий маркировки инвентарь, посуда со сколами. Нарушается технология приготовления блюд, фактический вес готовых блюд не соответствует установленной норме. Перечисленные и ряд других нарушений при организации питания обычно ведут к наложению дисциплинарных взысканий на руководителя учреждения общего среднего образования.

Департамент изучает и материально-техническое обеспечение учреждений общего среднего образования. Можно сделать общий вывод: это обеспечение явно недостаточное.

Некоторые учреждения требуют ремонта фасадов, кровель, обеденных залов, замены оконных блоков, устройства пандусов и т.п.

Оснащение кабинетов физики, химии, биологии, трудового обучения почти повсеместно не соответствует требованиям и нормам, разработанным Министерством образования Республики Беларусь (кабинеты не полностью обеспечены оборудованием, учебно-наглядными пособиями, раздаточным материалом, разноуровневыми заданиями, электронными средствами обучения), что вызывает известные затруднения при планировании и проведении уроков на высоком качественном уровне. Из-за этого в некоторых учреждениях общего среднего образования не обеспечивается 100-процентное выполнение лабораторных и практических работ, обязательных контрольных работ. В отдельных случаях отмечено низкое качество находящихся в кабинетах учебно-методических комплексов, которые не продуманы, громоздки, захламлены формальным, бесполезным материалом, зачастую представляющим собой ксерокопии разделов, тем учебников и учебных пособий.

Не везде есть лингафонные кабинеты, а в кабинетах информатики стулья с подъемно-поворотным механизмом.

Библиотечный фонд многих учреждений общего среднего образования не в полной мере обеспечивает учащихся художественной литературой, а в ряде случаев даже той литературой, которая необходима для выполнения программных требований. В библиотеках можно обнаружить отсутствие компьютеров или установленные списанные компьютеры, в большинстве из них еще нет выхода в сеть Интернет.

Во всех гимназиях, школах, лицеях есть много внешне привлекательных  информационных стендов, но при более пристальном их изучении оказывается, что содержание стендов часто давным-давно устаревшее.

Руководителям школ, гимназий, лицеев следует более активно взаимодействовать с органами управления образованием в требовании от учредителей безусловного выполнения норм по материальной обеспеченности своих учреждений.

От руководителей зависит и кадровое обеспечение возглавляемых ими учреждений общего среднего образования. Наиболее характерные нарушения в этом вопросе – наличие среди педагогических работников достаточно большого количества учителей, не имеющих квалификационной категории (до 20 %); не выполнение (отсутствие) плана курсовой подготовки по повышению квалификации (анализируются данные за 5 последних лет). Департаментом установлены факты оформления документации по аттестации педагогических работников с нарушением Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101. Выявляются незаполненные вакансии, осуществление педагогической деятельности не по профилю полученного образования. Директора некоторых учреждений общего среднего образования не своевременно показывают имеющиеся или ожидаемые вакансии, «придерживают места» вплоть до первого сентября, а затем начинают учебный год без нужного учителя. В целом по республике многие учреждения общего среднего образования нуждаются в учителях иностранного языка, математики, химии, биологии, учителях-дефектологах.

Важнейший вопрос – качество образовательного процесса, которое во многом зависит от налаженной системы внутреннего контроля. К сожалению, не везде разработаны методические рекомендации по проведению контрольных мероприятий, не назначаются лица, ответственные за его организацию, не издаются приказы о подготовке, проведении контрольных мероприятий и их итогах.

Недостаточная работа по изучению, обобщению педагогического опыта и распространению его в средствах массовой информации. В некоторых гимназиях не налажено сотрудничество с учреждениями высшего образования с целью повышения результативности участия в предметных олимпиадах, не выработаны единые подходы к анализу работы методических объединений, не везде создан банк одаренных учащихся.

Имеют место нарушения правил аттестации учащихся. При оценивании деятельности учащихся на уроке отметки отдельными педагогами не выставляются, не комментируются, отмечаются также низкая накопляемость отметок и случаи их необъективного выставления. Несвоевременно опрашиваются учащиеся, получившие отметки низкого уровня «1» и «2».

В некоторых учреждениях низкий охват учащихся факультативными занятиями, недостаточно внимания уделяется поддерживающим занятиям. (Вообще, вопрос эффективности факультативных занятий, как занятий, способствующих углублению знаний учащихся по отдельным предметам, остается открытым. В этой связи следует отметить, что во многом из-за низкой эффективности факультативов в ряде учреждений общего среднего образования до 50 % выпускников пользуются услугами репетиторов). Не везде соблюдается график контрольных работ. В результате, при проведении Департаментом контрольных срезов по отдельным предметам (для определения качества и уровня обученности учащихся) результаты этих срезов иногда не кореллируют с четвертной отметкой по предмету (расхождение может составлять до 3-4 баллов).

В текущем году Департамент принимал участие в осуществлении контроля за проведением выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на 2 и 3 ступенях общего среднего образования. Указанная выше информация еще раз подтвердилась. Кроме того, были выявлены следующие нарушения:

  • факты искусственного увеличения документооборота при оформлении приказов, касающихся допуска и освобождения учащихся от экзаменов;

  • исправление отметок (обычно в сторону повышения баллов) в классных журналах с нарушением указаний к их оформлению и ведению;

  • пропуск ошибок в экзаменационных работах;

  • отсутствие на письменных работах подписей членов экзаменационной комиссии.

Профориентационная работа с выпускниками базовой  и средней школы, направленная на приобретение ими рабочих профессий, пока также не обеспечивает формирование у учащихся интереса к профессионально-техническому и среднему специальному образованию, в том числе как основе для дальнейшего профессионального роста. Результаты анкетирования показывают, что только около 70 % учащихся IX и XI классов за время учебы определяются с выбором профессии.

 Нужно отметить и слабую активность педагогов по формированию гражданского сознания учащихся, вовлечению их в общественные организации БРСМ и БРПО. Очень мало проводится психологических тренингов, направленных на формирование гражданской позиции личности, патриотизма. Из некоторых учреждений большое количество выпускников выезжает для продолжения учебы за пределы страны.

Тревожит ситуация с числом правонарушений, совершаемых учащимися в отдельных учреждениях общего среднего образования. Поэтому проблема профилактики преступлений и правонарушений по-прежнему должна оставаться приоритетным направлением в работе руководителей школ, гимназий, лицеев.    

Нарушения в деятельности учреждений профессионального образования 

В процессе лицензирования образовательной деятельности, осуществления (подтверждения) государственной аккредитации, а также участия в мониторингах и проверках учреждений профессионального образования Департаментом выявлено следующее: 

І. В процессе лицензирования образовательной деятельности: 

1. Не всегда соблюдается принцип упредительного внесения в лицензию необходимых изменений и (или) дополнений при расширении учреждением образования перечня осуществляемых работ и услуг лицензируемой деятельности, увеличении численности обучающихся. Проявляется это в случаях, когда образовательная деятельность с нарушением рамок лицензии уже осуществляется, а документы для внесения в лицензию изменений и (или) дополнений представляются лишь спустя некоторое время.

2. Несогласованность работы в деле лицензирования структурных подразделений основного образования и структурных подразделений дополнительного образования взрослых некоторых учреждений высшего образования. В результате по заявлению учреждения вносятся изменения в лицензию в части, касающейся высшего образования, а через непродолжительное время представляется заявление о внесении изменений в лицензию в части переподготовки или повышения квалификации кадров;

3. Отсутствие в деятельности учреждений образования практики закрепления за работой по вопросам лицензирования конкретных лиц, привлечения юридических работников, что приводит к некачественной подготовке документов и отзыву представленных материалов на доработку;

4. Нестабильность содержания ОКРБ «Специальности и квалификации». Практикуемые частые изменения и дополнения в него вносят определенный хаос, как в работу учреждений профессионального образования, так и в лицензирование их деятельности. При этом нередко указанные в классификаторе специальности не обеспечены типовой учебно-программной документацией, что не дает возможности внести их в лицензию и начать процесс подготовки специалистов;

5. Низкими остаются темпы совершенствования материально-технической базы учреждений профессионального образования, обеспечения обучающихся необходимыми помещениями. Даже с учетом двухсменного режима занятий ряд учреждений  (в первую очередь высшего образования) не выполняет норматив обеспеченности общей площадью помещений, закрепленный Техническим кодексом установившейся практики (ТКП 45-3.02-2004). 

II. В процессе государственной аккредитации и ее подтверждения: 

А. Уровень профессионально-технического образования 

1. Требует совершенствования материально-техническая база:

- модернизация учебных мастерских;

- обновление оборудования учебных кабинетов и лабораторий - оснащение кабинетов курсового и дипломного проектирования;

- укомплектованность библиотек учебной литературой по специальностям (особенно по вновь открываемым).

2. Кадровое обеспечение:

- незаполненные вакансии;

- высокая текучесть кадров  в отдельных учреждениях;

- не своевременная организация повышения квалификации педагогических работников, прохождения стажировок по изучению новых технологий;

- недостаточное применение мер стимулирования и поощрения педагогов, показывающих по итогам работы стабильно высокие результаты;

- неудовлетворенность коллективов стилем руководства отдельных директоров учреждений ПТО;

3. Организация образовательного процесса и его обеспечение:

- не все учебные программы, разработанные в колледжах, соответствуют типовым; на учебные программы, по которым нет типовых, отсутствуют рецензии;

- учебно-методические комплексы до конца не оформлены, не содержат планов занятий, раздаточного материала, не во всех УМК имеется теоретический материал;

- не создана целостная система внутреннего контроля на диагностической основе;

- не закончено создание банков данных о заказчиках кадров и данных о вакантных местах;

- в некоторых учреждениях отсутствуют договоры о взаимодействии с организациями-заказчиками кадров и заявки на подготовку специалистов со средним специальным образованием;

- недостаточно изучаются требования работодателей к уровню подготовки выпускников;

- не в полной мере ведется работа по анализу реальной и перспективной потребности регионов в рабочих кадрах;

- отдельными преподавателями не соблюдаются требования к выполнению календарно-тематических планов, оформлению курсовых проектов, допускаются нарушения в учетно-контрольной деятельности (при заполнении журналов учета производственного обучения имеют место случаи исправлений и использования корректора, в отдельных не указаны номера приказов, на основании которых учащиеся переводятся или отчисляются из учебной группы);

- в течение ряда лет не рассматриваются вопросы организации и результатов внутреннего контроля, состояния преподавания и качество знаний по учебным предметам, совершенствования профессиональной компетентности педагогов. Решения педагогических советов не конкретны, не указаны сроки исполнения и исполнители.

- слабо организована работа по изучению и обобщению передового педагогического опыта, по совершенствованию научно-методического обеспечения образовательного процесса, использованию возможностей дистанционного образования;

- большое количество пропусков занятий учащимися без уважительных причин;

- низкая результативность участия учащихся в олимпиадах по общеобразовательным предметам; малое количество учащихся участвует в спортивных секциях, кружках, клубах по интересам.

- планы приема не выполняются в большинстве учреждений профессионально-технического образования;

- в отдельных учреждениях сохраняется на высоком уровне или увеличивается число правонарушений и преступлений, совершенных обучающимися;

- не в полной мере организована работа СППС, кураторов и мастеров групп по профилактике противоправного поведения учащихся.

 Б. Уровень среднего специального образования 

1. Имеют место нарушения Кодекса Республики Беларусь об образовании:

- подпункт 1 пункт 5 статья 79. Не осуществляется досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе колледжа за неуспеваемость по трем и более учебным дисциплинам;

- подпункт 3 пункт 2 статья 41. Не осуществляется обязательное страхование обучающихся от несчастных случаев в период прохождения производственной практики;

- п. 5 ст. 212. Комплектование учебных групп не соответствует требованию.

2. Не везде квалификация педагогических работников соответствует требованиям ЕКСД.

3. Не все преподаватели проходят курсовую переподготовку или периодичность прохождения ее нарушается.

4. Не всегда осуществляется аттестация руководителей и специалистов в соответствии с Типовым положением об аттестации руководителей и специалистов организаций.

5. В ряде УССО не выполняются отдельные пункты Положения о совете УО (в уставах УО не определена общая численность членов совета учреждения образования (пункт 6), не обсуждаются проекты учебно-программной документации образовательных программ, программно-планирующей документации воспитания (подпункт 4 пункта 4), решения совета учреждения образования не утверждаются руководителем колледжа (пункт 22));

6. Не везде налажена система внутреннего контроля (не разработаны положение о внутреннем контроле, методические рекомендации по проведению контрольных мероприятий, не назначены ответственные лица за организацию внутреннего контроля в учреждении образования, не достаточный контроль за проведением учебных занятий, не всегда издаются приказы о подготовке и проведении контрольных мероприятий; разрабатываемые мероприятия по устранению выявленных недостатков носят формальный характер).

7. Выявлен низкий уровень подготовки по отдельным специальностям;

8. Не везде соблюдается Инструкция о порядке заполнения документов об образовании, приложений к ним, документов об обучении, учета и выдачи документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медали, документов об обучении, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2011 № 194;

9. В некоторых УО не выполняются в полной мере требования Положения об учебно-методическом комплексе, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь 26.07.2011 № 167; не соблюдаются в полной мере Правила проведения аттестации учащихся, курсантов, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22.07.2011 № 107;

10. Зафиксировано несоблюдение п.п.  9.2, 9.3 ”Санитарных правил и норм устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса и производственного обучения профессионально-технических и средних специальных учебных заведений“, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 30.07.1999 в редакции постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.04.2009 № 12; нарушение учебных планов; нарушение требований Инструкции о порядке заполнения документов об образовании, приложений к ним, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 27.07.2011 № 194; не соблюдение требований п. 22 Положения о порядке перевода, восстановления и отчисления учащихся, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2011 № 941 (не всем отчисленным, обучавшимся в заочной форме, при отчислении выданы справки об обучении); нарушение принципа коллегиальности в ведении протоколов коллегиальных органов (постановляющие части фиксируются без голосования, не закрепляются ответственные и сроки исполнения постановлений, отсутствует анализ выполнения предыдущих решений); отсутствие программ работы кружков и спортивных секций; несвоевременная актуализация информации на сайтах учреждений образования, содержание разделов сайта не всегда соответствует заявленной теме.

11. Отмечен факт утраты контингента учащихся. 

В. Уровень высшего образования 

1. Не актуализированы отдельные локальные документы, должностные инструкции проректоров, Положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников.

2. В ряде случаев нарушаются статьи Кодекса Республики Беларусь об образовании (п. 2.7 ст. 59, п.6 ст. 208; п. 2.1. ст. 212; п. 5 ст. 212).

3. Не выполняются требования п. 6 Положения о Совете учреждения образования (Постановление Министерства образования от 18.07.20011 № 84).

4. В ряде случаев отмечается формальный подход к составлению планов и контролю их выполнения.

5. Повсеместно допускаются нарушения квалификационных требований Единого квалификационного справочника должностей служащих, занятых в образовании (выпуск 28 ЕКСД, утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 21.10.2011 № 105)..

6. Не соблюдаются требования пункта 13.3 Положения об учреждении высшего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.08.2012 № 93 в части комплектования кафедр.

7. Не выполняется требование Руководящего документа Республики Беларусь ”Система стандартов в сфере образования, система оценки соответствия, порядок предоставления статуса высшим учебным заведениям“, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.02.2001 № 16.

8. Не соблюдается п.14 Положения о практике студентов, курсантов и слушателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 03.06.2010 № 860.

9. Не соблюдается ”Палажэнне аб курсавых экзаменах i залiках у вышэйшых навучальных установах“, утвержденное приказом Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.1994 №235-А.

10. Нарушаются требования пункта 35 Инструкции о порядке заполнения документов об образовании, приложений к ним, документов об обучении, учета и выдачи документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медалей, документов об обучении, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 27.07.2011 № 194 с изменениями и дополнениями от 01.09.2012 № 92.

11. Выявлено нарушение ряда требований Положения о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утверждённого Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 15.07.2011 № 954.

12. Нарушается Порядок разработки, утверждения и регистрации учебных программ для первой ступени высшего образования, утвержденный Министром образования Республики Беларусь 21.12.2010.

13. Не выполняются планы мероприятий по устранению недостатков и реализации предложений, отмеченных при предыдущем подтверждении аккредитации.

14. Учебно-методические комплексы не в полной мере отвечают требованиям Положения об учебно-методическом комплексе, утвержденного Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.07.2011 № 167, а именно: отсутствует внешнее рецензирование, в ряде случаев имеет место несоответствие перечня материалов, входящих в учебно-методические комплексы, не все учебно-методические материалы переведены в электронный формат (практически во всех УВО); для информационного обеспечения высшего образования II ступени используются учебные пособия, адресованные преимущественно для студентов, получающих высшее образование I ступени.

15. Не соответствуют типовой форме утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21.07.2011 № 99 ”Об утверждении типовых форм договоров в образовании“ договоры, заключаемы со студентами, слушателями.

16. Не в полной мере соблюдаются требования к составлению расписания занятий п. 44 Санитарных правил и норм, утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения 29.10.2012 №167.

17. Имеется проблема качества подготовки лиц, направленных организациями-заказчиками для получения послевузовского образования (аспирантура, докторантура) и результативности их обучения.

18. Имеют место недостатки в организации воспитательной работы со студентами.

19. Не везде выполняются рекомендации Примерных норм времени для расчета объема учебной работы и основным видам учебно-методических, научно-исследовательских и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь от 24.11.1999 № 699.

20. В системе информационно-библиотечного обеспечения отсутствует единая система и технология учета книгообеспеченности учебных дисциплин, что приводит к тому, что в ряде случаев учету подлежат документы, не соответствующие понятиям ”учебник/учебное пособие“, ”учебно-методические материалы“ и не учитывается показатель, отражающий количество обучающихся, одновременно изучающих дисциплину; по ряду дисциплин книгообеспеченность ниже нормы; имеется массив неучтенных электронных учебников и учебных пособий, размещенных в ресурсах удаленного доступа, права на использование которых официально приобретены; отсутствует новая версия автоматизированной библиотечно-информационной системы ”LiberMedia“, что затрудняет работу по корпоративной каталогизации документов; устарел компьютерный парк библиотек.

ІІІ. Деятельность филиалов кафедр на производстве 

1. Деятельность филиалов кафедр пока недостаточно эффективна, на что указывает отсутствие закрепления студентов за учреждениями, для которых осуществляется подготовка специалистов по заявкам. Данный факт свидетельствует также о том, что базовые учреждения не проявляют должного интереса к работе филиалов и не понимают цель их создания.

Очень малое количество студентов выполняют в филиалах курсовые и дипломные работы. В филиалах не определены примерные нормы закрепления студентов за предприятиями.

2. Отсутствует единый подход к распределению учебной нагрузки и времени, отведенному на образовательный процесс. Во многих филиалах аудиторная работа не запланирована, образовательный процесс включает только выполнение курсовых, дипломных работ и практику. В ряде случаев объем аудиторной нагрузки (лекции, практические, лабораторные занятия) составляет всего от 16 до 68 часов.

3. Во многих филиалах отсутствует штатное расписание (не определены принципы его составления), не назначены руководители филиалов кафедр.

4. В филиалах представлена не вся документация, необходимая для осуществления образовательного процесса: в большинстве филиалов отсутствуют планы работы кафедры и самого филиала кафедры, программы развития филиалов, номенклатура дел филиала.

5. Не заключены договоры о совместной деятельности с учреждением (предприятием) и договоры аренды помещений (площадей) во многих филиалах. Аренда помещений (площадей) осуществляется лишь на основании двухсторонних приказов о создании филиалов. При этом не учитываются требования к порядку размещения на предприятиях и в научных организациях филиалов профилирующих кафедр, установленные Техническим кодексом ”Проектирование зданий и помещений профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, институтов повышения квалификации“  ТКП 45-3.0202.2004. В локальных нормативных актах не отражена договоренность об использовании оборудования в образовательном процессе.

6. Имеет место формальный подход к анализу деятельности филиалов. В учебном году вопрос о деятельности филиалов  рассматривается редко или вообще не рассматривается.