Министерство образования Республики Беларусь

Дополнительное образование взрослых

Система повышения квалификации и переподготовки кадров в Беларуси начала складываться около 50 лет назад. К началу 90-х годов она насчитывала 136 учебных заведений, в которых ежегодно обучалось около 400 тысяч рабочих, специалистов и руководителей хозяйственного комплекса республики.

 С 1 января 1988 года учебные заведения и подразделения повышения квалификации и переподготовки кадров были переведены на работу в условиях полного хозрасчета и самофинансирования, что позволило им к 1991 году обрести опыт прямых связей с заказчиками, улучшить содержание обучения, укрепить учебно-материальную базу. Это позволило не только сохранить, но и обеспечить дальнейшее развитие сети учреждений.

Сегодня система дополнительного образования взрослых в Республике Беларусь является одним из важнейших факторов социально-экономического развития страны и представляет собой гибкую, мобильную и постоянно развивающуюся систему. Она призвано решать и в целом решает задачи обеспечения отраслей экономики профессиональными кадрами требуемого уровня квалификации, кадровой поддержки инновационных процессов, удовлетворения потребностей граждан в профессиональном совершенствовании.

Повышение квалификации и переподготовку руководящих работников и специалистов, а также рабочих и служащих осуществляет 391 учреждение образования. Это учреждения различные по статусу, ведомственной принадлежности, формам собственности.

 С принятием Кодекса Республики Беларусь об образовании расширилось   понятие ”дополнительное образование взрослых“. Если ранее    под дополнительным образованием взрослых понималось только повышение квалификации, переподготовка и стажировка, то теперь оно включает реализацию 12 образовательных программ, в том числе: 

- образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов;

- образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование;

- образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование;

- образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов;

- образовательной программы специальной подготовки, необходимой для занятия отдельных должностей;

- образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих);

- образовательной программы переподготовки рабочих (служащих);

- образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих);

- образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов);

-  образовательной программы обучения в организациях;

- образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности;

- образовательной программы подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь.

В систему дополнительного образования взрослых входят государственные органы, подчиненные или подотчетные Президенту Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству, местные исполнительные и распорядительные органы. 

Отличительной особенностью системы дополнительного образования взрослых в Республике Беларусь в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании является включение в нее наряду с учреждениями образования иных организаций, а также индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Следовательно, образовательные программы дополнительного образования взрослых могут реализовывать в установленном законодательством порядке не только учреждения дополнительного образования взрослых, но и иные учреждения образования, иные организации, а также индивидуальные предприниматели.

В условиях переходной экономики самой быстрорастущей категорией работников являются специалисты с высшим и средним специальным образованием, что вызвано усложнением общей системы хозяйственных связей, процессом информатизации, развитием наукоемких производств. В последние годы наметилась тенденция повышения спроса на образовательные услуги у молодежи и у работающего населения. Особенно востребованными оказались специальности по отраслям нефтехимической, газодобывающей и перерабатывающей промышленности, МЧС, МВД, культуры, спорта и туризма, образования, финансов, экономики, правоведения, компьютерных технологий, менеджмента.

Обучение руководителей и специалистов в системе повышения квалификации и переподготовки кадров приобретает более гибкий и мобильный характер. Оно осуществляется как на базе учреждений образования, так и непосредственно на производстве через различные формы, включая стажировку.

В развитии системы дополнительного образования активную роль играют ведущие учреждения высшего образования Беларуси. На сегодняшний день в каждом вузе созданы институты и факультеты повышения квалификации и переподготовки кадров по профилю работы вуза.

 Для успешного развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров ведется работа по определению в каждой отрасли ведущих учреждений дополнительного образования взрослых, на которые возлагаются функции научного, учебно-методического и организационного обеспечения.

Одновременно проводится работа по упорядочению структуры системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Значительным шагом стал процесс лицензирования образовательной деятельности, который позволил оптимизировать структуру, содержание работы учреждений, обеспечить повышение качества образования.

Важным для республики является организация обучения безработного и незанятого населения. В Беларуси с учетом опыта других стран сформирована сеть региональных служб занятости и организовано обучение безработных на базе действующих учреждений образования. Ежегодно в них оказывается помощь свыше 26 тысячам безработных.

К основным задачам совершенствования системы дополнительного образования взрослых необходимо отнести:

- обеспечение эффективного взаимодействия широкого круга социальных партнеров (министерств, местных органов власти, учебных заведений, организаций и т.д.);

- совершенствование нормативной правовой базы;

- маркетинговые исследования потребностей отраслей экономики в рабочих, служащих, специалистах, изучение рынков труда;

- оптимизация  структуры системы дополнительного образования взрослых в соответствии с реальными потребностями в регионах, отраслях и республике в целом;

- совершенствование учебно-методического, информационного и материально-технического обеспечения системы дополнительного образования взрослых с учетом современных тенденций развития этой деятельности;

- расширение масштабов международного сотрудничества и др.

Первоочередной задачей является определение перспектив развития системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, основной целью которой является обеспечение образовательной системы республики работниками необходимой квалификации и высокого уровня профессиональной компетентности, готовых к продуктивной деятельности.

Реализация данной цели предполагает совершенствование системы опережающего обучения руководителей и специалистов образования, создание современной системы научно-методического и информационно-методического обеспечения педагогической деятельности.

Дальнейшее развитие получит межотраслевая кооперация в повышении квалификации и переподготовки педагогических кадров. В этом направлении целях сегодня успешно работают учреждения образования «Республиканский институт высшей школы», «Республиканский институт профессионального образования», «Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка»,  «Минский государственный лингвистический университет», «Академия последипломного образования», областные (Минский городской) институты развития образования   и др.

Повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров ведется в дневной, вечерней и заочной (дистанционной) формах обучения, в основном за счет бюджетных средств. Ежегодная численность слушателей - около 50 тысяч, в том числе в областных институтах развития образования – свыше 35 тысяч. Это самый высокий количественный показатель среди отраслевых систем повышения квалификации и переподготовки кадров по республике, в том числе и по периодичности прохождения обучения каждым педагогическим работником.