Пути развития современного белорусского образования
05 Фев 2015 12:00 - 13:00

Михаил Журавков

Михаил Журавков

Министр образования Республики Беларусь

Когда учителей освободят от лишней бумажной работы? Будут ли вводить профильное обучение? Отменят ли экзамены за 9-й класс и будут ли ужесточать отбор в вузы? На эти и другие вопросы готов ответить министр образования.

Михаил Анатольевич Журавков в должности министра образования с декабря 2014 года. До этого был первым проректором Белорусского государственного университета. Доктор наук, профессор. Окончил механико-математический факультет и аспирантуру БГУ, в 26 лет стал кандидатом, а в 32 - доктором физико-математических наук. Основатель и руководитель белорусской научной школы по геомеханике.
 
Вопросы конференции
Корр. БЕЛТА:
Михаил Анатольевич, этот год в нашей стране проходит под знаком молодежи. Вы много лет в образовании, возглавляете самое "молодежное" ведомство в стране, поэтому, можно сказать, молодежь - это ваша жизнь. В чем вы как министр образования видите главную задачу в Год молодежи? И для чего нужен республиканский студенческий общественный совет?
Михаил Журавков:
В общественный совет войдут по одному представителю от каждого из 54 вузов страны. Этого представителя определят сами студенты. Для меня очень важно, чтобы были выбраны студенты, которые действительно пользуются авторитетом в своем университете и имеют активную жизненную позицию. Ведь цель общественного совета - из первых уст узнать мнение студентов об образовательном процессе и существующих проблемах.
Алена Юрьевна, учитель, Миоры:
Михаил Анатольевич, у нас много рассуждают о необходимости повышать престиж учителя, и это, бесспорно, необходимо, если мы хотим жить в просвещенной и процветающей стране. Но одними лозунгами ничего не добьешься. Нужны конкретные, понятные всем решения и действия. По вашему мнению, какими должны быть первоочередные шаги со стороны государства? Спасибо
Михаил Журавков:
Очень сложный вопрос. Это задача не только Министерства образования. Хочу подчеркнуть, что это задача общества в целом. Авторитет учителя завоевывается не только тем, что Минобразования или различные госорганы будут задумываться над тем, чтобы повысить зарплату, дать какие-то социальные блага. Надо создавать положительный образ учителя в нашем обществе. Для этого нужно и СМИ привлекать, больше рассказывать о наших замечательных педагогах, об их инновациях, показывать примеры из жизни педагогов. Нужно побольше показывать примеров, когда педагоги добиваются своим трудом успехов как в плане профессии, так и в материальной жизни.

Министерство образования со своей стороны будет стараться создать самые оптимальные условия для того, чтобы педагог работал в творческой комфортной обстановке. Будем заботиться, чтобы у него было соответствующее материальное вознаграждение, которое соответствует жизни людей в нашем обществе.
Корр. БЕЛТА:
Будучи много лет первым проректором главного вуза страны, вы как никто знаете проблемы высшей школы. Сейчас все чаще на разных уровнях высказываются мнения, что отбор при поступлении в вузы должен быть более жестким. Тогда в вузы придут действительно самые подготовленные ребята, а значит, и качество специалистов на выходе будет выше. И диплом о высшем образовании будет цениться и т.д. Каково ваше мнение по этому вопросу?
Михаил Журавков:
Сколько существует высшее образование, столько времени идут разговоры, что надо ужесточать или изменять требования, чтобы приходили более сильные абитуриенты. Исходя из своего опыта работы в университете могу сказать, что студенты у нас весьма достойные и знания у них очень неплохие. А более жесткие условия приема или более мягкие, это понятие относительное. Все нужно сопоставлять с тем периодом времени, когда абитуриент поступает в учебное заведение, и с теми вступительными экзаменами, которые существуют. Абсолютно точных и правильных оценок при поступлении в высшее учебное заведение нет. Каждый университет должен учитывать свою специфику, к тому же в стране их работает большое количество. Есть определенные рейтинги, баллы, поступление на основе отбора... Поэтому, на мой взгляд, сейчас ставить вопрос об ужесточении каких-то требований не совсем правильно.
Владимир Душко:
Скоро начнется вступительная кампания. Известно ли уже, сколько студентов планируют принять вузы? Что изменится по сравнению с прошлым годом?
Михаил Журавков:
Первое и, наверное, самое главное, что интересует абитуриентов, - пороговые оценки по предметам ЦТ изменяться не будут. Минимальное количество баллов, которое необходимо получить абитуриенту, останется прежним. Другое дело, что мы немного изменим подход, будет введено понятие профильного предмета, изменится продолжительность периода подачи документов - время для подачи в основной период поступления увеличится, и тем самым уменьшится время дополнительного набора. Это основные изменения. В принципе, коренные и существенные реформы будем вводить не менее чем за год. То есть в этом году значимых изменений, которые повлияют на судьбу абитуриентов и их план подготовки, не произойдет.

Что касается плана набора на бюджет, он может варьироваться в зависимости от изменения числа выпускников школ. Надо сказать, что в этом году количество выпускников школ осталось практически на том же уровне, что и в прошлом, поэтому количество бюджетных мест в университеты у нас уменьшилось на незначительное число.
Бахар Наталья, Минск:
Когда у абитуриентов появится возможность подавать документы сразу в несколько вузов?
Михаил Журавков:
Если кратко, то на данном этапе этот вопрос не будет изменен. То есть в этом и следующем учебном году абитуриент должен подавать документы в конкретный вуз и сдавать конкретные вступительные экзамены в то учебное заведение, которое он выбрал. В перспективе - может быть, мы к этому придем и появится возможность подавать документы в несколько вузов сразу, но пока нет.
Жанна Пестис, Минск:
Михаил Анатольевич, скажите, пожалуйста, стоит ли ожидать повышения платы за высшее образование? Я сама учусь на платном, и младший брат тоже.
Михаил Журавков:
Пока мы не рассматривали этот вопрос, то есть в ближайшее время изменять стоимость обучения не планируется. Но наша система образования и вузы находятся в тех же условиях, что и вся страна, поэтому в перспективе не стоит исключать каких-то изменений в оплате обучения для абитуриентов, поступающих на первый курс.
Михаил Туранцев, Копыль:
Михаил Анатольевич, думаю, этот вопрос хотели бы задать очень многие выпускники и их родители. Зачем мучить выпускников двумя экзаменационными турами: сначала в школе, а буквально через несколько дней экзаменовать по тем же предметам на ЦТ? Давно уже звучат предложения оставить один этап. Например, как в России, где ЕГ является одновременно и выпускным экзаменом, и вступительным. Каково ваше отношение к такому предложению? 

Петренко Иван Сергеевич, Могилев
Объясните, пожалуйста, когда вы, наконец, отмените ЦТ для школьников. Признайтесь, что оно себя не оправдало. Или его специально придумали, чтобы отсеивать сельскую молодежь от поступления в вузы? Почему только по трем предметам это ЦТ можно сдавать? А если сдадут дети по шести-восьми предметам, попробуют свои силы по всем направлениям, то кому от этого плохо? Или же для Министерства образования важно, чтобы как можно меньше молодежи поступало в вузы? Наслышаны мы и про недоборы затем в университеты и всякие дополнительные наборы, когда абитуриентами становятся откровенные двоечники. А хорошие дети оказываются не у дел из-за вашего непонятного ЦТ. Да, в ногу со временем надо идти, как-то вперед двигаться. Попросту отмените это ЦТ! Или хотя бы для начала отмените эти неразумные запреты-ограничения - пусть сдают юноши и девушки экзамены хоть по всем предметам! Мы вот сдавали экзамены после школы по всем предметам, никаких тестирований не знали, и какое прекрасное поколение руководителей, классных специалистов моего школьного выпуска 1980 года.
Михаил Журавков:
Что касается объединения школьных и вступительных экзаменов, то мне кажется, что этот вопрос пока преждевременный, потому что экзамены в школе должны продемонстрировать уровень усвоенных знаний учеников по всем предметам за школьную программу обучения. При поступлении же абитуриент должен продемонстрировать знания по определенным предметам, которые необходимо знать в данном вузе. Это немного разные задачи.

В Беларуси после окончания 11-го класса не все абитуриенты стараются поступить в вузы. Часть из них идет в средние специальные учреждения, часть - выбирает работу. Зачем их мучить подготовкой к поступлению? Именно поэтому у нас разграничены экзамены за школу, гимназию или общеобразовательный лицей и вступительные испытания. Ведь централизованное тестирование - это форма, которая хороша именно для вступительных испытаний. Она уничтожила на корню все коррупционные проявления. А то, что она организована на основе педагогических тестов, помогает провести независимый конкурс при поступлении в учреждения высшего образования.

Объединить школьные и вступительные экзамены, на первый взгляд, очень просто, но на самом деле это сложная задача. Но будем думать. Раз люди задают вопросы - будем анализировать.

По поводу сдачи трех или пяти тестов ЦТ - здесь тоже непростой вопрос. На сегодня можно сказать, что надо все-таки и ребенку, и родителям более глубоко вникать в будущую профессию. Наверное, надо на более раннем этапе определяться с выбором профессии. Хотя не исключаю, что, может быть, в дальнейшем мы к этому вопросу вернемся и будут какие-то подвижки в направлении изменения количества тестов ЦТ. В ближайшую кампанию этого не будет. Но будем думать, потому что нет абсолютно правильной и совершенной системы. Надо всегда совершенствоваться и идти вперед.

Но хотелось бы подчеркнуть, что правила игры будут определены заранее. Как минимум за год о новых правилах будет объявлено.
Ольга Судникова, Минск:
Михаил Анатольевич, а как Вы закончили школу? Что у Вас в аттестате? И каково молодому защищать докторскую среди тех, кому 50 и больше?
Михаил Журавков:
В аттестате у меня одна "четверка" по русскому языку, это по- нынешнему серебряная медаль. В то время ее отменили. Обидно было, конечно. Но "четверка" заслуженная, пожалуй, на "пятерку" я, наверное, не знал. Хотя с гордостью могу сказать, что я автор более 20 монографий, учебников. И помню, работал с редактором по одной монографии и мне все хотелось как-то так фразу по особому донести.

Защитил докторскую в 32 года. Молодой, горячий, хотелось горы свернуть. Почти свернул. Помню, когда получил диплом, сразу поехал в Академию наук к академику Горецкому. Он тогда был руководителем Академии наук. Я рассказывал о своих грандиозных планах, которые хочу осуществить в науке. Надо сказать, что его организационные советы мне помогли, он познакомил с интересными людьми, которые работали в академии. Но было непросто.
Никита, Минск:
Михаил Анатольевич, что нам принесет присоединение к Болонскому процессу, в который мы так стремимся?
Михаил Журавков:
Присоединение к Болонскому процессу - это повышение имиджа, авторитета белорусской системы образования. Хочу подчеркнуть, что нет абсолютно одинаковых систем образования: в каждой стране в этой сфере имеется своя специфика, свои национальные образовательные черты. Мы давно готовимся к присоединению к Болонскому процессу. Многое уже сделано в данном направлении. Я уже не раз говорил, что больше всего ждут этого студенты, которые смогут выезжать на обучение в университеты других стран. Однако это не означает: хочу и поехал, нужно соответствовать определенным требованиям. Прежде всего, это хорошее знание предмета и знание иностранного языка. Кроме повышения академической мобильности студентов, большое значение имеет признание дипломов белорусских вузов во всех странах Болонского процесса.
Екатерина Мойсеня, Минск:
Мой сын в этом году заканчивает 9-й класс. Раньше шел разговор о том, чтобы отменить экзамены за 9-й класс, так как смысла в них мало. Так все-таки отменят их или нет? И нужно ли будет при поступлении в 10-й класс иметь аттестат со средним баллом выше 7?
Михаил Журавков:
В нынешнем году, а точнее летом 2015 года, никаких изменений в выпуске 9-го класса не произойдет. В соответствии с постановлением Министерства образования в 2014/2015 учебном году учащиеся 9-х классов будут сдавать три выпускных экзамена в письменной форме - по белорусскому и русскому языкам и математике.

Сейчас наши специалисты разрабатывают критерии отбора для зачисления в 10-й профильный класс в следующем учебном году. Но при этом мы сохраним и обычные 10-е классы, где все учебные предметы будут изучаться на базовом уровне. Набор в них остается без изменений.

А еще добавлю, что в некоторых учреждениях образования мы проводим в этом учебном году экспериментальный проект по апробации модели независимой итоговой аттестации учащихся по завершении обучения на второй ступени общего среднего образования. После его окончания, но не раньше, мы сможем принимать решение, по какой модели проводить выпускные испытания в 9-м классе.

Напомню также, что обязательный экзамен по истории Беларуси будут сдавать с 2015 года только выпускники 11-х классов, а из программы выпускных экзаменов за базовую школу (9-й класс) это испытание изъято.

Единственное добавление касается языка национального меньшинства. С 2014-2015 учебного года выпускной экзамен по языку национального меньшинства - польскому или литовскому (для учащихся, которые изучали этот учебный предмет) - включен в перечень выпускных экзаменов за 9-й класс. Речь идет о выпускниках, которые проходят обучение в четырех учреждениях образования: двух школах с польским языком обучения и воспитания в Гродно и Волковыске и двух школах с литовским языком обучения в д.Рымдюны Островецкого района и в д.Пелеса Вороновского района Гродненской области.

В настоящее время в республике функционируют 3175 учреждений общего среднего образования, в том числе 216 гимназий, 28 лицеев.
Карась Марина А., Дятлово, Гродненская область:
Когда школу реально избавят от огромного числа проверок и бумажек? Перестанут ли МВД, МЧС спускать через управления образования в школу разнарядки, а управления сами проводить бесконечные проверки? Уже сколько лет учителя говорят о том, что за отчетами-конспектами с детьми работать некогда. Спасибо!
Михаил Журавков:
Что касается выполнения учителями дополнительных, несвойственных функций, то этим вопросом я занимаюсь с первого дня своего пребывания в должности министра. Сейчас проводится очень серьезный мониторинг школ, гимназий по всей республике, изучаем статистику, смотрим структуру выполняемых учителями поручений и выясняем, кто их дает. Кроме того, обсуждаем с учителями, директорами, представителями районной власти вопрос о том, каким они видят взаимодействие в будущем. Постараемся как можно быстрее обобщить эти материалы и сформировать рекомендации. Обещаю, что о результатах исследования мы обязательно расскажем. Действительно, вопрос нужно решать, но это не так просто. Более того, в каждом регионе должны учитываться его особенности. Просто запретить каким-то структурам давать поручения учителям не удастся.
Мичулис Элина:
Получит ли развитие идея профильного образования в старшей школе? Кто будет принимать решения об открытии профильных классов или групп? Возможно, стоит сделать 10-й и 11-й классы исключительно профильными, чтобы последняя ступень школы действительно давала подготовку к поступлению?
Михаил Журавков:
Уже на протяжении 2 лет в качестве эксперимента в средних школах реализована возможность изучения учебных предметов на повышенном уровне в рамках действующих учебных планов. С сентября 2015 года учащиеся 10-х классов получат возможность обучаться в профильных классах. Сейчас Министерство образования разрабатывает порядок формирования профильных классов.

В дальнейшем количество профильных классов, их направленность, критерии отбора способных учащихся определит школа совместно с отделами образования в соответствии с рекомендациями министерства. При этом необходимо оставить ребятам, которые не смогли выбрать профиль, возможность получить среднее образование.
Корр. БЕЛТА:
Вопрос от родителя. Почему в конце четверти в дневники учащихся классные руководители выставляют оценки за весь предыдущий период? Кому, собственно, это нужно, ведь четвертная оценка уже есть? И не лишняя ли это нагрузка на учителя?
Михаил Журавков:
Понимаете, одному родителю это кажется ненужным, а другой родитель скажет, что это очень нужно и важно. Более того, кто-то хочет, чтобы педагог выставлял оценки в конце каждой недели и по всем предметам. Некоторые гимназии и школы используют интернет-ресурсы для того, чтобы родители смогли посмотреть классные журналы. Таким образом они могут следить за успеваемостью своего ребенка ежедневно. Если родителю действительно важна оценка своего ребенка, пусть ходит чаще в школу, общается с педагогами.
Герман, Добруш:
Добрый день! У меня один, но очень наболевший вопрос к министру: когда появятся нормальные, человеческим языком написанные учебники у наших детей? Даже самые простые вещи в них подаются так, что не всякий кандидат наук разберется, а дети и вовсе читать не станут. К тому же они напичканы бесчисленным множеством различных формул, терминов и правил, которые большинству в жизни не понадобятся никогда, как будто мы готовим академиков. Выходя из стен школы, дети должны иметь базовые знания по различным предметам. А углублять эти знания они будут уже на следующей ступени образования, когда определятся с профессией. Если не можем создать нормальные учебники, почему бы не вернуться к старым, советским, по которым мы сами учились, хотя бы по таким предметам, как математика, физика или биология, где набор знаний, доступных для школьников, не изменился? Адаптировать их под современные мультимедийные средства обучения - и ничего выдумывать не надо.
Михаил Журавков:
Сколько существует средняя школа, столько и бурчат на учебники. Если вы спросите бабушек и дедушек, родителей, они скажут, что эта проблема была всегда и, наверное, будет. Нельзя написать учебник, который бы удовлетворил всех без исключения. Очевидно, что такое невозможно.

Но мы прорабатываем такой проект, ведь у нас возникла идея создания базового учебника. Базовый учебник - это учебник, который будет содержать определенный набор базовых знаний, их должен знать ученик. К этому базовому учебнику будут выданы рекомендации по огромному количеству дополнительных материалов. Дополнительные материалы - это и интернет-ресурсы, дополнительные учебники либо методические материалы. Дополнительные материалы будет определять либо сам учитель-предметник, либо педсовет школы в зависимости от того, каков уровень учеников в классе.

Естественно, если у учителя профильных классов по этому предмету великолепные ученики, то он помимо базового учебника даст огромное количество дополнительного материала. И дополнительный материал может меняться каждый год, потому что сейчас информации очень много. Учебники же пишутся очень скрупулезно, и менять их каждый год мы не можем, поэтому перейдем к базовому учебнику и дополнительным материалам.

Повторюсь, базовый учебник - это необходимый объем знаний, чтобы ученик получил хорошую оценку. Это достаточный набор знаний, чтобы хорошо и отлично учиться. Дополнительный материал - для развития и получения дополнительных знаний по интересующему ученика предмету либо по профильному предмету.

Естественно, базовый учебник просто так не появится. Мы сейчас думаем над этим: какова должна быть система отбора коллектива для написания базового учебника, как будет проходить конкурс по его написанию. Сейчас наша задача - продумать это и предоставить той общественности, которая захочет писать базовый учебник, для возможности участия в конкурсе.
Корр. БЕЛТА:
Как вы относитесь к тому, чтобы ввести в университетах специальный курс, который помог бы студентам лучше усвоить, как устроена наша страна - сколько ветвей власти, как они формируются и т.п.?
Михаил Журавков:
Я знаю, что данные темы уже записаны в учебные планы, и в блоке социально-гуманитарных дисциплин есть лекции, которые посвящены этим вопросам. Но если возник такой вопрос, то я проверю, сколько часов предусмотрено для их изучения.
Корр. БЕЛТА:
А когда появятся все-таки электронные учебники?
Михаил Журавков:
Во-первых, у нас электронные учебники уже есть, и если вы посмотрите сайт Министерства образования, то там есть соответствующая ссылка на ресурсы, где есть электронные учебники. Во-вторых, уже в течение нескольких лет проводится эксперимент в целом ряде гимназий и школ по внедрению электронных средств обучения, электронных учебников в учебный процесс. В этих школах тоже можно узнать об этом эксперименте, насколько положительно он реализуется. Так как ИТ-технологии все больше внедряются в жизнь и общество, наши дети уже не могут представить свою жизнь без различных гаджетов, поэтому электронные учебники и электронные средства обучения все больше и больше будут внедряться, но замена на них обычного учебника в ближайшем будущем пока не предвидится, потому что это не надо и невозможно.
Марина, Минск:
Возможно ли в Год молодежи выделение дополнительных мест для званий лауреатов научного конкурса для студентов, в том числе для участников предыдущих лет, которые набрали большое число баллов, для привлечения внимания студентов к науке и для последующего их вовлечения в науку?
Михаил Журавков:
Есть комиссия, есть установленные правила. К сожалению, как и в спорте, есть победители, есть те, кто немного недобрал до того, чтобы завоевать призовое место. Но поверьте, все, кто участвует в конкурсе, все наиболее интересные проекты берутся на заметку. По крайней мере все студенты, которые участвуют в научных исследованиях, имеют очень интересные идеи и разработки, не остаются без внимания.

Помимо этих конкурсов у нас есть еще большое количество различных грантов, студенческие научно-исследовательские лаборатории. Есть лаборатории, которые созданы при участии различных фирм. Поэтому у нас в стране, на мой взгляд, созданы самые широкие возможности, чтобы студенты проявили свою инициативу, свое творчество. Сейчас создается все больше центров стартапов. Пусть студенты приходят в своем университете в соответствующие структуры, там обязательно помогут реализовать свои идеи.
Корр. БЕЛТА:
Каково ваше отношения к новшествам, которые предлагают финны, то есть учить детей сразу работать на клавиатуре?
Михаил Журавков:
Это неправильно. Этот вопрос касается того же, например, зачем изучать математику, если есть много электронных программ, которые могут делать вычисления, вычислять интегралы, синусы и косинусы. Цель написания - не только повышать уровень грамотности, но и развивать моторику, мышление, логику, это уже давно доказано. Это формирование навыка работать самостоятельно.
Закржевская Римма Ивановна, Минск:
Когда в школы вернется предмет "Мировая и отечественная культура"? Почему он был удален из обязательной программы обучения? Ведь азы знаний в области культуры, равно как и обучение детей сызмальства культуре мышления, культуре дискуссии, умению выстраивать видение собственной картины мира, имея представление о законах развития культур в их сменном порядке, как никогда необходимы. Спасибо.
Михаил Журавков:
Курс "Мировая художественная культура" со следующего учебного года вводится в школах. В каждой параллели он будет называться по-своему, в зависимости от того, что именно будет изучаться в данном классе. Белорусская культура как часть общей мировой культуры естественно будет изучаться. Без нее невозможно обойтись, мы же живем в Беларуси, мы граждане своей страны и должны знать свою культуру.
Александра Константиновна Емельянчик, Ляховичский район:
Какое число учеников должно посещать общеобразовательную школу в сельской местности, чтобы ее не закрыли? Сколько человек должны ходить в 10-й класс?
Михаил Журавков:
В новой редакции Кодекса об образовании есть определенные четкие нормативы - класс должен быть укомплектован, количество учеников должно составлять не менее 25 человек. Понятно, что прийти к этому во всех школах нашей страны не получится. Но у нас есть еще понятие малокомплектных классов, оно применимо и к сельской местности. Сейчас в сельской местности в 10-11 классах должно быть не менее пяти учеников. Что касается остальных классов, то это вопрос решается по усмотрению местных органов власти, здесь нужен индивидуальный подход.
Мордкович Ярослав, Раков:
В Японии младшим школьникам вовсе не задают домашних заданий - все успевают на уроках. Просто программы построены так, что там нет ничего лишнего. А дети избавлены от занудной зубрежки и имеют свободное время на всякие занятия по интересам и на отдых. И это не мешает Японии держать пальму первенства по интеллектуальному потенциалу и уровню развития технологий. Почему бы не перенимать лучший опыт?
Михаил Журавков:
В каждой стране свои традиции. Нужно понимать: в Японии несколько другой климат и определенные порядки, которые сложились на протяжении веков. В средней и старшей школе пять раз за год проводятся экзамены по всем изучаемым дисциплинам. По окончании уроков ученики сами полностью убирают школу и пришкольные территории. Уборщиц в японских школах нет.

А домашние задания не задают только в начальной школе. При этом в средней и старшей школе их так много, что ученики вынуждены тратить на них все свободное время. Интересно, что в Японии родители уделяют успехам детей в школе огромное количество внимания. Там считается нормальным постоянно общаться с учителями и даже ходить на занятия вместо детей, когда те заболели, чтобы конспектировать то, что говорит учитель!

При этом я считаю, что задания в начальной школе задавать нужно. Иначе дети чувствуют себя в школе как в детском саду - больше играют, чем учатся. Им нужно прививать понятия - порядок дня, выполнение уроков и т.д.
Ирина, Минск:
Уважаемый Михаил Анатольевич, кто принимает решение об исключении ребенка из детского сада за непосещение? Как решить вопрос, если, например, мама работает день через два или папа может посидеть с ребенком в будний день? Почему было принято решение, что контрольная цифра именно 30 дней? Ведь ребенок ходит в сад практически весь год, кроме отпуска родителей.
Михаил Журавков:
Первое и самое важное - никто не должен исключать ребенка из дошкольного учреждения необоснованно и не изучив все проблемы, которые сопутствовали тому, что ребенок перестал посещать дошкольное учреждение. Если вопрос стоит именно так, как задано в вопросе - мама работает день через два или папа может посидеть с ребенком в будний день, - то, естественно, это нужно обсудить с заведующей, принести, например, подтверждающие документы. И все - никто не будет из-за этого отчислять ребенка.

При этом действительно в Кодексе Беларуси об образовании есть раздел, регулирующий посещение учреждения образования: подпунктом 5.6 пункта 5 статьи 79 определено, что досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе руководства учреждения (в том числе учреждения дошкольного образования) осуществляется в случае длительного отсутствия (более 30 дней) без уважительных причин на занятиях в течение учебного года (за исключением каникулярного времени, которое не учитывается как пропуски без уважительных причин: девяносто календарных дней летом, десять календарных дней зимой, десять календарных дней весной). Заметьте: этот пункт касается всех учреждений образования, не только дошкольных.

Это сделано потому, что ни детский сад, ни школа, ни даже профтехучилище не являются, так скажем, "камерой хранения". Это учреждения, которые предоставляют образовательные услуги, и в этом случае родители обязаны решить для себя, будут они ими пользоваться или откажутся от них. Конечно, более остро этот вопрос встал в дошкольных учреждениях больших городов. В частности, именно потому что речь идет о малышах, которые не могут сами прийти или уйти из детсада. За прошлый год мы выявляли случаи, когда дети не посещали детсад потому, что, например, младший ребенок болел, а старшего некому было отвести в дошкольное учреждение.

Мы считаем, что руководитель учреждения дошкольного образования вправе самостоятельно в каждом отдельном случае (с учетом конкретных обстоятельств) решать вопрос о том, являются ли те или иные причины отсутствия воспитанника в учреждении дошкольного образования уважительными. Решение о сохранении места воспитанника в учреждении дошкольного образования принимается в интересах детей. А в случае возникновения разногласий этот вопрос решается отделом (управлением) образования, спорта и туризма, на территории которого находится учреждение дошкольного образования, которое посещает ребенок. Дело в том, что достаточно сложно установить на законодательном уровне исчерпывающий перечень уважительных причин, по которым ребенок может отсутствовать в детсаду. Ну, например, родители уехали за границу более чем на полгода, ребенок уехал с ними, но они не написали заявление, что просят исключить ребенка из числа воспитанников детсада. Вот и сохранялось за ним это место. Такого быть не должно.
Ольга Галейша, Минск:
Весь прошлый год шел разговор о том, что нужно как можно больше открывать частных дошкольных учреждений и групп в многоэтажных домах. У нас в доме есть такая квартира на первом этаже. Но почему-то нет желающих собрать там деток. Вот в Гомеле планируют открыть три филиала детских садов, которые разместятся в бывших комнатах школьника на первых этажах жилых домов. Может, и Минску открыть такие филиалы в учреждениях дополнительного образования?
Михаил Журавков:
В Беларуси сейчас работает 10 частных учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования (семь в Минске, одно в Минской области и два в Могилевской). С прошлого года (на основании постановления Минздрава №72 от 27 октября 2014 года) упрощены требования в части открытия семейных детских садов на первых этажах в жилых помещениях существующего жилищного фонда (коттеджной застройки). Конечно же, это было сделано в целях стимулирования создания учреждений образования частной формы собственности.

Я более чем уверен, что теперь многое зависит от работы местной исполнительной власти и желания людей. На местном уровне, мы надеемся, в ближайшее время будет налажена работа по существенному развитию сети таких учреждений, созданию для этого соответствующих условий. Думаю, что нужно сформировать в каждом регионе перечень зданий, которые могут быть отданы под частные детские сады. В дошкольном образовании сейчас очень актуально государственно-частное партнерство. Так как используя традиционные подходы при организации дошкольного образования и только за счет государства решить эту проблему будет сложно.
Эдуард Сергеевич, Могилевская область:
Мы гордимся тем, что в отличие от других стран бывшего Союза сохранили систему профессионально-технического образования. Глядя на нас, начинают возрождать эту систему в России. Но ведь надо признать, что в этой сфере необходимо уже многое менять: отстали наши ПТУ и ссузы от жизни, не дают ученикам современных знаний и навыков, которые сейчас требуются от специалистов рабочих специальностей. Необходимо вводить новые компетенции, плотно работать с работодателями и т.д. Как вы видите дальнейшее развитие этой системы? Спасибо!
Михаил Журавков:
Система среднего специального и профессионально-технического образования - это действительно очень важная и актуальная тема во всех странах, и наше государство не является исключением. Сегодня система среднего специального образования значительно отличается от той, которая была 20 лет назад, потому что сейчас рабочий - это высокопрофессиональный специалист, который должен обладать определенным набором знаний. В связи с этим рассматривается вопрос о так называемой кластерной системе обучения, когда система профтехобразования является встроенной в систему среднего специального и высшего образования как элемент общей системы образования. Для этого мы разрабатываем такие новые учебные планы, которые позволят обеспечить непрерывное образование - от среднего специального до высшего.
Корр. БЕЛТА:
В этом году какие новые специальности откроются в ссузах и учреждениях профтехобразования?
Михаил Журавков:
Мы вводим несколько новых профессий и специальностей. Например, в учреждениях профтехобразования будет открыта подготовка по новым профессиям (по которым подготовка в учреждениях профтехобразования не осуществлялась): изготовитель мороженого (Слуцкий государственный колледж), оператор механизированных и автоматизированных складов, агент по организации обслуживания автомобильных перевозок (Минский государственный профессиональный лицей №2 легкой промышленности).

В 2015 году на уровень среднего специального образования впервые будет осуществляться набор на специальность "программируемые мобильные системы" в Минском государственном высшем радиотехническом колледже. По окончании обучения специалисты получат квалификацию "техник-электроник". Сфера профессиональной деятельности специалиста: промышленные предприятия и проектные организации министерств и ведомств.

А с 1 сентября 2014 года в учреждениях среднего специального образования начато обучение по трем новым специальностям, одному направлению специальности, по которым ранее подготовка на уровне среднего специального образования не велась: "обслуживание и эксплуатация жилых домов" - это была заявка Министерства жилищно-коммунального хозяйства; "микро- и наноэлектронные технологии и системы" (заявка ОАО "Интеграл"), "электроника механических транспортных средств" (заявка Министерства промышленности), "мехатроник 5-го разряда (холодильное оборудование)" - по заявке Ассоциации предприятий микроклимата и холода.
Наталья Язеповна, Минск:
Уважаемый Михаил Анатольевич! Я как мать больше всего боюсь, чтобы мои дети не были втянуты в потребление наркотиков и алкоголя. И считаю, что в борьбе с этим страшным злом слишком жестких мер быть не может. Слышала, что в школах собираются тестировать детей на наркотики. Так ли это? Когда такое тестирование начнут проводить, и будет ли это обязательно? Будет ли такая практика перенесена в ссузы и вузы? Спасибо.
Михаил Журавков:
Конечно же, Министерство образования разделяет вашу обеспокоенность в связи с потреблением молодежью наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

Специально для ужесточения борьбы с этим пагубным явлением министерствами образования, внутренних дел, здравоохранения разработан и направлен заинтересованным Комплекс мероприятий по предотвращению распространения алкоголя, наркотических и психотропных веществ среди обучающихся. Разработан специалистами и порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского обследования. Для проведения анкетирования среди обучающихся по выявлению склонности к употреблению ими наркотических веществ, курительных смесей разработан и утвержден порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского осмотра учащихся и студентов на предмет употребления алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ. Разработано научно-методическое обеспечение обязательного анкетирования учащихся на предмет употребления алкоголесодержащих напитков и наркотических средств в учреждениях не только общего среднего, но и профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Внедрение психосоциального анкетирования в практику работы учреждений образования повсеместно планируется с начала 2015/2016 учебного года. А сейчас специалисты учреждений образования проводят разъяснительную работу среди родителей о значимости проведения такого анкетирования. Хотелось бы, чтобы анкетирование проходило без стрессов со стороны детей и подростков, без волнений со стороны родителей и при соблюдении максимальной конфиденциальности информации. Именно этот аспект сейчас и прорабатывается специалистами. Нужно решить, кто имеет право доступа к информации и как обезопасить личные данные.

Но, кроме подготовки общества, есть еще один важный вопрос, без которого невозможно качественно провести такое анкетирование: нужно подготовить специалистов, которые будут его проводить. Всю весну институты развития образования будут проводить такую подготовку педагогов-психологов, классных руководителей. К началу нового учебного года запланировано подготовить соответствующие рекомендации для специалистов.

Весь прошлый год в нескольких учреждениях образования велась апробация такого анкетирования. Основная цель эксперимента заключалась в выявлении трудностей в практике его проведения. Кроме того, разработаны, утверждены и рекомендованы для использования в образовательном процессе учебные программы воспитательных факультативных занятий, включающие мероприятия по профилактике распространения наркомании и потребления психотропных веществ.