На главную/ Система образования/Общее среднее образование/Система общего среднего образования в Республике Беларусь

Общее среднее образование - уровень основного образования, направленный на духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

 
Общее среднее образование включает три ступени:
 
I ступень - начальное образование (I - IV классы);
 
II ступень - базовое образование (V - IX классы);
 
III ступень - среднее образование (X - XI классы).
 
I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.
 
I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование.
 
В 2015-2016 учебном году в республике работают 3 тыс. 38 школ, гимназий, общеобразовательных лицеев. Здесь обучаются 958,8 учащихся.
 
В соответствии с демографической ситуацией и потребностью регионов идет оптимизация и рационализация сети общеобразовательных учреждений. При этом учитываются как социальные, экономические, так и демографические факторы региона.
 
Образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях организованы в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах.
 
В общеобразовательных учреждениях обязательными для изучения являются два государственных языка - белорусский и русский, а также одна из иностранных языков - английский, немецкий, французский, испанский или китайский.
 
Обеспечены права граждан, относящихся к национальным меньшинствам - они изучают родной язык, культуру и традиции своего народа, (граждане польской, литовской, украинской и других национальностей).
 
В учебном плане общеобразовательных учреждений предусмотрены помимо обязательных предметов факультативные занятия. Они проводятся по желанию учащихся в группах по 3-5 человек и финансируются из госбюджета.
 
У одаренной и талантливой школьной молодежи есть возможность осваивать учебные программы на повышенном уровне. Уровень образования, его конкурентоспособность на мировом рынке образовательных услуг стабильно высокий.
 
В целях повышения качества общего среднего образования с 2015/2016 учебного года начат переход на относительную завершенность II ступени и введено профильное обучение на III ступени общего среднего образования. С 1 сентября 2015 года X профильные классы открыты в 1118 учреждениях общего среднего образования. Учебные предметы на повышенном уровне изучает около 29 тыс. учащихся X классов.
 
С 2015/2016 учебного года открыты 103 профильных класса педагогической направленности, в которых 1220 учащихся изучают учебные предметы на повышенном уровне.
 
Разработаны новые учебные программы по всем учебным предметам и методическое обеспечение допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. Учреждения общего среднего образования в плановом порядке обеспечиваются необходимой учебной и учебно-методической литературой, укрепляется их учебная база.
 
Началась подготовка учебников нового поколения, разработана концепция базового учебника.
 
На международных олимпиадах по учебным предметам в 2015 году белорусские школьники завоевали 37 медалей: 1 золотую медаль, 15 серебряных и 21 бронзовую медаль.
 
Основные задачи совершенствования системы общего среднего образования в 2016 году:
 
- дальнейшее обновление содержания общего среднего образования с учетом относительной завершенности II ступени общего среднего образования и профильного обучения на III ступени общего среднего образования, допрофильной подготовки учащихся;
 
- оснащение учреждений общего среднего образования современным оборудованием и средствами обучения, современными информационно-образовательными ресурсами и их активное использование в образовательном процессе;
 
- развитие информационной образовательной среды учреждений общего среднего образования в рамках концепции «электронная школа»;
 
- введение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;
 
- подготовка учебников (учебных пособий) нового поколения в соответствии с концепцией базового учебника.