О тестовых материалах вступительной кампании 2017 года

Подготовка тестовых материалов централизованного тестирования


По информации директора Республиканского института контроля знаний Н.С. Феськова, процесс создания тестовых заданий для проведения вступительных испытаний в учреждения высшего и среднего специального образования в 2017 г. проходил в соответствии с едиными требованиями, установленными: 

программами вступительных испытаний для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения высшего образования І ступени или среднего специального образования, 2017 г. (утверждены приказом Министра образования Республики Беларусь от 28.10.2016 № 847);

спецификациями тестов для проведения централизованного тестирования в 2017 г., определяющими план, композицию и структуру педагогических тестов (утверждены Министром образования Республики Беларусь 30.11.2016);

методикой подсчета тестовых баллов, регулирующей правила измерения и соотнесения уровней подготовки абитуриентов на основании выполнения ими тестов в стандартных условиях (утверждена приказом Министра образования Республики Беларусь от 18.04.2017 № 236).

Содержание тестовых заданий соответствует материалу действующих учебников и учебных пособий, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь.
С целью повышения качества тестового материала специалистами РИКЗ осуществлен подбор авторских коллективов и экспертных групп, в состав которых включены высококвалифицированные специалисты: педагоги-практики и авторы учебных пособий. К разработке и экспертизе тестового материала привлечено 85 специалистов, в том числе 70 учителей учреждений общего среднего образования, что позволило подготовить качественный тестовый материал и провести предварительную экспертизу тестовых заданий, в том числе и на соответствие требованиям программ вступительных испытаний.
Апробация тестовых заданий проведена в ходе пробного и репетиционного тестирования (РТ) на репрезентативно построенной выборке. Участникам РТ была предоставлена возможность ознакомиться с типами и формами тестовых заданий, получить консультацию по вопросам их выполнения. Материалы тематического консультирования включали само задание, его решение и/или комментарии к нему, правильный ответ и ссылку на учебник или учебное пособие с указанием параграфа, в котором изложен данный материал. Это позволило упорядочить подготовку к вступительным испытаниям и восполнить пробелы в знаниях будущих абитуриентов без помощи репетитора.
В марте текущего года впервые изданы сборники тестов по математике и русскому языку с тестовыми заданиями первого и второго этапов РТ. Ко всем заданиям даны подробные комментарии и ответы. В целях приобретения навыков заполнения бланка и во избежание технических ошибок при оформлении ответов на ЦТ приведены образцы бланка ответов. В помощь абитуриентам при подготовке к ЦТ институтом на постоянной основе проводится компьютерное тестирование (КТ), где представлены не только задания, но и комментарии к их выполнению, решения, ответы.
Структура тестов 2017 г. по сравнению с предыдущими годами существенно не изменилась. Принципы структурирования экзаменационной работы определялись современными подходами к преподаванию того или иного предмета. Общее количество заданий было распределено по темам в соответствии с практической значимостью и количеством учебного времени, отведенного на их изучение.
Как и в предыдущие годы, тесты по 15 предметам состояли из двух частей (А и В). В части А использовались задания с выбором ответа из 4–5 предложенных, в части В – задания с кратким, свободно конструируемым ответом.
В целом статистические характеристики (индекс трудности, дифференцирующая способность, оценка правдоподобности дистракторов, коэффициент надежности, коэффициент корреляции и др.), полученные по итогам выполнения тестов в 2017 г., подтверждают высокое качество экзаменационного материала, свидетельствуют о высокой информативности тестов, их оптимальной валидности и надежности, целостности и сбалансированности.
Коэффициент корреляции, показатели нормированного и стандартного отклонений свидетельствуют о том, что варианты тестов по каждому из 15 предметов были параллельны по структуре, равнозначны по объектам контроля, равноценны по трудности, т. е. участники тестирования, независимо от полученного в результате жеребьевки варианта, выполняли одинаковые по уровню сложности задания.
Тестовые задания, предоставленные для проведения централизованного тестирования по 15 учебным предметам в 2017 г., позволили провести качественную дифференциацию испытуемых и ранжировать их для последующего конкурсного отбора в учреждения высшего и среднего специального образования.
Для того чтобы предоставить возможность каждому из участников тестирования еще до завершения вступительной кампании убедиться в адекватности требований, предъявляемых к абитуриентам при проведении тестирования, РИКЗ на данный момент уже подготовил к изданию сборники тестовых заданий, предложенных для проведения централизованного тестирования в текущем году.

Директор Н. С. Феськов