Министерство образования
Республики Беларусь

Образование во имя будущего страны

Об основных вопросах вступительной кампании 2020 года

Опубликовано: 25.03.2020

Cостоялось заседание коллегии Министерства образования Республики Беларусь. На повестке обсуждение вопросов о мерах по повышению качества подготовки будущих специалистов, приёмной кампании на 2020/2021 учебный год.
Министр образования И.В.Карпенко сконцентрировал внимание на цифрах приёма в высшие учебные заведения, отметив, что при формировании контрольных цифр приема на обучение за счет средств бюджета обеспечено их соответствие реальным кадровым потребностям экономики и социальной сферы республики и заказу на подготовку специалистов (рабочих, служащих), то есть той заявочной потребности, которая внесена в систему ˮЗаказ на подготовку кадров“. Хочется отметить, что с 2018 г. действует новая система заказа на подготовку кадров. Функция разработки демографического прогноза на пятилетний период по Республике Беларусь возложена на Министерство экономики, и на Министерство труда и социальной защиты - по разработке прогноза баланса трудовых ресурсов и потребности экономики в кадрах. Результатом, указанных прогнозов является формирование государственного заказа, который используется Министерством образования, иными учредителями учреждений образования при формировании контрольных цифр приема в учреждения высшего, среднего специального, профессионально-технического образования.
Одной из задач приемной кампании является формирование оптимального баланса потоков абитуриентов по уровням образования с учетом потребностей экономики и социальной сферы. Это фактически один из этапов жизнеустройства нашей молодежи.
В целом, правила проведения вступительной кампании 2020 не меняются. По мнению главы ведомства, успех вступительной кампании зависит от слаженной работы как учреждений образования, так и органов управления, учредителей. Понимая, что сам процесс затрагивает интересы довольно значительной части населения станы, Министерство образования рассчитывает на высокий уровень ответственности и профессионализма всех его участников, четкую информационно-разъяснительную работу и неукоснительное соблюдение требований нормативных актов.
Отдельно на коллегии рассматривался вопрос о мерах по повышению качества подготовки будущих специалистов по специальностям педагогического профиля.
В 2019/2020 учебном году на I ступени высшего образования по специальностям профилей «Педагогика» и «Педагогика. Профессиональное образование» обучается 25 615 студентов, из них в дневной форме получения образования – 13931 человек, за счет средств бюджета – 8600 человек; на II ступени – 979 человек, из них в дневной форме получения образования – 492 человека, за счет средств бюджета – 297 человек.
Ежегодно осуществляется корректировка объемов и структуры подготовки специалистов в учреждениях высшего образования с учетом реальной потребности в педагогических кадрах.
Учреждениями высшего образования проводится работа по сопровождению допрофильной педагогической подготовки учащихся и профильного обучения педагогической направленности в учреждениях общего среднего образования.
С целью оптимизации системы и повышения качества подготовки педагогических кадров руководителям учреждений высшего образования, учебно-методическим объединениям в сфере высшего образования во взаимодействии с Государственным учреждением образования «Республиканский институт высшей школы» приняты дополнительные меры по повышению качества практической подготовки будущих специалистов по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) с присвоением квалификации «педагог», «преподаватель» или иных квалификаций, включающих указанные, уделив особое внимание их подготовке в области практической педагогики и психологии. Проведение эффективной профориентационной работы с учащимися профильных классов педагогической направленности, ориентированной на продолжение ими обучения по педагогическим специальностям, станет основополагающим в решении этого вопроса.
Задача системы профессиональной ориентации – помочь молодежи, нацеленной на получение рабочей профессии, поэтому необходимо ориентировать на выбор будущей профессии уже после 9 класса. В этой связи необходимо отметить, что Министерством образования на законодательном уровне обеспечена возможность реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках часов трудового обучения, проводимых в указанных учреждениях образования для учащихся X - XI (XII) классов учреждений общего среднего и специального образования, что позволяет ученику уже в школе попробовать себя в рабочих профессиях.
Министерство образования пока не принимало решение о переносе на более поздний срок ЦТ и приемной кампании в вузы, ссузы и проф.-тех.учреждения.

Пресс-центр Министерства образования.
Вернуться к списку новостей