На главную/Архив новостей
201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003
СентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьИюньАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрь
31 июля 2014
Открытие детского сада «Антошка» состоится в Лиде

В Гродненской области продолжают строить и открывать детские сады. Первой ласточкой в г. Лиде (за последние 20 лет) стал сад «Антошка», расположенный в новом микрорайоне «Гастелло», где живет самое молодое население города и большое количество детей-дошколят.

Открытие этого дошкольного учреждения позволит частично снять напряженность с определением детей в детские сады города. В новом саду будет функционировать 12 групп: 10 дошкольных - для детей от 3 до 6 лет и 2 - для детей раннего дошкольного возраста от 2 до 3 лет.

Органы исполнительной власти приняли необходимые меры, чтобы условия образовательного процесса были наилучшими для детей. Здание отвечает всем современным требованиям. Предусмотрены просторные игровые помещения, компьютерный, музыкальный и спортивный залы, бассейн, уютные спальни, медицинский и другие необходимые кабинеты.

Оснащены современным технологическим оборудованием пищеблок и прачечная. Благоустроена территория, установлены современные спортивные комплексы на игровых площадках. На строительство нового сада израсходовано свыше 41,1 млрд. рублей, в том числе 3 млрд. рублей из местного бюджета.

На этом празднике именинниками станут не только дети и педагоги. Радость с ними по праву разделят строители Лидского РСП №17. Торжественное открытие нового детского сада с участием руководителей города и области, а также жителей района состоится 1 августа в 11.00 по адресу: г. Лида, ул. Гастелло, 61.

В области скоро откроется еще один ясли-сад в д. Коптёвка Гродненского района (на 75 мест), а к концу календарного года будут введены в строй дошкольные учреждения в микрорайонах-новостройках г.Гродно (на 230 мест) и г. Островце (на 190 мест).

Пресс-центр Министерства образования

30 июля 2014
Минобразования подвело предварительные итоги допнабора на дневную бюджетную форму в вузах Беларуси
Министерство образования подвело предварительные итоги зачисления по дополнительному набору на дневную бюджетную форму получения образования в учреждения высшего образования Беларуси. Вечером 28 июля завершился прием документов в учреждения высшего образования на дополнительный набор.

26 июля было осуществлено зачисление на дополнительный набор на специальности военного профиля. В Военную академию на 169 мест было подано 289 заявлений. По 6 специальностям из 10 проходные баллы были выше, чем в основной набор. В Институте пограничных войск - на 21 место было подано 44 заявления. Проходной балл дополнительного набора составил 149, тогда как в основной набор был 114 баллов.

Во все вузы Минобразования, Минспорта, Минкультуры, МВД также состоялся дополнительный набор желающих обучаться на бюджетных местах. На многих специальностях сформировался конкурс, которого не было во время основного набора. Дополнительный набор выполнен на все технические, военные, спортивные, педагогические специальности, практически полностью на все сельскохозяйственные специальности. При этом, на многие остродефицитные сельскохозяйственные, технические, педагогические специальности наблюдался высокий конкурс. Так на специальность ”Мелиорация и водное хозяйство“ в Брестском техническом университете - 12 человек на место, ”Химическая технология переработки древесины“ в Белорусском государственном технологическом университете - 4,7, ”Технологическое оборудование машиностроительного производства“ в Полоцком государственном университете - 3,5 человек на место, ”Начальное образование“ - 2,5 человека на место в Белорусском государственном педагогическом университете им. М. Танка, ”Проектирование и производство сельскохозяйственной техники“ - 5,75 в Белорусском государственном аграрном техническом университете. В 85% случаев проходной балл дополнительного набора был выше проходного балла основного набора. Например, на специальность ”Машины и технология обработки материалов давлением“ он составил - 171 (Гомельский государственный технический университет имени П.Сухого), ”Спортивно-педагогическая деятельность (хоккей на траве) - 211 (БГУФК), ”Фортепиано“ - 295 (Белорусская государственная академия музыки), ”Сельское строительство и обустройство территорий“ - 211 (Брестский технический университет), ”Управление подразделениями транспортных войск (восстановление и строительство путей сообщения)“ - 171 (Белорусский государственный университет транспорта ).

Учреждения высшего образования Минсельхозпрода (БГАТУ, ГрГАУ), по предварительным данным, в основной массе также выполнили дополнительный набор. Например, в Академии ветеринарной медицины на специальность "Ветеринарная медицина" - на 60 мест было подано 90 заявлений.

Дополнительный набор, сроки и условия его проведения определялись Министерством образования на основании пункта 35 Правил приема лиц для получения высшего образования I ступени, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 80 (в редакции от 20.03.2014 № 130). В соответствии с указанным нормативным документом дополнительный набор мог проводиться только на места, определенные контрольными цифрами приема - на бюджет и только там, где оставались вакантные места после зачисления абитуриентов первого набора. Причем, допнабор для получения высшего образования в дневной форме за счет средств бюджета был объявлен только на остродефицитные, востребованные экономикой и социальной сферой специальности, т.е. для удовлетворения заказчиков кадров.

Министерство образования обращает внимание, что дополнительный набор на платную форму получения высшего образования (в дневной и заочной формах) объявляться не будет, равно, как и снижение ”пороговых“ значений проходных баллов централизованного тестирования для поступления в вуз на платной основе.

Пресс-центр Министерства образования
30 июля 2014
Подведены итоги конкурса белорусских и российских учителей истории «Первая мировая война на карте Союзного государства»
В рамках мероприятий, посвященных 100-летию начала Первой мировой войны, Постоянный комитет Союзного государства совместно с Издательским Домом «Комсомольская правда» провел конкурс среди белорусских и российских учителей истории по теме «Первая мировая война на карте Союзного государства».
 
Цель мероприятия: поиск новых эффективных форматов проведения уроков истории   в средней школе, направленных на формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма, выявления общих исторических корней российского и белорусского народов. 
 
Свои работы на конкурс представили молодые белорусские учителя-историки из Минска, Минской области, Витебска, Барановичей, Волковыска, Гомеля и других городов.
 
В состав жюри от Беларуси входили консультант управления высшего образования Министерства образования Республики Беларусь Ганущенко Н.Н., кандидат исторических наук, заместитель декана исторического факультете БГУ Прохоров А.А., кандидат исторических наук, доцент.
 
28 июля в Московском государственном университете на историческом факультете состоялась церемония награждения  и круглый стол по вопросам исторического образования в учреждениях образования Союзного государства.
 
Победителями конкурса стали три участника, которые награждены дипломами I, II, III степени и памятными подарками. Награды и памятные подарки победителям вручил Государственный секретарь Союзного государства Г.А.Рапота.
 
Дипломом II степени награждена Юлия Филоненко, учитель истории гимназии № 46 имени Блеза Паскаля г. Гомеля.Тема ее работы«Город на линии фронта: история Гомеля в большой войне».
 
Работы белорусских конкурсантов в основном были посвящены событиям Первой мировой войны на территории Беларуси, включая: Сморгонь: 810 дней, потрясших мир; города на линии фронта: история поселений в большой войне (Гомель, Барановичи), история забытых героев и др.
 
В церемонии закрытия конкурса также приняли участие следующие учителя истории из Беларуси: Андрей Книжников, СШ № 1г. Минска; Иван Усенко, СШ №186 г. Минска; Виктор Жук, СШ № 11 г. Молодечно; Вадим Абрамович, лицей г. Клецка; Дарья Авферонок, гимназия № 6 г. Витебска; Татьяна Литвинова, СШ № 72 г. Гомеля.
 
Им  были вручены дипломы Постоянного Комитета Союзного государства и грамоты ИД «Комсомольская правда».
 
Также дипломами Постоянного Комитета Союзного государства и грамотами ИД «Комсомольская правда» отмечены работы Е.А. Масько (г.Барановичи, СШ № 21), Е. Корней (Волковыск, СШ №5), А.М. Ероховца (г. Минск, СШ № 161), М.Ю. Гапеевой       (г. Минск, СШ № 2), Д.И. Чубуковой (г. Буда-Кошелево, СШ №1).
Участники церемонии закрытия конкурса посетили Исторический музей, для них была проведена экскурсия по историческому факультету МГУ.
 
Пресс-центр Министерства образования
25 июля 2014
Обязательный экзамен по истории Беларуси будут сдавать с 2015 года выпускники 11-х классов
Обязательный экзамен по истории Беларуси будут сдавать с 2015 года выпускники 11-х классов, а из программы выпускных экзаменов за базовую школу (9-й класс) это испытание изъято. Такая норма содержится в постановлении Министерства образования "Об установлении перечня учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, форм проведения выпускных экзаменов при проведении в 2014-2015 учебном году итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования" №95 от 7 июля 2014 года.
 
Отметим, что с 2014-2015 учебного года в Беларуси учащиеся по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования (за 9-й класс) будут сдавать выпускные экзамены по учебным предметам "Белорусский язык", "Русский язык" и "Математика" в письменной форме. По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования обязательные выпускные экзамены будут проводиться по учебным предметам "Математика", "Иностранный язык", "История Беларуси", а также по учебным предметам "Белорусский язык" или "Русский язык" - по выбору учащегося в письменной форме.
 
При этом - экзамен по выбору учащегося за курс средней общеобразовательной школы отменен. Ранее выпускной экзамен по выбору мог быть по одному из следующих учебных предметов: белорусский язык (изложение), русский язык (изложение), белорусская литература (устно), русская литература (устно), иностранный язык (устно), история Беларуси (устно или защита реферата), всемирная история (устно или защита реферата), география (устно), биология (устно), химия (устно), физика (устно), астрономия (устно), информатика (устно), обществоведение (устно), физическая культура и здоровье (в практической форме).
 
Исключение из перечня выпускных экзаменов за 9-й класс экзамена по учебному предмету "История Беларуси" и включение выпускного экзамена по данному учебному предмету в перечень обязательных выпускных экзаменов за 11-й класс обусловлено тем, что в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 года № 15 "Об отдельных вопросах общего среднего образования" начиная с 2008/2009 учебного года был осуществлен переход на 9-летний срок получения общего базового образования и 11-летний срок получения общего среднего образования. В результате этого был изменен принцип построения содержания учебной программы по учебному предмету "История Беларуси" с концентрического на линейный, таким образом, изучение истории Беларуси в 9-м классе в настоящее время заканчивается событиями 1917 года и полностью завершается на III ступени общего среднего образования. В 2014-2015 учебном году на III ступени общего среднего образования завершают обучение учащиеся, которые в 2008/2009 учебном году начали обучение на второй ступени общего среднего образования в условиях 11-летнего срока получения общего среднего образования. Именно поэтому экзамен "История Беларуси" для выпускников 2015 и 2016 годов будет построен только на том материале, который ребята будут или уже изучили в 10-м и 11-м классе - так как материал по истории до 1917 года они изучили в 9-м классе и экзамен сдали ранее.
 
Обязательный экзамен по истории Беларуси в специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах), специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания для учащихся с нарушением слуха, тяжелыми нарушениями речи, трудностями в обучении будет проводиться по экзаменационным билетам, которые разрабатываются с учетом особенностей их развития. Формулировки вопросов адаптированы к уровню детей с особенностями психофизического развития.
 
Кроме того, с 2014-2015 учебного года включены в перечень выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования, наряду с другими учебными предметами, выпускной экзамен по языку национального меньшинства - польскому или литовскому (для учащихся, которые изучали этот учебный предмет).
 
Отметим, что в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, законами Республики Беларусь граждане Республики Беларусь, относящие себя к национальным меньшинствам, имеют право выбора языка обучения и воспитания. На основании пожеланий учащихся и их законных представителей по решению местных исполнительных и распорядительных органов, согласованному с Министерством образования Республики Беларусь, могут создаваться учреждения общего среднего образования, классы в учреждениях общего среднего образования, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства или изучается язык национального меньшинства.
 
Сейчас в Беларуси функционируют 4 учреждения образования, в которых обучение осуществляется на языках национальных меньшинств: 2 школы с польским языком обучения и воспитания (в Гродно и Волковысске) и 2 школы с литовским языком обучения и воспитания (в д.Рымдюны Островецкого района и в д.Пелясы Вороновского района Гродненской области). На языке национальных меньшинств в 2013-2014 учебном году обучались 794 учащихся (на польском - 669, литовском - 125 учащихся). Кроме того, в 2013-2014 учебном году в 135 учреждениях общего среднего образования 4 тыс. 997 учащихся изучали языки национального меньшинства на учебных занятиях, факультативных занятиях или в объединениях по интересам: польский язык - 4 тыс. 702 учащихся, литовский язык - 30 учащихся, еврейский язык - 265 учащихся.
 
В целях проверки соответствия результатов учебной деятельности требованиям учебных программ по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств, к уровню подготовки учащихся по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования в постановлении определено в качестве обязательного выпускного экзамена - испытание по выбору учащегося по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств. Такое испытание проводится в практической форме. Результаты учебной деятельности по таким учебным предметам могут оцениваться на итоговом концерте, спектакле, выставке и т.д. К учреждениям общего среднего образования относятся базовые школы - колледжи искусств, средние школы - колледжи искусств, гимназии - колледжи искусств, в которых с I по XI классы изучаются учебные предметы, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств.
 
В настоящее время в республике функционируют 3175 учреждений общего среднего образования, в том числе 216 гимназий, 28 лицеев. В соответствии со статьей 155 Кодекса Республики Беларусь об образовании сроки получения общего базового образования составляют девять лет, общего среднего - одиннадцать лет (в вечерних школах, вечерних классах - двенадцать лет).
 
Пресс-центр Министерства образования
 
25 июля 2014
МГПУ и БГПУ подписали договор о сотрудничестве
23 июля 2014 года делегация Московского городского педагогического университета в лице ректора Игоря Ремаренко  и президента Виктора Рябова посетила с рабочим визитом Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. Они встретились  с ректором БГПУ Александром Жуком.
 
Во время визита между университетами был подписан договор о расширении сотрудничества по широкому спектру направлений. Он предусматривает студенческие обмены, совместное участие специалистов обеих сторон в издании научных монографий, сборников научных трудов, интенсификацию взаимодействия научных школ МГПУ и БГПУ в подготовке психолого-педагогических кадров высшей квалификации  – магистрантов, аспирантов, докторантов. 
 
Запланировано совместное проведение ежегодной международной научно-практической конференции по проблемам развития педагогического образования, которая будет проводиться поочередно на базе университетов.
 
Достигнута договоренность о подготовке и реализации международных проектов в европейских программах «ERASMUS +», «Горизонт 2020».
 
В дальнейшем между МГПУ и БГПУ будут проводиться образовательные  проекты по разработке и внедрению совместных магистерских программ психолого-педагогической подготовки. 
 
На базе университетов будут реализовываться образовательные программы включенного обучения для студентов сроком 1 – 2 семестра с итоговым контролем знаний и компетенций. В результате участия в программах студенты будут иметь возможность получить два диплома – МГПУ и БГПУ.
 
Сотрудничество обещает быть полезным для обеих сторон.
 
Пресс-центр Министерства образования
24 июля 2014
В Гродненской области до конца года введут в эксплуатацию восемь учреждений образования
В Гродненской области до конца года введут в строй семь новых учреждений образования, еще одна школа откроется после реконструкции. Так, в гродненском микрорайоне Южный завершается строительство школы на 930 учащихся. В ней будут учиться школьники с 1-го по 8-й класс. Здесь же, в связи с острой потребностью Октябрьского района Гродно в дошкольных учреждениях, временно разместятся две группы детского сада. Школа будет оборудована бассейном, пятью спортивными и тренажерными залами. Предполагается, что она будет введена в эксплуатацию к 1 сентября.
 
В Лиде в новом микрорайоне по улице Гастелло завершается строительство яслей-сада на 230 мест. Ожидается, что уже в августе новый сад примет дошкольников. Строится ясли-сад также в деревне Коптевка Гродненского района.
 
Возведение новых образовательных учреждений ведется и в Островце. Здесь до конца 2014 года должны ввести в эксплуатацию среднюю школу на 510 мест и ясли-сад на 190 детей. Кроме того, в Вороновском и Дятловском районах строятся два детских дома семейного типа для семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 
Кроме того, в области ведется реконструкция и модернизация еще пяти учреждений образования: школ в Гродненском районе (д.Ратичи), СШ №1 в Лиде, СШ №1 в Сморгони, начальной школы гимназии №1 в Слониме и СШ №1 в Островце. Реконструкция школы в Ратичах завершится до конца года.
 
В этом году на строительство и реконструкцию объектов образования выделено Br249 млрд, в том числе Br104,5 млрд из республиканского бюджета, Br124,5 млрд - из областного, Br20 млрд - из местного. В регионе сохраняется потребность в новых школах и садах – в Гродно, в дошкольных учреждениях – в Щучинском, Новогрудском, Кореличском и Лидском районах.
 
 
По материалам БЕЛТА
23 июля 2014
Дети из Японии прибыли на оздоровление в Беларусь
По приглашению Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, начиная с 2012 года в Национальном детском образовательно-оздоровительном центре «Зубренок»  организуется  оздоровление и отдых детей из префектур, пострадавших в результате аварии на АЭС «Фукусима-1».
 
В этом году НДЦ «Зубренок» примет на оздоровление две группы детей из Японии в следующие сроки: первая группа – с 23 по 31 июля 2014 года, в количестве 16 детей; вторая группа – с 1 по 9 августа 2014 года, в количестве 18 детей.
 
Первая группа детей из префектуры Фукусима уже прибыла в нашу страну и будет проживать в НДЦ «Зубренок» в корпусе «Лазурный остров». 4-местные номера оборудованы всеми удобствами для полноценного отдыха и приятного времяпровождения.
 
В программу отдыха включены оздоровительные, образовательные, экскурсионные и досуговые мероприятия (посещение бассейна, сауны, спортивных площадок, оздоровительные прогулки, медицинские и закаливающие процедуры; занятия в объединениях по интересам; экскурсии по Нарочанскому краю, в города Минск, Мир, Несвиж, Полоцк; конкурсные программы и праздники, а также ряд других мероприятий).
 
На базе нового СПА-центра детям будут оказаны санаторно-оздоровительные услуги: хвойно-жемчужные ванны, аромотерапия, спелеотерапия, кислородные коктейли и др. Детям будет проведена СИЧ-диагностика, ультразвуковое исследование, радиометрический контроль костно-мышечной системы.
 
Также достигнута договоренность с коллективом японского традиционного танца «Мандзюсяка» об организации их выступлений во всех регионах Республики Беларусь в период с 28 июля по 11 августа.
 
Выступления коллектива состоятся на бесплатной, благотворительной основе. К сведению, ансамбль «Мандзюсяка» был организован в 1995 году. С момента основания артисты ансамбля активно участвуют в продвижении японской культуры за рубежом. Их творчество отличается высокой степенью самобытности, уникальностью танцев, костюмов и неповторимой интерпретацией разных жанров японского традиционного искусства.
 
Представления с участием художественного руководителя ансамбля Ф.Киёэ (сценический псевдоним - Мама Роза) и ее артистов одинаково тепло воспринимаются и взрослыми, и детьми.
 
Ансамбль «Мандзюсяка» трижды посещал Беларусь. Благотворительные выступления ансамбля прошли как в столице нашей страны, так и в других городах и регионах, включая районы, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС. Эти гастроли предоставили белорусам хорошую возможность познакомиться с культурой Японии. Во взаимодействии с японской благотворительной организацией «Мост в Чернобыль» артисты ансамбля «Мандзюсяка» принимали участие в организации поездок белорусских детей на оздоровление в Японию. Важным направлением деятельности руководства и артистов коллектива является сбор средств для оказания помощи пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
 
С учетом того, что в Республике Беларусь налажены давние дружественные связи с Японией, а также указанные гастроли будут иметь высокую важность для развития белорусско-японских отношений в области образования и культуры, Министерство образования окажет содействие в организации выступлений ансамбля «Мандюсяка» в загородных оздоровительных лагерях, домах культуры, учреждениях образования, на открытых сценических площадках.
 
Пресс-центр Министерства образования
21 июля 2014
Слет юных экологов Беларуси и России «Экология без границ» состоится в «Беловежской пуще»
Дата проведения: 22 – 29 июля 2014 года

Место проведения: Брестская область Национальный парк «Беловежская пуща»

Организатор слета: Министерство образования Республики Беларусь, Республиканский центр экологии и краеведения

По инициативе Министерства образования Республики Беларусь, Министерства образования и науки Российской Федерации, при активной поддержке Постоянного комитета Союзного государства с 22 по 29 июля 2014 года на территории Брестской области в Национальном парке «Беловежская пуща» проводится Слет юных экологов Беларуси и России «Экология без границ».

Слеты проводятся с целью расширения белорусско-российского интеграционного сотрудничества в сфере образования и укрепления дружеских связей между учащимися и молодежью, занимающимися эколого-биологической, научно-исследовательской деятельностью в Республике Беларусь и Российской Федерации.

В 2012 году слет проводился  на территории заповедника «Кивач» Республики Карелия (Российская Федерация). В слете, который пройдет с 22 по 29 июля, примут участие более 100 учащихся из России и Беларуси.

22 июля 2014 года в 15.00 в г.Бресте, в Мемориальном комплексе «Брестская крепость – герой» состоится торжественное открытие слета.

На Слете будут работать полевые лаборатории (гидробиология, ботаника, почвоведение, зоология, орнитология, энтомология), будет проведен теоретический и практический тур, консультации ученых, интеллектуальные игры, экскурсионная и культурная программа.

            В день закрытия Слета 28 июля 2014 года в 15.00 в г.Бресте состоится награждение победителей Слета.
 
Пресс-центр Министерства образования
19 июля 2014
Конкурс на поступление в магистратуру БГПУ им. М.Танка составил 3 человека на место
Летом в Беларуси проходит вступительная кампания не только на обучение по I ступени высшего образования, но и на получение звания - магистрант для тех, кто решил продолжить обучение на II ступени высшего образования. В этой связи нынешний год стал уникальным для БГПУ им. М.Танка - для поступления в магистратуру сюда было подано 175 заявлений и в результате средний конкурс составил 3 человека на место, рассказал ректор вуза, профессор Александр Жук, подводя итоги зачисления в магистратуру.
 
По его словам, "в университете с 1994 г. ведется качественная подготовка специалистов на второй ступени образования. В настоящее время в вузе открыта подготовка магистров по 18 различным специальностям".
 
Наибольшее количество документов поступающие подали на следующие специальности второй ступени образования БГПУ: "Психология" - 25 человек, "Образовательный менеджмент" - 13, "Теория и методика дошкольного образования" - 12, "Отечественная история" - 12 и т.д.
 
Собеседник также рассказал, что для повышения качественного отбора будущих магистрантов в нынешнем учебном году приемной комиссией был установлен минимальный средний балл отметок в приложении к диплому лиц, которые желали подать документы на обучение. Документы у граждан, у которых такой балл был ниже "6", не принимались. В итоге было зачислено 156 абитуриентов на обучение в магистратуре (2013 г.- 140 человек). Среди поступивших в этом году, 18 соискателей степени магистра имеют дипломы с отличием. Средний балл вступительных испытаний в магистратуру БГПУ составил 8,3 балла. Абитуриентов, сдавших вступительные испытания на оценки "10" и "9", более 45-ти человек. Только на "10" баллов сдали вступительные испытания будущие магистранты по специальности "Теория и методика обучения и воспитания (белорусская литература)", на "10" и "9" - по специальностям: "Литературоведение", "Языкознание", "Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)" и т.д.
 
Среди магистрантов есть и профессиональные работники сферы образования (директор Березенской гимназии, 3 учителя высшей квалификационной категории). В магистратуру зачислены и 9 иностранных граждан. Из них из Китая - 6 человек, из Туркменистана - 2 человека, сейчас рассматриваются обращения от граждан Казахстана, Эстонии и Молдавии.
 
Ректор особо отметил, что поступление в магистратуру - это очень осознанный шаг. "Многие претенденты сознательно готовились к поступлению на протяжении последних 2-х, 3-х лет обучения на 1-ой ступени высшего образования, участвовали в научных конференциях, проводили научные исследования, готовили публикации", - рассказал он. У более 50-ти человек, которые поступили в магистратуру, есть больше 2-х научных публикаций. Зарегистрировано 11 публикаций у двух магистрантов по специальности: "Общая педагогики, история педагогики и образования", 9 публикаций у магистранта по специальности "Психология", 8 публикаций по специальности "Теория и методика обучения и воспитания (математика)".
 
Всего за 20 лет в магистратуре прошли обучение 1 тыс. 912 магистрантов. Из них в дневной форме получения образования – 1 тыс. 191, в заочной - 721.
 
Пресс-центр Министерства образования
 
18 июля 2014
В Беларуси объявлен дополнительный набор на островостребованные специальности
В Беларуси начинается дополнительный набор в учреждениях высшего образования на островостребованные экономикой и социальной сферой специальности.
 
Прием документов на эти специальности осуществляется только на дневную бюджетную форму. Сроки приема: на военные специальности - с 21 по 25 июля, культуры 27-28 июля, на все остальные - с 23 по 28 июля.
 
Для всех абитуриентов, которые поступали, но не прошли по конкурсу на бюджетные места, есть возможность второй раз попробовать свои силы. Допнабор на оставшиеся после основного набора места может быть осуществлен на специальности - "начальное образование", "математика и информатика", "физика и информатика", "профессиональное обучение", "математика (научно-педагогическая деятельность)", "физика (научно-педагогическая деятельность)", "прикладная математика (научно-педагогическая деятельность)", "природоохранная деятельность (экологический мониторинг)", "оборудование", "транспорт", "металлургия", "энергетика", "лесная промышленность", "химическая промышленность", "пищевая промышленность", "легкая промышленность", "автоматизация", "землеустройство, геодезия, картография и топография", "охрана окружающей среды", "строительство", "лесное хозяйство и садово-парковое строительство", "обеспечение качества" и "искусство музыкальное".
 
На вакантные места могут претендовать абитуриенты, которые участвовали в ЦТ и получили: от 5 баллов (включительно) - по русскому и белорусскому языкам; от 10 баллов (включительно) - по математике, физике, химии и биологии; от 15 баллов (включительно) - по истории Беларуси, всемирной истории новейшего времени, обществоведению, географии, иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский).
 
Пороговые значения еще больше снижены при осуществлении дополнительного набора в государственные учреждения высшего образования, находящиеся в подчинении Министерства обороны Республики Беларусь, Государственного пограничного комитета Республики Беларусь; на военные факультеты государственных учреждений высшего образования; в государственные учреждения высшего образования по специальностям направления образования "Физическая культура и спорт" и групп специальностей "Производство, хранение и переработка продукции растениеводства", "Животноводство. Рыбоводство. Пчеловодство", "Сельское строительство и обустройство территорий", "Мелиорация и водное хозяйство", "Агроинженерия". При этом дополнительный набор осуществляется только на вакантные места, оставшиеся после зачисления абитуриентов основного набора.
 
Министерство образования постановило снизить нижнее пороговое значение балла по централизованному тестированию для приема на специальности вышеуказанных профилей образования, признав неудовлетворительными для поступления отметки от 0 до 2 баллов (включительно) по учебным предметам: русский язык, белорусский язык, математика, физика, химия, биология, история Беларуси, всемирная история новейшего времени, обществоведение, география, иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский).

Пресс-центр Министерства образования

18 июля 2014
Уже семь медалей и два похвальных отзыва в копилке юных белорусских умников и умниц - участников международных олимпиад
Пять медалей завоевали на 55-й Международной математической олимпиаде, которая прошла в Кейптауне (ЮАР), юные белорусские математики.
 
Золотым призером стал воспитанник гимназии №41 им. В.Х.Серебряного (Минск) Дмитрий Бобров. 11-классник лицея БГУ Роман Марченко удостоен серебряной медали, 10-классник Валентин Витязь - бронзовой. Бронзу завоевали также ученик гимназии №41 им. В.Х.Серебряного Святослав Бородачев и учащийся гимназии №29 г.Минска Дмитрий Войнов. Похвальным отзывом оценено выступление Алексея Гапоненко (гимназия №41 им. В.Х.Серебряного).
 
Возглавил сборную доцент механико-математического факультета БГУ Игорь Воронович.
 
Школьники должны были решить 7 задач из разделов: алгебра, комбинаторика, геометрия и теория чисел. Всего в состязании приняли участие 560 школьников из 101 страны.
 
А 11-классница Лицея БГУ Татьяна Скугаревская завоевала серебряную медаль на 25-й Международной биологической олимпиаде, бронза у могилевчанки Екатерины Драгуновой из СШ №15 и похвальный отзыв у лицеистки БГУ Маргариты Курбан.
 
Олимпиада прошла с 6 по 13 июля на острове Бали (Индонезия). Традиционно белорусская олимпийская сборная формируется из победителей республиканских олимпиад. На специальных сборах, которые проводятся в два-три этапа, выбирают лучших из лучших - тех, кто представит Беларусь на олимпиадах. Все победители международных олимпиад имеют льготы при поступлении в вуз. Как отметили в пресс-центре, белорусские учащиеся показали хорошие результаты в теоретических и практических испытаниях, базирующихся на основных разделах биологии: клеточная и молекулярная биология, анатомия и физиология растений и животных, этология, генетика и эволюция, экология и биосистематика.
 
В нынешнем году руководителями белорусской сборной выступили доцент кафедры физиологии человека и животных Дмитрий Сандаков и преподаватель Лицея БГУ Василий Понкратов.
 
Организатором международной биологической олимпиады выступил Технологический институт г. Бандунг (Индонезия). В нынешнем году она собрала 239 учащихся из 61 страны.
 
Пресс-центр Министерства образования
17 июля 2014
Флаг БГУИР установят на вершине действующего вулкана Эль-Мисти в Перу
В Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники ректор вуза Михаил Батура вручил флаг БГУИР будущему студенту Алексею Вариводе. Алексей только что стал студентом факультета информационных технологий и управления. А в начале августа он в составе экспедиции белорусских альпинистов проекта "Семь вершин" отправится покорять вершину действующего вулкана Эль-Мисти (высота 5 тыс. 822 м) на территории южного Перу, где и установит флаг БГУИР.
 
Поддержку в проведении экспедиции оказывают ООО "Китайские автомобили" и БГУИР, а информационную поддержку - Белорусское телеграфное агентство и Белтелерадиокомпания.
 
В торжественной обстановке ректор вуза огласил фамилии поступивших абитуриентов, поздравил их с зачислением в ряды студентов и пожелал отличной учебы. Для наблюдения за процедурой открытого зачисления были приглашены представители Министерства образования, Государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний.
 
На дневную бюджетную форму обучения в БГУИР зачислено 1 тыс. 100 студентов на полный срок обучения и 15 - на сокращенный. На заочное отделение зачислено 89 человек. Минимальный балл для поступления в БГУИР в этом году - 256, самый высокий - 396. Среди поступивших 29 победителей олимпиад.
 
Пресс-центр Министерства образования
16 июля 2014
Студенты БГПУ имени Максима Танка водрузили флаг вуза на вершину Эльбруса
Студенты Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка (БГПУ) водрузили флаг вуза на вершину Эльбруса.
 
Горный поход участников студенческого туристского клуба "Горизонт" на Кавказ с восхождением на высочайшую точку Европы состоялся с 27 июня по 16 июля. "Поход положил начало юбилейному марафону "Столетние традиции - современные технологии", посвященному празднованию 100-летия БГПУ", - рассказал журналистам ректор вуза, профессор Александр Жук. По его словам, подготовка к походу началась полгода назад, участники клуба разработали подробный маршрут, изучили теоретическую базу и весной провели выездные тренировки по отработке необходимых навыков передвижения в горной местности.
 
Маршрут пролегал через два перевала: Сылтран (высота 3 435 м) и Ирикчат (3 667 м). Затем участники похода поднялись к Ачкерьякольскому лавовому потоку, а далее совершили восхождение на высочайшую точку горы - на высоту 5 642 м.
 
Студенты водрузили флаг БГПУ на вершину Эльбруса как символ высоких достижений университета в сферах физической культуры, спорта, образования и науки.
 
Туристский клуб в БГПУ образован 20 ноября 1966 года и является старейшим действующим туристическим клубом в Беларуси. Основные виды туризма: пеший, горный, водный, лыжный, велосипедный. География походов разнообразная: Карпаты, Урал, Кольский полуостров, Кавказ, Крым, Саяны, Алтай, Фаны, Гималаи, Карелия, Валдай и др.
 
Пресс-центр Министерства образования
15 июля 2014
Итоги республиканского полевого лагеря «Спасатель»
С 8 по 11 июля 2014 года состоялся Х юбилейный Республиканский полевой лагерь «Спасатель», который собрал юных спасателей на Гомельской земле.
 
Лучшие представители областных отделений Белорусской молодежной общественной организации спасателей-пожарных, а также команды из столицы и Лицея при Гомельском инженерном институте МЧС в течение четырех дней отстаивали честь своего региона, участвуя в конкурсной программе лагеря. 
 
Вблизи Лицея при ГИИ МЧС были построены новые города, возведены дома, дворцы, аквапарк и даже открыты острова. Именно так обустроили и оформили свои палаточные городки ребята. Неисчерпаемая фантазия команд-участниц не перестает удивлять жюри и гостей мероприятия.
 
В этом году ребята покорили не только дизайном в оформлении и оборудовании городков, но и порадовали гостей своим кулинарным мастерством.
 
В конкурсах «Установка туристической палатки», «Боевое развертывание», «Меткий стрелок», «Разведение костра», «Оказание медицинской помощи», «ЧС техногенного характера» участникам команд пришлось выложиться на все 100 %, проявив выдержку, ловкость, силу и целеустремленность.
 
Поздравить ребят с окончанием юбилейного Республиканского лагеря «Спасатель» приехал министр по чрезвычайным ситуация Республики Беларусь Владимир Ващенко.
 
По итогам всех соревнований сильнейшей оказалась команда Лицея при ГИИ МЧС.
 
Немного уступили победителям ребята из команды Гомельской области, которые завоевали серебро.
 
Бронзовым призером соревнований   стала команда Гродненской области. Четыре июльских дня пролетели для ребят как мгновение, оставив яркие воспоминания о незабываемых приключениях и новых знакомствах.
 
Пресс-центр Министерства образования
15 июля 2014
Международный слет юных спасателей-пожарных пройдет 14-25 июля в Гомельской области
12 стран примут участие в ХII Международном слете юных спасателей-пожарных. Это одно из крупнейших мероприятий Белорусской молодежной общественной организации спасателей-пожарных.
 
Основной целью слета является поиск новых эффективных форм работы с молодежью по обучению навыкам спасения и самоспасения в различных чрезвычайных ситуациях, установление долгосрочного партнерства и сотрудничества между государственными, общественными и международными структурами в данной сфере.
           
В 2014 году в слете будут участвовать команды из Польши, Сербии, Армении, Латвии, Литвы, Украины, США, Азербайджана, России,  Казахстана, Беларуси. Впервые на мероприятие приедет и команда Грузии.   
           
Место проведение слета – урочище Боровая, где расположен лицей при Гомельском инженерном институте МЧС.  
           
В программе слета 7 конкурсов, в том числе пожарная эстафета, выпуск газеты, оказание первой медицинской помощи, спортландия, пожарная эстафета  и сводные полевые учения.  Кроме того,  участники слета посетят Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны и мемориальный  комплекс «Буйничское поле», а также зоосад в Могилеве.
           
Кроме спортивной и конкурсной программы, запланированы  обучающие тренинги и мастер-классы  по спасению и самоспасению для детей. 

Пресс-центр Министерства образования

15 июля 2014
Конкурс сложился по большинству специальностей на бюджетные места в БГПУ им. М.Танка
По большинству специальностей на бюджетные места в Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (БГПУ им. М.Танка) сложился конкурс. Об этом рассказал ректор главного педагогического университета страны профессор Александр Жук:

– В нынешнем году рейтинг многих педагогических специальностей значительно повысился. В БГПУ было подано более 1,2 тыс. заявлений от абитуриентов на дневную форму получения образования.

Конкурс 7,6 человек на место зафиксирован на специальность "Изобразительное искусство. Компьютерная графика", 3,2 человек - на "Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность". Другие факультеты также неплохо провели набор абитуриентов, желающих обучаться на бюджете.

Из 25 специальностей, на которые вел набор столичный педуниверситет, по 14 проходные баллы были 200 и более, в том числе по 9 специальностям - 240 и более баллов. Конкурсы свыше 2 человек на место также были зафиксированы на 9 специальностях.

Предварительный анализ документов от абитуриентов в БГПУ им.М.Танка показал, что в приемную комиссию университета подали заявления 79 человек, которые закончили школы и гимназии с золотой или серебряной медалями, а также ссузы с дипломом с отличием.

Как подчеркнул ректор, в минувшем году таких абитуриентов было в 4 раза меньше.

– Поиск и работа со своим абитуриентом на практике дают неплохой результат. Например, многие абитуриенты приносили в приемную комиссию не только свои документы, но и письма с приглашением поступать именно в БГПУ им. М.Танка, которые им были посланы от моего имени. А это означает, что такая работа с абитуриентами - крайне важна для будущих студентов и их родителей. Ребята поняли, что мы в них заинтересованы, - отметил ректор БГПУ.

Пресс-центр Министерства образования

15 июля 2014
Белорусские вузы завершили прием документов от абитуриентов на бюджетные места
Вступительная кампания вступила в свою завершающую стадию, правда некоторые вузы еще проводят внутренние испытания, но большинство 12 июля завершилили прием документов для участия в конкурсе на получение высшего образования в бюджетной форме и сейчас проводят компанию по зачислению будущих первокурсников.

В этом году наряду с IT-, экономическими, лингвистическими строительными, энергетическими, медицинскими специальностями, как в прошлом году, абитуриенты активно подавали заявления на технологические и технические специальности.

Со 100% результатом, то есть полностью закрыли бюджетные места, на дневное отделение сработали в нынешнюю вступительную кампанию - Минский государственный лингвистический университет (план был 565 человек), Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (1 тыс.280), Белорусский государственный экономический университет (1 тыс.320), Гродненский госуниверситет имени Я.Купалы (1 тс.100), Минский государственный высший радиотехнический колледж (план набора на ступень высшего образования - 85 человек).
Также не плохо сработали такие вузы, как Белорусский национальный технический университет, Белорусский государственный университет, Брестский государственный технический университет, Международный государственный экологический университет имени А.Д. Сахарова, Белорусский государственный технологический университет, Полесский государственный университет. В этих вузах остались незаполненными всего несколько процентов мест.

Значительно повысился в нынешнем году рейтинг педагогических специальностей.

Всего по вузам, подчиненным Министерству образования, заполнено более 96% мест для получения высшего образования в дневной форме. Напомним, что по вузам, подчиненным Министерству образования планировалось набрать около 15 тыс. студентов на дневную бюджетную форму. Но полностью итоги подводить рано.

Впереди - внутренние вступительные испытания в вузах, набор на планое отделение также продолжается. Отметим так же, что касаясь вопросов проведения дополнительного набора абитуриентов на вакантные бюджетные места, решение будет принято после проведения согласований со всеми заинтересованными.

Согласно новой редакции правил приема предоставлена возможность проведения дополнительного набора в учреждения высшего образования на места, оставшиеся после зачисления абитуриентов вакантными. Сроки и условия заранее согласованы с Министерством образования. Точная информация будет известна к 23 июля.

Пресс-центр Министерства образования

15 июля 2014
Учреждения среднего специального образования Беларуси с 15 июля начинают прием документов
В Беларуси 15 июля начинается прием документов в учреждения среднего специального образования (УССО).
 
Абитуриенты подают в приемную комиссию: заявление на имя руководителя учреждения образования по установленной форме; оригиналы документа об образовании (свидетельство об окончании 9 классов, аттестат об окончании 11 классов или диплом о получении профессионально-технического образования с одновременным получением общего среднего образования или диплом о профтехобразовании и аттестат об окончании 11 классов) и приложения к нему; оригиналы сертификатов централизованного тестирования, проведенного в год приема; медицинскую справку о состоянии здоровья по установленной форме; документы, подтверждающие право абитуриента на льготы при зачислении, и 6 фотографий размером 3 х 4 см.
 
Документы на основе общего базового образования принимаются: для обучения за счет средств бюджета - с 15 по 31 июля, на платной основе - с 15 по 31 июля (в том числе, от абитуриентов, которые должны сдавать вступительное испытание по специальности); на платной основе от абитуриентов, выдержавших вступительные испытания по специальности, и от абитуриентов для участия в конкурсе для получения среднего специального образования по среднему баллу документа об образовании - по 14 августа.
 
Прием документов на основе общего среднего образования осуществляется: за счет средств бюджета - с 15 июля по 6 августа, на платной основе - с 15 июля по 6 августа (в том числе от абитуриентов, которые будут сдавать вступительные испытания в УССО: по специальности, по учебным предметам (абитуриенты с нарушениями зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата)); на платной основе от абитуриентов, выдержавших вступительные испытания (ЦТ; вступительные испытания в УССО: по специальности, по учебным предметам (абитуриенты с нарушениями зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата), от абитуриентов для участия в конкурсе для получения образования по среднему баллу документа об образовании (по специальностям, где в предшествующий год конкурс был 1,5 и менее человека на место см. п.35 Правил приема лиц для получения среднего специального образования, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 года №80)) - по 14 августа.
 
В случае невозможности прибытия абитуриента в приемную комиссию по уважительной причине (заболевание, участие в международных конкурсах и соревнованиях, служебная командировка или другие независящие от абитуриента обстоятельства, подтвержденные документально) документы подают законные представители абитуриентов.
 
Документы на специальности сельского хозяйства и водного транспорта принимаютсяс 1 октября по 30 ноября.
 
С 1 сентября будет начато обучение по новым специальностям (направлению специальности). Например, "обслуживание и эксплуатация жилых домов" (квалификация "специалист по комплексному обслуживанию и эксплуатации жилых домов") в Архитектурно-строительном колледже Минска, "микро-и наноэлектронные технологии и системы" (квалификация "техник-технолог") в Минском государственном высшем радиотехническом колледже, "электроника механических транспортных средств" (квалификация "техник-электроник") в Минском политехническом колледже, "мехатроника" (квалификация рабочего со средним специальным образованием "мехатроник 5-го разряда (холодильное оборудование)") в Могилевском технологическом колледже.
 
В 2014 году планируется принять в УССО более 43 тыс. человек, в том числе для обучения за счет бюджетных средств - около 25 тыс. человек.
 

Пресс-центр Министерства образования

12 июля 2014
Вузы завершили прием документов от абитуриентов, которые поступали на бюджетные места
 
Первые итоги показывают, что экономические и IT специальности набрали своих абитуриентов. Также хорошо проведена вступительная кампания в вузах культуры и МЧС.
Высокие конкурсы на все специальности строительного и энергетического направлений БНТУ - от 230 и выше баллов. Более 300 баллов нужно было иметь на большинство специальностей БГЭУ и БГУ. Средний балл в медицинские вузы колеблется от 250 до 300 и выше.
БГПУ им М.Танка на 785 бюджетных мест на 12.00 уже имел 1 тыс. 70 заявлений от абитуриентов. К 18.00 последнего дня приема документов большинство специальностей уже было "закрыто". На некоторые педагогические специальности конкурс составит 2 человека на место. Активно подавали абитуриенты заявления и на заочное отделение главного педагогического вуза страны. На 400 бюджетных мест к концу дня было уже 630 заявлений (конкурс составил 1,5 человека).
Как сообщалось, с нынешнего года в Беларуси определен перечень из 22 педагогических специальностей, на которые медалисты и победители олимпиад могут поступать без экзаменов. Для поступления эти категории абитуриентов должны были только заручиться поддержкой и рекомендацией педагогического совета учреждения образования, которое они закончили. В перечень вошли так называемые остродефицитные специальности - дошкольное и начальное образование, история и обществоведческие дисциплины, биология, химия, география, математика, информатика, физика, техническое творчество, белорусский язык и литература, русский язык и литература, технический и обслуживающий труд, изобразительное искусство, логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика и др.
Предварительный анализ документов от абитуриентов в БГПУ им.М.Танка показал, что без экзаменов сюда подал документы 71 человек, из них 65 медалистов. Самую высокую сумму баллов в БГПУ принесла абитуриентка на факультет математики - 352 балла.
К понедельнику вузы подведут окончательные итоги набора на бюджетные места, а у абитуриентов останется еще возможность поступить в вуз за плату. В очной (дневной) или заочной формах в Академии МВД, Могилевском высшем колледже МВД, Командно-инженерном институте МЧС, Гомельском инженерном институте МЧС документы на платные отделения будут приниматься по 28 июля. Эти же сроки определены для Белорусской государственной академии искусств, Белорусской государственной академии музыки и Белорусского государственного университета культуры и искусств. Для других государственных и частных вузов - по 31 июля (для заочной формы сельхозпрофиля - по 30 ноября).
Всего в нынешнем году в Беларуси набор абитуриентов проводят 54 вуза на 382 специальности.
 
 
11 июля 2014
Комментарий: Об изменении стоимости обучения с 1 сентября 2014года
           Цены за обучение на платной основе в государственных учреждениях образования определяются в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28.02.2006 № 126 «О некоторых вопросах получения высшего и среднего специального образования на платной основе»,исходя из необходимых затрат на подготовку специалиста по конкретной специальности. Обязательным условием при формировании цен является применение норм и нормативов, установленных для бюджетных организаций.
           
            В государственных учреждениях высшего и среднего специального образования стоимость обучения на платной основе с 1 сентября 2013 года установлена в июле 2013 года и в течение 2013/2014 учебного года не изменялась. В то же время за этот период увеличилась заработная плата работников бюджетных организаций, для юридических лиц выросли тарифы на коммунальные услуги, услуги связи, транспорта и др.
           
            Учитывая вышеизложенное, государственные учреждения образования с 1 сентября 2014 года в соответствии с законодательством устанавливают стоимость обучения для обучающихся на 1 курсе и изменяют стоимость обучения для обучающихся на 2-5 курсах на основании заключенных с гражданами договоров о подготовке специалиста на платной основе.
           
            Руководители учреждений образования несут персональную ответственность за необоснованное повышение стоимости обучения.
 
Учитывая социальную значимость услуги по подготовке специалиста на платной основе в государственных учреждения высшего образования, руководители учреждений на основании заявлений граждан, по возможности, могут производить взимание платы за обучение с отсрочкой или рассрочкой платежа.
 
            Пресс-центр Министерства образования
07 июля 2014
Online конференция "Кто будет учить наших детей завтра?"
 
Александр Жук
Ректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка профессор
 
Белорусские вузы 8 июля начинают прием документов от абитуриентов. От того, кто сегодня примет решение посвятить свою жизнь профессии педагога, зависит, кому мы доверим обучение и воспитание детей завтра. И если вопрос нехватки кадров в учреждениях образования уже практически решен, то проблема их качественного обновления, привлечения в профессию хорошо образованных, творческих и прогрессивно мыслящих молодых людей сейчас стоит как никогда остро.

Вернуть утраченный престиж и авторитетность учительской профессии помогут только конкретные меры по поддержке педагогов и изменение подхода к подготовке кадров. Определенные шаги уже сделаны: в этом году медалисты и победители областных туров школьных предметных олимпиад могут поступать в педвузы без экзаменов, что должно привлечь талантливых ребят в эти учебные заведения. Приняты решения и по системе подготовки кадров: у главного педагогического вуза страны появился новый ректор. Назначая непосредственно перед вступительной кампанией Александра Жука на эту должность, Президент Беларуси Александр Лукашенко поставил перед ним задачу, ни много ни мало, вернуть уровень уважения к учителю. "Ваша задача, и это надо жестко взять на контроль и помочь, чтобы университет шел впереди и тащил за собой все остальные педучреждения", - отметил Президент.

Во время онлайн-конференции Александр Жук расскажет о планах по совершенствованию подготовки педагогических кадров, о том, какие нововведения предлагают своим потенциальным студентам педвузы и какие меры готовятся по социальной поддержке педагогов, ответит на вопросы абитуриентов.
 

ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ

 
Анастасия Кравченко, Минск:
Насколько мне известно, в БГПУ медалисты смогут без экзаменов поступать на 22 специальности. Как вы считаете, придут ли в ваш вуз такие дети? Проводили ли вы с ними какую-либо профориентационную работу? 
 

Александр Жук:
Не только медалисты будут поступать на педагогические специальности без экзаменов, но и призеры областных этапов республиканской олимпиады по учебным предметам. Что касается профориентационной работы, то мы попросили в управлениях образования списки всех медалистов Минска и Минской области и всем им написали письма на школы. Эти пригласительные письма были озвучены на последних звонках. В социальных сетях есть группы БГПУ и они регистрируют вопросы, которые поступают по поводу вступительной кампании. Абитуриенты из числа медалистов и призеров олимпиады уже звонили в университет, интересовались условиями приема. Мы каждому иногороднему первокурснику предоставим место в общежитии. Кроме того, у нас студенты - будущие педагоги смогут реализовать свой потенциал не только в образовательной сфере, но и другие личностные, творческие качества. В БГПУ, например, очень много спортивных клубов. Команды университета являются призерами и победителями республиканской универсиады по различным видам спорта - по футболу, футзалу, борьбе. Много также творческих коллективов.

 

Виктор Пелевич, Брест: 
Будете ли вы развивать дистанционное обучение, как это делают другие вузы, среди которых БГУиР и БГУ?

 

Александр Жук:
Эту задачу мы уже реализуем. Кстати, в мире сейчас развивается даже не дистанционное, а электронное обучение, когда информационно-телекоммуникационные технологии и связанные с ними системы используются в любых формах получения образования: дневной, вечерней, заочной. Фактически сегодня это реализуется у нас в заочной магистратуре. В этом году там прием по 18 специальностям, и неплохой конкурс - почти три человека на место, что нас радует. В нынешнем году мы принимаем 45 человек на дневную форму и 20 - на заочную. То есть это 65 человек. Всего было 175 заявлений. Но я должен сказать, что магистратура должна быть в университетах, где есть соответствующие научные школы, кадровый потенциал. В противном случае будет просто профанация второй ступени. Магистранты-заочники имеют возможность использовать электронные учебно-методические комплексы, разработанные нашими преподавателями; получать онлайн-консультации и так далее. То есть это уже есть на второй ступени. Это одногодичная научно-ориентированная магистратура или практико-ориентированная - двухгодичная. И сейчас всем факультетам поставлена задача по разработке электронных учебно-методических комплексов по всем специальностям на первой ступени.

 

Ирина, Минск: 
Как будет отмечать свое 100-летие Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка? Какие мероприятия планируете?

 

Александр Жук:
22 июня 1914 года министр народного просвещения Российской империи подписал указ об открытии Минского учительского института. 21 ноября 1914 года он был торжественно открыт. Нам бы хотелось, чтобы 100-летие ведущего педагогического вуза страны действительно было отмечено на самом высоком уровне, что явится одним из факторов повышения престижа учительской профессии. Мы планируем целый ряд нестандартных мероприятий. Хотелось бы поставить скульптурную композицию с условным названием "Учительница первая моя". В Беларуси много скульптурных композиций, но такой пока нет. Наверное, было бы здорово, если бы она стояла при входе в ведущий педагогический университет страны.

Кроме того, наш туристско-спортивный клуб собирается покорить Эверест и водрузить там вымпел педагогического университета к 100-летию. Планируем организовать плавательный марафон среди школьников, студентов, педагогов, ветеранов и чемпионов мира, призеров олимпийских игр в нашем бассейне. Думаем и над целым рядом других мероприятий, чтобы юбилей вуза был на слуху. Празднование не продлится один день и не ограничится торжественным собранием, хотя оно тоже должно быть проведено на достойном уровне. Это будет юбилейный марафон, где все факультеты могли бы себя проявить. Сейчас у нас работают волонтерские отряды студентов, которые занимаются обновлением университета. У нас 13 корпусов и 8 общежитий, и студотряды на добровольных началах будут обустраивать свой университет к юбилею. 

Также мы собираемся расширить и проводить нетрадиционным образом профориентационную работу. Сегодня школьники проводят много времени в Интернете, поэтому у нас создано 5 групп в социальных сетях, где наши ребята активно работают со школьниками в плане деятельности университета.

 

Юлия Иванова, Минск: 
Что интересует учреждения образования, когда они дают заказ на магистрантов?

 
Александр Жук:
Сейчас становится популярным образовательный менеджмент. Руководители всех учреждений, начиная от дошкольных учреждений, школ и гимназий и заканчивая самым высоким уровнем, должны быть профессионалами. Поэтому программы по образовательному менеджменту исключительно важны с точки зрения разработки стратегии и тактики развития учреждений в современных условиях.

Популярны и программы, связанные с психологией: социальной, практической. Мы планируем открыть специальность, связанную с психологией семьи и семейных отношений. Также в планах специальность по здоровому образу жизни.

 

Валентина, Марьина Горка: 
С каким проходным баллом вы бы хотели видеть у себя абитуриентов в этом году?

 

Александр Жук:
Вопрос не в абсолютных, а в относительных баллах. Хотелось бы, и такую задачу я поставил перед коллективом, чтобы в этом году проходной балл в университет был примерно на 10-30 баллов выше прошлогоднего. В этой связи сегодня у нас вся Минская область разбита на сектора, наши факультеты работают со школами. Я встречался с начальниками районных управлений, отделов образования, спорта и туризма Минской области. Из 23 человек 18 - наши выпускники. В Минске тоже большинство начальников управлений - наши выпускники, и мы с ними обсуждали некоторые вопросы. Первый совет по университету будет проводиться в сентябре (пройдет совместно с Управлением образования Минской области и Комитетом по образованию города Минска). Тема - итоги вступительной кампании и организация профориентационной работы на перспективу. Мы заключим договор о взаимопомощи. Университет предложит школам области помощь в подготовке к областным, городским и районным олимпиадам, организует школы юных математиков, физиков и т.д., то есть начнет работать со школьниками начиная со средних классов. Это делается для того, чтобы к выпуску мы имели уже потенциальных абитуриентов.

 

Антон, Минск: 
Слышал, что студенты БГПУ смогут проходить практику, в том числе языковую, в летних лагерях за границей. Так ли это? Есть ли варианты с прохождением стажировок за рубежом?

 

Александр Жук:
Одна из наших перспективных задач - повышение международного имиджа университета. Сегодня БГПУ имеет договоры о сотрудничестве с более чем 60 вузами как ближнего, так и дальнего зарубежья. Например, с китайскими университетами у нас пять договоров, с литовскими - два.

Недавно я посетил Флорентийский университет, с которым у нас уже два года есть договор о сотрудничестве. Мы договорились о его расширении. Во-первых, это языковые курсы. Студенты БГПУ, изучающие итальянский язык, будут выезжать для прохождения соответствующего обучения в Италию. Такая возможность у них появится уже на зимних каникулах и в следующем году на летних каникулах. Аналогично мы примем студентов Флорентийского университета, изучающих русский язык.

Мы договорились также о так называемом включенном обучении с этим университетом, то есть студенты БГПУ будут выезжать в Италию на семестр или учебный год для освоения программ, согласованных двумя вузами. Соответственно будем ждать для обучения в Беларуси будущих психологов, социальных работников, которых готовит этот университет.

Кроме того, реализуется программа Erasmus+, и мы поставили задачу расширить количество проектов по ней. Уже с 1 сентября одна из наших студенток выезжает в университет в Финляндию для прохождения включенного обучения в течение учебного года. То есть мы ставим задачу по расширению возможностей и прохождения стажировок, и обучения в зарубежных университетах, увеличивая академическую мобильность студентов. Такую же работу будем проводить с преподавателями.

Кроме того, с помощью итальянской ассоциации "Пуэр", которая занимается оздоровлением белорусских детей после чернобыльской аварии, у нас будет организован центр психологического консультирования семей, усыновивших детей. Консультации смогут получить и родители, и дети. Эта организация оборудует центр, оснастит его. Мы договорились, что преподаватели и студенты БГПУ, которые будут работать на волонтерских основах в этом центре, летом будут иметь возможность выезжать с группами детей на оздоровление. Там они будут совмещать работу и отдых, выступая в качестве психологов-консультантов.

 

Корр. БЕЛТА: 
Вы достаточно долгий период работали первым заместителем министра образования, а с нынешней весны назначены на должность ректора ведущего педагогического вуза Беларуси. Как первый замминистра отвечали за вопросы в том числе ведения вступительной кампании. Ваш взгляд на абитуриента поменялся после того, как вы стали ректором?

 

Александр Жук:
Нет, взгляд не изменился. Централизованное тестирование как форма проведения вступительной кампании придумана не нами и реализуется во многих странах. Конечно, она имеет свои плюсы и минусы. Но анализ ее проведения однозначно показывает, что она дает возможность отобрать лучших. Причем все это на условиях прозрачности, объективности, с соблюдением полной конфиденциальности и применением вполне понятных подходов. Результаты последних лет показывают, что дети, которые заранее начинают готовиться и знают уже в конце базовой школы, чего они хотят от поступления, на ЦТ подтверждают уровень своих знаний. Если в лицее, например, у него стоит 8 или 9 баллов, то на ЦТ он набирает более 85 баллов. То есть корреляция 100%. Ели же подросток прогулял школу или просидел в Интернете, а при этом его родители хотят, чтобы он поступил, то получается прокол. Ребенок пытается отгадать ответ, а это не дает высокого балла. И виновата тут не школа или плохой учитель, а сам ученик. Без работы, а в данном случае учебы, ничего не получится. Высшее образование невозможно получить на халяву.

 

Юлия Синкевич, Минск: 
Александр Иванович, вы находитесь в эпицентре разработки нового социального пакета для учителя. О каких преференциях, кроме повышения заработной платы, может идти речь?

 

Александр Жук:
Возможно, у мобильных операторов Беларуси появится тариф "Учительский". Это одно из предложений, которые рассматриваются сейчас мобильными операторами Беларуси - по социальной поддержке учительства, оно касается скидочной системы на телефонные разговоры. Предварительные переговоры прошли в Министерстве образования, и сейчас идет работа по возможной реализации такого проекта. Пока еще рано говорить о сроках введения такого плана, но нам бы очень хотелось поработать с мобильными операторами над таким проектом.

Кроме уже озвученных правительством планов по увеличению заработной платы учителям с 1 сентября в Беларуси (ее планируется повысить на 15-18%), есть предложения по социальной поддержке учительства. Например, совместно с Министерством культуры прорабатывается вопрос о предоставлении специальных скидок учителям для похода в театр, музей.

 

Корр. БЕЛТА: 
В этом году хватает охов и вздохов по поводу того, что много поступающих остались "за бортом" вступительной кампании из-за низких результатов по физике, математике и т.д. Что это - реальный уровень знаний, сложность тестов по этим предметам или неготовность наших абитуриентов учиться?

 

Александр Жук:
Тут, скорее всего, две причины. Первая - недостаточный уровень массовой подготовки школьников по этим предметам. Они считаются сложными и требуют постоянной, систематической подготовки. А вторая - это то, что вуз недаром называется университетом, он требует не только определенного вида подготовки, но и готовности учиться, получать знания, в том числе и самостоятельно. А вот самостоятельности у многих наших абитуриентов иногда не хватает. Посмотрите на результаты ЦТ. Кто получил низкие баллы и недобрал? Оказывается, что из 49% по математике и 44% по физике - это те, кто окончил школу несколько лет назад. То есть люди, которые не поступили в прошлом или даже позапрошлом году. А из выпускников нынешнего года - недобрали до проходного только 1/4 от поступающих, это нормальный показатель. Это означает, что 3/4 абитуриентов-выпускников нынешнего года набрали необходимый для участия во вступительной кампании балл. Так что трагедии нет. Думаю, что все будет нормально и во время вступительной кампании нынешнего года. Просто абитуриенты должны знать, что нужно приложить усилия и выучить предмет, раз ты хочешь стать высокообразованным специалистом.

 

Лиза Михайлова, Гомель: 
Правда ли, что в нынешнем году педагогические вузы принимают абитуриентов-медалистов без экзаменов?

 

Александр Жук:
Да, причем не только медалисты, но и победители олимпиад могут поступать без экзаменов. Если точнее, то без вступительных испытаний будут зачисляться победители (дипломы І, ІІ, ІІІ степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Минобразования в учебном году, для которых данный предмет определен предметом первого профильного испытания, а также лица, награжденные золотой, серебряной медалью или закончившие учреждения среднего специального образования с дипломом с отличием. Для поступления на ряд педагогических специальностей без экзаменов вышеперечисленным категориям абитуриентов нужно будет предоставить в приемную комиссию рекомендацию педагогического совета учреждения образования, которое они закончили. Но это касается только перечня, в который вошли 22 специальности. Это дошкольное и начальное образование, история и обществоведческие дисциплины, биология, химия, география, математика, информатика, физика, техническое творчество, белорусский язык и литература, русский язык и литература, технический труд и предпринимательство, обслуживающий труд, изобразительное искусство, логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, социальная педагогика и др. Со списком можно ознакомиться на портале Министерства образования.

 

Юлия Карпухина, Минск: 
Александр Иванович, при вашем назначении на должность глава государства говорил в том числе и о создании на базе БГПУ системы непрерывного педагогического образования. Вы говорили о том, что планируете создать педагогическую гимназию или педагогический лицей при университете, а может даже свой детский сад. Когда планируете начать осуществление планов?

 

Александр Жук:
Можно сказать, что мы уже начали их осуществлять. В ближайшее время планируем подписать договор с гимназией №20 Минска о создании первого профильного педагогического класса. А далее перейдем и к более глобальным планам. Возможно, откроем специальное учреждение дошкольного образования, где педагогами, воспитателями, психологами смогут поработать и наши студенты. Так что систему непрерывного образования мы не только планируем разрабатывать, но и собираемся реализовывать на практике.

01 июля 2014
Первый выпуск студентов, которые прошли обучение на английском языке, состоялся в БГУИР

30 июня в БГУИР состоялся первый выпуск студентов, которые прошли полный курс обучения на английском языке.

БГУИР стал первым техническим университетом в Республике Беларусь, который открыл подготовку специалистов на английском языке. Первый набор состоялся в 2009 году по специальности «Сети телекоммуникаций».

С 2014 года набор абитуриентов по дневной и дистанционной форме будет осуществляться на четырех факультетах уже по 5 специальностям.

Естественно, обстановка в холле зала заседаний университета была праздничной и по-домашнему уютной. Нарядные выпускники с удовольствием фотографировались в мантии и конфедератке, оставляли роспись в памятном фолианте. Весело и задорно атмосферу торжества создавала инструментальная группа Народного ансамбля народной песни «Гаманина».

К слову, иностранные граждане завершили обучение в университете в юбилейный год – год 50-летия МРТИ-БГУИР.
Подготовка специалистов с высшим образованием и магистров осуществляется по 37 специальностям в области информатики, вычислительной техники, радиоэлектроники, микро- и наноэлектроники, инфокоммуникаций, автоматизации управления в технических системах и электронной экономики.

Руководство альма-матер по праву гордится тем, что БГУИР – многонациональный университет. Среди слушателей подготовительного отделения, студентов, магистрантов, аспирантов и стажеров – граждане 32-х государств. 25% иностранных граждан проходят обучение на английском языке.

Среди выпускников этого года 68 иностранных граждан 13 государств, среди которых 45 специалистов и 23 магистра. Шесть выпускников получили  дипломы с отличием.

На церемонию вручения дипломов в БГУИР прибыли почетные гости – главы и представители дипломатических миссий в Республике Беларусь.

Ректор университета Михаил Батура, доктор технических наук, профессор, академик Международной  академии наук высшей школы тепло поздравил выпускников с памятным событием:

– Сегодняшний праздник – наша совместная заслуга, совместный увлекательный путь постижения знаний от первой сессии до получения диплома. Непросто было нашим студентам проходить обучение на английском языке. В нашей стране мы – единственный университет, в котором обучение по техническим специальностям организовано на английском языке. Налицо – большой успех.

 Я искренне поздравляю наших выпускников с таким существенным достижением и надеюсь на будущее сотрудничество. Будьте готовы продолжить дальнейшее обучение на следующей ступени образования. Успехов и профессионального роста, дорогие выпускники!

Итак, молодые специалисты получили свои путевки в жизнь. А БГУИР ждет новую плеяду талантливой молодежи.

Пресс-центр Министерства образования
01 июля 2014
В Министерстве образования коллективу представлен новый первый заместитель министра Вадим Богуш
– У нас очень компетентное направление высшего образования, много серьезных задач предстоит решить, – об этом рассказал министр образования Сергей Маскевич, представляя сегодня, 1 июля коллективу нового первого заместителя.
 
Выпускник факультета радиотехники и электроники Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Вадим Анатольевич в 2000 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, с 2005 года – доцент по специальности «Электроника и микроэлектроника», с 2007 года – доктор физико-математических наук.
 
В 2002 году удостоен стипендии Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым.
 
Трудовая деятельность Вадима Богуша началась с должности ассистента, затем – доцент, докторант, заведующий кафедрой БГУИР, работал в должности проректора в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, заместителем председателя Национального статистического комитета.
 
Автор более 140 научно-исследовательских и учебно-методических работ, в том числе 5 монографий, из которых 1 единоличная и 1 издана за рубежом, более 40 научных статей в рецензируемых журналах, 4 патентов РБ, 8 учебно-методических пособий. Под его руководством ежегодно защищаются 1-2 магистерские диссертации.
 
Область научных интересов связана с исследованием проблем управления безопасностью, электромагнитной и информационной безопасности в технических системах, разработкой теоретических основ и методов создания новых элементов и материалов для электронной техники, включая изделия микро- и наноэлектроники; разработкой и применением информационно-коммуникационных систем, сервисов в системах управления, учебном процессе и научной деятельности.

– Таким образом, в команду профессионалов пришел думающий и прогрессивный специалист, – подчеркнул министр. – У нас единая ответственность и большие амбициозные задачи.

 В своем ответном слове первый заместитель министра образования Вадим Богуш рассказал о том, что у него накоплен определенный опыт научной работы, знает работу преподавательской деятельности и уверен: специалисты должны приходить на предприятия полностью подготовленными, а не доучиваться еще какое-то время. Необходимо выстраивать траекторию индивидуальной личности. Рынок образовательных услуг меняется очень быстро, каждые 5-7 лет обновляются технологии. Сегодня время диктует мобильность.

­– Я надеюсь на совместную и эффективную работу, чтобы национальная система образования занимала достойное место в мировом сообществе, соответствовала требованиям Главы государства и нашего общества, – резюмировал первый заместитель министра Вадим Богуш.
 
Пресс-центр Министерства образования