На главную/Архив новостей
201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003
МайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьИюньАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрь
31 января 2011
ПРЭС – БЮЛЕТЭНЬ

МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ
РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ

ПРЭС-ЦЭНТР

вул. Савецкая, 9
220010, Мінск,
тэл. 222-42-43, факс (017) 220-84-83
E-mail:ivchenkov@minedu.unibel.by

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПРЕСС-ЦЕНТР

ул. Советская, 9
220010, Минск
тел. 222-42-43, факс (017) 220-84-83
E-mail: konchits@minedu.unibel.by

  Белтэлерадыёкампанія
Рэдакцыі газет
Інфармацыйныя агенцтвы
Прэс-цэнтры

ПРЭС – БЮЛЕТЭНЬ
(люты 2011) 

 
Ключевое место в национальном законодательстве об образовании занимал Закон Республики Беларусь “Об образовании”, но в нем многие важные вопросы, требующие законодательного закрепления, остались вне сферы регулирования.
 
И что это за вопросы?
Несмотря на большую проделанную работу по созданию законодательной базы, отсутствовало регулирование специальными законами ряда уровней основного и дополнительного образования. Например, дошкольного, среднего специального, послевузовского образования; внешкольного воспитания и обучения; повышения квалификации и переподготовки кадров.
Кроме того, отсутствовало законодательное регулирование вопросов организации в учреждениях образования воспитательной работы, системы работы по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, а также детей, находящихся в социально опасном положении, и др.
 
Можно сказать, что принятие кодекса было продиктовано необходимостью обеспечить полное и системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется образовательный процесс на всех уровнях образования?
Совершенно верно. Кроме этого, в сфере образования требовалось совершенствование законодательства для более эффективного обеспечения инновационного развития страны, а также формирования общегообразовательного пространства Союзного государства Беларуси и России, стран СНГ, ЕврАзЭС, вхождения в “европейское пространство высшего образования”.
 
Сергей Александрович, Вы отмечали, что основу нормативной базы сферы образования составляли пять законов. Скажите, они претерпели какие-то изменения, войдя в кодекс?
В кодексе сохраненоконцептуальное содержание объединенных в нем актов. Лишь в отдельных случаях некоторые нормы подверглись переработке. Важно, что в кодексе согласованы нормы законодательства об образовании с нормами других отраслей права Республики Беларусь.
 
Что даст вступление кодекса в силу с 1 сентября 2011 года?
Кодекс Республики Беларусь об образовании позволит успешно решить ряд взаимосвязанных задач. Он создаст единый механизм правового регулирования в области образования. Произойдет сокращение количества действующих в этой сфере нормативных правовых актов. Регулирование части отношений в сфере образования будет повышено до законодательного уровня. Устранятся противоречия, дублирование в правовом регулировании отношений в сфере образования.
 
Это все в теории. Давайте поговорим о конкретике. По структуре кодекс подразделяется на общую и особенную части, включающие 17 разделов, 63 главы и 295 статей. Что это значит?
В общую часть проекта Кодекса включены разделы и статьи, обеспечивающие правовое регулирование вопросов, общих для всех уровней образования.
В особенной части устанавливаются нормы, закрепляющие специфику образовательных отношений как самостоятельного вида общественных отношений на соответствующих уровнях основного и дополнительного образования: дошкольном, общем среднем, профессионально-техническом, среднем специальном, высшем, послевузовском, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых. Здесь же предусмотрены нормы по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в оздоровлении, детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.
В общей части кодекса определены основы государственной политики в сфере образования. Например, такие как приоритетность образования, государственно-общественный характер управления, светский характер образования и др.Установлены государственные гарантии прав в сфере образования.
 
До недавнего времени можно было наблюдать путаницу в понятиях: начальное, базовое, среднее, неполное (незаконченное) высшее образование. В кодексе прописано, что образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное. Расшифруйте, пожалуйста, эти понятия.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании основное образование включает: дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, послевузовское образование, включающее аспирантуру и докторантуру.
Специальное образование получают лица с особенностями психофизического развития.
Дополнительное образование подразделяется на следующие виды: дополнительное образование детей и молодежи и дополнительное образование взрослых.
 
Очевидно, что такое понятие, как курсы повышения квалификации и им подобные, изжило себя. Что приходит им на смену?
В кодексе впервые вводится понятие “образовательные программы”, которые включаются в основное, дополнительное и специальное образование. Такой подход обеспечивает реализацию на практике принципа академической мобильности, будет способствовать расширению студенческих обменов в русле принципов Болонского процесса.
 
Сейчас все чаще говорят о дистанционном образовании. Это нашло отражение в кодексе?
Конечно. Дистанционная форма получения образования определена как вид заочной.
 
Кодекс будет регламентировать деятельность образовательных учреждений от “а” до “я”. Но сейчас даже школа имеет статус юридического лица. Уменьшится ли степень самостоятельности той же школы?
В кодексе фиксируются права, обязанности и ответственность субъектов образования. В частности, устанавливается норма, в соответствии с которой учреждения образования самостоятельны в осуществлении образовательной, научной, научно-технической, финансовой деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования, подбору и расстановке кадров. Но в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь.
 
Ваше вступление в должность министра образования в прессе обозначено тем, что Вы ратуете за повышение социального статуса учителя. Такие предпосылки заложены в кодексе?
Учитель во все времена у белорусов пользовался непоколебимым авторитетом. Он не только учил, но и был мудрым советчиком целым поколениям. Всегда стоял в центре общественной жизни. Как носитель духовной культуры, знания и высокой морали представлял для общества жизненно важную ценность. Учитель – это зеркальное отражение общества. И если ему плохо, то корни искать надо в себе самих. Призываю беречь учителя, уважать его труд. Именно от него зависит наше настоящее и будущее.
Социальный статус учителей нужно повышать, и такие возможности заложены в кодексе. Педагогические работники имеют право на защиту профессиональной чести и достоинства, творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения. Обозначено, что они имеют право на ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь. Учитель становится стержневой фигурой в ведении образовательного процесса.
Следует отметить, что впервые законодательно закреплены нормы, запрещающие осуществлять педагогическую деятельность. Ею не могут заниматься лица, имеющие судимость, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными. Кодексом определены и другие случаи, предусмотренные законодательными актами.
 
Это одна сторона образовательного процесса. Субъектом его является и обучающийся. Какое место в кодексе отведено этой категории?
Установлены основные права и обязанности обучающихся. Они имеют право: получать образование в соответствии с образовательными программами, переводиться в учреждение для получения другой специальности, восстанавливаться, обучаться по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы и др.
Государством гарантированы создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей психофизического развития учащегося, охрана жизни и здоровья во время образовательного процесса, бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, пользование учебниками и учебными пособиями, обеспечение стипендией и другими денежными выплатами, местом для проживания, возмещение расходов по найму жилья в случае необеспечения местом в общежитии.
Законодательно закреплено право на кредит на льготных условиях для оплаты первого высшего образования.
Очерчен круг обязанностей обучающихся. Они обязаны добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания. Нормой должна стать забота о своем здоровье, стремление к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. Учащийся должен выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях,  уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса. В кодексе прописана норма бережного отношения к имуществу учреждения образования, а также индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
 
Разработка кодекса, его широкий терминологический спектр должны были повлечь за собой уточнения понятийного аппарата всей системы образования…
Это следует особо подчеркнуть. Разработка кодекса повлекла за собой уточнение понятийного аппарата всей системы образования и наполнение ее другими понятиями. Например, впервые на законодательном уровне будут урегулированы вопросы дисциплинарной ответственности обучающихся. В законотворческой практике впервые устанавливается понятие “дисциплинарный проступок”, определяется порядок и меры дисциплинарной ответственности, компетенция и полномочия должностных лиц.
 
Правовое регулирование будет касаться всех уровней образования. Назовите, пожалуйста, коротко основные особенности каждого из них.
Особенностью правового регулирования общественных отношений в системе дошкольного образования является закрепление на законодательном уровне требований к наличию образовательных стандартов и установление исчерпывающего перечня типов и видов дошкольных учреждений, сроков получения образования.
В качестве основного вида общеобразовательного учреждения сохраняется общеобразовательная школа. Общеобразовательная школа становится 11-летней, а базовое образование – 9-летним.
Для подготовки учащихся на более высоком общеобразовательном уровне в системе общего среднего образования предусмотрено создание гимназий и лицеев (1-2 учреждения на район). Главная задача этих учреждений – определять перспективы системы общего среднего образования.
Нормы кодекса, регулирующие систему профессионально-технического образования, обеспечивают интеграцию профессионально-технического образования со средним специальным образованием и взаимодействие учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, с организациями различных отраслей экономики.
В кодексе правовое закрепление получила идея интеграции среднего специального образования с профессионально-техническим и высшим образованием. В этих целях в качестве вида учреждения среднего специального образования определен колледж.
В разделе “Высшее образование” сохраняются принципы и подходы, закрепленные в Законе Республики Беларусь “О высшем образовании”. В том числе двухступенчатая система высшего образования с подготовкой на первой ступени специалиста, а на второй ступени высшего образования (магистратуре) – магистра, что обеспечивает сохранение принципов массовости и элитности высшего образования.
Нормы кодекса значительно расширяют правовое поле регулирования общественных отношений, на уровне высшего образования связанных с академической мобильностью, трудоустройством выпускников, привлечением иностранных абитуриентов, учитывают потребности инновационного развития экономики.
Освоение образовательной программы послевузовского образования завершается выдачей диплома исследователя.
Впервые законодательное закрепление получила система дополнительного образования детей и молодежи, что ранее называлось внешкольным обучением и воспитанием. Значительное изменение претерпели виды учреждений дополнительного образования детей и молодежи, количество которых было сокращено в целях оптимизации и приведено в соответствие с реализуемыми образовательными программами.
Система дополнительного образования взрослых (ранее – повышение квалификации и переподготовка кадров) также впервые закреплена законодательно. Необходимо отметить, что обобщение норм, регулирующих повышение квалификации и переподготовку кадров, установило правовые основы для обеспечения реализации принципов непрерывности образования на протяжении всей жизни.
Раздел “Специальное образование” кодекса расширяет нормы и принципы, заложенные Законом Республики Беларусь “Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)”. Нормы кодекса регламентируют применение различных организационных форм, методов и средств обучения, в том числе использование технологий дистанционного обучения, с учетом специфики физических и (или) психических нарушений.
 
Сергей Александрович, оценивая пройденный путь по созданию кодекса, можем ли мы говорить о появлении отрасли образовательного права?
Принятие кодекса завершает процесс формирования законодательства об образовании как полной, логически последовательной и эффективной системы правовых норм, тем самым создается новая отрасль права – образовательное право. Кодекс – это “конституция” в образовании. Несомненно то, что принятие кодекса обеспечивает совершенствование правоотношений в сфере образования и будет способствовать повышению качества предоставляемого образования.
 
Беседовал Виктор Ивченков
 
Мерапрыемствы, запланаваныя на люты
 
З 27 студзеня па 6 лютага ў г. Эрзурум (Турцыя) будзе праходзіць XXV Сусветная зімняя ўніверсіяда (біятлон, горналыжны спорт, лыжныя гонкі, фігурнае катанне, фрыстайл, шорт-трэк, хакей з шайбай).
Тэл. 203-71-10
 
У лютым ва ўстановах адукацыі праводзіцца трэці этап рэспубліканскай алімпіяды па вучэбных прадметах вучняў агульнаадукацыйных устаноў, устаноў, якія забяспечваюць атрыманне прафесійна-тэхнічнай і сярэдняй спецыяльнай адукацыі.
Тэл. 222-62-98
 
У лютым на базе спартыўнага комплекса “Стайкі” пройдуць рэспубліканскія спаборніцтвы па рухальных гульнях у тэлевізійным конкурсе “Бухта капітанаў” (4-ы і 5-ы туры).
Тэл. 203-71-10
 
З 1 па 7 лютага пройдуць фінальныя спаборніцтвы па валейболе (мужчыны, група “Б”) у рамках рэспубліканскай універсіяды.
Тэл. 200-85-43
 
3 лютага ў Міністэрстве адукацыі адбудзецца пасяджэнне калегіі па пытанні “Аб выніках работы Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь за 2010 год і асноўных задачах на 2011 год”.
Пачатак работы ў 11.00.
Тэл. 222-42-43
 
5 лютага ў 10.00 у Рэспубліканскім цэнтры тэхнічнай творчасці навучэнцаў (вул. Макаёнка, 12) адбудзецца адкрыццё рэспубліканскіх спаборніцтваў навучэнцаў па трасавым мадэлізме “Формула скорасці-2011”.
Тэл. 263-99-80
 
5, 12, 19 і 26 лютага ў Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі праводзяцца мерапрыемствы ў рамках шостага школьнага дня “Суботні дзень у Цэнтры”, у якіх удзельнічаюць навучэнцы сярэдніх школ г. Мінска і Мінскай вобласці, выхаванцы гурткоў, студый і іх бацькі.
Тэл. 200 28 55
 
У лютым у Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі будзе працаваць рэспубліканская інавацыйная пляцоўка “Укараненне мадэлі навукова-метадычнага забеспячэння адукацыйнага працэсу ва ўстановах пазашкольнага выхавання і навучання”.
Тэл. 227 12 06
 
7-9 лютага ў г. Наваполацку будуць праходзіць рэспубліканскія спаборніцтвы “Алімпійскія надзеі Беларусі” па зімнім мнагаборстве “Здароўе” Дзяржаўнага фізкультурна-аздараўленчага комплексу Рэспублікі Беларусь сярод навучэнцаў агульнаадукацыйных устаноў, якія знаходзяцца ў сельскай мясцовасці.
Тэл. 203-71-10
 
7-10 лютага праводзяцца лыжныя гонкі (юнакі, дзяўчаты) у рамках рэспубліканскай спартакіяды школьнікаў.
Тэл. 203-71-10
 
У лютым у Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі будзе арганізавана работа рэспубліканскіх творчых лабараторый і майстэрняў для педагогаў-пазашкольнікаў краіны па наступных накірунках:
-         творчая лабараторыя па фальклоры (8 лютага);
-         творчая майстэрня па харавых спевах (12 лютага);
-         педагагічная майстэрня па харэаграфіі (19 лютага).
Тэл. 227 12 06
 
9-11 лютага ў г. Наваполацку будуць праходзіць рэспубліканскія спаборніцтвы “Алімпійскія надзеі Беларусі” па зімнім мнагаборстве “Здароўе” Дзяржаўнага фізкультурна-аздараўленчага комплексу Рэспублікі Беларусь сярод навучэнцаў агульнаадукацыйных устаноў, якія знаходзяцца ў гарадской мясцовасці.
Тэл. 203-71-10
 
10-16 лютага пройдуць фінальныя спаборніцтвы па міні-футболе (мужчыны, група “В”) у рамках рэспубліканскай універсіяды.
Тэл. 200-85-43
 
16 лютага ў Акадэміі паслядыпломнай адукацыі адбудзецца рэспубліканскі семінар ”Інавацыйныя педагагічныя тэхналогіі ў адукацыйным працэсе па выяўленчым мастацтве“.
Тэл. 222-65-31
 
16-17 лютага на базе Цэнтра пазашкольнай работы ўпраўлення адукацыі Магілёўскага аблвыканкама праводзіцца рэспубліканскі семінар “Роля кіраўніка вакальнага эстраднага калектыву ўстановы пазашкольнага выхавання і навучання ў фарміраванні пеўчай культуры выхаванцаў” для метадыстаў профільных аддзелаў абласных устаноў пазашкольнага выхавання і навучання і г. Мінска, педагогаў і кіраўнікоў вакальных эстрадных калектываў.
Тэл. 227-86-61
 
17 лютага ва ўстановах адукацыі праводзіцца рэспубліканскі конкурс па беларускай мове і літаратуры ”Буслік“.
Тэл. 222-64-92
 
         17-19лютага ў г. Наваполацку будзе праходзіць рэспубліканская спартакіяда па праграме зімняга мнагаборства “Абаронца Айчыны” Дзяржаўнага фізкультурна-аздараўленчага комплексу Рэспублікі Беларусь сярод юнакоў дапрызыўнага і прызыўнага ўзросту.
Тэл. 203-71-10
 
У лютым у Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі праводзіцца рэспубліканскі завочны конкурс сцэнарыяў культурна-дасугавых мерапрыемстваў “Зямля бацькоў – жыцця крыніца”.
Удзельнікі конкурсу – культарганізатары ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання, школ, дзіцячых садкоў.
         Конкурс праводзіцца з мэтай выхавання грамадзянскасці і патрыятызму дзяцей і падлеткаў, зберажэння, умацавання і развіцця традыцый роднага краю, папулярызацыі і прапаганды новых форм выхаваўчай работы.
Тэл. 200 44 81
 
17-20 лютага пройдуць фінальныя спаборніцтвы па лёгкай атлетыцы (спаборніцтвы ў памяшканні, мужчыны, жанчыны) у рамках рэспубліканскай універсіяды.
Тэл. 200-85-43
 
18-20, 22-23 лютага ў Мінску будзе праходзіць першынство Рэспублікі Беларусь па лыжным арыентаванні.
Тэл.262-54-20
 
У лютым у Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі пройдзе рэспубліканскі конкурс сцэнарыяў культурна-дасугавых мерапрыемстваў для навучэнскай моладзі сярэдніх спецыяльных і прафесійна-тэхнічных навучальных устаноў “Крэон”.
У конкурсе ўдзельнічаюць спецыялісты, якія забяспечваюць арганізацыю культурна-дасугавай дзейнасці з навучэнскай моладдзю.
Плануецца падрыхтоўка зборніка метадычных і сцэнарных матэрыялаў у дапамогу арганізатарам вольнага часу моладзі.
Тэл. 200 63 21
 
21-23 лютага на базе рэспубліканскага цэнтра алімпійскай падрыхтоўкі па зімніх відах спорту “Раўбічы” адбудуцца спаборніцтвы па біятлоне (юнакі, дзяўчаты) у рамках рэспубліканскай спартакіяды школьнікаў.
Тэл. 203-71-10
 
21-27 лютага ў Мінску пройдуць фінальныя спаборніцтвы па міні-футболе (мужчыны, група “А”) у рамках рэспубліканскай універсіяды.
Тэл. 200-85-43
 
У лютым праводзіцца рэспубліканскі конкурс мастацкай творчасці навучэнцаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне прафесійна-тэхнічнай і сярэдняй спецыяльнай адукацыі, “Арт-вакацыі”.
У конкурсе прымаюць удзел індывідуальныя выканаўцы і аматарскія творчыя калектывы навучэнцаў па напрамках мастацкай творчасці.
Мэта правядзення конкурсу – грамадзянска-патрыятычнае і этна-культурнае выхаванне моладзі сродкамі мастацкай творчасці, удасканаленне работы па захаванні і перадачы гісторыка-культурнай спадчыны, стварэнне аптымальных умоў для самарэалізацыі таленавітай моладзі.
Тэл. 200 63 21
 
22-28 лютага ў Мінску пройдуць фінальныя спаборніцтвы па валейболе (жанчыны, група “Б”) у рамках рэспубліканскай універсіяды.
Тэл. 200-85-43
 
24-25 лютага ў Рэспубліканскім экалагічным цэнтры дзяцей і юнацтва (вул. Макаёнка, 8) праводзіцца ХХІІ рэспубліканскі конкурс навуковых біёлага-экалагічных работ навучэнцаў агульнаадукацыйных устаноў і ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання.
Тэл. 200-14-11
 
24-27 лютага ў Мінску адбудзецца першынство Рэспублікі Беларусь па спартыўным скалалазанні (юніоры, старэйшыя юнакі і дзяўчаты).
Тэл. 262-90-90
 
У лютым ва ўстановах, якія забяспечваюць атрыманне прафесійна-тэхнічнай і сярэдняй спецыяльнай адукацыі, будзе праводзіцца рэспубліканскі конкурс сучаснай лічбавай творчасці “Арт-партал” (І этап).
Конкурс праводзіцца з мэтай стварэння спрыяльных умоў для самарэалізацыі таленавітай моладзі, удасканалення арганізацыі вольнага часу моладзі на аснове выкарыстання сучасных мультымедыйных тэхналогій.
Тэл. 200-63-21
 
25 лютага ў Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі будзе праходзіць рэспубліканскі семінар культарганізатараў устаноў пазашкольнага выхавання і навучання “Інавацыйныя формы работы па арганізацыі дасугавай дзейнасці ва ўстановах пазашкольнага выхавання і навучання”.
У семінары прымуць удзел метадысты, культарганізатары, кіраўнікі гурткоў устаноў пазашкольнага выхавання і навучання.
Тэл. 200-44-81
 
У лютым-сакавіку будуць праходзіць рэгіянальныя гала-канцэрты ў рамках рэспубліканскага агляду-конкурсу дзіцячай творчасці “Прывітанне, свет!”, у якім прымаюць удзел навучэнцы агульнаадукацыйных устаноў і ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання.
Тэл. 200-44-81
 
25-27 лютага на базе Мінскага абласнога ліцэя праводзіцца XV Рэспубліканскі конкурс даследчых работ (канферэнцыя) вучняў па матэматыцы, фізіцы, астраноміі, інфарматыцы, хіміі, біялогіі.
Тэл. 222-62-98
 
28 лютага ў Акадэміі паслядыпломнай адукацыі адбудзецца рэспубліканскі семінар ”Арганізацыя праектна-даследчай дзейнасці ва ўмовах пачатковай школы“.
Тэл. 222-65-31
 
У лютым у агульнаадукацыйных установах і ўстановах пазашкольнага выхавання і навучання рэгіёнаў будзе праходзіць VI рэспубліканская выстава-конкурс метадычных матэрыялаў па праблемах дзіцячага і маладзёжнага руху “Сацыяльнае партнёрства ў стварэнні станоўчага іміджу дзіцячых і маладзёжных грамадскіх аб’яднанняў” (ІІ этап, абласны і Мінскі гарадскі).
Удзельнічаюць арганізатары дзіцячага і маладзёжнага руху ўстаноў адукацыі, лідары дзіцячых і маладзёжных грамадскіх аб’яднанняў, педагогі, метадысты, аўтарскія калектывы агульнаадукацыйных устаноў і ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання.
Тэл. 216-29-62
 
28 лютага –1 сакавіка на базе Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы і Гродзенскага дзяржаўнага медыцынскага ўніверсітэта будзе працаваць рэспубліканскі навукова-практычны семінар “Фарміраванне каштоўнасных арыентацый студэнцкай моладзі ў працэсе дзейнасці аматарскіх аб’яднанняў. Арганізацыйна-метадычны і мастацка-творчы аспекты” для кіраўнікоў творчых калектываў (аркестраў, народных харавых, фальклорных калектываў студэнцкіх клубаў) вышэйшых навучальных устаноў.
Тэл. 226-53-76
 
У лютым ва ўстановах адукацыі рэспублікі праводзіцца рэспубліканскі конкурс творчых работ “Мае землякі – мая гордасць” (у рамках рэспубліканскай акцыі “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся”).
Тэл. 200-12-60
 
28 лютага –1 сакавіка ў Акадэміі паслядыпломнай адукацыі пройдзе рэспубліканскі семінар ”Вывучэнне школьнай біялогіі па новых вучэбна-метадычных дапаможніках“.
Тэл. 200-98-39
 
З 28 лютага па 2 сакавіка на базе рэспубліканскага цэнтра алімпійскай падрыхтоўкі па зімовых відах спорту “Раўбічы” адбудуцца спаборніцтвы па біятлоне (мужчыны, жанчыны) у рамках рэспубліканскай універсіяды.
Тэл. 203-71-10
 
У лютым на базе абласных і раённых мнагапрофільных устаноў пазашкольнага выхавання і навучання праводзіцца рэспубліканскі конкурс адукацыйных праграм аб’яднанняў выяўленчай і дэкаратыўна-прыкладной творчасці ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання (І этап).
Удзельнічаюць педагагічныя работнікі (педагагічныя калектывы) устаноў пазашкольнага выхавання і навучання, якія распрацавалі і рэалізуюць адукацыйныя праграмы аб'яднанняў выяўленчай і дэкаратыўна-прыкладной творчасці.
Плануецца выданне зборніка лепшых адукацыйных праграм аб’яднанняў выяўленчай і дэкаратыўна-прыкладной творчасці для ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання.
Тэл. 328-68-30
 
 
Інфармацыя УА “Рэспубліканскі інстытут прафесійнай адукацыі”
аб мерапрыемствах, якія адбудуцца ў лютым 2011 года
Назва мерапрыемства
Тэрмін правядзен
ня
Месца
правядзення
Статус
Асноўная праблематыка
Курсы павышэння кваліфікацыі
Курсы базавыя для кіраўнікоў і спецыялістаў сістэмы ПТА і ССА
Намеснікі дырэктара па вучэбна-вытворчай рабоце, загадчыкі практыкай, метадысты
"Арганізацыя і методыка вытворчага навучання”
31.01-11.02
УА РІПА
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі
Намеснікі дырэктара па метадычнай рабоце, метадысты
“Арганізацыя метадычнай работы ва ўстановах прафесійнай адукацыі”
14.02-25.02
УА РІПА
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі
Выкладчыкі агульнаадукацыйных дысцыплін
"Выкладанне агульнаадукацыйных прадметаў ва ўстановах прафесійнай адукацыі" (“Асновы сацыяльна-гуманітарных навук”, “Асновы філасофіі”, “Асновы сацыялогіі і паліталогіі”, “Асновы эканамічнай тэорыі”)

14.02-25.02

УА РІПА

Рэспублі
канскі

Павышэнне кваліфікацыі

Выкладчыкі, метадысты, майстры вытворчага навучання
"Методыка выхаваўчай работы"

31.01-11.02

УА РІПА

Рэспублі
канскі

Павышэнне кваліфікацыі

Выкладчыкі, майстры вытворчага навучання, інструктары ВЦ і ВВК
"Арганізацыя і методыка вытворчага навучання”

14.02-25.02

УА РІПА

Рэспублі
канскі

Павышэнне кваліфікацыі

Майстры вытворчага навучання
“Падрыхтоўка да атэстацыі, экзамен на вышэйшую кваліфікацыйную катэгорыю”

31.01-11.02

УА РІПА

Рэспублі
канскі

Павышэнне кваліфікацыі

Загадчыкі бібліятэк, бібліятэкары
“Арганізацыя і змест работы бібліятэк устаноў прафесійнай адукацыі”

31.01-11.02

УА РІПА

Рэспублі
канскі

Павышэнне кваліфікацыі

Галоўныя бухгалтары, намеснікі галоўных бухгалтараў, бухгалтары
“Бухгалтарскі ўлік ва ўстановах адукацыі”

14.02-25.02

УА РІПА

Рэспублі
канскі

Павышэнне кваліфікацыі

Курсы павышэння кваліфікацыі
Курсы мэтавыя для кіраўнікоў і спецыялістаў сістэмы ПТА і ССА
Намеснікі дырэктара па адміністрацыйна-гаспадарчай рабоце, спецыялісты ў галіне энергазахоўвання, майстры вытворчага навучання
"Энерга- і рэсурсазахоўванне ва ўстановах адукацыі”
31.01-11.02
УА РІПА
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі
Загадчыкі аддзяленняў, метадысты вучэбных аддзелаў
"Электронны дакументаабарот ва ўстановах адукацыі"
14.02-25.02
УА РІПА
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі
Выкладчыкі агульнапрафесійных і спецыяльных дысцыплін, метадысты
"Праектаванне вучэбных праграм дысцыплін і практыкі для ўстаноў ССА"
14.02-25.02
УА РІПА
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі
Выкладчыкі, метадысты
“Распрацоўка электронных вучэбных курсаў у асяроддзі CourseLab”

31.01-11.02

     
Майстры вытворчага навучання, выкладчыкі
“Новыя накіравання развіцця тэхнікі і тэхналогій”
(машынабудаўнічы профіль; будаўнічы профіль)

28.02-04.03

     
Майстары вытворчага навучання, куратары вучэбных груп
“Псіхолага-педагагічныя стратэгіі дапамогі навучэнцам у крызісных сітуацыях"

28.02-04.03

     
Педагогі-псіхолагі, сацыяльныя педагогі
“Псіхолага-педагагічнае суправаджэнне развіцця асобы навучэнцаў, якія знаходзяцца ў сацыяльна небяспечным становішчы"

31.01-11.02

     
Семінары
Формы і метады далучэння навучэнцаў да працэсу стварэння электронных рэсурсаў
10-11
лютага
2011г.
УА “Гомельскі дзяржаўны палітэхнічны каледж” 246050, г. Гомель, вул. Білецкага,6
тэл. (0232)
74 43 26
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі
Семінар-практыкумы
Падрыхтоўка спецыялістаў для харчовай прамысловасці з улікам сучасных тэндэнцый развіцця галіны
16-17
лютага
2011г
УА “Маладзечанскі дзяржаўны палітэхнічны каледж”
222310,
Мінская вобл., г. Маладзечна, пл. Цэнтральная, 2,
Тэл. (01773)
7 00 72
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі
28 января 2011
Персональная выставка
Павел Ращинский родился 14 августа 1991 года, г. Минск. От рождения Павел страдает тяжелой формой детского церебрального паралича (ДЦП). Но с раннего детства его любимым занятием было рисование. Паша не может рисовать руками и поэтому ему приходится прикладывать невероятные усилия, чтобы пальцем ноги передать на бумаге свои переживания, эмоции и чувства. С первого по пятый класс он находился на надомном обучении. С 2003 года он посещал Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) Заводского района. Благодаря грамотным педагогам и специалистам молодой человек научился общаться с внешним миром через компьютер (самостоятельной речи у него нет), раскрыл в себе талант не только к рисованию, но и к музыке. Павел – неоднократный лауреат различных республиканских фестивалей и конкурсов. В 2003 году Павел стал лауреатом Республиканского фестиваля творчества детей-инвалидов «Зажги свою звезду», ежегодно проводимым Белорусской ассоциацией помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам (БелАПДИиМИ). В 2004 году – лауреатом Всебелорусского конкурса творчества детей и молодежи «Скажем детям «Да», при поддержке Детского Фонда «ЮНИСЕФ». За активное участие, стремление к победе, высокие достижения в творчестве он неоднократно получал благодарность от ОО БРСМ Заводского районного комитета, а также почетные грамоты и дипломы от БелАПДИиМИ и др.

Впервые будут представлены его работы на персональной выставке. Его творчество вызывает восхищение и никого не оставляет равнодушным!

Вы можете принять участие в акции, оказав благотворительную поддержку Павлу Ращинскому взамен на  его необыкновенные рисунки.

Организаторы выставки:

- Минский государственный дворец детей и молодежи, отдел декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства, Художественная галерея «Палац»

- Объединение внешкольных учреждений

- ООО «Телестудия Новый Город»

Контактные телефоны:

(029) 652 31 52

(029) 630 37 19

Телефоны Павла Ращинского (мама – Галина Владимировна):

дом. 291 56 87

велком (029) 346 24 50

мтс (029) 878 20 03

26 января 2011
Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 24.01.2011 № 34
В соответствии с Инструкцией по проведению республиканских конкурсов профессионального мастерства, технического и декоративно-прикладного творчества, смотров, слетов, фестивалей, выставок учащихся и работников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от       27 июля 2005 г. № 63, планом работы Министерства образования Республики Беларусь на 2011 год, в целях повышения интереса к избранной профессии, развития творческих способностей учащихся, совершенствования эффективности деятельности учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, по подготовке квалифицированных рабочих (служащих) Министерство образования Республики Беларусь

ПРИКАЗЫВАЕТ:

1. Провести республиканские конкурсы профессионального мастерства учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, (далее - республиканские конкурсы) по профессиям ”Официант“, ”Швея“ и предмету ”Прикладная информатика“ в три этапа.

2. Заключительные этапы республиканских конкурсов провести:
по профессиям:
”Официант“ с 12 по 15 апреля 2011 года на базе учреждения образования ”Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли“;
”Швея“ с 26 по 29 апреля 2011 года на базе учреждения образования ”Полоцкий государственный профессионально-технический колледж“;
по предмету ”Прикладная информатика“ с 31 мая по 3 июня 2011 года на базе учреждения образования ”Гродненский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности“.

3. Утвердить прилагаемые:

3.1. условия проведения заключительных этапов республиканских конкурсов профессионального мастерства (по соответствующим профессиям (предмету) учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования;

3.2. состав организационного комитета по подготовке и проведению заключительных этапов республиканских конкурсов профессионального мастерства учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования (далее - организационный комитет);

3.3. сметы расходов на проведение заключительных этапов республиканских конкурсов профессионального мастерства учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования.

4. Управлению профессионально-технического образования (Э.Н. Гончар), учреждению образования ”Республиканский институт профессионального образования“ (А.Х. Шкляр) осуществить организационно-методическое обеспечение подготовки и проведения заключительных этапов республиканских конкурсов.

5. Организационному комитету утвердить программы проведения, конкурсные задания, критерии и показатели оценки результатов выполнения конкурсных заданий, составы жюри для проведения заключительных этапов республиканских конкурсов по соответствующим профессиям (предмету).

6. Учетно-финансовому управлению (В.Л. Гаврилов) осуществить финансирование расходов по проведению заключительных этапов республиканских конкурсов.

7. Управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома:

7.1. обеспечить проведение первого и второго этапов республиканских конкурсов;

7.2. направить команды и руководителей команд от каждой области и г. Минска для участия в заключительном этапе республиканского конкурса в сроки, оговоренные в пункте 2 настоящего приказа.

8. Управлениям образования Брестского, Витебского и Гродненского облисполкомов обеспечить подготовку материально-технической базы для проведения заключительных этапов республиканских конкурсов по соответствующим профессиям (предмету), прием, размещение, организацию питания, проведение культурно-массовых мероприятий, транспортное обслуживание участников.

9. Организационному комитету за месяц до начала проведения республиканских конкурсов провести проверку готовности материально-технической базы учреждений образования и иных объектов, на базе которых планируется их проведение.

10. Учреждению ”Редакция газеты ”Настаунiцкая газета“ (В.А.Кнышев) обеспечить освещение хода проведения и итогов республиканских конкурсов.

11. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Министра образования Б.В. Иванова.
 

Министр   

С.А. Маскевич

Загрузить приказ вы можете в разделе “Профессионально-техническое образование”                                   

20 января 2011
Интервью с министром образования
13 января 2011 года Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко подписал Кодекс Республики Беларусь об образовании. Сделан важный шаг в совершенствовании национального законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере образования. Как велась работа над кодексом, чем было вызвано его появление, рассказывает министр образования нашей страны Сергей Маскевич.
 
Сергей Александрович, позвольте поздравить Вас с событием, которого ждали многие, – подписан Кодекс Республики Беларусь об образовании. Вам довелось “примерять” его на себе и в качестве профессора, в прошлом ректора одного из престижных вузов страны, и в качестве парламентария. Значение этого законодательного акта трудно переоценить. Тем более что аналогов в мире нет…
 
Да. Опыта создания законодательного акта, обеспечивающего комплексное регулирование общественных отношений в сфере образования, в мире нет. Республика Беларусь является первопроходцем. Этот факт еще раз указывает на приоритеты государственной политики в социальной сфере.
 
Как велась работа над созданием кодекса?
 
Работа над проектом Кодекса Республики Беларусь об образовании носила плановый характер и не была вызвана какими-то чрезвычайными обстоятельствами.
С момента обретения суверенитета в Республике Беларусь только на уровне Главы государства и Правительства Республики Беларусь было принято более 50 нормативных правовыхактов, непосредственно относящихся к сфере образования.
 
Каковы из них были основными?
 
До принятия кодекса основу нормативной базы сферы образования составляли пять законов.В том числе принятый в 1991 году Закон “Об образовании” и законы, регулирующие общественные отношения в сфере профессионально-технического (2003 г.), специального (2004 г.), общего среднего (2006 г.) и высшего образования (2007 г.), а также Декрет Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 года № 15“Об отдельных вопросах общего среднего образования”.
Ключевое место в национальном законодательстве об образовании занимал Закон Республики Беларусь “Об образовании”, но в нем многие важные вопросы, требующие законодательного закрепления, остались вне сферы регулирования.
 
И что это за вопросы?
 
Несмотря на большую проделанную работу по созданию законодательной базы, отсутствовало регулирование специальными законами ряда уровней основного и дополнительного образования. Например, дошкольного, среднего специального, послевузовского образования; внешкольного воспитания и обучения; повышения квалификации и переподготовки кадров.
Кроме того, отсутствовало законодательное регулирование вопросов организации в учреждениях образования воспитательной работы, системы работы по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, а также детей, находящихся в социально опасном положении, и др.
 
Можно сказать, что принятие кодекса было продиктовано необходимостью обеспечить полное и системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется образовательный процесс на всех уровнях образования?
 
Совершенно верно. Кроме этого, в сфере образования требовалось совершенствование законодательства для более эффективного обеспечения инновационного развития страны, а также формирования общегообразовательного пространства Союзного государства Беларуси и России, стран СНГ, ЕврАзЭС, вхождения в “европейское пространство высшего образования”.
 
Сергей Александрович, Вы отмечали, что основу нормативной базы сферы образования составляли пять законов. Скажите, они претерпели какие-то изменения, войдя в кодекс?
 
В кодексе сохраненоконцептуальное содержание объединенных в нем актов. Лишь в отдельных случаях некоторые нормы подверглись переработке. Важно, что в кодексе согласованы нормы законодательства об образовании с нормами других отраслей права Республики Беларусь.
 
Что даст вступление кодекса в силу с 1 сентября 2011 года?
 
Кодекс Республики Беларусь об образовании позволит успешно решить ряд взаимосвязанных задач. Он создаст единый механизм правового регулирования в области образования. Произойдет сокращение количества действующих в этой сфере нормативных правовых актов. Регулирование части отношений в сфере образования будет повышено до законодательного уровня. Устранятся противоречия, дублирование в правовом регулировании отношений в сфере образования.
 
Это все в теории. Давайте поговорим о конкретике. По структуре кодекс подразделяется на общую и особенную части, включающие 17 разделов, 63 главы и 295 статей. Что это значит?
 
В общую часть проекта Кодекса включены разделы и статьи, обеспечивающие правовое регулирование вопросов, общих для всех уровней образования.
В особенной части устанавливаются нормы, закрепляющие специфику образовательных отношений как самостоятельного вида общественных отношений на соответствующих уровнях основного и дополнительного образования: дошкольном, общем среднем, профессионально-техническом, среднем специальном, высшем, послевузовском, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых. Здесь же предусмотрены нормы по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в оздоровлении, детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.
В общей части кодекса определены основы государственной политики в сфере образования. Например, такие как приоритетность образования, государственно-общественный характер управления, светский характер образования и др.Установлены государственные гарантии прав в сфере образования.
 
До недавнего времени можно было наблюдать путаницу в понятиях: начальное, базовое, среднее, неполное (незаконченное) высшее образование. В кодексе прописано, что образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное. Расшифруйте, пожалуйста, эти понятия.
 
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании основное образование включает: дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, послевузовское образование, включающее аспирантуру и докторантуру.
Специальное образование получают лица с особенностями психофизического развития.
Дополнительное образование подразделяется на следующие виды: дополнительное образование детей и молодежи и дополнительное образование взрослых.
 
Очевидно, что такое понятие, как курсы повышения квалификации и им подобные, изжило себя. Что приходит им на смену?
 
В кодексе впервые вводится понятие “образовательные программы”, которые включаются в основное, дополнительное и специальное образование. Такой подход обеспечивает реализацию на практике принципа академической мобильности, будет способствовать расширению студенческих обменов в русле принципов Болонского процесса.
 
Сейчас все чаще говорят о дистанционном образовании. Это нашло отражение в кодексе?
 
Конечно. Дистанционная форма получения образования определена как вид заочной.
 
Кодекс будет регламентировать деятельность образовательных учреждений от “а” до “я”. Но сейчас даже школа имеет статус юридического лица. Уменьшится ли степень самостоятельности той же школы?
 
В кодексе фиксируются права, обязанности и ответственность субъектов образования. В частности, устанавливается норма, в соответствии с которой учреждения образования самостоятельны в осуществлении образовательной, научной, научно-технической, финансовой деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования, подбору и расстановке кадров. Но в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь.
 
Ваше вступление в должность министра образования в прессе обозначено тем, что Вы ратуете за повышение социального статуса учителя. Такие предпосылки заложены в кодексе?
 
Учитель во все времена у белорусов пользовался непоколебимым авторитетом. Он не только учил, но и был мудрым советчиком целым поколениям. Всегда стоял в центре общественной жизни. Как носитель духовной культуры, знания и высокой морали представлял для общества жизненно важную ценность. Учитель – это зеркальное отражение общества. И если ему плохо, то корни искать надо в себе самих. Призываю беречь учителя, уважать его труд. Именно от него зависит наше настоящее и будущее.
Социальный статус учителей нужно повышать, и такие возможности заложены в кодексе. Педагогические работники имеют право на защиту профессиональной чести и достоинства, творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения. Обозначено, что они имеют право на ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь. Учитель становится стержневой фигурой в ведении образовательного процесса.
Следует отметить, что впервые законодательно закреплены нормы, запрещающие осуществлять педагогическую деятельность. Ею не могут заниматься лица, имеющие судимость, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными. Кодексом определены и другие случаи, предусмотренные законодательными актами.
 
Это одна сторона образовательного процесса. Субъектом его является и обучающийся. Какое место в кодексе отведено этой категории?
 
Установлены основные права и обязанности обучающихся. Они имеют право: получать образование в соответствии с образовательными программами, переводиться в учреждение для получения другой специальности, восстанавливаться, обучаться по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы и др.
Государством гарантированы создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей психофизического развития учащегося, охрана жизни и здоровья во время образовательного процесса, бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, пользование учебниками и учебными пособиями, обеспечение стипендией и другими денежными выплатами, местом для проживания, возмещение расходов по найму жилья в случае необеспечения местом в общежитии.
Законодательно закреплено право на кредит на льготных условиях для оплаты первого высшего образования.
Очерчен круг обязанностей обучающихся. Они обязаны добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания. Нормой должна стать забота о своем здоровье, стремление к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. Учащийся должен выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях,  уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса. В кодексе прописана норма бережного отношения к имуществу учреждения образования, а также индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
 
Разработка кодекса, его широкий терминологический спектр должны были повлечь за собой уточнения понятийного аппарата всей системы образования…
 
Это следует особо подчеркнуть. Разработка кодекса повлекла за собой уточнение понятийного аппарата всей системы образования и наполнение ее другими понятиями. Например, впервые на законодательном уровне будут урегулированы вопросы дисциплинарной ответственности обучающихся. В законотворческой практике впервые устанавливается понятие “дисциплинарный проступок”, определяется порядок и меры дисциплинарной ответственности, компетенция и полномочия должностных лиц.
 
Правовое регулирование будет касаться всех уровней образования. Назовите, пожалуйста, коротко основные особенности каждого из них. 
 
Особенностью правового регулирования общественных отношений в системе дошкольного образования является закрепление на законодательном уровне требований к наличию образовательных стандартов и установление исчерпывающего перечня типов и видов дошкольных учреждений, сроков получения образования.
В качестве основного вида общеобразовательного учреждения сохраняется общеобразовательная школа. Общеобразовательная школа становится 11-летней, а базовое образование – 9-летним.
Для подготовки учащихся на более высоком общеобразовательном уровне в системе общего среднего образования предусмотрено создание гимназий и лицеев (1-2 учреждения на район). Главная задача этих учреждений – определять перспективы системы общего среднего образования.
Нормы кодекса, регулирующие систему профессионально-технического образования, обеспечивают интеграцию профессионально-технического образования со средним специальным образованием и взаимодействие учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, с организациями различных отраслей экономики.
В кодексе правовое закрепление получила идея интеграции среднего специального образования с профессионально-техническим и высшим образованием. В этих целях в качестве вида учреждения среднего специального образования определен колледж.
В разделе “Высшее образование” сохраняются принципы и подходы, закрепленные в Законе Республики Беларусь “О высшем образовании”. В том числе двухступенчатая система высшего образования с подготовкой на первой ступени специалиста, а на второй ступени высшего образования (магистратуре) – магистра, что обеспечивает сохранение принципов массовости и элитности высшего образования.
Нормы кодекса значительно расширяют правовое поле регулирования общественных отношений, на уровне высшего образования связанных с академической мобильностью, трудоустройством выпускников, привлечением иностранных абитуриентов, учитывают потребности инновационного развития экономики.
Освоение образовательной программы послевузовского образования завершается выдачей диплома исследователя.
Впервые законодательное закрепление получила система дополнительного образования детей и молодежи, что ранее называлось внешкольным обучением и воспитанием. Значительное изменение претерпели виды учреждений дополнительного образования детей и молодежи, количество которых было сокращено в целях оптимизации и приведено в соответствие с реализуемыми образовательными программами.
Система дополнительного образования взрослых (ранее – повышение квалификации и переподготовка кадров) также впервые закреплена законодательно. Необходимо отметить, что обобщение норм, регулирующих повышение квалификации и переподготовку кадров, установило правовые основы для обеспечения реализации принципов непрерывности образования на протяжении всей жизни.
Раздел “Специальное образование” кодекса расширяет нормы и принципы, заложенные Законом Республики Беларусь “Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)”. Нормы кодекса регламентируют применение различных организационных форм, методов и средств обучения, в том числе использование технологий дистанционного обучения, с учетом специфики физических и (или) психических нарушений.
 
Сергей Александрович, оценивая пройденный путь по созданию кодекса, можем ли мы говорить о появлении отрасли образовательного права?
 
Принятие кодекса завершает процесс формирования законодательства об образовании как полной, логически последовательной и эффективной системы правовых норм, тем самым создается новая отрасль права – образовательное право. Кодекс – это “конституция” в образовании. Несомненно то, что принятие кодекса обеспечивает совершенствование правоотношений в сфере образования и будет способствовать повышению качества предоставляемого образования.
 

Беседовал Виктор Ивченков

18 января 2011
Переподготовка педагогических кадров системы специального образования в 2011 году
 
 
29.04.2010 № 08-14/795/38-1
 
 
 
 
 Управления образования облисполкомов
 Комитет по образованию Мингорисполкома
 
О переподготовке педагогических
кадров системы специального
образования в 2011 году
 

Министерство образования Республики Беларусь информирует, что в 2011 году на факультете переподготовки специалистов образования учреждения образования “Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка” будет осуществляться набор на переподготовку педагогических работников по следующим специальностям:

  • “Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании” с присвоением квалификации “учитель-дефектолог”;
  • “Интегрированное обучение и воспитание в дошкольном образовании” с присвоением квалификации “учитель-дефектолог”;
  • “Олигофренопедагогика” с присвоением квалификации “олигофренопедагог”;

На переподготовку принимаются лица, которые имеют высшее педагогическое образование и работают в специальных учреждениях образования, а также в учреждениях образования, создавших условия для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.

По завершению обучения выпускникам выдается диплом государственного образца.

Срок обучения - 24 месяца. Форма обучения – заочная (без отрыва от работы).

Прием документов - с 11.10.2010 г. по 30.11.2010 г.

Зачисление слушателей проводится по результатам собеседования.

Занятия начинаются в январе 2011 г.

Распределение количества мест на переподготовку специалистов сферы специального образования по регионам республики прилагается (приложение 1).

Поступающие на переподготовку подают заявление установленного образца на имя ректора учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (приложение 2).

К заявлению прилагаются:

  • копия диплома об окончании ВУЗа и приложение (выписка из зачетной ведомости);
  • копия свидетельства о заключении брака при несовпадении фамилии в паспорте и дипломе;

  • направление отдела (управления) образования, комитета по образованию Мингорисполкома для поступающих на бюджетную форму обучения (приложение 3);
  • 2 фотографии размером 3х4;
  • медицинская справка по форме 086-У;
  • листок учета кадров, заверенный руководителем отдела (управления) образования, комитета по образованию Мингорисполкома.

Паспорт предоставляется поступающим лично.

Документы подаются лично или высылаются по адресу:
220114, г. Минск, ул. Ф. Скорины, дом 15, ауд. 407.

Справки по телефону/факсу 267-14-41, телефону 263-98-16 с 9.00 до 17.00.

E-mail: ipkipk@tut.by  

Приложение: на 3 л. в 1 экз.

 
Заместитель Министра                                                                  К.С. Фарино
17 января 2011
ПРЕСС-РЕЛИЗ
С 27 января по 6 февраля 2011 г. в г.Эрзурум (Турция) состоится XXV Всемирная зимняя универсиада. В соревнованиях Универсиады по 11 видам спортапримут участие студенты-спортсмены более чем из 50 стран мира. Соревнования пройдут на 7 спортивных объектах, специально построенных к Универсиаде. (биатлон, горнолыжный спорт, керлинг, лыжное двоеборье, лыжные гонки, прыжки с трамплина, сноуборд, фигурное катание, фристайл, хоккей с шайбой, шорт-трек)

С 1993 года белорусскими спортсменами-студентами завоевана 141 медаль, в том числе 37 золотых, 49 серебряных и 54 бронзовых.

Белорусские спортсмены-студенты примут участие в соревнованиях по 7 видам спорта (биатлон, горнолыжный спорт, лыжные гонки, фигурное катание, фристайл, хоккей с шайбой, шорт-трек).

Общий состав белорусской делегации 79 человек, из них 52 спортсмена, представляющие 8 вузов, 21 тренер, 2 медицинских работника, 4 члена административной группы.

Средний возраст команды составляет 23 года. Из 52 спортсменов спортивную квалификацию мастер спорта Республики Беларусь международного класса (МСМК) имеют 5 человек, мастера спорта Республики Беларусь (МС) – 21, кандидата в мастера спорта (КМС) – 8.

Впервые спортсмены нашей страны будут принимать участие в соревнованиях по хоккею с шайбой.
По результатам жеребьевки студенческая сборная нашей страны на предварительном этапе турнира будет выступать в группе ”Б“.

Соперниками наших хоккеистов станут команды из Канады, Южной Кореи и Словении. В группе ”А“ выступят команды России, Японии, Чехии, Турции, в группе ”В“ за путевку в четвертьфинал поспорят сборные команды Словакии, Казахстана, США, Испании. Белорусская хоккейная дружина планирует занять место в шестерке сильнейших команд мира.

Из общего количества спортсменов-студентов белорусской делегации более 50 процентов составляют члены основного состава национальных команд Республики Беларусь по видам спорта.

Торжественные проводы белорусской делегации на XXV Всемирную зимнюю универсиаду состоятся 18 января 2011 г. в 15:00 по адресу: г.Минск, проспект Победителей, 2, учреждение ”Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов“.

В торжественном мероприятии предполагается участие Министра образования Республики Беларусь СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА МАСКЕВИЧА, Министра спорта и туризма Республики Беларусь ОЛЕГА ЛЕОНИДОВИЧА КАЧАНА, представителей прессы и телевидения.

17 января 2011
XIX заседание Совета по образованию при Интеграционном Комитете ЕврАзЭс
В соствав Совета входят министры образования, председатели высших аттестационных комиссий Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан.
Председателем Совета по образованию при Интеграционном Комитете ЕврАзЭс является Министр образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко.

В заседании примут участие также представители Министерства образования Республики Беларусь, Секретариата Интеграционного Комитета ЕврАзЭс, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу В.М.Зданович, ректоры высших учебных заведений республики.

В повестке дня XIX заседания Совета по образованию при Интеграционном Комитете ЕврАзЭс 20 вопросов, в том числе:
- О ходе выполнения Мероприятий на 2008-2010 и последующие годы и о мерах по выполнению Решения Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) № 533 от 9 декабря 2010 года “О Мероприятиях на 2011-2013 и последующие годы по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС” в части сотрудничества в области образования
-. О проекте Соглашения между правительствами государств-членов Евразийского экономического сообщества о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и званиях
- О проекте Основных направлений сотрудничества в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации государств-членов ЕврАзЭС
- О проекте Плана мероприятий по реализации Соглашения о сотрудничестве государств-членов Евразийского экономического сообщества в сфере аттестации и/или аккредитации образовательных организаций/учреждений (образовательных программ)
- О проекте Рекомендаций по гармонизации законодательства государств – членов ЕврАзЭС в сфере дистанционного обучения  

         Начало заседания в 9.30.

10 января 2011
Мероприятия по поликультурному образованию
Информационные материалы ”Все мы жители Земли“, методические рекомендации Министерства образования по поликультурному образованию для проведения данной работы размещены на сайте Министерства образования, а также направлены в управления образования облисполкомов и комитет по образованию Мингорисполкома.