На главную/Архив новостей
201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003
СентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьИюньАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрь
29 ноября 2010
ПРЭС – БЮЛЕТЭНЬ

МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ
РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ

ПРЭС-ЦЭНТР

вул. Савецкая, 9
220010, Мінск,
тэл. 222-42-43, факс (017) 220-84-83
E-mail:ivchenkov@minedu.unibel.by

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПРЕСС-ЦЕНТР

ул. Советская, 9
220010, Минск
тел. 222-42-43, факс (017) 220-84-83
E-mail: konchits@minedu.unibel.by

  Белтэлерадыёкампанія
Рэдакцыі газет
Інфармацыйныя агенцтвы
Прэс-цэнтры

ПРЭС – БЮЛЕТЭНЬ
(снежань  2010 г.)

Высшее образование республики беларусь:
от болонского процесса
к европейскому пространству
высшего образования
 
  А. И. Жук,
Первый заместитель
Министра образования
Республики Беларусь
 
 
Современные глобальные экономические и социальные изменения ставят перед нашей страной совершенно новые задачи. Прежде всего – это задача повышения национальной конкурентоспособности, т. е. большей устойчивости в условиях экономических и социальных трансформаций. Она не может быть решена, если мы не будем изменять экономику в пользу новых технологий, новых знаний и, главное, нового отношения людей к своей работе, своей личной эффективности. Именно система создания, передачи и использования новых знаний, т.е. интеграция образования и науки, способна обеспечить необходимый результат.
 
Обсуждая развитие инновационной экономики, мы однозначно понимаем, что наряду с наукой важнейшим институтом ее развития является система образования. Но, с другой стороны, образование – это институт социализации молодых людей, их воспитания, адаптации к новым вызовам. И начинать разговор об инновационной экономике, о повышении национальной конкурентоспособности мы всегда будем с образования, с его соответствия уровню развития систем образования ведущих государств мира.
Развитие высшего образования современной Европы в значительной мере обусловлено Болонским процессом. Его цель и результат – создание до 2010 г. Европейского пространства высшего образования и его дальнейшее совершенствование. Фактическое существование Европейского пространства высшего образования берет начало с 1 июля 2010 г., что было анонсировано в марте 2010 г. на очередной конференции министров образования государств-участников Болонского процесса (Будапешт, Вена), хотя предварительный процесс его формирования имеет значительную историю и более известен как Болонский процесс.
Основные подходы к согласованию архитектуры систем высшего образования европейских стран были очерчены в Сорбонской декларации, подписанной в мае 1998 г. министрами Франции, Германии, Италии и Великобритании. Она была направлена:
· на улучшение международной прозрачности учебных программ (курсов) и признание квалификаций путем постепенного согласования циклов подготовки и приближения к рамке квалификаций Европейского пространства высшего образования;
· на содействие мобильности студентов, преподавателей и научных работников;
· на разработку общей системы ступеней высшего образования.
Болонская декларация, подписанная министрами образования в июне 1999 г., стала основным документом, заложившим основы создания Европейского пространства высшего образования и стратегии его продвижения по всему миру. В ней определены ключевые цели развития Европейского пространства высшего образования:
· принятие системы понятных и легко сопоставимых ступеней для содействия трудоустройству граждан и повышения международной конкурентоспособности Европейского пространства высшего образования (в том числе через внедрение Приложения к диплому);
· принятие системы, базирующейся на двух основных циклах – додипломном и последипломном;
· установление системы кредитов ECTS (европейская система трансфера кредитов) как средства содействия мобильности;
· устранение препятствий для мобильности студентов и преподавателей;
· европейское сотрудничество в обеспечении качества высшего образования;
· содействие европейскому измерению высшего образования (в учебных планах, межинституциональном сотрудничестве, схемах мобильности, совместных программах обучения, практической подготовке и научных исследованиях).
С момента подписания данной декларации реформы в высшем образовании, обусловленные этими целями, называют Болонским процессом. На каждой последующей встрече министров образования государств-участников Болонского процесса принимались коммюнике, в которых уточнялись принципы Болонской декларации.
Пражское коммюнике (май 2001 г.) содержит оценку прогресса в развитии Европейского пространства высшего образования и решение о создании группы сопровождения Болонского процесса (BFUG) из представителей стран-участников Болонского процесса и Европейской комиссии. В нем также определены стратегии дальнейшего развития Болонского процесса:
содействие обучению на протяжении всей жизни;
более активное вовлечение студентов и университетов в процесс создания Европейского пространства высшего образования;
повышение привлекательности Европейского пространства высшего образования.
На Берлинской конференции (сентябрь 2003 г.) министров образования стран-участников Болонского процесса Россия была включена в состав стран-участников Болонского процесса, также были определены приоритеты развития Европейского пространства высшего образования на 2005–2007 гг.:
· обеспечение качества на институциональном, национальном и европейском уровнях;
· внедрение двухцикловой системы в практику высшего образования;
· признание ступеней и периодов обучения;
· разработка рамок квалификаций Европейского пространства высшего образования;
· внедрение к 2005 г. Приложения к диплому;
· определение докторской степени как третьего болонского цикла высшего образования и принципов внедрения структурированных докторских программ;
· содействие тесной взаимосвязи между Европейским пространством высшего образования и Европейским пространством научных исследований.
В Бергене (май 2005 г.) министры обсудили промежуточные достижения Болонского процесса и приоритеты развития до 2007 г.:
· усиление социального измерения и устранение препятствий для мобильности;
· внедрение стандартов и рекомендаций по обеспечению качества;
· внедрение национальных рамок квалификаций;
· присвоение и признание общих ступеней;
· создание возможностей для гибких траекторий обучения, включая процедуры признания предыдущего обучения.
Также было заявлено о включении в состав государств-участников Болонского процесса Армении, Азербайджана, Молдовы, Грузии и Украины.
Конференция министров стран-участников Болонского процесса в Лондоне (май 2007 г.) обозначила веху в создании первого правового органа Болонского процесса – Европейского реестра по обеспечению качества (EQAR) в соответствии со стандартами и рекомендациями Европейской ассоциации по обеспечению качества (ENQA). Были также проанализированы достижения в социальном и глобальном измерениях Болонского процесса. Приоритетами развития Европейского пространства высшего образования до 2009 г. стали:
· создание реестра национальных агентств по обеспечению качества;
· реализация стратегии “Европейского пространства высшего образования в глобальном окружении” путем содействия привлекательности и конкурентоспособности ЕПВО, укрепления сотрудничества, активизации диалога и улучшения признания;
· разработка национальных планов мероприятий по содействию социальному измерению;
· обеспечение трудоустройства после завершения обучения.
Конференция министров стран-участников Болонского процесса в Левене/Лувен-ля-Нев (апрель 2009 г.) определила приоритеты для Европейского пространства высшего образования на 2010–2020 гг.:
· развитие “Европы знаний”, интеграция науки и образования на всех уровнях;
· определение государственного инвестирования в высшее образование главным приоритетом;
· констатация недостижения ряда поставленных целей, а также пролонгирование их на последующие десять лет;
· обеспечение равного доступа к высшему образованию и возможности его завершения;
· включение производственных практик в учебные программы и обучение на рабочем месте;
· высшее образование на всех уровнях должно опираться на современное состояние научных исследований и разработок, способствуя тем самым инновациям и творчеству в обществе;
· увеличение количества студентов, участвующих в академической мобильности, к 2020 г. до 20 %;
· определение новой формулы управления Болонским процессом – Болонский процесс будет возглавляться совместно страной, которая входит в ЕС, и страной, которая не является членом ЕС;
· определение новой очередности встреч министров образования государств-участников Болонского процесса – март 2010, апрель 2012, 2015, 2018 и 2020 гг.
Конференция министров образования стран-участниц Болонского процесса в Вене и Будапеште (март 2010 г.) стала ключевой в формировании Европейского пространства высшего образования. 11 марта 2010 г. было заявлено о функционировании Европейского пространства высшего образования. На данной конференции Казахстан стал участником Болонского процесса, кроме того, были определены приоритеты развития Европейского пространства высшего образования до 2020 г.
Реализация принципов Болонской декларации в национальных системах высшего образования стран, которые уже являются участницами Болонского процесса, происходит с разной скоростью и приоритетностью, что подтверждает добровольность в реализации принципов Болонской декларации.
Особо следует подчеркнуть, что формирование Европейского пространства высшего образования всегда происходило в соответствии с принципами сохранения и согласования разнообразных национальных систем образования. Критика попыток унифицировать систему европейского высшего образования, которую европейцы усмотрели в плане гармонизации архитектуры высшего образования в 1974 г., предложенном четырьмя крупнейшими европейскими государствами, потребовала поиска компромиссной модели интернационализации европейских университетов. Консенсус был достигнут в 1999 г. в Болонье, где тенденции к установлению структурной однородности были уравновешены призывами к сохранению культурного разнообразия и национальной самобытности европейских систем высшего образования. Декларация не навязывает странам единственно возможную модель формирования национальной системы высшего образования, а только определяет принципы, на основании которых желательно строить данную модель, что зафиксировано в Лондонском коммюнике “На пути к Европейскому пространству высшего образования: ответы на вызовы глобализированного мира” (16–17 мая 2007 г.).
 
Болонский процесс не требует унификации и подчинения, резких революционных шагов, оторванных от национальных контекстов. Важна продуманная, комплексная, гибкая стратегия эволюционного развития образования, нацеленная на повышение его качества. Европейское пространство высшего образования предполагает понятность, открытость, прозрачность систем высшего образования государств-участников Болонского процесса.
 
Испания, которая в первом полугодии 2010 г. председательствовала в ЕС и, соответственно, управляла в этот период Болонским процессом, будучи страной, которая в 1999 г. подписала Болонскую декларацию, только в сентябре 2009 г. ратифицировала Конвенцию о признании квалификаций в Европейском регионе (Лиссабонскую конвенцию). Бельгия – член Болонского процесса с 1999 г. – Лиссабонскую конвенцию ратифицировала только 22 июля 2009 г., Италия – член Болонского процесса с 1999 г. ?– эту конвенцию на данный момент не ратифицировала, а Греция ?– член Болонского процесса с 1999 г. – вообще ее не подписала.
В ряде европейских стран (Великобритании, Швеции, Германии и др.) трехцикловая система высшего образования не распространяется на некоторые направления образования. К ним могут относиться медицина, ветеринария, архитектура, педагогика, теология, право, ядерная энергетика, инженерия, охрана окружающей среды, безопасность человека и государства. Считается целесообразным подготовку специалистов в этих областях осуществлять не менее 5–6 лет, т. е. с присвоением степени магистра (“интегрированный магистр”), минуя предыдущую ступень. Работодатели этих стран практически не делают различий между студентами, проведшими в стенах университета три года, и дипломированными специалистами, отучившимися в вузе как минимум пять лет. Многие страны (в том числе и Россия) выбирают “мягкий путь” болонских реформ, что предполагает проведение необходимого минимума преобразований.
Во многих отношениях Болонский процесс был революционным для сотрудничества в области высшего образования в Европе. В настоящее время очевидно, что это было уникальное явление, так как сегодня процесс включает не менее 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954).
Республика Беларусь включилась в процесс формирования Европейского пространства высшего образования значительно позже большой группы стран, его инициировавших. Европейцы за эти годы проделали большую работу по осмыслению путей, методов и механизмов осуществления реформ в образовании. Многое сделано и в практическом плане.
Официальной точкой отсчета включения Беларуси в процесс формирования Европейского пространства высшего образования можно считать присоединение нашей страны к Конвенции о признании квалификаций в Европейском регионе ?– Лиссабонской конвенции (Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 2002 г. № 5), а также участие делегации Министерства образования Республики Беларусь в качестве наблюдателей в Берлинской встрече министров образования государств-участников Болонского процесса в 2003 г.
Наиболее информационно насыщенными и активными в процессе включения Республики Беларусь в формирование Европейского пространства высшего образования стали 2009–2010 гг. В 2008 г. была проведена широкая подготовительная работа по установлению Министерством иностранных дел Республики Беларусь контактов с европейскими структурами, управляющими Болонским процессом.
5 марта 2009 г. делегация Министерства образования Республики Беларусь во главе с Первым заместителем Министра образования А. И. Жуком приняла участие в 8-м заседании Комитета управления высшего образования и исследований (г. Страсбург), где впервые была озвучена позиция Беларуси о присоединении к Болонскому процессу. 21–24 мая 2009 г. делегация Республики Беларусь (во главе с ректором Полоцкого государственного университета Д. Н. Лазовским) выступила с предварительным отчетом о деятельности по присоединению нашей страны к Европейскому пространству высшего образования на Форуме ЮНЕСКО по высшему образованию в Европейском регионе: доступность, ценности, качество и конкурентоспособность (г. Бухарест). 10 июня 2009 г. вопросы присоединения Республики Беларусь к Болонскому процессу были рассмотрены и поддержаны вузовским сообществом на выездном заседании Республиканского совета ректоров высших учебных заведений “Болонский процесс: возможные позитивные и негативные последствия от присоединения к нему Республики Беларусь” (г. Брест).
Европейскими партнерами в ходе второго заседания платформы № 4 “Восточного партнерства”, которое состоялось в г. Брюсселе в ноябре 2009 г., при обсуждении блока вопросов “образование и обучение” в целях привлечения заинтересованных европейских партнеров для совместной реализации проектов было отмечено, что в Республике Беларусь проводятся структурные преобразования в области высшего образования по присоединению ее к Болонскому процессу; поддержана идея расширения сотрудничества в рамках действующих программ ТЕМПУС и “Эразмус Мундус” и проведения “круглого стола” для стран “Восточного партнерства” по презентации программы E-twinning; подчеркнута актуальность изучения и преподавания в Республике Беларусь европейских языков; озвучены проектные предложения по развитию электронной инфраструктуры для расширения участия белорусских научных и образовательных учреждений в проектах ЕС, а также созданию на базе Парка высоких технологий регионального центра по подготовке менеджеров для реализации европейских проектов; представлена информация о готовящемся проекте “электронного правительства” по созданию единого национального информационного ресурса, который позволял бы гражданам и организациям получать услуги через “одно окно”.
В конце 2009 г. белорусской стороной был сформирован пакет информационно-организационных материалов и составлена заявка на вступление страны в Болонский процесс для направления в соответствующие структуры, управляющие Болонским процессом (Секретариат Болонского процесса).
В Республике Беларусь процесс включения в Болонский процесс в 2010 г. получил институциональное оформление. 3 марта 2010 г. вопросы присоединения Республики Беларусь к Болонскому процессу, а также готовность национальной системы высшего образования к функционированию в рамках Европейского пространства высшего образования были рассмотрены на совещании у Главы Администрации Президента Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко 7 июня 2010 г. провел совещание по вопросам развития высшей школы, качеству подготовки специалистов на этом уровне образования, а также целесообразности присоединения Беларуси к Болонскому процессу. 21 июля 2010 г. Президентом Республики Беларусь была одобрена представленная ранее согласованная позиция Министра образования Республики Беларусь, Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Председателя Республиканского совета ректоров высших учебных заведений по включению Республики Беларусь в Болонский процесс.
 
Министерством образования Республики Беларусь 30 сентября 2010 г. издан приказ о межведомственной группе по осуществлению Болонских принципов в Беларуси. Приказ предусматривает не только создание и персональный состав рабочей группы, но и комплекс мероприятий как по процедуре включения страны в Болонский процесс, так и по реализации принципов Болонской декларации и коммюнике, принятых в ходе заседаний министров образования государств-участников Болонского процесса в период 1999–2010 гг., в системе высшего образования Республики Беларусь.
 
Еще одним институтом по реализации принципов Болонской декларации в системе высшего образования Беларуси является группа из девяти Национальных экспертов по реформе высшего образования (Higher education reform experts), персональный состав которой в 2010 г. согласован Министерством образования Республики Беларусь с Европейской комиссией по образованию, аудио-визуальным средствам информации и культуре (European Commission`s Education, Audiovisual and Culture Executive Agency). Целью деятельности белорусской группы Национальных экспертов по реформе высшего образования, помимо содействия модернизации высшего образования и информирования о развитии национальной системы высшего образования, является укрепление связей с Болонским процессом. Это достигается посредством участия в международных семинарах и конференциях по отдельным вопросам реализации принципов Болонского процесса.
в июне 2010 г. в Таллинне белорусские эксперты принимали участие в международном семинаре, входящем в перечень официальных мероприятий Болонского процесса. Ряд подобных мероприятий запланирован на конец 2010 г. и весь 2011 г.
Отдельно необходимо заострить внимание на довольно важном вопросе, который уже неоднократно звучал в интервью ряда белорусских исследователей и педагогов: “Если с 1 июля 2010 г. официально функционирует Европейское пространство высшего образования и Болонский процесс завершен, то к чему будет присоединяться Республика Беларусь?” Ответ очевиден: Болонский процесс всегда ставил своей целью формирование Европейского пространства высшего образования. Несмотря на заявленное официальное существование Европейского пространства высшего образования с 1 июля 2010 г., болонские эксперты фиксируют недостижение ряда принципов Болонской декларации, работа над которыми будет продолжена и в дальнейшем. Таким образом, Республика Беларусь будет присоединяться к Европейскому пространству высшего образования путем реализации принципов Болонской декларации. Сохранение существующего механизма присоединения стран-кандидатов к Европейскому пространству высшего образования подтверждает и руководитель румынского секретариата Болонского процесса Лижия Дека (Ligia Deca) в ходе консультации сотрудников Республиканского института высшей школы.
Всестороннее изучение практики включения России, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдовы, Украины и Казахстана в состав государств-участников Болонского процесса еще раз подтверждает факт отсутствия требований буквального соблюдения всех принципов Болонской декларации. Страна-кандидат сама определяет приоритетность их выполнения для национальной системы высшего образования, адаптирует их к национальным традициям и устанавливает сроки внедрения. Данный подход подтвержден и позицией Министерства иностранных дел Республики Беларусь, которое считает, что Болонская декларация не является международным договором в контексте принципов Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. “О международных договорах республики Беларусь”, поскольку декларация не создает международно-правовых обязательств. Вместе с тем препятствия международно-правового характера для подписания Болонской декларации у Республики Беларусь отсутствуют.
Присоединение Республики Беларусь к Европейскому пространству высшего образования будет означать, что страна берет на себя обязательства в целом следовать принципам построения данного образовательного пространства и сделать национальную систему высшего образования понятной и прозрачной для других стран европейского континента. Каких-либо санкций за нарушение сроков реализации принципов формирования Европейского пространства высшего образования или очередности мероприятий нет, так как ключевую роль играет заинтересованность самой страны в достижении поставленных целей.
 
Присоединение Республики Беларусь к Европейскому пространству высшего образования – не одномоментное явление, а длительный процесс. На первом этапе оно открывает дополнительные возможности для участия белорусских вузов в европейских проектах, а студентов и преподавателей – в академических обменах с университетами других стран. Мы с европейскими коллегами должны научиться выстраивать взаимно признаваемые образовательные программы высшего образования. Одновременно участие в Болонском процессе заставляет нас предъявлять более жесткие требования к национальной высшей школе, подтянуть к уровню ведущих университетов все вузы страны.
 
Вполне очевидно, что включение Беларуси в Европейское пространство высшего образования окажет положительное воздействие на повышение престижа национальной системы образования как в глазах зарубежных партнеров, так и среди молодежи Республики Беларусь. Это повлечет, с одной стороны, приток иностранных абитуриентов за счет международного признания качества белорусского образования, повышения информативности о национальной системе образования и ее “понятности” для лиц, желающих продолжить образование в других странах (например, ответ на обращения партнеров из Китая по вопросу соотнесения белорусской системы высшего образования с соответствующими уровнями европейского образования), с другой – повышение престижа национальной высшей школы после вступления страны в Болонский процесс, что снизит отток белорусских абитуриентов в иностранные вузы (зачем ехать в зарубежный вуз, если можно будет получить на родине диплом, соответствующий европейскому?).
Высшее образование становится более универсальным. Студенты могут использовать его в других странах. Второй момент, о котором необходимо упомянуть, заключается в том, что происходит очень быстрое обновление содержания образования. Повышается мобильность не только студентов, но и преподавателей. Получение знаний строится не на том, чтобы прочитать студентам лекции, а на том, чтобы студенты самостоятельно изучали материал, а потом сдавали его своим преподавателям, но с периодичностью не раз в семестр, а раз в неделю.
Формирование общего образовательного пространства в рамках Союзного государства, ЕврАзЭС и СНГ, многие участники которых реформировали национальные системы образования на основе болонских принципов, так или иначе определяют для Республики Беларусь в процессе построения общего образовательного пространства вектор реформирования отечественной системы образования на тех же принципах. Вполне очевидно, что реализация принципов Болонской декларации позволит нашим странам найти значительно большее количество точек интеграции в процессе построения общего образовательного пространства в рамках Союзного государства, ЕврАзЭС и СНГ.
Также необходимо отметить, что присоединение страны к Болонскому процессу позволит национальным учреждениям образования в условиях демографического спада на равных конкурировать с иностранными учебными заведениями, которые действуют на территории Республики Беларусь и предлагают “европейский диплом”.
Вместе с тем мы учитываем возможность возникновения последствий от присоединения к Болонскому процессу, которые в ряде государств-участников Болонского процесса рассматриваются как нежелательные.
В первую очередь можно отметить вероятность возникновения ситуаций подчинения национальных интересов решениям задач “глобального” характера, в обсуждении которых Республика Беларусь не принимала активного участия в силу недостаточной вовлеченности в другие институты и процессы европейской интеграции.
В ряде стран отмечается снижение качества образования на первой ступени в условиях сокращенных сроков обучения. В Республике Беларусь массовый переход на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием осуществлен с 1 сентября 2008 г., однако реализован был одновременно с оптимизацией учебно-программной документации, регламентирующей образовательный процесс, и введением образовательных стандартов нового поколения, реализующих компетентностный подход в подготовке специалистов, что позволило избежать снижения качества подготовки специалистов.
Наиболее остро для всех стран стоит проблема оттока квалифицированных специалистов в другие страны. В Республике Беларусь сегодня фиксируется отток как абитуриентов, так и квалифицированных специалистов. Право продолжить образование за счет собственных средств в любой стране мира имеет любой гражданин Беларуси уже сейчас, а за счет средств бюджета – только в рамках межвузовских соглашений. К тому же развитие академической мобильности на тех же принципах, которые предлагает Болонский процесс, уже осуществляется Республикой Беларусь в рамках СНГ. Примером может служить Сетевой открытый университет Содружества Независимых Государств (создан в 2009 г.). Основная задача проекта – развитие академической мобильности, укрепление сотрудничества и межвузовских связей в сфере высшего образования, повышение качества и привлекательности высшего образования на пространстве СНГ.
Невступление в общее образовательное пространство постепенно сделает страну малопривлекательной и для зарубежных студентов. Если мы создаем настолько уникальную систему образования, что она не соответствует принятым в мире стандартам, не стоит рассчитывать, что к нам будут продолжать ехать студенты из других стран. Что касается своих студентов, то та их часть, которая действительно хочет учиться за рубежом и выбирать, где работать, сумеет это сделать вне зависимости от того, вступит наша страна в Болонский процесс или нет.
В свою очередь при системном подходе проблема “утечки мозгов” решаема. Положительные примеры есть в Казахстане, в Европе: иностранные документы об образовании, даже выданные в странах Европы, автоматически не признаются в любой европейской стране для целей трудоустройства (работает защита национальных рынков рабочей силы, существует специализированная процедура квалификационной оценки), а академическая мобильность может осуществляться только в пределах межвузовских соглашений. К тому же рынок высококвалифицированного труда в Европе близок к насыщению, а в последнее время даже сокращается вследствие кризиса. не менее опасна и так называемая внутренняя “утечка мозгов”, когда высококвалифицированные научные и инженерно-технические кадры переходят в сферы, далекие от их образования и опыта (бизнес, сфера услуг и т. п.). Поэтому сегодня вполне объективно, в том числе на уровне министров образования государств-участников Болонского процесса, ставится вопрос о разработке механизма регулирования процесса “утечки мозгов” и превращения его в процесс “циркуляции мозгов”, что позволит обогатить странам и науку, и производство, и технологии.
 
С момента зарождения Болонского процесса наша страна внимательно изучала причины его возникновения и перспективы развития. Сегодня мы можем сделать вполне обоснованный вывод: Болонский процесс – это реалистический общеевропейский проект, который направлен на повышение эффективности национальных образовательных систем, усиление их взаимосвязи с непосредственными нуждами общества и увеличение вклада высшего образования в экономическое и инновационное развитие.
 
Кроме того, Болонский процесс создал новую по своим характеристикам и возможностям среду общеевропейского общения, обеспечивая новые перспективы для диалога и сотрудничества в самом широком спектре. История дает нам примеры того, как страны, нации коренным образом преображались за счет “ударного” образования. Без консолидации общества, выхода на иной интеллектуальный, культурный уровень экономические и социальные прорывы вряд ли возможны. Именно поэтому педагогическая общественность, Министерство образования Республики Беларусь, представители Республиканского совета ректоров высших учебных заведений поддерживают решение присоединиться к Болонскому процессу.
 
За последние годы страна в своем развитии сделала значительный шаг вперед. Особенно это заметно на примере развития высшей школы. В качестве основной стратегии определен инновационный путь развития. Важнейшая составляющая такого подхода – интеллектуальный потенциал кадров. В этой связи мы делаем все необходимое, чтобы система образования в целом и высшее образование в частности развивались динамично, оптимально учитывали тенденции инновационного развития отраслей экономики и социальной сферы, мировой опыт. Сегодня, когда наука и образование становятся решающими факторами устойчивого экономического развития, духовного и материального благосостояния страны, мы должны сделать все возможное для их дальнейшего и успешного обновления.
       Размещено на сайте www.minedu.gov.by
 
 
Мерапрыемствы, запланаваныя на снежань 2010г.
 
1 снежня адбудзецца падвядзенне вынікаў рэспубліканскага конкурсу сачыненняў па пытаннях прафілактыкі ВІЧ/СНІД сярод навучэнцаў агульнаадукацыйных устаноў. Мерапрыемства праводзіцца сумесна з Рэспубліканскім цэнтрам гігіены, эпідэміялогіі і грамадскага здароўя, групай кіравання грантамі Глабальнага фонду для барацьбы са СНІДам, туберкулёзам і малярыяй.
Тэл. 222-66-11
 
1-2 снежня ў Акадэміі паслядыпломнай адукацыі будзе працаваць рэспубліканскі семінар ”Даследчая дзейнасць вучняў на ўроку хіміі і ў пазаўрочнай дзейнасці“.
Тэл. 200-98-39
 
1-3 снежня ў Гродзенскім дзяржаўным універсітэце імя Я.Купалы (г. Гродна, вул. Захарава, 32) будзе праходзіць фінал рэспубліканскага конкурсу “Усе разам” па развіцці рухальнай актыўнасці для дзяцей з цяжкімі і (або) множнымі фізічнымі і (або) псіхічнымі парушэннямі, прысвечанага Міжнароднаму дню інвалідаў.
У конкурсе, які праводзіцца Міністэрствам адукацыі ў дзясяты раз, прымаюць удзел больш за 1500 навучэнцаў дапаможных школ і цэнтраў карэкцыйна-развіццёвага навучання і рэабілітацыі. У фінале конкурсу прымуць удзел 7 каманд з 7 рэгіёнаў рэспублікі.
Адкрыццё конкурсу адбудзецца 1 снежня ў 16.00, а святочная цырымонія закрыцця пройдзе 3 снежня ў 10.30.
Тэл. 222-64-73
 
2 снежня на базе Мінскага дзяржаўнага тэхналагічнага каледжа (вул. Чырвоная, 19б) пройдзе рэспубліканскі семінар-практыкум “Падрыхтоўка спецыялістаў для лёгкай прамысловасці і бытавога абслугоўвання з улікам сучасных тэндэнцый развіцця галіны”.
Тэл 284 78 15
 
З 2 па 22 снежня ў Нацыянальным дзіцячым адукацыйна-аздараўленчым цэнтры “Зубраня” праводзіцца тэматычная змена для пераможцаў конкурсаў рэспубліканскай акцыі навучэнскай моладзі “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся”, пераможцаў конкурсу “Будучыня аграгарадкоў вачыма дзяцей”.
Сумесна з грамадскім аб'яднаннем “Беларуская ліга інтэлектуальных каманд” праводзіцца сацыяльна-педагагічная праграма “Крыштальны зубр” для дзяцей, якія займаюцца ў інтэлектуальных клубах.
Тэл. 222-66-11
 
З 6 па 11 снежня ў гімназіі-каледжы мастацтва імя Ахрэмчыка пройдзе рэспубліканскі турнір юных матэматыкаў.
Тэл. 200-98-39
 
7-8 і 14-15 снежня Рэспубліканскі цэнтр тэхнічнай творчасці навучэнцаў (вул. Макаёнка, 12) праводзіць рэспубліканскі семінар кіраўнікоў гурткоў спартыўна-тэхнічнага профілю “Удасканаленне падрыхтоўкі навучэнцаў спартыўна-тэхнічных гурткоў да спартыўных мерапрыемстваў”.
Удзельнічаюць кіраўнікі аўтамадэльных гурткоў і гурткоў картынгу, авіямадэльных гурткоў і гурткоў радыёспорту.
Тэл. 267-62-72
 
9 снежня ў Акадэміі паслядыпломнай адукацыі будзе працаваць рэспубліканскі семінар ”Сучасны ўрок літаратуры: тэндэнцыі і пошук“.
Тэл. 222-64-92
 
9-12 снежня ў Гомелі адбудзецца першынство Рэспублікі Беларусь па спартыўным скалалазанні.
Тэл. 262-04-25
 
14 снежня Нацыянальны цэнтр мастацкай творчасці дзяцей і моладзі праводзіць адкрыты конкурс Дзедаў Марозаў і Снягурак “Ёлка-Фэст-2010”.
Тэл. 200-14-11
 
16 снежня ва ўстановах адукацыі праводзіцца рэспубліканскі конкурс па рускай мове і літаратуры ”Жураўлік“.
Тэл. 222-64-92
 
17-18 снежня ў Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі пройдзе рэспубліканскі конкурс юных журналістаў “Ты ў эфіры”.
Тэл. 200-14-11
 
З 20 па 30 снежня ў Рэспубліканскім экалагічным цэнтры дзяцей і юнацтва праводзіцца выстава-конкурс фітадызайну “Лёд. Кветкі. Фантазія”.
Тэл. 200-14-11
 
З 21 снежня 2010 года па 21 студзеня 2011 года ў Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі будзе праходзіць рэспубліканская выстава-конкурс дэкаратыўна-прыкладной творчасці “Калядная зорка”.
Тэл. 200-14-11
 
У снежні 2010 і студзені 2011 праводзіцца рэспубліканская дабрачынная акцыя “Нашы дзеці”.
23-24 снежня ў Палацы Рэспублікі адбудзецца дабрачыннае навагодняе свята для дзяцей.
Тэл. 222-62-31
 
 
Інфармацыя УА “Рэспубліканскі інстытут прафесійнай адукацыі”
аб мерапрыемствах, якія адбудуцца ў снежні 2010 года
Назва мерапрыемства
Тэрмін правядзен
ня
Месца
правядзення
Статус
Асноўная праблематыка
Курсы павышэння кваліфікацыі
Курсы базавыя для кіраўнікоў і спецыялістаў сістэмы ПТА і ССА
“Асновы праектавання і арганізацыі вучэбных заняткаў ва ўстановах адукацыі ”
(выкладчык агульнапрафесійных і спецыяльных дысцыплін)
13.12-24.12
УА РІПА
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі
"Удасканаленне прафесійнага майстэрства. Падрыхтоўка да атэстацыі, экзамен на вышэйшую кваліфікацыйную катэгорыю”
(выкладчык, метадыст, выхавальнік, псіхолаг, сацыяльны педагог)
13.12-24.12
УА РІПА
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі
"Сучасныя падыходы да методыкі выкладання агульнаадукацыйных прадметаў"
(выкладчык агульнаадукацыйных дысцыплін) - беларуская мова і літаратура; руская мова і літаратура

13.12-24.12

УА РІПА

Рэспублі
канскі

Павышэнне кваліфікацыі

“Арганізацыя справаводства і архівазнаўства ў вучэбнай установе”
(сакратар, справавод, архіварыус)

13.12-24.12

УА РІПА

Рэспублі
канскі

Павышэнне кваліфікацыі

Курсы павышэння кваліфікацыі
Курсы мэтавыя для кіраўнікоў і спецыялістаў сістэмы ПТА і ССА
"Праектаванне электронных сродкаў навучання і мультымедыйных курсаў ”
(выкладчык, метадыст)
13.12-24.12
УА РІПА
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі
26 ноября 2010
Республиканские соревнования по шотокан каратэ-до
Организаторы и партнеры соревнований: Белорусский комитет молодёжных организаций; Белорусская федерация шотокан каратэ-до; Пинский городской исполнительный комитет; Полесский государственный университет; Пинский молодёжно-спортивный клуб «Сайва»; Центр физической культуры и спорта Полесского государственного университета; Пинская районная организация Белорусского республиканского союза молодёжи.

Информационная поддержка: телерадиокомпании «Пинск» и «Варяг»; газеты «Варяг» и «Пинский вестник».

Полную информацию о правилах проведения и условиях участия в соревнованиях можно получить по e-mail: bfsk@mail.ru, saiva73@mail.ru, по телефону: (029) 633-55-78.

4 декабря 2010 года в г. Минске, на спортивной базе средней общеобразовательной школы № 206 (ул. Рафиева, 82-А) состоятся 12-е республиканские соревнования по шотокан каратэ-до ”Кубок дружбы“.

Организаторы и партнеры соревнований: Белорусский комитет молодёжных организаций; Белорусская федерация шотокан каратэ-до; молодёжный спортивный клуб Белорусского национального технического университета; районная организация  РОО ”Белая Русь“ Московского района г. Минска; Центр творчества детей и молодежи «Ранак»Московского района г. Минска.

Информационные спонсоры: ”Настаунiцкая газета“, ”Ранiца“.

Полную информацию о правилах проведения и условиях участия в соревнованиях можно получить по e-mail: bfsk@mail.ru, по телефону: (029) 384-63-13, (033) 690-50-43.

08 ноября 2010
Всемирный день молодежи
Этот день установлен в честь основания Всемирной федерации демократической молодежи (ВФДМ) (World Federation of Democratic Youth, WFDY). Это событие произошло на проходившей 29 октября - 10 ноября 1945 года в Лондоне Всемирной конференции молодежи.

Эта историческая конференция была созвана по инициативе Всемирного совета молодежи, который был создан во время второй мировой войны для борьбы с фашизмом. Впервые на конференцию собрались представители международного молодежного движения, которое объединяло более 30 миллионов молодых людей разных политических идеологий и религий, молодежь более 63 национальностей.

Возникновение этого праздника объясняется тем, что молодежь, живущая в разных странах мира, всегда относилась с большим интересом к жизни своих сверстников. Солидарность молодых людей касается многих вопросов, к которым относятся образование, профессиональная деятельность, отношение к различным политическим явлениям и многое другое. Поэтому Всемирный день молодежи служит своего рода связующим звеном, объединяющим молодое поколение разных стран. Во все времена, а уж тем более в наши дни молодежь стремится перенять опыт своих ровесников, как в своей стране, так и за рубежом.

ВФДМ ведет борьбу за мир, права молодежи, независимость народов, интернациональное сплочение прогрессивной молодежи; против колониализма, неоколониализма, фашизма и расизма.

Международное объединение молодежных организаций - это центр международного демократического молодежного движения, объединяющий молодежь всего мира без различия политических и религиозных взглядов, расовой и национальной принадлежности.

В рамках праздника в общественных организациях, учебных заведениях, молодежных коллективах пройдут мероприятия для молодежи, приуроченные к этому дню.

04 ноября 2010
I республиканский конкурс исследовательских работ учащихся
01 ноября 2010
ПРЭС – БЮЛЕТЭНЬ

МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ
РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ

ПРЭС-ЦЭНТР

вул. Савецкая, 9
220010, Мінск,
тэл. 222-42-43, факс (017) 220-84-83
E-mail:ivchenkov@minedu.unibel.by

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПРЕСС-ЦЕНТР

ул. Советская, 9
220010, Минск
тел. 222-42-43, факс (017) 220-84-83
E-mail: konchits@minedu.unibel.by

  Белтэлерадыёкампанія
Рэдакцыі газет
Інфармацыйныя агенцтвы
Прэс-цэнтры

ПРЭС – БЮЛЕТЭНЬ
(лістапад 2010 г.)

 
З 1 па 5 лістапада ў Рэспубліканскім экалагічным цэнтры дзяцей і юнацтва будуць праходзіць вучэбныя зборы слухачоў Рэспубліканскай школы актыву юных лесаводаў.
Тэл. 267-50-70
 
2-4 лістапада Рэспубліканскі цэнтр турызму і краязнаўства навучэнскай моладзі праводзіць рэспубліканскі семінар кіраўнікоў музеяў устаноў адукацыі.
Тэл. 262-04-25
 
У лістападзе на базе абласных і раённых мнагапрофільных і профільных устаноў пазашкольнага выхавання і навучання праводзіцца рэспубліканскі завочны конкурс сцэнарыяў культурна-дасугавых мерапрыемстваў “Зямля бацькоў – жыцця крыніца”.
Удзельнікі конкурсу – работнікі ўстаноў адукацыі (метадысты, выкладчыкі, культарганізатары, кіраўнікі гурткоў.
         Конкурс праводзіцца з мэтай выхавання грамадзянскасці і патрыятызму дзяцей і падлеткаў, зберажэння, умацавання і развіцця традыцый роднага краю, папулярызацыі і прапаганды новых форм выхаваўчай работы.
Тэл. 200 44 81
 
2-8 лістапада ў Мінску пройдуць фінальныя спаборніцтвы па валейболе (жанчыны, група “А”) у рамках рэспубліканскай універсіяды.
Тэл. 203-27-56
 
4-7 лістапада ў г. Магілёве будзе праходзіць першынство Рэспублікі Беларусь па спартыўным скалалазанні сярод старэйшых і малодшых юнакоў і дзяўчат.
Тэл. 262-04-25
 
5 лістапада на базе Акадэміі паслядыпломнай адукацыі праводзяцца рэспубліканскія семінары ”Упраўленне даследчай дзейнасцю вучняў на ўроку матэматыкі і ў пазаўрочны час“ і ”Упраўленне даследчай дзейнасцю вучняў на ўроках фізікі і ў пазаўрочны час“.
Тэл. 200-98-39
 
6-7 лістапада ў Мінскім раёне пройдуць масавыя спаборніцтвы па спартыўным арыентаванні “Белая Русь 2010”.
Тэл. 262-04-25
 
6, 13, 20 і 27 лістапада ў Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі праводзяцца мерапрыемствы ў рамках шостага школьнага дня “Суботні дзень у Цэнтры”, у якіх удзельнічаюць навучэнцы сярэдніх школ г. Мінска і Мінскай вобласці, выхаванцы гурткоў, студый і іх бацькі.
Тэл. 200 28 55
 
У лістападзе ва ўстановах адукацыі праводзяцца раённы і гарадскі этапы рэспубліканскага агляду-конкурсу дзіцячай творчасці “Прывітанне, свет!” устаноў пазашкольнага выхавання і навучання.
Удзельнічаюць дзіцячыя творчыя калектывы і індывідуальныя выканаўцы:
-харэаграфічныя;
-вакальныя;
-аркестравыя;
-харавыя;
-аўтары-выканаўцы;
-вядучыя мерапрыемстваў;
 -студыі выяўленчай і дэкаратыўна-прыкладной творчасці.
Узрост удзельнікаў ад 6 да 18 гадоў.
Конкурс праводзіцца з мэтай развіцця і папулярызацыі дзіцячай мастацкай творчасці, павышэння выканаўчага майстэрства ўдзельнікаў, пошуку і выяўлення таленавітых дзяцей і падлеткаў, стварэння ўмоў для асабістага росту і сацыяльнай адаптацыі здольных дзяцей, патрыятычнага, духоўна-маральнага выхавання падрастаючага пакалення, прапаганды культурных і эстэтычных каштоўнасцей мастацтва.
Тэл. 200 44 81
 
8-16 лістапада Рэспубліканскі інстытут прафесійнай адукацыі і Рэспубліканскі Дом навучэнцаў і работнікаў устаноў прафесійнай адукацыі праводзяць заключны этап рэспубліканскага конкурсу прафесійнага майстэрства “Майстар года”, у якім прымаюць удзел майстры вытворчага навучання ўстаноў, якія забяспечваюць атрыманне прафесійна-тэхнічнай адукацыі.
Суперфінал конкурсу адбудзецца 27-29 лістапада.
Тэл. 222-64-90
 
8-10 лістапада на базе аздараўленча-спартыўнага комплексу “Стайкі” пройдуць рэспубліканскія спаборніцтвы па рухальных гульнях сярод навучэнцаў агульнаадукацыйных устаноў у тэлеконкурсе “Бухта капітанаў”.
Тэл. 203-71-10
 
8-14 лістапада ў Мінску будуць праходзіць фінальныя спаборніцтвы па гандболе (мужчыны, група “А”) і па футболе ў залах (мужчыны) у рамках рэспубліканскай універсіяды.
Тэл. 203-27-56
 
У лістападзе ў Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі будзе працаваць рэспубліканская інавацыйная пляцоўка “Укараненне мадэлі навукова-метадычнага забеспячэння адукацыйнага працэсу ва ўстановах пазашкольнага выхавання і навучання”.
Арганізавана работа рэспубліканскіх творчых лабараторый і майстэрняў для педагогаў-пазашкольнікаў краіны па наступных накірунках:
-         творчая лабараторыя па фальклоры (9 лістапада);
-         творчая майстэрня па харавых спевах (13 лістапада);
-         педагагічная майстэрня па харэаграфіі (20 лістапада).
Тэл. 227 12 06
 
         9 лістапада на базе Мінскага абласнога інстытута развіцця адукацыі праводзіцца рэспубліканскі семінар ”Павышэнне матывацыі вучняў да вывучэння замежных моў праз удасканаленне сістэмы пазакласных і пазашкольных мерапрыемстваў“.
         Тэл. 222-66-47
 
9-10 лістапада ў Акадэміі паслядыпломнай адукацыі адбудуцца Свята-Ефрасіньеўскія педагагічныя чытанні.
Тэл. 200-87-50
 
         З 9 лістапада па 8 снежня ў выставачнай зале Нацыянальнага цэнтра мастацкай творчасці дзяцей і моладзі будзе экспанавацца рэгіянальная выстава выяўленчай і дэкаратыўна-прыкладной творчасці навучэнцаў і кіраўнікоў гурткоў і студый устаноў адукацыі Полацкага рэгіёну “Наша полацкая зямля”.
Мэта правядзення выставы – садзейнічанне павышэнню ролі гурткоў і студый выяўленчай і дэкаратыўна-прыкладной творчасці ў сацыялізацыі дзяцей; выхаванне мастацкага густу; стымуляванне інтарэсу да нацыянальнай культуры, гісторыі і помнікаў архітэктуры роднага краю; развіццё пераемнасці традыцый; падтрымка і заахвочванне талентаў дзяцей і педагагічнага майстэрства ў галіне выяўленчага і дэкаратыўна-прыкладнога мастацтва.
Урачыстае адкрыццё выставы адбудзецца 9 лістапада ў 16 гадзін.
Тел. 328 68 30
 
         У лістападзе праводзіцца рэспубліканскі конкурс мастацкай творчасці навучэнцаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне прафесійна-тэхнічнай і сярэдняй спецыяльнай адукацыі, “Арт-вакацыі” (I этап).
         У конкурсе прымаюць удзел індывідуальныя выканаўнцы і аматарскія творчыя калектывы навучэнцаў па напрамках мастацкай творчасці.
Мэта правядзення конкурсу – грамадзянска-патрыятычнае і этна-культурнае выхаванне моладзі сродкамі мастацкай творчасці, удасканаленне работы па захаванню і перадачы гісторыка-культурнай спадчыны, стварэнне аптымальных умоў для самарэалізацыі таленавітай моладзі.
         Тэл. 200 63 21
        
         11-12 лістапада ў Магілёве будзе працаваць рэспубліканскі семінар ”Асаблівасці выкарыстання вучэбна-метадычных комплексаў па працоўным навучанні“.
         Тэл. 222-62-98
 
У лістападзе на базе абласных і раённых мнагапрофільных і профільных устаноў пазашкольнага выхавання і навучання праводзіцца рэспубліканскі конкурс адукацыйных праграм аб’яднанняў выяўленчай і дэкаратыўна-прыкладной творчасці ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання.
У конкурсе ўдзельнічаюць педагагічныя работнікі (педагагічныя калектывы) устаноў пазашкольнага выхавання і навучання, якія распрацавалі адукацыйныя праграмы аб’яднанняў выяўленчай і дэкаратыўна-прыкладной творчасці.
Ставіцца на мэце стварэнне адукацыйных праграм новага пакалення для ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання; удасканаленне якасці і абнаўленне зместу праграмна-метадычнага забеспячэння адукацыйнага працэсу ва ўстановах пазашкольнага выхавання і навучання; рэалізацыя творчых здольнасцей педагагічных работнікаў; выяўленне і прапаганда лепшага педагагічнага вопыту кіраўнікоў выяўленчай і дэкаратыўна-прыкладной творчасці; фарміраванне банка адукацыйных праграм.
Плануецца выданне зборніка лепшых адукацыйных праграм аб’яднанняў выяўленчай і дэкаратыўна-прыкладной творчасці для ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання.
Тэл. 328 68 30
 
         16-17 лістапада ў Мінскім міжнародным адукацыйным цэнтры імя Й.Рау адбудзецца рэспубліканская канферэнцыя “Сучасныя падыходы ў рабоце па аказанні сацыяльна-педагагічнай дапамогі дзецям і сем’ям”.
         Тэл. 200-14-11
        
У лістападзе на базе Беларускага нацыянальнага тэхнічнага ўніверсітэта пройдзе рэспубліканскі семінар-практыкум “Дзейнасць студэнцкага клуба вышэйшай навучальнай установы. Арганізацыйна-метадычныя і мастацка-творчыя аспекты” для дырэктараў студэнцкіх клубаў вышэйшых навучальных устаноў.
            Семінар ставіць на мэце выяўленне і развіццё творчага патэнцыялу, падтрымку і самарэалізацыю таленавітай моладзі праз дзейнасць аматарскіх аб’яднанняў студэнцкага клуба; удасканаленне арганізацыйна-метадычнага і мастацка-творчага зместу дзейнасці студэнцкіх клубаў праз сістэму навукова-метадычных мерапрыемстваў.
Тэл. 200 63 21
 
16-22 лістапада ў Мінску будуць праходзіць фінальныя спаборніцтвы па валейболе (мужчыны, група “А”) у рамках рэспубліканскай універсіяды.
Тэл. 203-27-56
 
У лістападзе ў Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі пройдзе заключны этап рэспубліканскага конкурсу сацыяльных праектаў “Мая сям’я – мой гонар” устаноў адукацыі ў рамках рэспубліканскай акцыі “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся” (папярэдні тур), у якім прымуць удзел пераможцы абласнога і Мінскага гарадскога этапу.
Тэл. 200 12 60
 
18-21 лістапада ў г. Пінску пройдзе першынство Рэспублікі Беларусь па спартыўным скалалазанні сярод падлеткаў.
Тэл. 262-04-25
 
         У лістападзе пройдзе рэспубліканскі конкурс сцэнарыяў культурна-дасугавых мерапрыемстваў “Крэон” для навучэнскай моладзі сярэдніх спецыяльных і прафесійна-тэхнічных навучальных устаноў (І этап).
У конкурсе удзельнічаюць спецыялісты, якія забяспечваюць арганізацыю культурна-дасугавай дзейнасці з навучэнскай моладдзю.
         Плануецца падрыхтоўка зборніка метадычных і сцэнарных матэрыялаў у дапамогу арганізатарам вольнага часу моладзі.
Тэл. 200 63 21
 
         22-23 лістапада ў Мінскай вобласці будзе працаваць рэспубліканскі семінар ”Развіццё асобы малодшага школьніка сродкамі тэхналогіі ”Крок за крокам“.
         Тэл. 222-65-31
 
24 лістапада ў Акадэміі паслядыпломнай адукацыі праводзіцца рэспубліканскі семінар ”Факультатыўныя заняткі як форма эфектыўнай падрыхтоўкі вучняў па рускай мове і літаратуры“.
Тэл. 222-64-92
 
         25 лістапада на базе Акадэміі паслядыпломнай адукацыі пройдзе рэспубліканскі семінар ”Выкарыстанне інфармацыйных тэхналогій у школьнай біялагічнай адукацыі“.
         Тэл. 200-98-39
 
25-27 лістапада ў Мінску будуць праходзіць спаборніцтвы па дзюдо (мужчыны, жанчыны) у рамках рэспубліканскай універсіяды.
Тэл. 203-27-56
 
         26 лістапада ва ўстановах адукацыі праводзіцца рэспубліканскі конкурс па прыродазнаўству ”Каласок“.
         Тэл. 200-98-39
 
26-27 лістапада Нацыянальны цэнтр мастацкай творчасці дзяцей і моладзіправодзіцьконкурсную праграму ў намінацыі “Харавая творчасць” у рамках рэспубліканскага агляду-конкурсу ”Прывітанне, свет!“.
Удзельнічаюць дзіцячыя творчыя харавыя калектывы агульнаадукацыйных устаноў і ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання.
Мэта праграмы – развіццё і папулярызацыя дзіцячай мастацкай творчасці, павышэнне выканаўчага майстэрства, пошук і выяўленне таленавітых дзяцей і моладзі, стварэнне ўмоў для асабістага росту і сацыяльнай адаптацыі, патрыятычнага, духоўна-маральнага выхавання падрастаючага пакалення.
         Тэл. 200 44 81
 
         26-28 лістапада на базе Мінскага абласнога інстытута развіцця адукацыі праводзіцца I Рэспубліканская канферэнцыя вучняў па геаграфіі, рускай мове і літаратуры, замежным мовам.
         Тэл. 222-67-98, 222-64-92, 222-66-47
 
 
Інфармацыя УА “Рэспубліканскі інстытут прафесійнай адукацыі”
аб мерапрыемствах, якія адбудуцца ў лістападзе 2010 года
Назва мерапрыемства
Тэрмін правядзен
ня
Месца
правядзення
Статус
Асноўная праблематыка
Курсы павышэння кваліфікацыі
Курсы базавыя для кіраўнікоў і спецыялістаў сістэмы ПТА і ССА
“Арганізацыя і методыка вытворчага навучання ў сучасных умовах”
(намеснік дырэктара па вучэбна-вытворчай рабоце, загадчык практыкі, метадыст, старшы майстар, майстар вытворчага навучання;
- машынабудаўнічы і будаўнічы профілі
01.11-12.11
УА РІПА
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі
"Кіраванне ўстановай прафесійна-тэхнічнай і сярэдняй спецыяльнай адукацыі ў сучасных сацыяльна-эканамічных умовах"
(дырэктар, намеснік дырэктара)
15.11-26.11
УА РІПА
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі
"Сучасныя падыходы да методыкі выкладання агульнаадукацыйных прадметаў"
(выкладчык агульнаадукацыйных дысцыплін) - хімія, біялогія

29.11-10.12

УА РІПА

Рэспублі
канскі

Павышэнне кваліфікацыі

Курсы павышэння кваліфікацыі
Курсы мэтавыя для кіраўнікоў і спецыялістаў сістэмы ПТА і ССА
“Энерга- і рэсурсазахоўванне ва ўстановах адукацыі”
(намеснік дырэктара па адміністрацыйна-гаспадарчай рабоце, спецыяліст ў галіне энергазахоўвання, майстар вытворчага навучання)
01.11-12.11
УА РІПА
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі
“Распрацоўка праграм і сцэнарыяў правядзення пазакласных мерапрыемстваў”
(педагог-арганізатар, выхавальнік)
01.11-12.11
УА РІПА
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі
“Выкарыстанне метадаў актыўнага навучання ва ўстановах прафесійнай адукацыі”
(выкладчык агульнапрафесійных і спецыяльных дысцыплін, метадыст, майстар вытворчага навучання)
- для сістэмы ССА
29.11-10.12
УА РІПА
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі
Семінар-практыкумы
Выкарыстанне інфармацыйных тэхналогій у развіцці творчага патэнцыялу асобы
лістапад 2010 г
УА “Полацкі дзяржаўны лясны каледж” (221407 Вітебская вобл., г. Полацк, вул. Ефрасінні Полацкай77
тел (0214) 42 32 65 )
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі