На главную/Архив новостей
201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003
СентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьИюньАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрь
29 января 2010
Интервью Министра образования
Ушедший 2009 год был ответственным и решающим в реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 ”Об отдельных вопросах общего среднего образования“. Обеспечен переход на 9-летний срок получения общего базового и на 11-летний срок получения общего среднего образования. Это потребовало особой мобильности и слаженности в работе всей системы образования. Надо отметить, что сделать такие кардинальные шаги за столь короткое время под силу только высокоорганизованным сплоченным коллективам, обладающим богатым методическим и образовательным потенциалом.
В нашей стране удалось не только сохранить то лучшее, что было в отечественной школе, но и существенно обогатить её созидающими идеями и действиями, направленными на приведение образования в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, на опережающее развитие новых наукоемких технологий.
Об итогах работы и задачах на 2010 год системы образования, проблемах и решениях сегодня мы беседуем с министром образования Республики Беларусь, доктором педагогических наук, профессором Александром Радьковым.
 
Александр Михайлович, Министерство образования как правительственный орган свои усилия направляет на выполнение первоочередных задач по обеспечению доступности и качества образования на всех его уровнях, выполнению в этих целях поручений Главы государства и Правительства Республики Беларусь. Как осуществляется взаимосвязь между педагогическими коллективами, учеными, сотрудниками министерства, общественными организациями в выработке и принятии соответствующих решений.
 
Система образования работает ритмично, возникающие проблемы решаются оперативно, она, можно сказать, последовательна и преемственна. Президент нашей страны А.Г.Лукашенко отметил: “Беларусь по праву гордится высоким качеством отечественного образования, которое является величайшим народным достоянием”. Эти слова обязывают всех нас работать эффективно и результативно.
Вы правильно определили действия заинтересованных структур взаимосвязью. Думаю, что общественность в лице профессиональных сообществ, ответственно принимающих решения по поводу стратегических приоритетов и ключевых проблем развития образования, должна стать полноправным нашим партнером.
Обратив взгляд на события в нашей системе, приходишь к выводу, что нет более публичной и массовой по своей масштабности деятельности, чем образовательный процесс. К нему приобщен каждый гражданин. Через обучение проходят все. Можно сказать, любое кардинальное изменение в образовании сразу же отзовется в обществе. Поэтому принимаемые решения должны быть не только взвешенными, методически выверенными, но и, образно говоря, “пропущенными” через глаза, уши, душу и мозг общества. Поэтому мы находимся в постоянном диалоге с родителями, бабушками и дедушками, общественными организациями, учеными, международными организациями. Большую экспертную помощь оказывают нам ученые НАН Беларуси. При этом хорошо осознаем, что эта взаимосвязь должна осуществляться с одним обязательным условием: в методическом плане последнее слово всегда остается за педагогом. Ему, держащему руку на пульсе жизни школы, училища, колледжа, университета, виднее, какие тенденции нарастают в жизни, что уходит в прошлое. И не доверять ему мы просто не в праве.
Современный учитель не может быть застывшим на “аз” и “буки”. Я вижу, что белорусское учительство в постоянном поиске, движении мысли, интеллектуальном напряжении. А значит у нашего общества хорошее будущее…
 
Не могу в связи с этим не задать вопрос об отношении общества к учителю. Вроде бы усилия государства направлены на социальную поддержку учителя, оно видит в нем надежного партнера в проведении образовательной политики. При всех трудностях в центре внимания находится учительский труд. Но почему в обществе нет того уважения к учителю, каковым мы всегда отличались? Например, я в свои школьные не могу представить, какой бы была реакция на сериал “Школа” или персонаж из российского юмористического сериала “На́ша Rússia” Снежану Денисовну?
 
Вы совершенно правы, когда говорите об очевидном нарастании уж очень “вольного” отношения к учителю. В любом обществе, в котором за очень короткое время меняются духовные ориентиры, всегда находятся болевые точки. Особенно очевидны в этом отношении 90-е годы прошлого века. Болезнь роста – так бы я назвал такого рода телерепертуар. Мне не хотелось бы подробно говорить о сериале “Школа”. Пусть это останется на совести его создателей. Подчеркну одно. Прежде чем выпячивать, и более того, измышлять, преувеличивать негатив в жизни школы, следует попытаться ответить на вопрос: “Для кого это делается?”. Если для своих детей, то у них нет будущего. Не думаю, что у этих сериалов-однодневок будет долгая и уж тем более красивая жизнь. Надо бы поучиться у героев фильма “Доживем до понедельника”, где тоже говорится о проблемах школы… Призываю беречь учителя, уважать его труд. Именно от учителя зависит наше настоящее и будущее: нельзя плевать в колодец, из которого пьешь.
Для активизации участия педагогической общественности в разработке нового содержания образования, поиске новых форм и методов работы, выявлению лучших учителей страны проводится конкурс профессионального мастерства педагогических работников ”Учитель года Республики Беларусь“. Это праздник творчества, вдохновения и мастерства. В заключительном этапе конкурса, проходившем с 14 по 26 сентября 2009 года, приняли участие 21 педагогический работник со всех регионов страны.
 
Позвольте перейти к итогам прошедшего года. На что были направлены усилия?
 
Основные усилия были сосредоточены на повышении эффективности функционирования, дебюрократизации системы образования, приведении содержания образования в соответствие с потребностями социально-экономического развития страны, совершенствовании законодательства об образовании, идеологической и воспитательной работы, кадровой политики, развитии экономики образования, повышении престижа белорусского образования на международной арене.
В Беларуси нет необучаемых детей. В образовательный процесс вовлечены все дети вне зависимости от места их проживания, социальных, этнических, психофизических, эмоционально-поведенческих особенностей, состояния здоровья, интеллектуальных возможностей. Уровень грамотности взрослого населения достигает 99,7%, молодежи в возрасте от 15 до 24 лет – 99,8%, коэффициент общего количества обучающихся в начальных учебных заведениях – 94%.
Республика Беларусь входит в группу стран с высоким индексом развития человеческого потенциала. Такие уровни образования, как профессионально-техническое, дошкольное, внешкольное образование и воспитание являются модельными образцами в СНГ.
Переход к информационному этапу развития общества основывается на интеллектуальном капитале, который становится жизненно важным, обеспечивающим эволюционную динамику функционирования любого государства. Образование по своей сути предназначено для повышения качества жизни. Известно, что наибольшего результата в своем развитии достигают те страны, которые не только продуцируют новые знания, но и умеют их эффективно использовать.
 
Каким Вы видите образование в социально-экономическом контексте? Выполнены ли прогнозные показатели в образовании?
 
Образование сегодня рассматривается мировым сообществом как один из важнейших факторов стабильности экономик государств, движущей силой их развития. Оно же является главным стратегическим ресурсом и основным фактором решения социальных проблем, так как возрастают потребности личности, общества и государства в качественном и доступном образовании.
Страны современного мира вступили в эпоху, когда большая часть экономического богатства создается в высокотехнологичных и наукоемких отраслях, что, в свою очередь, существенно меняет требования к подготовке кадров, их профессиональным качествам, интеллектуальному потенциалу.
И в Советском Союзе, и на постсоветском пространстве Республика Беларусь по уровню подготовленности, профессиональным качествам и мобильности кадров всегда являлась одной из лучших. Все это достигается благодаря имеющейся системе образования, оказывающей качественные образовательные услуги по всему спектру социально-экономической деятельности: от подготовки рабочего (служащего) до воспитания специалиста самой высокой научной квалификации. Сфера образования у нас в стране традиционно является разработчиком и в ряде случаев производителем самой современной и наукоемкой продукции.
Сегодня социально-экономический процесс наполнен противоречивыми явлениями. С одной стороны – это скорость изменений. Глобализация экономики, интернационализация культуры, экспоненциальный рост научных знаний, развитие информационных и коммуникационных технологий вызывают рост мобильности труда и капитала. Темп развития экономики и рынка труда приводит к быстрому устареванию одних профессий и возникновению принципиально новых.
С другой стороны – мировой финансово-экономический кризис во многих странах привел к свертыванию производственных мощностей, сокращению инвестиций в образование, деформации отношений между экономикой и образованием, возникновению проблем с трудоустройством.
Одним из возможных путей выхода из сложного экономического положения является, на мой взгляд, наращивание соответствующего уровня развития образования. Необходимы целенаправленные усилия государства и работодателей по формированию общественного понимания значимости рабочей профессии. В этих условиях важно повысить мобильность системы профессионально-технического образования, укрепить ее квалифицированным педагогическим персоналом, сделать более привлекательным для населения обучение в течение всей жизни.
Надо сделать так, чтобы нынешнее время стало не потрясением, а временем новых возможностей. Именно качество образования – одно из основных условий сохранения национальной культуры, развития экономики, духовного потенциала общества, что приобретает особую актуальность в 2010 г., объявленным Годом качества.
В нашей стране установлены социальные стандарты, среди которых 10 имеют прямое отношение к образованию. Прогнозные показатели социально-экономического развития отрасли выполнены полностью. В полном объеме обеспечено выполнение всех 10 социальных стандартов в сфере образования.
 
В связи с демографической ситуацией проводится оптимизация сети учреждений образования. Каковы основные характеристики сегодняшнего дошкольного образования?
 
Действительно, в соответствии со складывающейся в стране демографической ситуацией обеспечена оптимизация сети учреждений образования. Обучением и воспитанием в более чем 9 тыс. учреждений образования охвачено свыше 2,0 млн. воспитанников, учащихся и студентов. Учебно-воспитательный процесс обеспечивают около 450 тыс. работников отрасли, в том числе свыше 230 тыс. педагогических работников.
В республике обеспечен 100%-ный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе. Последовательно реализуется утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 августа 2008 г. № 1193 Программа развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009-2014 гг.
 
Александр Михайлович, наблюдается тенденция к увеличению числа детей, посещающих детские сады. У нас этот показатель самый высокий среди стран СНГ. Такая востребованность дошкольных учреждений вызвана их многопрофильностью?
 
Верно. Наша сеть дошкольных учреждений отличается гибкостью и находится в постоянном развитии. Например, в 2009 году 109 дошкольных учреждений перепрофилировано в дошкольные центры развития, санаторные дошкольные учреждения и 713 групп в специальные, санаторные группы, пункты коррекционно-педагогической помощи.
Системой дошкольного образования охвачено свыше 368 тысяч детей или 79,1% от общей численности детей дошкольного возраста, проживающих в республике, что, действительно, является одним из самых высоких показателей среди стран СНГ. При этом процент охвата детей с 1 до 3 лет составляет 27,9 процента; с 3 до 6 лет – 91,4 процента.
 
Все чаще родители пользуются платными услугами.
 
Сегодня платные образовательные услуги востребованы. Организовано 7825 групп, которые посещают 132,5 тыс. детей, из них самый высокий показатель в г. Минске – 1482 группы. Активно внедряются новые формы организации дошкольного образования с кратковременным режимом пребывания детей в дошкольных учреждениях – от 2 до 7 часов, всего таких групп 1247 (в 2008 г. – 347).
 
Каков кадровый состав дошкольных учреждений? Доверяют ли родители своих чад воспитателям?
 
Качество образовательного процесса в дошкольных учреждениях обеспечивают 50,7 тысяч педагогов. Сохраняется позитивная тенденция повышения их образовательного и квалификационного уровня. В целях установления единых подходов к оценке деятельности дошкольных учреждений разработаны методики оценки управления качеством дошкольного образования, здоровьесберегающей системы в дошкольных учреждениях.
Качество образования воспитанников обеспечивается в активном взаимодействии с семьей. Результаты проведенного анкетирования родителей говорят о доверии воспитателям и высоком качестве услуг дошкольного образования. Мы принципиально отслеживаем случаи нерадивого отношения к детям и всеми возможными путями стараемся упредить их, не допустить безответственности и халатности.
 
Как обстоят дела в средней школе? Могли бы Вы провести статистические сравнения?
 
Во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 ”Об отдельных вопросах общего среднего образования“ обеспечен переход на 9-летний срок получения общего базового и на 11-летний срок получения общего среднего образования.
Наша средняя школа мобильна, ей присуща высокая организованность. В Республике Беларусь функционируют 3583 общеобразовательных учреждения, в которых обучается 983,4 тыс. учащихся. Общий контингент учащихся уменьшился на 74 790 человек или на 7,1%, что потребовало соответствующей оптимизации учреждений.
В общеобразовательных учреждениях работает более 110,7 тыс. учителей, из них 90,7% – имеют высшее образование, 73,8% (2008 г. -71,7%) высшую и первую квалификационную категорию.
По сравнению с 2008/2009 учебным годом количество общеобразовательных учреждений уменьшилось на 85 (на 2,2%), в том числе начальных школ – на 8, базовых – на 73, средних – на 20. В то же время на 16 возросло количество гимназий. Произошло уменьшение лицеев. Так, реорганизованы в гимназии в Брестской области 1 лицей, Витебской – 2, Минской – 1.
Развивается сеть учебно-педагогических комплексов детский сад-школа. Из 973 общеобразовательного учреждения данного типа 945 (97,1%) расположены в сельских населенных пунктах.
Для обеспечения подвоза учащихся и воспитанников к месту обучения приобретено – 672 школьных автобуса, в том числе в 2009 году – 40. Сегодня образовательный процесс организован преимущественно в одну смену.
Ведется планомерная работа по вопросам введения одежды делового стиля для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2009/2010 учебном году деловой стиль одежды определен для учащихся I-IX классов общеобразовательных учреждений республики.
Продолжается работа по приданию общеобразовательным учреждениям статуса юридического лица. По состоянию на 20.11.2009 статус юридического лица имеют 70 % общеобразовательных учреждений.
 
В последнее время не так часто, как прежде можно слышать упреки в адрес школьных авторов. Учебники стали лучше?
 
За короткое время создана национальная система учебного книгоиздания. Она постоянно совершенствуется. Мы приобретаем опыт, находим оптимальные решения. И учебники, конечно, становятся лучше. Сегодня первостепенной задачей становится уже не традиционный, а электронный учебник.
В соответствии с утвержденными графиками издано 169 наименований учебников и учебных пособий тиражом 6,5 млн. экземпляров на сумму 20,2 млрд. рублей, 15 наименований учебно-методических пособий тиражом 80 тыс. экземпляров на сумму 276,7 млн. рублей, 39 наименований учебных программ тиражом 82.7 тыс. экземпляров на сумму 134,4 млн. рублей.
В рамках отраслевой научно-технической программы ”Развитие содержания, методов и средств обучения и воспитания в современной образовательной среде“ разработано 523 наименования научно-методического обеспечения факультативных занятий по всем учебным предметам учебного плана (233 программы факультативных занятий, 145 дидактических материалов (пособий) для учащихся, 145 методических рекомендаций (пособий) для учителей).
Ведется целенаправленная работа по реализации положений Закона Республики Беларусь”Аб правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі“ от 23 июля 2008 г.
 
Наша страна всегда имела значительные результаты в международных интеллектуальных соревнованиях. Это говорит о системной работе по выявлению и поддержке талантливой молодежи.
 
У нас сохранены сформированные за многие годы подходы к организации деятельности по выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи. В заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам приняли участие около 1,5 тыс. учащихся из всех областей, города Минска и лицея БГУ. По итогам участия в международных олимпиадах по математике, физике, химии, биологии, информатике, астрономии и астрофизике 25 представителей от Республики Беларусь награждены медалями, в том числе 5 золотыми, 10 серебряными и 10 бронзовыми (в 2008 году – 3 золотых, 12 серебряных и 9 бронзовых медалей).
 
В белорусской системе профессионального образования обучается свыше 700 тыс. учащихся и студентов. Каковы соотношения их численности в ПТУ, ССУЗах и вузах?
 
Общее количество учащихся на уровне профессионально-технического образования в 2009 году по республике составило 105,7 (в 2008 году – 99,0) тыс. человек, из них в учебных заведениях системы Минобразования – 104,5 (в 2008 году – 97,8) тыс. человек.
Контингент обучающихся на уровне среднего специального образования составляет 166,7 тыс. человек (в 2008 г. – 158,2 тыс.), из них по дневной форме – 116,7 тыс. (в 2008 г. – 111,7 тыс.), в том числе учреждениях системы Министерства образования - 78,6 тыс., что на 3,8 тыс. больше чем в 2008 году. 460 учащихся являются учащимися гражданами иностранных государств.
Численность студентов вузов в 2009/2010 учебном году составила 430,4 тыс. человек (в 2008/2009 учебном году – 420,7 тыс. человек) или 443 студента на 10 тыс. населения, что соответствует показателям развитых европейских государств. В вузах Республики Беларусь обучаются 9048 (в 2008/2009 уч. году – 7537, в 2007/2008 учебном году – 6568 чел.) иностранных граждан из 84 зарубежных государств, в том числе в вузах Минобразования – 5169 человек (57,1% от общего количества обучающихся). Наибольшее число студентов обучаются в БГУ (1465), БГМУ (786), БНТУ (559), ВГМУ (551), МГЛУ (474), ГомГМУ (449). Наиболее многочисленными контингентами представлены Туркменистан (2803) и КНР (1828).
С целью оптимального формирования государственного заказа на подготовку специалистов и рабочих, обучающихся за счет бюджетных средств, утверждено Положение о прогнозировании потребности в трудовых ресурсах для формирования заказа на подготовку рабочих, служащих и специалистов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.
 
Прием в учреждения профессионального образования производится с учетом заявленных отраслями экономики и социальной сферы потребностей в кадрах?
 
Да. И он обеспечен. В 2009 году в учебные заведения профтехобразования по всем формам получения образования принято 60,2 тыс. человек (145,1% от прогноза и 104,0% от скорректированных в сторону увеличения контрольных цифр приема).
Прием на уровень среднего специального образования составил 58,8 тыс. человек (в 2008 г. – 54 тыс. человек).
По результатам зачисления студентами вузов всех форм собственности стали 97,8 тыс. человек (в 2008 году 91,4 тыс. человек).
При этом, в сравнении с 2008 годом увеличен прием обучающихся по строительным профессиям, а также для отраслей промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, информационных технологий и др.
Прием в ПТУЗы и ССУЗы как правило осуществлялся по договорам и заявкам с организациями-заказчиками кадров (ПТУЗы: 2009 г. - 94,7 %, 2008 год – 94,2 %). Лучших результатов добились учебные заведения профтехобразования г. Минска, Минской и Гродненской областей
В 2009 году для реального сектора экономики подготовлено более 165 тыс. специалистов, рабочих и служащих (вузы – 74 тыс. чел., ПТУЗы – 48,9 тыс.чел., ССУЗы – 42,5 тыс. чел.). Разработан и утвержден Советом Министров Республики Беларусь комплекс мер по закреплению молодых специалистов на местах распределения, предусматривающий решение ряда социальных вопросов.
В 2009 году 95,8 % выпускников направлены на работу в организации. Наиболее высоких показателей достигли учебные заведения профтехобразования Могилевской, Брестской и Минской областей.
В 2009 году в основном завершен переход системы профессионального образования на новое поколение образовательных стандартов, велась работа по созданию в вузах и ряде ССУЗов систем управления качеством образования.
Мы осознаем, насколько современный глобальный мир разнообразен, насколько системы образования стран мира интернационализированы и взаимообусловлены теми изменениями, которые определяют мировой прогресс. Главным инструментом эффективной модернизации национальной системы образования должно стать массовое внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательную практику, развитие на этой основе существующих и формирование новых образовательных подходов и моделей. Проводимая в учреждениях образования работа по оптимизации содержания, структуры и продолжительности обучения, форм получения образования позволит обеспечить повышение мобильности студенческой молодежи.
Жизнь диктует возникновение новых специальностей, которые, как правило, пользуются наибольшим спросом у молодежи. Мы строим в столице студенческую деревню, которая призвана решить жилищные проблемы. 19 января Александр Григорьевич Лукашенко открыл первое общежитие этого масштабного комплекса. В соответствии с планом развития комплекса “Студенческая деревня” запланировано строительство 8 общежитий, одно из них на 1030 мест и было открыто. В дальнейшем планируется строительство 3 общежитий на 945 мест, 3 на 1025 мест и 1 на 1800 мест для аспирантов.
         В новое общежитие заселено 500 студентов юридического факультета и 500 студентов факультета международных отношений. На каждом этаже имеется учебный кабинет для самоподготовки студентов, оборудованный современной компьютерной техникой. Все подобные кабинеты в общежитии соединены локальной сетью.
Здание оборудовано тренажерными залами и комнатами отдыха. Тип общежития – блочный. Каждый блок оборудован отдельной кухней.
Кроме того, на территории комплекса будут построены многофункциональный культурно-развлекательный центр, гостиница на 150 мест, подземная автостоянка на 300 машиномест, отделения банка, пункта бытового обслуживания, поликлиники, физкультурно-оздоровительного комплекса, хозяйственного блока, студенческого амфитеатра и некоторых спортивных объектов.
         В настоящее время начаты подготовительные работы по строительству общежития №9 и выполнен монолит фундаментов общежития №10. В 1 квартале 2010 года планируется начало строительства остальных 5 общежитий комплекса.
У нас создан Парк высоких технологий, который будет интенсивно развиваться. Он ждет умных, талантливых, высококвалифицированных специалистов. Перспектив у нашей молодежи много, и она непременно ими воспользуется.
 
Сегодня проводится работа по внедрению в вузах менеджмента качества образования. Для чего?
 
Внедрение этой системы на основе международного стандарта ИСО 9001 послужит повышению качества подготовки выпускников высших учебных заведений и эффективности научных исследований. В 2009 году сертификаты соответствия международным стандартам качества получили учреждения образования ”Белорусский государственный технологический университет“ и ”Белорусско-Российский университет“.
 
Александр Михайлович, научный потенциал молодых ученых обогащается, он высоко оценен Главой государства. Однако уже не первый год обостряется проблема подготовки кадров высшей научной квалификации. Почему?
 
Талантливые ученые постоянно находятся в поле зрения государства. За достижения и выдающиеся результаты научно-исследовательской деятельности в области естественных, технических и социально-гуманитарных наук стипендий Президента Республики Беларусь удостоены 25 специалистов вузов: 4 доктора наук в возрасте до 45 лет, 18 кандидатов наук в возрасте до 35 лет и 3 ученых без степени в возрасте до 30 лет, а также 50 аспирантов.
Первым и чрезвычайно важным этапом в подготовке кадров высшей научной квалификации является научно-исследовательская работа студентов. По этой причине в республике внедрена практика кураторства талантливых студентов ведущими учеными. Они работают с талантливыми ребятами, как в студенческих научных объединениях, так и индивидуально. В настоящее время в 8 университетах (БГУ, БНТУ, БГТУ, БГУИР, ГГУ, ПГУ, БРУ, МозГПУ) успешно функционируют более 50 студенческих научно-исследовательских лабораторий (две созданы в 2009 году), конструкторско-технологических и проектных бюро. К руководству СНИЛ приглашаются академики и члены-корреспонденты НАН Беларуси, доктора и кандидаты наук.
В рамках государственного заказа на подготовку научных работников высшей квалификации на 2010 год осуществлен прием в аспирантуру и докторантуру за счет средств республиканского бюджета. Зачислено 489 аспирантов очной и 256 заочной формы обучения, 18 докторантов.
Сегодня в аспирантуре системы Министерства образования проходит подготовку 2278 чел. Технические науки в аспирантуре вузов, по количеству обучающихся, занимают первое место – 569 чел (25 %) . В докторантурах вузов обучается 50 чел.
Вместе с тем, Министерство образования обеспокоено низкой результативностью работы аспирантуры и докторантуры в подведомственных учреждениях. Так, в 2008 году выпуск вузовских аспирантов составил 649 чел., из них с защитой диссертаций - только 29 чел., что составило 4,5 %. В целом по стране он еще ниже.
Велик отсев обучающихся. В среднем около 100 человек ежегодно отчисляется по различным причинам.
Одной из причин, на наш взгляд, является введение контрактной формы обучения с последующей отработкой в течение 3 лет в конкретной организации. Практика этого года, связанная с трудоустройством аспирантов, обучаемых на условиях контракта, выявила множество проблем, в том числе отсутствие четкого правового регулирования этих вопросов. Полагаем в современных изменяющихся рыночных условиях жесткое регламентирование будущего места работы выпускников аспирантуры сроком на 3 года, определяемое контрактом, не целесообразным. По нашему мнению, условия контракта целесообразно либерализировать, предоставив право вузу и выпускнику аспирантуры по окончании аспирантуры найти оптимальный вариант трудоустройства.
Следует отметить: сокращение подготовки работников высшей научной квалификации и старение научного потенциала являются проблемами вышей школы и научных организаций. Требуется принятие действенных мер по “омоложению” научных кадров.
Министерство образования поручило разработать и утвердить в вузах программы и планы подготовки кандидатов и докторов наук на период до 2015 года. Очевидно, что необходима также разработка отраслевых и региональных программ подготовки научных кадров высшей квалификации до 2015-2020 гг. на основе среднесрочного и долгосрочного прогноза с учетом приоритетных направлений развития вуза, науки, производства и регионов.
На заседании выездной коллегии Министерства образования на базе НПО “Интеграл” с участием Министерства промышленности и руководителей крупнейших предприятий республики 28 мая 2009 года перед ректорами вузов была поставлена задача продолжить работу по сквозному планированию тематики дипломных работ, магистерских и кандидатских (докторских) диссертаций с учетом приоритетных направлений развития реального сектора экономики, потребностей конкретных промышленных предприятий республики.
Для повышения эффективности работы аспирантур и докторантур внедрена информационная мониторинговая система учета и анализа подготовки научных кадров высшей квалификации.
Эта система, прежде всего, направлена на информационное обеспечение руководителей вузов. Она позволяет на уровне вуза осуществлять контроль за выполнением аспирантами индивидуальных планов, эффективностью работы научных руководителей, обеспечить возможность быстрого поиска информации об аспирантах, научных руководителях, тематике диссертационных исследований и др., автоматизированную обработку и анализ данных о результатах деятельности аспирантур и докторантур.
Министерство образования имеет возможность оперативного получения информации в целом по системе послевузовского образования отрасли, а также в разрезе вузов, специальностей подготовки, количества обучающихся, защиты диссертационных исследований, планирования и корректировке планов обучения аспирантов, осуществляемой по системе госзаказа, и т.д. В итоге - внедрение этой системы обеспечивает более эффективное управление деятельностью в сфере послевузовского образования.
Сейчас на основе модели информационной мониторинговой системы Минобразования Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь ведется работа по созданию аналогичной системы республиканского мониторинга.
        
Все шире на республиканских и международных выставках, салонах представлена вузовская наука. Ее достижения впечатляют своей результативностью. Назовите, пожалуйста, наиболее актуальные разработки.
 
В 2009 году ученые вузов участвовали в выполнении 745 заданий государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований и более 100 заданий государственных научно-технических программ. В 2009 году в инновационный фонд Министерства образования поступило 981,4 млн.руб. или 91,4% от запланированного объема дохода.
Университеты поддерживают партнерские отношения в сфере научного и научно-технического взаимодействия с научными организациями около 60 стран мира в рамках около 700 договоров.
Совместно с партнерами из стран ЕС ученые вузов активно участвуют в выполнении свыше 100 проектов международных программ, фондов и грантов. В 2009 году поставку научной продукции за рубеж выполняли 9 университетов: БГУИР, БГУ, БНТУ (в т.ч. Технопарк БНТУ “Метолит”), БРУ, БелГУТ, БГТУ, ВГТУ, ГГУ, ГГТУ.   Наиболее крупными деловыми партнерами вузов являются: Россия, Венесуэла, Индия, Китай, Германия. География поставок охватывает Францию, Финляндию, Австрию, Бельгию, Польшу, Чехию, Великобританию, Латвию, Литву, США, Корею и др.
В 2009 году экспозиция научно-технических разработок и инновационной продукции Министерства образования представлялась на 26 выставках и ярмарках в Беларуси и за рубежом, из них на 12 – в 8 странах ближнего и дальнего зарубежья, в т.ч.: Ливии, Вьетнаме, Германии, России, Казахстане, Польше, Литве, Туркменистане.
В результате подписаны контракты на поставку научно-технических разработок вузов, соглашения и договора о сотрудничестве в научной и образовательной сферах.
Международная деятельность в сфере образования, науки и молодежной политики осуществлялась на основании 63 (в 2008 году – 55) международных договоров, в том числе – 30 межправительственных и 33 межведомственных. Количество прямых межвузовских договоров и соглашений увеличилось в 2009 г. на 161 и составляет в настоящее время 1649. За истекший год получили развитие взаимовыгодные партнерские связи вузов Беларуси с учебными заведениями, научными организациями и центрами зарубежных стран (Россия, Украина, Германия, Польша, Литва, Китай, Вьетнам), а также появились новые партнеры из Италии, Польши, Швеции, Ирана, Ирака, Омана.
Приведу конкретные примеры. В совместных работах НИИ ЯП БГУ с группой университета Феррары (Италия) при поддержке Итальянского Института Ядерной Физики (LNFN) по управлению пучками частиц высоких энергий при помощи кристаллов в ЦЕРН (Швейцария) проведен первый эксперимент по наблюдению предсказанного в НИИ ЯП эффекта многократного объемного отражения частиц высоких энергий изогнутыми плоскостями одного кристалла.
Разработаны методы получения полиэлектролитных капсул микрометровых и субмикрометровых размеров за счет послойного осаждения и электростатического связывания полиэлектролитов на поверхности мезопористых фоточувствительных ядер из диоксида титана и композита “диоксид титана/оксид индия”. Продемонстрирована возможность создания широкого спектра фотоуправляемых нано- и микроконтейнерных систем для антибактериальных и антивирусных агентов, включая микродозаторы с фотоадресацией.
В НИИ ПФП БГУ создан и адаптирован к условиям технологического процесса радиоизотопный золомер “ЛЕР-1” для использования в составе автоматизированной системы контроля и регулирования параметров бумажного полотна УП “Бумажная фабрика” Гознака.
На основании результатов исследования фотоники полиметиновых красителей в органических растворителях и биологических системах различной степени сложности, путем оптимизации свойств и модификации структуры красителей в НИИ ПФП БГУ совместно с НИИ онкологии и медицинской радиологии разработаны новые эффективные фотосенсибилизаторы для лазерной фототерапии злокачественных новообразований.
В НИИ ПФП БГУ разработана технология и оборудование для производства нового поколения теплоизоляционных конструкций с повышенными теплоизоляционными свойствами. Проведены монтажные и пуско-наладочные работы оборудования для производства нового поколения теплоизоляционных конструкций из пенополиуретана. Данное оборудование в рамках хозяйственных договоров внедрено на предприятии ОАО “Белэнергоснабкомплект” (г. Минск), “Специализированные пресса”, “Многосекционные формы 159х50”. На ОАО “Белэнергоснабкомплект” выпущена опытная партия теплоизоляционных конструкций различных типоразмеров.
Учеными БНТУ разработан технологический процесс термодиффузионного борирования технологической оснастки и инструмента, использующихся при производстве строительной продукции, для литья фурнитуры из пластических масс и прочего. Его применение позволяет повысить эксплуатационные характеристики изделий (пресс-формы, пустото- и пазообразователи, керны, направляющие при производстве керамических изделий) и увеличить ресурс их эксплуатации в 4-5 раз. Технология применена для ОАО “Радошковичский керамический завод”, ОАО “Керамин”, ОО “БелТИЗ”, ОАО “Брестский комбинат строительных материалов” и других предприятий Республики Беларусь и стран СНГ.
По заказам национального оператора электросвязи РУП “Белтелеком” и одного из крупнейших операторов Российской Федерации ООО”Скрател” (торговая марка “Yota”) БГУИР проведены комплексные научно-исследовательские работы по выделению радиочастотного ресурса для создания сетей беспроводного доступа технологий WiFi и WiMax, которые позволили оператору сотовой связи ЗАО “Бест” – торговая марка Life:) – в кратчайшие сроки внедрить на территории Республики Беларусь сеть третьего поколения связи без проведения мероприятий по конверсии радиочастотного спектра и выполнить обязательства, взятые на себя Республикой Беларусь.
Этот список можно еще продолжать и продолжать…
 
Александр Михайлович, в образовании сегодня сильны интеграционные тенденции. Каков портрет современного белорусского образования?
 
Система образования Республики Беларусь имеет европейские корни. Ее развитие предопределено двумя основными тенденциями: сохранение традиций, характерных для советской образовательной практики, которая в большинстве стран мира признается как одна из наиболее эффективных для своего времени, и инновационная деятельность по модернизации структуры и содержания образования.
Проблема состоит в необходимости изучить и понять новое и, применяя его на практике, не навредить традиционному.
В образовательных процессах значительно усилилась технологическая ориентация. Специалист прежней формации должен был преимущественно знать определённые своды теорий, законов, положений и принципов различных научных направлений. Современный выпускник уже должен иметь не только фундаментальные знания, но и дополнительно владеть определённой технологической компетенцией.
Подготовка молодежи к профессиональной деятельности будет осуществляться в контексте приобретения молодыми людьми разнообразного опыта гуманитарной, социокультурной и общественной деятельности, овладения коммуникативными навыками, предполагающими свободное владение выпускниками вузов иностранными языками. Молодые люди станут еще более мобильными и успешными. Потому что само время поменяло соотношение извечной истины: дети должны учиться у родителей. Сегодня дошкольник показывает отцу, деду, как пользоваться мобильником, компьютером, как создать адрес электронной почты. И, тем не менее, родители, школа, в целом общество обязаны передать подрастающему поколению духовные идеалы и ценности, и это они будут делать.
Беседовал Виктор Ивченков
29 января 2010
ПРЭС – БЮЛЕТЭНЬ

МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ
РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ

ПРЭС-ЦЭНТР

вул. Савецкая, 9
220010, Мінск,
тэл. 222-42-43, факс (017) 220-84-83
E-mail:ivchenkov@minedu.unibel.by

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПРЕСС-ЦЕНТР

ул. Советская, 9
220010, Минск
тел. 222-42-43, факс (017) 220-84-83
E-mail: konchits@minedu.unibel.by

  Белтэлерадыёкампанія
Рэдакцыі газет
Інфармацыйныя агенцтвы
Прэс-цэнтры

ПРЭС – БЮЛЕТЭНЬ
(люты 2010 г.)

          З 22 снежня 2009 года па 4 лютага 2010 года ў выставачнай зале Нацыянальнага цэнтра мастацкай творчасці дзяцей і моладзі” (вул. Кірава, 16) праходзіць рэспубліканская выстава-конкурс дэкаратыўна-прыкладной творчасці навучэнцаў “Калядная зорка”.
Удзельнікі – навучэнцы ўстаноў, якія забяспечваюць атрыманне агульнай сярэдняй адукацыі, і ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання ва ўзросце ад 6 да 18 гадоў.
Мэта выставы-конкурсу – захаванне і развіццё нацыянальных традыцый Беларусі, развіццё творчых здольнасцей выхаванцаў гурткоў і студый, пошук і падтрымка юных талентаў у галіне дэкаратыўна-прыкладной творчасці.
Урачыстае закрыццё выставы-конкурсу адбудзецца 6 лютага ў 12.00.
Тэл. 328 68 30
 
         1-5 лютага Рэспубліканскі экалагічны цэнтр дзяцей і юнацтва (вул. Макаёнка, 8) праводзіць Тыдзень моды на здароўе ў мэтах фарміравання ў нвучэнцаў пазітыўных адносін да здаровага ладу жыцця, адказнасці за сваё здароўе.
Тэл. 263-52-07
 
         1-9 лютага ў рэспубліканскай галерэі “Прырода і творчасць” Рэспубліканскага экалагічнага цэнтра дзяцей і юнацтва будзе экспанавацца фотавыстава “Птушкі ў аб'ектыве”, якая праводзіцца сумесна з грамадскай арганізацыяй “Ахова птушак Бацькаўшчыны”.
         У ёй удзельнічаюць прафесійныя фатографы і аматары без абмежавання ўзросту.
         Тэл. 263-05-71
 
         1-13 лютага на базе Акадэміі паслядыпломнай адукацыі праводзяцца курсы павышэння кваліфікацыі культарганізатараў устаноў пазашкольнага выхавання і навучання “Прафесійная кампетэнцыя арганізатара дасугавай дзейнасці ва ўстанове пазашкольнага выхавання і навучання”.
         Тэл. 200 44 81
 
         2 лютага ў філіяле “Прафесійна-тэхнічны каледж” Рэспубліканскага інстытута прафесійнай адукацыі (вул. Ваўпшасава, 23) адбудзецца пасяджэнне Рэспубліканскага савета дырэктараў навучальных устаноў прафтэхадукацыі “Аб стварэнні сістэмы менеджмента якасці прафесійна-тэхнічнай адукацыі”.
         У семінары прымуць удзел прадстаўнікі Міністэрства адукацыі, Дэпартамента кантролю якасці адукацыі, Рэспубліканскага інстытута прафесійнай адукацыі, Рэспубліканскага Дома навучэнцаў і работнікаў устаноў прафесійнай адукацыі, намеснікі начальнікаў упраўленняў адукацыі аблвыканкамаў і намеснік старшыні камітэта па адукацыі Мінгарвыканкама, дырэктары абласных (Мінскага гарадскога) вучэбна-метадычных цэнтраў прафесійнай адукацыі, члены Рэспубліканскага савета дырэктараў навучальных устаноў прафтэхадукацыі.
         Мэта семінара – вызначыць асноўныя задачы і напрамкі работы па стварэнні сістэмы менеджмента якасці прафесійна-тэхнічнай адукацыі і выпрацаваць адпаведныя мерапрыемствы па ея ўкараненні ў навучальных установах.
         Тэл. 222-64-90
 
         2-4 лютага на базе Рэспубліканскага цэнтра алімпійскай падрыхтоўкі па зімовых відах спорту “Раўбічы” пройдуць рэспубліканскія спаборніцтвы па рухавых гульнях у тэлеконкурсе “Бухта капітанаў” (юнакі, дзяўчаты).
         Тэл. 203-71-10
 
         2-4 лютага праводзіцца рэспубліканская спартакіяда па зімовым мнагаборстве “Здароўе” Дзяржаўнага фізкультурна-аздараўленчага комплекса Рэспублікі Беларусь сярод навучэнцаў устаноў прафесійна-тэхнічнай і сярэдняй спецыяльнай адукацыі.
         Тэл. 203-71-10
 
         2-10 лютага Рэспубліканскі экалагічны цэнтр дзяцей і юнацтва праводзіць рэспубліканскія самінары для педагогаў агульнаадукацыйных школ і ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання Брэсцкай, Гродзенскай, Віцебскай і Магілёўскай абласцей па тэме: “Рэалізацыя праграмы ШПВРЭ – Школьнай праграмы выкарыстання рэсурсаў і энергіі”.
         Тэл. 267-01-38
 
         3-5 лютага на базе Брэсцкага абласнога цэнтра тэхнічнай творчасці навучэнцаў (г.Брэст, вул.К.Маркса, 70) адбудзецца рэспубліканскі семінар метадыстаў устаноў пазашкольнага выхавання і навучання тэхнічнага профілю “Сістэма метадычнай работы па ўдасканаленні праграмна-метадычнага забеспячэння вучэбна-выхаваўчага працэсу цэнтра тэхнічнай творчасці”.
         Пачатак работы семінара 3 лютага ў 14.00.
         Тэл. 267-52-69
 
         З 4 па 24 лютага ў Нацыянальным дзіцячым адукацыйна-аздараўленчым цэнтры “Зубраня” праводзяцца творча-гульнявыя пректы “Максімум ці 100%” (збор выдатнікаў вучобы, рэспубліканскі турнір прадстаўнікоў Беларускай лігі інтэлектуальных каманд “Кубак Надзеі”) і “Дзіцячы інфа-форум “Зубраня.by” (дзіцячы інфа-форум для актывістаў гурткоў і клубаў па інфарматыцы і праграміраванні, пераможцаў алімпіяд па інфарматыцы, дыпламантаў і пераможцаў конкурсаў па інфарматыцы).
         Тэл. 80179748780
 
         5-7 лютага на базе Рэспубліканскага цэнтра тэхнічнай творчасці навучэнцаў (вул. Макаёнка, 12) пройдуць рэспубліканскія спаборніцтвы па трасавым мадэлізме на прызы Цэнтра, у якіх прымуць удзел пераможцы рэгіянальных спаборніцтваў па аўтамадэльным спорце.
         Спаборніцтвы маюць на мэце вызначэнне пераможцаў сярод спартсменаў-навучэнцаў і спартыўных калектываў устаноў пазашкольнага выхавання і навучання ў аўтамадэльным спорце, выяўленне спартыўнага рэзерву для магчымага ўдзелу ў міжнародных спаборніцтвах.
         Адкрыццё спаборніцтваў 6 лютага ў 10.00.
Тэл. 263-99-80
 
         5-7 лютага ў Магілёве адбудзецца першынство Рэспублікі Беларусь па спартыўным скалалазанні.
         Тэл. 262-90-90
 
         6, 13, 20, 27 лютага Нацыянальны цэнтр мастацкай творчасці дзяцей і моладзі праводзіць мерапрыемствы ў рамках шостага школьнага дня “Суботні дзень у Цэнтры”.
У мерапрыемствах удзельнічаюць вучні школ г. Мінска, выхаванцы гурткоў, студый і іх бацькі.
         Тэл. 200 28 55
 
         З 9 па 22 лютага ў Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі будзе працаваць рэспубліканская інавацыйная пляцоўка “Укараненне мадэлі навукова-метадычнага забеспячэння адукацыйнага працэсу ва ўстановах пазашкольнага выхавання і навучання”.
Будзе арганізавана работа рэспубліканскіх творчых лабараторый і майстэрань для педагогаў-пазашкольнікаў краіны па наступных накірунках:
  • творчая майстэрня па харавых спевах;
  • творчая лабараторыя па фальклоры;
  • педагагічная майстэрня па харэаграфіі;
  • творчая пляцоўка па тэатральнай дзейнасці.
Тэл. 227 12 06
 
         10-28 лютага ў рэспубліканскай галерэі “Прырода і творчасць” Рэспубліканскага экалагічнага цэнтра дзяцей і юнацтва будзе экспанавацца выстава малюнкаў “На маёй зямлі” па выніках міжнароднага конкурсу, які праводзіцца сумесна з грамадскай арганізацыяй “Беларускі зялёны крыж”.
         У ёй удзельнічаюць мастакі-педагогі Беларусі, Расіі, Украіны, Грузіі, Польшчы, Індыі.
         Тэл. 263-05-71
 
         12-14 лютага на базе Рэспубліканскага цэнтра тэхнічнай творчасці навучэнцаў (вул. Макаёнка, 12) пройдуць традыцыйныя адкрытыя рэспубліканскія спаборніцтвы навучэнцаў па хуткаснай радыётэлеграфіі на Кубак Цэнтра, у якіх прымуць удзел пераможцы рэгіянальных спаборніцтваў па радыёспорце.
         Спаборніцтвы маюць на мэце вызначэнне пераможцаў сярод спартсменаў-навучэнцаў і спартыўных калектываў устаноў пазашкольнага выхавання і навучання ў радыёспорце, выяўленне спартыўнага рэзерву для магчымага ўдзелу ў міжнародных спаборніцтвах.
         Адкрыццё спаборніцтваў 13 лютага ў 10.00.
Тэл. 263-99-80
 
         15-17 лютага ў Мінску праводзіцца рэспубліканская ўніверсіяда па зімовым мнагаборстве “Здароўе” Дзяржаўнага фізкультурна-аздараўленчага комплекса Рэспублікі Беларусь (мужчыны, жанчыны).
         Тэл. 203-48-53
 
         15-18 лютага ў Магілёве пройдуць лыжныя гонкі ў рамках рэспубліканскай спартакіяды школьнікаў.
         У гонках прымуць удзел юнакі і дзяўчаты 1994-1995 і 1996-1997 гадоў нараджэння.
         Тэл. 203-27-56
 
         З 15 лютага па 20 сакавіка Рэспубліканскі экалагічны цэнтр дзяцей і юнацтва праводзіць 5-ю рэспубліканскую выставу-конкурс метадычных матэрыялаў і педагагічнага вопыту “Культурна-дасугавая дзейнасць ва ўстановах пазашкольнага выхавання і навучання эколага-біялагічнага профілю як умова фарміравання сацыяльна актыўнай асобы”.
         У выставе-конкурсе прымуць удзел установы пазашкольнага выхавання і навучання, асобныя педагогі (групы педагогаў, метадысты), загадчыкі аддзелаў мнагапрофільных устаноў пазашкольнага выхавання і навучання.
         Па выніках выставы-конкурсу будуць адабраны лепшыя метадычныя матэрыялы для прадстаўлення на ХІІІ рэспубліканскую выставу навукова-метадычнай літаратуры.
         Тэл. 267-01-38
 
         З 16 лютага па 15 сакавіка ў выставачнай зале Нацыянальнага цэнтра мастацкай творчасці дзяцей і моладзі будзе экспанавацца рэспубліканская выстава дзіцячай творчасці “З рога ўсяго многа” калектываў дэкаратыўна-прыкладной творчасці, якія маюць званне “народны”, устаноў пазашкольнага выхавання і навучання Рэспублікі Беларусь.
Удзельнікі выставы – навучэнцы і кіраўнікі гурткоў і студый дэкаратыўна-прыкладной творчасці, якія маюць званне “народны”, устаноў пазашкольнага выхавання і навучання.
Выстава праводзіцца з мэтай садзейнічання павышэнню ролі студыі дэкаратыўна-прыкладной творчасці ў сацыялізацыі дзяцей, выхавання мастацкага густу; стымулявання інтарэсу да беларускага народнага дэкаратыўна-прыкладнога мастацтва, развіцця пераемнасці традыцый.
         Урачыстае адкрыццё выставы: 16 лютага ў 16.00.
Тэл. 328 68 30
 
         17-20 лютага ў Мінску пройдуць спаборніцтвы па цяжкай атлетыцы (мужчыны) у рамках рэспубліканскай універсіяды.
Тэл. 203-48-53
 
         У лютым у рэгіёнах рэспублікі праводзіцца завочны рэспубліканскі конкурс “Інтэлект. Моладзь. Будучае”, у якім прымаюць удзел калектывы гурткоў, аб'яднанняў інтэлектуальных гульняў устаноў адукацыі.
Мэта конкурсу – азнаямленне з метадычнымі напрацоўкамі клубаў інтэлектуальных гульняў і абмен вопытам паміж педагогамі-трэнерамі; фарміраванне нацыянальна-культурнай і грамадзянска-патрыятычнай самасвядомасці; перавод дадатковых сістэм навучання на сучасны мультымедыйны ўзровень; актывізацыя дзейнасці гурткоў і аб'яднанняў інтэлектуальных гульняў на аснове новых адукацыйных тэхналогій.
         Тэл. 216 29 62
 
         18 лютага ва ўстановах адукацыі рэспублікі будзе праводзіцца рэспубліканскі конкурс па беларускай мове і літаратуры ”Буслік“.
Тэл. 222-64-92
 
         18-19 лютага ў Брэсце пройдзе рэспубліканскі семінар ”Выкарыстанне сучасных тэхналогій і методык у выкладанні біялогіі ў агульнаадукацыйных установах“.
Тэл. 200-98-39
 
         18 лютага на базе філіяла “Індустрыяльна-педагагічны калледж” Рэспубліканскага інстытута прафесійнай адукацыі (вул. Матусевіча, 24) адбудзецца рэспубліканскі семінар “Стварэнне і развіццё інавацыйнага адукацыйнага асяроддзя на аснове інфармацыйных камп’ютэрных тэхналогій ва ўстановах, якія завяспечваюць атрыманне сярэдняй спецыяльнай адукацыі”.
Тэл. 255 51 43
 
         18-20 лютага ў Наваполацку адбудуцца фінальныя спаборніцтвы рэспубліканскай спартакіяды сярод дапрызыўнай і прызыўнай моладзі па зімовым мнагаборстве прыкладнога фізкультурна-спартыўнага комплексу “Абаронца Айчыны”.
Тэл. 203-71-10
 
         19-21 лютага ў Магілёве пройдуць спаборніцтвы па лёгкай атлетыцы (спаборніцтвы ў памяшканні, мужчыны, жанчыны) у рамках рэспубліканскай універсіяды.
Тэл. 203-48-53
 
         19-21 лютага на базе Рэспубліканскага цэнтра тэхнічнай творчасці навучэнцаў пройдуць адкрытыя рэспубліканскія спаборніцтвы па авіямадэльным спорце ў класе мадэлей F-2D “паветраны бой” на Кубак Цэнтра, у якіх прымуць удзел пераможцы рэгіянальных спаборніцтваў па авіямадэльным спорце, зборныя каманды Расіі, Літвы, Малдовы.
         Спаборніцтвы маюць на мэце выяўленне і падтрымку таленавітай спартыўнай моладзі, прапаганду дасягненняў навучэнцаў у галіне авіямадэльнага спорту, выяўленне спартыўнага рэзерву для магчымага ўдзелу ў міжнародных спаборніцтвах.
         Адкрыццё спаборніцтваў 6 лютага ў 10.00.
Тэл. 263-99-80
 
         22 лютага ў сярэдняй школе № 4 г. Мінска адбудзецца рэспубліканскі семінар ”Выкарыстанне інфармацыйна-камп’ютэрных тэхналогій на ўроках музыкі і факультатыўных занятках музычнай накіраванасці“.
Тэл. 222-65-31
 
         22-24 лютага ў г.Маладзечна Мінскай вобласці будуць праходзіць рэспубліканскія спаборніцтвы “Алімпійскія надзеі Беларусі” па зімовым мнагаборстве “Здароўе” Дзяржаўнага фізкультурна-аздараўленчага комплекса Рэспублікі Беларусь сярод навучэнцаў сельскіх агульнаадукацыйных устаноў.
Тэл. 203-71-10
 
         22-27 лютага Рэспубліканскі экалагічны цэнтр дзяцей і юнацтва праводзіць Тыдзень кветкаводства (інавацыйны праект “Сад мары”).
         Тыдзень праводзіцца з мэтай пашырэння ведаў у галіне садова-паркавага будаўніцтва і фарміравання навыкаў па праектаванні кветнікаў.
         Тэл. 263-51-78
 
         З 23 лютага па 1 сакавіка ў Мінску пройдуць спаборніцтвы па валейболе (фінальныя спаборніцтвы, жанчыны, група “Б”) у рамках рэспубліканскай універсіяды.
Тэл. 203-48-53
 
         24-26 лютага будуць праходзіць рэспубліканскія спаборніцтвы “Алімпійскія надзеі Беларусі” па зімовым мнагаборстве “Здароўе” Дзяржаўнага фізкультурна-аздараўленчага комплекса Рэспублікі Беларусь сярод навучэнцаў гарадскіх агульнаадукацыйных устаноў.
Тэл. 203-71-10
 
         24-26 лютага ў Мінску пройдуць спаборніцтвы па таэквандо (мужчыны, жанчыны) у рамках рэспубліканскай універсіяды.
Тэл. 203-48-53
 
         25-26 лютага ў Рэспубліканскім экалагічным цэнтры дзяцей і юнацтва праводзіцца ХХІ рэспубліканскі конкурс навуковых эколага-біялагічных работ навучэнцаў агульнаадукацыйных устаноў і ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання.
Конкурс праводзіцца з мэтай выяўлення і падтрымкі адораных і найбольш здольных да правядзення навукова-даследчых работ навучэнцаў агульнаадукацыйных устаноў і ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання.
         Будзе сфарміравана каманда школьнікаў Рэспублікі Беларусь для ўдзелу ў міжнародных конкурсах і алімпіядах.
         Тэл. 267-61-65
 
         25-26 лютага ў Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі пройдзе рэспубліканскі семінар-практыкум “Духоўна-маральнае выхаванне асобы сродкамі тэатральнага мастацтва” для кіраўнікоў тэатральных аб’яднанняў устаноў пазашкольнага выхавання і навучання.
Мэта семінара – актывізацыя дзейнасці па духоўна-маральным выхаванні асобы сродкамі тэатральнай творчасці.
Тэл. 227 86 61
 
         25-27 лютага на базе Рэспубліканскага цэнтра алімпійскай падрыхтоўкі па зімовых відах спорту “Раўбічы” пройдуць рэспубліканскія спаборніцтвы па біятлоне (мужчыны, жанчыны)у рамках рэспубліканскай універсіяды, а таксама спаборніцтвы па біятлоне (юнакі, дзяўчаты 1995-1996 гадоў нараджэння) у рамках рэспубліканскай спартакіяды школьнікаў.
Тэл. 203-48-53
 
         У лютым у абласных цэнтрах пазашкольнай работы праводзіцца III рэспубліканскі конкурс адукацыйных праграм тэатральных аб’яднанняў устаноў пазашкольнага выхавання і навучання (II этап), у якім прымуць удзел педагагічныя работнікі (педагагічныя калектывы) устаноў пазашкольнага выхавання і навучання, якія распрацавалі адукацыйныя праграмы тэатральных аб’яднанняў: тэатр, тэатр пантамімы, тэатр пластыкі, тэатр лялек, цыркавы калектыў, літаратурна-творчае аб’яднанне і інш.
Конкурс праводзіцца з мэтай стварэння адукацыйных праграм новага пакалення для ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання; удасканалення якасці і абнаўлення зместу праграмна-метадычнага забеспячэння адукацыйнага працэсу ва ўстановах пазашкольнага выхавання і навучання; рэалізацыі творчых здольнасцей педагагічных работнікаў; выяўлення і прапаганды лепшага педагагічнага вопыту кіраўнікоў дзіцячых і маладзёжных тэатральных аб’яднанняў; фарміравання банка адукацыйных праграм.
Плануецца выданне зборніка лепшых адукацыйных праграм тэатральнага аб’яднання для ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання.
Тэл. 227 86 61
 
         25-28 лютага ў Магілёве адбудзецца першынство Рэспублікі Беларусь па лыжным арыентаванні.
         Тэл. 262-54-20
 
         У лютым ў рэгіёнах рэспублікі праводзіцца II рэспубліканскі конкурс сацыяльных праектаў “Мая сям'я – мой гонар”, прысвечаны 65-годдзю Перамогі ў Вялікай Айчыннай вайне (I этап), у якім прымаюць удзел выхаванцы ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання.
         Конкурс праводзіцца з мэтай рэалізацыі сацыяльнага партнёрства ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання і сям’і праз выхаванне ў дзяцей і падлеткаў грамадзянска-патрыятычных пачуццяў, беражлівых адносін да гістарычных і духоўных каштоўнасцей, пераемнасці пакаленняў.
         Лепшыя матэрыялы конкурсу будуць апублікаваны ў часопісе “Псіхолаг”.
         Тэл. 200 12 60
 
         У лютым у вышэйшых навучальных установах рэспублікі пройдзе рэспубліканскі конкурс мастацкай творчасці студэнтаў вышэйшых навучальных устаноў “Арт-вакацыі”, прысвечаны 65-годдзю Перамогі ў Вялікай Айчыннай вайне (I этап).
         Дэвіз конкурсу: ”Свяшчэнны агонь Вялікай Перамогі яднае моладзь Беларусі!“.
У конкурсе ўдзельнічаюць студэнты дзённай формы навучання, творчыя калектывы і індывідуальныя выканаўцы па напрамках аматарскай мастацкай творчасці: інструментальная, вакальна-харавая, фальклорна-этнаграфічная, харэаграфічная, тэатральная, літаратурная творчасць.
Тэл. 226 53 76
 
 
                У лютым у вышэйшых навучальных установах рэспублікі праводзіцца рэспубліканскі конкурс літаратурнай творчасці студэнтаў вышэйшых навучальных устаноў “Аўтограф”, прысвечаны 65-годдзю Перамогі ў Вялікай Айчыннай вайне (I этап).
         Дэвіз конкурсу: ”Свяшчэнны агонь Вялікай Перамогі яднае моладзь Беларусі!“.
У конкурсе прымуць удзел студэнты вышэйшых навучальных устаноў – асобныя аўтары і аўтарскія калектывы творчых аб’яднанняў, літаратурных гурткоў, студый.
Мэта конкурсу – удасканальванне работы па фарміраванні духоўна-маральных каштоўнасцей студэнцкай моладзі; умацаванне традыцый пераемнасці пакаленняў і грамадска-патрыятычнага выхавання моладзі; актывізацыя працэсу мастацка-творчай дзейнасці ў вышэйшых навучальных установах; стварэнне аптымальных умоў для развіцця творчага патэнцыялу і самарэалізацыі таленавітай студэнцкай моладзі.
Плануецца выданне зборніка літаратурнай творчасці студэнтаў вышэйшых навучальных устаноў “Зорка Перамогі”.
Конкурсныя работы пераможцаў будуць апублікаваны ў сродках масавай інфармацыі – газетах “Настаўніцкая газета” і “Знамя юности”.
Тэл. 226 53 76
 
         26-28 лютага на базе Мінскага абласнога ліцэя будзе праходзіць XIV рэспубліканская канферэнцыя вучняў па матэматыцы, фізіцы, астраноміі, інфарматыцы, хіміі, біялогіі.
Тэл. 200-98-39
 
         У лютым у вышэйшых навучальных установах рэспублікі пройдзе рэспубліканскі конкурс сучаснай лічбавай творчасці “Арт-партал” (I этап).
         Дэвіз конкурсу: ”Свяшчэнны агонь Вялікай Перамогі яднае моладзь Беларусі!“.
У конкурсе прымаюць удзел творчыя калектывы і індывідуальныя аўтары з ліку студэнтаў устаноў адукацыі па намінацыях: прэзентацыі, відэафільмы, відэакліпы, мультымедыйны матэрыял, фотакалаж, фотаработа, відэаработа.
Мэта конкурсу – актывізацыя работы па грамадзянска-патрыятычным выхаванні праз выкарыстанне сродкаў сучасных інфармацыйных тэхналогій; самарэалізацыя студэнцкай моладзі праз развіццё і прапаганду напрамкаў сучаснай лічбавай творчасці.
Тэл. 226 53 76
 
         У лютым у прафесійна-тэхнічных навучальных установах рэспублікі пройдзе рэспубліканскі конкурс мастацка-публіцыстычных праграм ”Праф-бум“ навучэнцаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне прафесійна-тэхнічнай адукацыі, прысвечаны 70-годдзю стварэння сістэмы прафесійна-тэхнічнай адукацыі Рэспублікі Беларусь (I этап).
Удзельнічаюць творчыя калектывы, асобныя навучэнцы ўстаноў, якія забяспечваюць атрыманне прафесійна-тэхнічнай адукацыі, у намінацыях: мастацка-публіцыстычная праграма (тэма-дэвіз – ”Выбіраем прафесію – выбіраем будучыню“), аўтарскі літаратурны/вакальны твор ”Гімн прафесіі“, стэнд-плакат ”Імкнемся вучыцца, ведаць, умець“.
Мэта конкурсу – павышэнне прэстыжу рабочых спецыяльнасцей і фарміраванне пазітыўнага вобразу будучай прафесіі сродкамі сучасных інфармацыйных і сацыякультурных тэхналогій; стымуляванне сацыяльнай актыўнасці навучэнскай моладзі ў працэсе мастацка-творчай дзейнасці; распаўсюджванне інавацыйнага вопыту арганізацыі вольнага часу моладзі.
Будзе падрыхтаваны зборнік метадычных, сцэнарных і відэаматэрыялаў ”Культурна-дасугавая дзейнасць як умова развіцця сацыяльнай актыўнасці асобы“ ў дапамогу спецыялістам, якія забяспечваюць арганізацыю сацыякультурнай дзейнасці ва ўстановах прафесійна-тэхнічнай адукацыі.
Тэл. 226 53 76
 
         27 лютага Рэспубліканскі экалагічны цэнтр дзяцей і юнацтва праводзіць свята “Масленіца” для навучэнцаў Цэнтра.
         Тэл. 267-61-65
 
 
Інфармацыя УА “Рэспубліканскі інстытут прафесійнай адукацыі”
аб мерапрыемствах, якія адбудуцца ў лютым 2010 года
Назва мерапрыемства
Тэрмін правядзен
ня
Месца
правядзення
Статус
Асноўная праблематыка
Курсы павышэння кваліфікацыі
Курсы базавыя для кіраўнікоў і спецыялістаў сістэмы ПТА і ССА
"Праектаванне і арганізацыя вытворчага навучання” (выкладчык, майстар вытворчага навучання ВЦ і ВВК)
08.02-19.02
УА РІПА
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі
"Сучасныя падыходы да методыкі выкладання агульнаадукацыйных прадметаў"
(выкладчык агульнаадукацыйных дысцыплін) - матэматыка, фізіка
08.02-19.02
УА РІПА
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі
“Арганізацыя метадычнай работы ва ўстановах адукацыі”
(намеснік дырэктара па метадычнай рабоце, метадыст)
22.02-05.03
УА РІПА
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі
"Арганізацыя работы інтэрнатаў і вучэбных карпусоў у сучасных умовах"
(загадчык інтэрната, вучэбнага корпуса)
22.02-05.03
УА РІПА
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі
“Актуальныя праблемы бухгалтарскага ўліку ва ўстановах адукацыі”
(галоўны бухгалтар, намеснік галоўнага бухгалтара, бухгалтар)
22.02-05.03
УА РІПА
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі
Курсы павышэння кваліфікацыі
Курсы мэтавыя для кіраўнікоў і спецыялістаў сістэмы ПТА і ССА
"Праектаванне зместу вучэбных праграм дысцыплін і практык для ўстаноў ССА"
(выкладчык агульнапрафесійных і спецыяльных дысцыплін, метадыст)
08.02-19.02
УА РІПА
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі
"Трэнінгавыя тэхналогіі ў рабоце практычнага псіхолага"
(педагог-псіхолаг, сацыяльны педагог)
08.02-19.02
УА РІПА
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі
“Распрацоўка электронных вучэбных курсаў у асяроддзе CourseLab”
(выкладчык, метадыст, майстар вытворчага навучання)
22.02-05.03
УА РІПА
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі
“Комплекснае метадычнае забеспячэнне выхаваўчага працэсу ва ўстановах адукацы”
(намеснік дырэктара па выхаваўчай, вучэбна- выхаваўчай рабоце, кіраўнік аддзела па выхаваўчай работе з моладдзю, метадыст)
22.02-05.03
УА РІПА
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі
Семінары
Стварэнне і развіццё інавацыйнага адукацыйнага асяроддзя на аснове інфармацыйных камп’ютэрных тэхналогій ва ўстановах, якія завяспечваюць атрыманне сярэдняй спецыяльнай адукацыі
18
лютага
2010 г.
Філіял “Індустрыяльна-педагагічны калледж” УА РІПА
220104 г. Мінск вул. Матусевіча24,
тэл. (017) 255 51 43
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі
Рэспубліканскі конкурс
Web-праектаў навучэнцаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне сярэдняй спецыяльнай і прафесійна-тэхнічнай адукацыі, на тэму “Сайт групы”
студзень-май
2010 г.
УА РІПА
220004,
г. Мінск, вул. К. Лібкнехта, 32
тэл. (017)
226 46 07
Рэспублі
канскі
Павышэнне кваліфікацыі
29 января 2010
Книга «География. Термины и понятия. Словарь для учащихся и абитуриентов»
Учреждения образования, заинтересованные в пополнении своих библиотечных фондов, могут до 01 марта 2010 года направить в сектор маркетинга УП «Народная асвета» (тел./факс 203-89-25 или marketing@narasveta.by) заказ на данную книгу, для учащихся общеобразовательных учреждений и абитуриентов.
Словарь составлен в соответствии с учебными программами и учебными пособиями по географии для общеобразовательных учреждений, содержит основные термины и понятия по физической, социально-экономической географии, картографии и краеведении, а также разнообразные фактические сведения о населении, природе и хозяйстве Беларуси. Каждому термину дается научное толкование. 
Словарь можно будет использовать при подготовке к централизованному тестированию.
26 января 2010
О проведении научно-практического семинара
Для участия в работе семинара приглашаются специалисты управлений образования облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома, методисты областных и Минского городского Институтов развития образования, руководители специальных общеобразовательных и вспомогательных школ (школ-интернатов), центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, ответственные за подготовку региональных и республиканского этапов конкурса (20 человек от каждой области и г. Минска)..
Начало семинара в 10.00 по адресу:220040 г.Минск, ул.Некрасова, 20.
20 января 2010
Республиканские соревнования по ката шотокан каратэ-до «Матушка-зима Тополино».
Соревнования проводятся Белорусской федерацией шотокан каратэ-до на базе Республиканского центра шотокан каратэ-до «Ирбис-БНТУ» (ул. Б.Хмельницкого, 9).
 
Регистрация участников производится 24 января 2010 года, в воскресенье с 9.00 до 10.00 часов (или заранее) только для команд, своевременно приславших предварительные заявки. Предварительную заявку необходимо предоставить не позднее 19.00 часов 22 января, в четверг (или заранее) по e-mail: bfsk@mail.ru либо (в исключительном случае) передать по телефону
8 (029) 384-63-13 (С.В. Смолеров).
 

Дополнительную информацию о правилах проведения соревнований и условиях участия, стандартные формы официальной именной и предварительной заявочных форм можно получить по e-mail: bfsk@mail.ru илипо телефону: 8 (029) 384-63-13 (С.В. Смолеров).

19 января 2010
ПРЕЗИДЕНТ ОТКРЫВАЕТ СТУДЕНЧЕСКУЮ ДЕРЕВНЮ
В соответствии с планом развития комплекса “Студенческая деревня” запланировано строительство 8 общежитий, сегодня одно из них на 1030 мест и будет открыто. В дальнейшем планируется строительство 3 общежитий на 945 мест, 3 на 1025 мест и 1 на 1800 мест для аспирантов.
В день торжественного открытия первого общежития комплекса ”Студенческая деревня“ в г. Минске студенты пригласили на новоселье, которое пройдет в форме студенческого капустника, Главу государства.
         В новое общежитие заселено 500 студентов юридического факультета и 500 студентов факультета международных отношений. На каждом этаже имеется учебный кабинет для самоподготовки студентов, оборудованный современной компьютерной техникой. Все подобные кабинеты в общежитии соединены локальной сетью.
Здание оборудовано тренажерными залами и комнатами отдыха. Тип общежития – блочный. Каждый блок оборудован отдельной кухней.
Кроме того, на территории комплекса будут построены многофункциональный культурно-развлекательный центр, гостиница на 150 мест, подземная автостоянка на 300 машиномест, отделения банка, пункта бытового обслуживания, поликлиники, физкультурно-оздоровительного комплекса, хозяйственного блока, студенческого амфитеатра и некоторых спортивных объектов.
         В настоящее время начаты подготовительные работы по строительству общежития №9 и выполнен монолит фундаментов общежития №10. В 1 квартале 2010 года планируется начало строительства остальных 5 общежитий комплекса.
         Закладка памятного камня на месте строительства комплекса ”Студенческая деревня“ в г.Минске производилась 15 августа 2008 года.
18 января 2010
Визит в г. Минск руководителя Директората Совета Европы (СЕ) по вопросам молодежи и спорта Р.-Р. Вайнгертнера.
В ходе визита представители Совета Европы планируют обсудить следующие вопросы:
         1. Изучение возможностей сотрудничества между Советом Европы и Республикой Беларусь в молодежной сфере, в частности реализация документа ”Повестка 2020: ориентиры для молодежной политики в следующем десятилетии“ и подключение Республики Беларусь к Частичному соглашению по молодежной карте.
         2. Общие подходы в отношении программы ЕС ”Восточное партнерство“ (сотрудничество Республики Беларусь в рамках платформы № 4 ”Контакты между людьми“) по следующим направлениям: молодежные обмены, волонтерская служба; обучение; создание сетей молодежных работников и организаций.
Планируется, что в ходе визита члены делегации встретятся с представителями Министерства образования Республики Беларусь, Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, государственных структур по работе с молодежью, молодежных и детских общественных объединений. Членам делегации будет предоставлена возможность ознакомиться с ходом реализации государственной молодежной политики в республике, работой в этом направлении центральных и местных органов государственного управления, молодежных организаций.
04 января 2010
Информация о проведении V республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» в 2010 году

Информация о проведении конкурса размещена на сайте Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь