На главную/Архив новостей
201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003
СентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьИюньАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрь
25 сентября 2008
ТУРИСТСКИЙ СЛЕТ СТУДЕНТОВ

Республиканский туристский слет студентов проводится с целью:

  • активизации туристской деятельности студентов;
  • пропаганды туризма как одного из действенных средств нравственного, патриотического и физического воспитания.
  • обмена опытом работы, совершенствования организации и проведения массовых туристских мероприятий;
  • укрепления дружественных связей между туристами высших учебных заведений.

Организаторами слета являются Министерство образования Республики Беларусь и учреждение образования «Республиканский центр туризма и краеведения учащейся молодежи», которое осуществляет организационно-методическое руководство подготовки и проведения слета.

В Х-м республиканский туристский слет студентов высших учебных заведений примут участие команды 26 вузов страны.

Программа слета:

23 сентября 2008 г.

До 16.00 - заезд команд, размещение

18.00 - торжественное открытие слета

19.00 - заседание Главной судейской коллегии с представителями команд

21.00 - старт соревнований ночного ориентирования (первый этап соревнований на длинной дистанции)

24 сентября 10.00 - старт соревнований на короткой дистанции.

17.00 - конкурс «Представление команд»

20.00 - заседание ГСК с представителями команд


25 сентября

10.00 - старт соревнований на длинной дистанции

15.00 - конкурс газет «Будни слета»

18.00 - конкурс «Туристская песня»


26 сентября

10.00 - торжественное закрытие слета, награждение победителей и призеров

12.00 - отъезд команд

Первый республиканский туристский слет студентов проводился в мае 1999 года на территории спортивного комплекса «Раубичи» Минского района. В слете приняло участие 14 команд.
Постоянными участниками слета являются (участвовали во всех слетах):

  • Белорусский государственный университет физической культуры;
  • Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники;
  • Минский государственный лингвинистический университет;
  • Белорусский государственный университет;
  • Белорусский государственный экономический университет;
  • Брестский государственный университет им. Пушкина.
18 сентября 2008
Об организации работы факультативов в школе

Общее количество часов на факультативные занятия по образовательному учреждению при наличии в параллели одного класса составляет 91 час. При этом в 1 классе выделяется 6 часов на факультативы, а в 11классе – 12. Данное количество часов распределяется руководителем общеобразовательного учреждения на проведение факультативных занятий в соответствии с поданными заявлениями законных представителей учащихся. Например, факультативные занятия могут быть распределены как на один предмет, так и на несколько. Все зависит от желания учащихся и их родителей.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 октября 2002 г. №1376 “Об утверждении перечня платных услуг, оказываемых государственными учреждениями образования” общеобразовательные учреждения могут оказывать дополнительные платные услуги учащимся сверх учебных часов, установленных типовым учебным планом. Перечень платных услуг, оказываемых государственными учреждениями образования, утвержден вышеуказанным постановлением. Порядок оказания платных услуг определяет руководитель общеобразовательного учреждения. Платные услуги оказываются на основе заключения договора между родителями и администрацией учреждения образования.

Проведение занятий по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности”.

Курс “Основы безопасности жизнедеятельности” изучается всеми учащимися 2-9-х классов за счет часов, выделяемых на проведение факультативных занятий, или часов организационно-воспитательной работы. Важность курса определяется его содержанием, которое призвано обеспечить системное информирование учащихся о существующих в реальной жизни опасностях, направлено на приобретение знаний о конкретных правилах поведения в ситуациях, опасных для физического, психического и духовно-нравственного здоровья, а также умений и навыков их предотвращения, доступных возрастным возможностям детей и подростков.

Занятия по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности” проводятся для учащихся 2-9 классов в следующем объеме: для учащихся 2-7 классов – 18 часов в год, для учащихся 8-9 классов – 26 часов в год.

Таким образом, общеобразовательное учреждение определяет за счет каких часов данный курс проводить: выделенных на организационно-воспитательную работу или как факультативные занятия.

Организация работы общеобразовательных учреждений в режиме пятидневной учебной и шестидневной школьной недели.

Все типы общеобразовательных учреждений работают в режиме пятидневной учебной недели. В режиме шестидневной учебной недели образовательный процесс осуществляется только для 82089 (76%) учащихся 9' и 44836 (78%) учащихся 11' классов. В шестой школьный день 39 процентов учащихся 9, 9', 11, 11' классов посещают факультативные занятия.

В каждом общеобразовательном учреждении в шестой школьный день организована физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая и иная воспитательная работа.

Об обеспеченности школ учебниками, учебными программами и планами, в том числе для переходных классов.

Во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 ”Об отдельных вопросах общего среднего образования“ и в связи с введением нового Единого типового учебного плана к 1 сентября 2008/2009 учебного года Министерством образования доработаны учебные программы по всем учебным предметам. Для 1-11 классов учреждений образования республики издана 51 учебная программа тиражом 119 400 экземпляров, в том числе для начальной школы – 4, для базовой и средней школы – 24, для специальной общеобразовательной школы – 23 учебные программы.

Особое внимание при подготовке к учебному году было уделено переходным программам для 9', 11' классов, а также программам по новым учебным предметам, введенным с 2008/2009 учебного года: ”Обществоведение“ для 9-11 классов, ”Черчение“ для 9 класса.

Подготовлено и издано календарно-тематическое планирование по всем предметам учебного плана общеобразовательной школы, которое позволит оказать помощь педагогам в качественной организации образовательного процесса и нормировании домашних заданий учащихся.

Информация об особенностях преподавания каждого учебного предмета, календарно-тематическое планирование, отдельные главы учебников размещены на сайтах Министерства образования Республики Беларусь, Национального института образования, Академии последипломного образования.

К 2008/2009 учебному году для учреждений образования с 11-летним сроком обучения запланировано издание 128 наименований учебников и учебных пособий общим тиражом 4 841 410 экземпляров. В соответствии с графиками выпуска учебников и учебных пособий издано 99 наименований учебников и учебных пособий общим тиражом 3 133 187 экземпляров, что составляет 81,2 процента от общего количества учебников. В том числе для начальной школы – 31, для базовой и средней школы – 31, для специальной школы – 37 наименований учебников и учебных пособий.

Дополнительно изданы следующие учебные пособия: ”Физика“, 10 класс, авторы Жолнеревич И.И., Медведь И.Н., ”Химия“, 8 класс, авторы Шиманович И.Е. и др.,”Геометрия“, 8 класс, автор Шлыков В.В., ”Информатика“, 9 класс, автор Пупцев А.Е.,”Русская литература“, 11 класс, авторы Мищенчук Н.И. и др. В ноябре будет издано учебное пособие ”Черчение“ В.Н.Виноградова, 9 класс. В настоящее время рукопись данного пособия размещена на сайте Национального института образования, материалы из него печатаются на страницах ”Настаўніцкай газеты“.

В сентябре-декабре 2008 года готовится к выпуску 29 наименований учебников и учебных пособий, которые будут использоваться в образовательном процессе в основном во втором полугодии.

По информации органов управления образованием, общеобразовательные учреждения республики в целом в 2008/2009 учебном году обеспечены учебниками и учебными пособиями.

Скорректирован план выпуска учебников и учебных пособий для общеобразовательных учреждений на 2009/2010 учебный год (170 наименований учебников и учебных пособий). Издание учебной литературы в соответствии с данным планом позволит обеспечить в 2009/2010 учебном году учреждения образования республики необходимой учебной литературой для 11-летней школы.

16 сентября 2008
Ответ на вопрос
Начиная с V класса в общеобразовательных учреждениях по желанию учащихся может быть организовано изучение второго иностранного языка за счет факультативных занятий (без выставления отметок) с учетом максимально допустимой нагрузки на одного учащегося.

Руководствуясь постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.10.2002 № 1376 «Об утверждении перечня платных услуг, оказываемых государственными учреждениями образования», в общеобразовательном учреждении может быть организовано изучение второго иностранного языка на платной основе.
15 сентября 2008
Подарочное комплектное издание «Я – Гражданин Республики Беларусь»

Комбинированное комплектное издание «Я – гражданин Республики Беларусь» подготовлено и выпущено тиражом 100 тыс. экземпляров в конце 2007 года в рамках выполнения Президентской программы «Дети Беларуси» издательством «Пачатковая школа» по заказу и под руководством Министерства образования. Это один из крупнейших издательских проектов в Республике Беларуси за последнее десятилетие. Комплект состоит из книги и трех дисков и упакован в футляр. В настоящее время книга стала прекрасным и памятным подарком шестнадцатилетним юношам и девушкам при получении паспорта.

Для молодого человека шестнадцатилетний возраст – время становления собственного «Я», поиска жизненных ориентиров, выбора активной гражданской позиции. Очень важно четко представлять, в какой стране ты живешь, какими правами обладаешь, какие законы должен чтить, какие идеалы и ценности свято беречь.

Книга «Я – гражданин Республики Беларусь» представляет собой красочно оформленный альбом о нашей прекрасной Родине. Знакомство с ним несомненно вызовет чувство гордости за свою страну и укрепит любовь к Беларуси. Над созданием комплекта работали профессиональные юристы, социологи, журналисты, писатели. Среди них экс-председатель Конституционного Суда Г. А. Василевич, доктор политических наук профессор В. А. Мельник, доктор педагогических наук профессор В. В. Буткевич, доктор социологических наук профессор В. В. Бущик, кандидат социологических наук Г. Ф. Бедулина, журналист и редактор Н. Г. Ванина.

Издание в доступной для 16-летних читателей форме знакомит их с правовыми основами государства – Конституцией Республики Беларусь. Книга состоит из семи глав, текст которых дополнен фотоснимками и иллюстрациями, а также афоризмами, цитатами, высказываниями знаменитых людей, стихами и отрывками поэтических произведений. Художественный образ книги особенно выразителен благодаря использованию стилевых особенностей оформления паспорта гражданина Республики Беларусь. Высокий эмоциональный настрой рождают у читателя строки специально написанного для книги стихотворения поэтомНаумом Гальперовичем:

Я родным краем ганаруся
І ведаю – я не адзін.
Я грамадзянін Беларусі,
Зямлі сваёй адданы сын.
Усе, што тут, -- маё па праву,
Свой лёс з Айчынаю дзялю.
Я нашу родную дзяржаву
Як маці мілую люблю.
І пашпарт беражна трымаю
Як пропуск у шчаслівы дзень.
І над маім жыццём лунае
Надзеі радасны прамень.

В комплект «Я – гражданин Республики Беларусь» входят три электронных приложения: «Я и Закон», «Музыкальные шедевры Беларуси», «Художественные и архитектурные шедевры Беларуси».

Электронный диск «Я и закон» включает Конституцию Республики Беларусь, кодексы и законы Республики Беларусь, указы Президента Республики Беларусь, постановления Правительства, правовые акты республиканских органов государственного управления, определяющие права несовершеннолетних в гражданско-правовой и трудовой сферах, права молодежи в Республике Беларусь, международные правовые акты – Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию о правах ребенка и др.

С помощью электронного диска «Музыкальные шедевры Беларуси» можно ознакомиться с двадцатью тремя музыкальными фрагментами – народными белорусскими песнями, классическими и современными произведениями белорусских композиторов, входящими в сокровищницу музыкального искусства Беларуси.

На электронном диске «Художественные и архитектурные шедевры Беларуси» представлен широкий спектр произведений искусства Беларуси IX – ХХI столетия. Картины и иконы, костелы и церкви, замки и башни – иллюстрации и описания представлены на электронном носителе.

Торжественное вручение молодым людям подарочного комплекта «Я – гражданин Республики Беларусь» во время получения паспорта, посвященное дню Конституции и Дню Независимости состоялось во всех областях и районах страны с участием руководителей исполнительной и распорядительной власти.

03 сентября 2008
Пресс-релиз

В гражданско-патриотической смене принимают участие 360 воспитанников специализированных кадетских учебных заведений и учащихся кадетских классов Республики Беларусь и Российской Федерации.

Программа смены включает проведение диспутов, деловых игр, военно-спортивных эстафет, конкурсов, встреч с ветеранами Великой отечественной войны и Вооруженных сил, представителями дипломатического корпуса Российской Федерации в Республике Беларусь и Министерства обороны Республики Беларусь и др. Участники смены побывают в ландшафтном заказнике «Голубые озера», познакомятся с природой и достопримечательностями Нарочанского края, посетят мемориальный комплекс «Линия Сталина» и Национальную библиотеку, а также примут участие в посадке «Аллеи дружбы и единения Беларуси и России».

Торжественное открытие смены состоится 8 сентября 2008 года в 16.00 в НДОЛ «Зубренок» ( Мядельский район, Минская область).

В рамках смены 9 сентября 2008 года также пройдут мероприятия, посвященные Дню Союзного государства, в которых примут участие представители Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Постоянного комитета Союзного государства в г. Минске.

Программа
проведения открытия гражданско-патриотической смены для учащихся кадетских школ-интернатов Беларуси и России «За честь Отчизны» и мероприятий, посвященных Дню Союзного государства


8 сентября, понедельник


10.30 – 11.00 Прибытие в НДОЛ «Зубренок», размещение.
Завтрак

11.00 – 12.30 Презентация кадетских школ и военно-патриотических классов

13.00 – 14.00 Обед

14.00 - 16.00 Ознакомление с объектами Национального детского оздоровительного лагеря «Зубренок»

16.00 – 18.30 Торжественная церемония открытия гражданско-патриотической смены «За честь Отчизны».

19.00 Ужин.

20.00 Концерт звезд белорусской эстрады

9 сентября, вторник

8.30 – 9.00 Завтрак.

9.30 – 11.00 Презентация кадетских школ и военно-патриотических классов

11.00 – 12.30 Заседание «круглого стола» на тему: «Две страны – одна судьба».

13.00 – 14.00 Обед.

14.30 – 16.00 Мероприятия, посвященные Дню Союзного государства

18.00 – 18.30 Ужин.

03 сентября 2008
А.Радьков: «Образование должно стать качественным, доступным и мобильным»
Специалисты Министерства образования, Национального института образования, Академии последипломного образования разработали научно-методическую базу. Как считает Министр образования Беларуси, правовая основа для введения соответствующих изменений в средней школе разработана достаточно четко: универсальная базовая модель знаний будет предоставлена каждому школьнику, и теперь только от него самого зависит, какие знания и в каком количестве он захочет получать. Своим видением будущего развития системы общего среднего образования Александр РАДЬКОВ поделился в интервью журналу «Беларуская думка».

– Александр Михайлович, нынешнее лето для вашего ведомства выдалось как никогда жарким. Все ли вопросы уже решены, и не возникнет ли проблем с осуществлением изменений в системе общего среднего образования?
– Мы должны развивать систему образования с учетом тех наработок, которые велись в последнее десятилетие. Когда десять лет назад принималось решение о введении 12-летки, никто не мог себе представить, что учащийся первого класса будет знаком с Интернетом, что практически в каждой квартире будет стоять компьютер и что уже после окончания первого курса студенты будут нарасхват у IT-фирм. Это современные реалии. Ускоряющиеся темпы мирового развития приводят детей к ранней социализации и раннему взрослению, и с этим необходимо считаться при разработке и внедрении образовательных программ.
Безусловно, проблемы могут возникнуть, но мне кажется, что бояться их не стоит. Основа образовательного «айсберга», 11-летнее общее базовое образование, определена Декретом Главы государства. А если возникнут какие-либо вопросы – мы решим их по мере поступления.
Декрет определил основную задачу – обеспечить для всех граждан равные возможности получения общего среднего образования, отвечающего современным условиям социально-экономического развития страны. «Базовый» вариант получения общего образования утвержден, так что у большинства школьников уменьшится учебная нагрузка. Одаренные и талантливые учащиеся получат возможность наряду с общей программой изучать предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях. И при желании учащиеся могут реализовать эту возможность. Здесь многое зависит от учителя, поэтому приняты нормы по его материальному стимулированию.

– Произошли ли изменения в порядке обучения?
– Структура общего среднего образования теперь такова: первая ступень – 1–4-е классы (начальная школа); вторая ступень – 5–9-е классы (базовая школа – обязательная для всех учащихся); третья ступень – 10–11-е классы (законченное среднее образование). Соответственно, сроки обучения на ступенях общего среднего образования установлены следующие: на I ступени – 4 года; на II ступени – 5 лет; на III ступени – 2 года; в вечерних школах, классах, учебно-консультационных пунктах – 3 года.
Свидетельство о базовом образовании учащийся будет получать после сдачи экзаменов за 9-й класс. Юношам и девушкам, которые захотят продолжить обучение в школе, предстоит учиться и сдать экзамены за курс общеобразовательной средней школы после 11-го класса.
Учебный год продлится с 1 сентября по 1 июня, а летние каникулы будут начинаться 1 июня на всех ступенях обучения. При этом обучение в школах и гимназиях Беларуси будет осуществляться только по четвертям. Система триместров, которая ранее практиковалась в некоторых учреждениях образования, отменяется. Первая четверть будет длиться с 1 сентября по 25 октября, вторая – с 3 ноября по 24 декабря, третья – с 8 января по 27 марта, четвертая – с 6 апреля по 29 мая.

– Останутся ли шестидневная школьная и пятидневная учебная недели?
– Да. Во всех классах учебные занятия будут проходить пять дней в неделю. Причем единая обязательная программа предполагает проведение 5–6 уроков в день.
Уже пересмотрено содержание учебных программ по каждому предмету. Произошло существенное снижение учебной нагрузки на учащихся. В Декрете особо выделен пункт о шестом школьном дне. Учебных занятий в этот день не будет. Ученики будут заниматься в кружках, спортивных секциях, участвовать в спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятиях, будет организовано трудовое обучение, в том числе учебные занятия на учебно-производственных объектах.
В 9 –11-х классах в шестой школьный день могут проводиться факультативные занятия. На них учащиеся, с учетом мнения их родителей, исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья, могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне в пределах установленного типовым учебным планом количества учебных часов. В общеобразовательных учреждениях могут проводиться факультативные занятия естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности.

– Факультативные занятия будут проводиться только в будние дни или могут проводиться и в субботу?
– Мы планируем, что факультативы школьник будет посещать в будние дни до начала либо после завершения уроков. Причем для учащихся в школах, гимназиях и лицеях они будут бесплатными. А вот учителям часы факультативов будут оплачиваться. Минимальной нормой для проведения факультативных занятий в сельских школах будет 3 человека, в городских – 5.
В целом же считаю, что введение в школах Беларуси базового уровня обучения по единым программам поможет учителю и учащемуся найти компромисс в образовательном процессе. Родители часто упрекали школу за то, что программы сложные, перегружены и дети не могут их осилить. По сути, программ трудных не бывает. Есть сложное преподавание по ним, когда нет оптимального отбора материала, нет обратной связи с учеником. Теперь же поурочная программа будет доступной для всех. А факультативные занятия удовлетворят интересы и учтут склонности ученика.
Традиционно на любом уроке учитель работал и будет работать с учетом дифференциации учащихся: кому-то программа дается легко, кому-то несколько сложнее учиться. Ведь все дети, даже одного возраста, очень разные по темпераменту, характеру, способностям к усвоению нового материала, а учитель обязан найти подход к каждому ученику в классе. И если школьнику сложно усвоить знания базового уровня, например, по математике, то незачем его мучить сложными вычислениями. Может быть, ему интересней писать сочинения или, например, изучать звезды. У каждого ребенка есть свой интерес в жизни, и задача родителей и учителя – раскрыть эти способности. Базовый уровень школьной программы рассчитан на среднестатистического школьника, а далее – и учащийся, и учитель могут выбрать форму получения знаний по тому или иному предмету и именно такую, которая подходит этому ученику.

– Сможет ли учитель оставить слабого ученика после уроков?
– А почему нет? На это отводятся стимулирующие занятия. А по желанию учащихся будет введена целая сеть факультативных занятий, о которых мы говорили выше.

– Александр Михайлович, 11-летнее образование предполагает наличие в стране гимназий и лицеев?
– В стране будут функционировать около 40 лицеев и 200 гимназий, которые в состоянии дать более глубокие знания самым талантливым и одаренным учащимся. Получившие лицензии на образовательную деятельность лицеи и гимназии соответствуют своему высокому статусу. В нынешнем году в эти учреждения образования были достаточно высокие конкурсы, которые говорят об их востребованности. Да и в следующем году конкурсы ожидаются не ниже.
Для таких учебных заведений вводятся единые типовые учебные планы, которые предусматривают изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне. В гимназиях и лицеях предусматриваются отдельные направления обучения на третьей ступени общего среднего образования – физико-математическое, химико-биологическое, филологическое и обществоведческое. Очень важно не повторить ошибок предыдущих лет, когда вновь образованные гимназии «изощрялись» в разного рода нововведениях, требованиях бог весть чего. У родителей создавалось впечатление, что их ребенок погряз по уши в этих повышенных требованиях. А если случалось, что их чадо пришло в гимназию с чьей-то помощью, то можно было вообще кричать караул: настолько загруженным, запуганным и угнетенным был бедный ребенок. Сейчас же углубленный и повышенный уровни изучения предметов и тут переносятся на факультативы. И конечно, выбор обучения в гимназии должен быть ответственным со стороны родителей и мотивированным со стороны ученика. Это очень деликатная тема. Сколько есть детей, которые «не потянули» нагрузки в таких гимназиях, а сейчас учатся в самых престижных вузах страны.
А вот гимназических и лицейских классов в общеобразовательных школах Беларуси не будет. Хотя, по сути, любой класс может работать в гимназическом или лицейском режиме. Для этого учащиеся должны проявить одинаковое желание по форме и существу использования факультативных часов.

– В связи с переходом на 9-летнее базовое и 11-летнее общее среднее образование коренные изменения коснулись учебных планов и программ. Каковы они?
– Сразу отмечу, что на сайтах Министерства образования, Национального института образования, Академии последипломного образования размещены все новые учебные программы по всем предметам 11-летней общеобразовательной средней школы.
К каждой из предметных программ разработаны пояснительные записки, в которых определены цели, задачи и особенности преподавания. Мы убрали излишества, усложненность и громоздкость программ обучения за счет упорядочения учебных предметов, укрупнения предметных областей и разгрузки программ от второстепенного материала. Во всех общеобразовательных школах будет введен единый типовой учебный план, который предусматривает изучение предметов на базовом уровне. Это очень важное решение.

– Не повлечет ли оно за собой еще большее распространение несанкционированного репетиторства?
– Наоборот, такое положение вещей должно создать преграду ему, потому что факультативные занятия по сути заменят репетиторство. Набираешь в группу три или пять человек – и работай, готовь своих подопечных к поступлению в вуз или развивай их повышенный интерес к изучаемому предмету.
Что касается типового плана, то в начальной школе изменится общее количество часов в неделю : 1-й класс – 18 часов, 2-й класс – 19 часов, 3-й класс – 21 час, 4-й класс – 21 час. Учащиеся начальной школы с этого года будут больше изучать белорусский и русский языки. Во втором классе на изучение белорусского языка в школах с русским языком обучения и русского языка в школах с белорусским языком обучения отводится 2 часа, тогда как ранее был выделен только один час.
В общеобразовательных школах произойдет снижение общего объема часов на изучение иностранного языка с 21 до 18 часов. Учащиеся начальных классов будут изучать иностранный язык, начиная с третьего класса – 2 часа в неделю. Если же ребенок поступит после окончания начальной школы в гимназию, то здесь ему будет предложено изучать иностранный язык по 4 часа в неделю.

– Не противоречит ли это тому, что мы стремимся дать ученику на выходе со школы знание одного из иностранных языков?
– Думаю, нет. В наших общеобразовательных учреждениях основными иностранными языками являются английский, немецкий, французский, испанский, китайский. Иностранный язык сейчас начинает изучаться в начальной школе. Давайте вспомним. В советской школе такого не было. Давайте брать во внимание и то, в каком мире мы живём. Побудительным мотивом изучения, например, английского языка стал Интернет. И давайте не забывать, что мы изучаем два восточнославянских языка. Как показывает практика, это облегчает усвоение других языков, не близко родственных. Предоставленных возможностей в школе для овладения иностранным языком предостаточно. Просто их надо и ученику, и учителю, и родителю умело использовать. Ну и конечно, в школе теоретический подход при изучении иностранных языков должен быть заменен на практический.
Кстати, начиная с 5-го класса в школах по желанию учащихся может быть организовано изучение второго иностранного языка за счет факультативных занятий без выставления отметок. Изучение курсов «Страноведение» и «Литература страны изучаемого языка» организуется также по желанию за счет факультативных занятий и также без выставления отметок с учетом максимально допустимой нагрузки на одного учащегося.
Однако вернемся к изменениям в типовом учебном плане. Предмет «Мая Радзіма – Беларусь» станет частью предмета «Человек и мир» и будет изучаться, как и ранее, в 4-м классе один раз в неделю.
В 1–4-х классах могут быть организованы факультативные занятия с детьми по различным предметам, но только по заявлениям родителей. На протяжении учебного года с учащимися 2–4-х классов также будут проводиться занятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Эти уроки пройдут за счет часов, отведенных на проведение организационно-воспитательной работы или факультативов. Они являются обязательными и проводятся во внеурочное время.
С 1 сентября 2008 года учащиеся 9–11-х классов начнут изучать «Обществоведение» вместо учебного курса «Человек. Общество. Государство», который ранее изучался в 7–12-х классах. Учащимся 9-го класса предстоит изучать новый учебный предмет «Черчение», который ознакомит с основами графической деятельности, поможет развить основы графической грамоты. Отмечу, что этот предмет необходим школьникам. Ранее, изучая «Черчение» в смежных курсах математики, физики, они не получали необходимых знаний. Школьникам предлагается также принять участие в таких увлекательных процессах, как судомоделирование, авиа- и автомоделирование, ракетомоделирование.
Курс «Мировая художественная культура» изучаться не будет, темы этой направленности будут изучаться на уроках по литературе, истории и других.

– Интересно, сколько средств затрачено на разработку новых учебных программ, планов, учебников?
– Бюджет Минобразования позволяет без дополнительных затрат создать новые учебные программы для перехода на 11-летнюю систему общего среднего образования. В текущем году расходная часть бюджета министерства повышена на 35%, в то время как в прошлом году увеличение было на 16%. В дальнейшем дополнительные средства выделят на оплату труда специалистов, которые будут создавать новые учебные программы. Минобразования имеет запас средств для книгоиздания в размере 13 млрд. рублей. Так что учебно-методическое обеспечение школ будет выполнено в полном объеме.

– Александр Михайлович, чего ждать выпускнику-2009?
– Сразу хочу отметить, двойного конкурса в вузы в 2009 году не будет. Объясню почему. Летом 2009 года 11-летнюю среднюю общеобразовательную школу закончат 106 тыс. 958 выпускников. В нынешнем году число юношей и девушек, получивших аттестаты о среднем образовании, достигло 89 тыс. 782 человека. Десять лет назад при переходе на 12-летнее обучение дети шести лет были разделены на два потока: одни из них должны были окончить школу через 11 лет, другие – через 12. Так вот, следующим летом эти дети одновременно закончат 11-летнюю общеобразовательную школу.
Для будущих выпускников уже подготовлены учебные программы, которые позволят им в нынешнем учебном году без проблем завершить обучение в средней школе, сдать летние экзамены и получить аттестат о среднем образовании. Кстати, для этой категории школьников учебные занятия могут быть организованы в режиме шестидневной учебной недели. В целом же наши специалисты разработали школьные учебные программы таким образом, чтобы оба потока к окончанию учебы подравнялись.

– Определено ли новыми документами, с какого возраста детям идти в школу?
– Обучение будет начинаться с 6 лет или позже. Если родители считают, что их ребенок еще не готов к школе, они могут оставить его еще на год в детском саду.
В любом случае учитель первого класса обязательно отведет время на переходный период от дошкольного детства к школьному, который можно назвать периодом адаптации. Ведь от того, как произойдет привыкание ребенка к школе, во многом зависят его здоровье, работоспособность, успешность в обучении, эмоциональное состояние в начальной школе и в последующие годы. Уроки в первом классе подразделяются на четыре вида: игра-анализ, урок-запоминание, урок-обследование и урок, на котором развиваются психомоторные способности детей (координация и соразмерность движений кисти руки, мелкая моторика пальцев, зрительно-моторная координация). В каждый урок включены игровые упражнения и задания, направленные на развитие у маленьких учеников коммуникативных способностей, этических норм поведения и нравственных эталонов.

– Не секрет, что качество образования существенно зависит от стимулирования труда учителя. Произойдут ли какие-то изменения в заработной плате педагогов?
– Качество образования напрямую зависит от учителя. Учитель выбирает методику, определяет тактику обучения. От его мастерства зависит успех ученика. В нашей стране работают творческие, преданные своему делу, высокопрофессиональные педагоги. Опыт, который они приобрели за время реформирования школы, колоссальный. Нужно было изучить горы литературы, сверить свои шаги, учитывая наработки коллег из разных стран, обогатиться научным знанием, освоить новые программы, технологии. Просто найти себя в океане методической литературы. Что говорить – это была хорошая школа. И труд учителя должен оплачиваться по заслугам. В этом плане предусмотрено, что с 1 января 2009 года педагогам будут повышены тарифные ставки (оклады). Молодым специалистам будут установлены ежемесячные доплаты. Руководителям таких учреждений и их заместителям по основной деятельности будут выплачиваться надбавки за квалификационные категории. В целом заработную плату учителям республики планируется повысить на 20–25%. Нагрузка на одну учительскую ставку составит 18 учебных часов в неделю. Декрет улучшит положение руководителей учебных заведений. Раньше учитель высшей категории при назначении его на должность директора школы переставал получать надбавку на свою категорию. Теперь эта проблема, как и многие другие, решена.

– Можно утверждать, что Декрет Президента Республики Беларусь «Об отдельных вопросах общего среднего образования» стал отправной точкой дальнейшего совершенствования среднего образования в нашей стране…
– Да, он позволил сконцентрироваться на главном – на повышении качества образования, его мобильности и доступности. Это взвешенное решение, которое будет полезно и для государства, и для каждой семьи. Министерство образования приняло все меры для успешной реализации Декрета, что позволит полностью обеспечить потребности любого гражданина Беларуси в образовательных услугах.

Беседовала Юлия ВАНИНА
02 сентября 2008
Об открытии Детского правового сайта

Целью Детского правового сайта является создание адаптированной интерактивной информационной среды, позволяющей детям получать необходимые систематизированные правовые знания о правомерном поведении, а также практические навыки разрешения конфликтных ситуаций правовыми средствами.

Сайт ориентирован в основном на детей среднего школьного возраста и широко использует игровые технологии. Предлагаемые игровые ситуации пошагово иллюстрируют юридические проблемы, с которыми сталкиваются дети в повседневной жизни, и пути их разрешения в рамках действующего правового поля.

С целью поиска необходимой информации по правовым вопросам ребенок может обратиться в «Библиотеку». Эта часть сайта содержит следующие тематические разделы:

  1. «Новости» (актуальная правовая и иная информация в сфере образования и воспитания);
  2. «Юридическая азбука» (определения и пояснения наиболее распространенных юридических терминов и понятий; афоризмы, пословицы и крылатые выражения о праве и нравственности; отрывки из произведений художественной литературы о праве; перечень литературы о праве и ряд других материалов);
  3. «Путешествие в прошлое» (рассказы по истории нашей Родины, об известных исторических деятелях);
  4. «Наше государство - Республика Беларусь» (информация о современном белорусском государстве, его структуре, государственных органах управления, национальной символике, выдающихся личностях Беларуси);
  5. «Белорусское государство и право в фотографиях, рисунках и песнях»;
  6. «Игры» (обучающие интерактивные игры, игровые ситуации).

Содержание сайта хорошо проиллюстрировано фотографиями, рисунками, аудио и видео информацией.

Детский правовой сайт с 23 августа 2008 года будет доступен в сети Интернет по адресу: http://mir.pravo.by.

В рамках национального финала отбора на чемпионат мира по киберспорту (WCG-2008), который состоится 23-24 августа 2008 года в г.Минске (торговый центр «Столица»), планируется проведение Национальным центром правовой информации тестирования Детского правового сайта. В рамках данного мероприятия каждый ребенок сможет одним из первых посетить Детский правовой сайт, а также высказать свои замечания и предложения по его оформлению и содержанию.

Министерство образования Республики Беларусь просит провести широкомасштабные кампании по информированию обучающихся и их родителей о работе сайта. Считаем необходимым организовать ознакомление с его материалами в каждом учебном заведении, а также широко использовать их при организации учебно-воспитательного процесса. Просим разместить информацию о работе сайта и адресе его расположения в ИНТЕРНЕТ на видных местах в каждом учреждении образования и в учебных аудиториях.

02 сентября 2008
Республиканская отраслевая спартакиада

В настоящее время благодаря согласованным действиям Министерства образования Республики Беларусь, республиканского отраслевого физкультурно-спортивного клуба ”Буревестник“, Белорусского профсоюза работников образования и науки основные усилия в совершенствовании физического воспитания сосредоточены на то, чтобы воспитать у каждого осознанное и ответственное отношение к своему здоровью, потребность в занятиях физической упражнениями и спортом, соблюдении норм здорового образа жизни.

Работа в этом направлении ведется на всех уровнях образования через реализацию учебных программ по здоровому образу жизни и физической культуре, а также организацию различных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий как с обучающимися, так и с работниками отрасли образования.

Республиканская отраслевая спартакиада работников образования и науки (далее – Спартакиада) является официальным комплексным спортивным соревнованием и проводится в соответствии с календарным планом республиканских и международных спортивных соревнований по видам спорта и мероприятий по подготовке к ним на 2008 год, утвержденным приказом Министерства спорта и туризма Республики Беларусь в целях:

  • реализации Государственной и ведомственных программ развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь;
  • повышения эффективности физического воспитания работников отрасли;
  • приобщения широких масс населения к здоровому образу жизни;
  • организации активного отдыха трудящихся и членов их семей, привлечения их к участию в массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях;
  • обмена опытом работы в области массовой физической культуры и спорта, сохранения спортивных традиций трудящихся;
  • выявления наиболее сильных команд и спортсменов отрасли.

Спартакиада проводится в 3 этапа:

  • I этап – соревнования по видам спорта в коллективах работников организаций и учреждений образования;
  • II этап – соревнования в районах, городах, регионах, областях;
  • III этап – финальные соревнования Спартакиады по видам спорта.

В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь, постановлением президиума Центрального комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки, календарным планом физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых и туристских мероприятий республиканского отраслевого физкультурно-спортивного клуба ”Буревестник“ в период со 2 по 5 сентября 2008 г. на базе Республиканского унитарного предприятия ”Олимпийский спортивный комплекс ”Стайки“ состоятся финальные соревнования республиканской отраслевой спартакиады работников образования и науки.

От каждой областной и г.Минска организаций, а также сборной команды высших учебных заведений г.Минска в соревнованиях принимает участие сборная команда в составе 37 спортсменов и 3 представителей (всего – 320 человек).

Спартакиада проводится по пяти видам спорта (волейбол, гиревой спорт, дартс, легкая атлетика, мини-футбол, плавание, теннис настольный) среди мужчин и женщин в двух возрастных группах – до 35 лет и старше 35 лет.

Представляется очевидным, что система образования Республики Беларусь призвана влиять на физическое развитие и состояние здоровья нации в целом, поэтому Министерство образования видит свою главную цель в формировании массового общественного сознания на придание приоритетного значения здорового образа жизни и его формирование средствами физической культуры и спорта.

Позитивные тенденции в организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с учащейся молодежью и работниками образования невозможны без дальнейшего закрепления и консолидации усилий всех заинтересованных.

В этой связи объявление Главой государства 2008 года Годом здоровья позволит не только сконцентрировать внимание на проблемах охраны здоровья детей, учащихся, студентов, в целом среди всех трудящихся, но и придать новый импульс развитию физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового движения.

02 сентября 2008
Республиканская неделя учреждений внешкольного воспитания и обучения

Цель проведения Недели – широкое привлечение детей и подростков страны к занятиям в кружках, студиях и других объединениях по интересам учреждений внешкольного воспитания и обучения, формирование положительного общественного мнения о роли и значимости внешкольных учреждений национальной системы образования.

В ходе проведения Недели в учреждениях внешкольного воспитания и обучения страны пройдут Дни открытых дверей, рекламно-информационные кампании и акции, выставки-ярмарки, конкурсно-игровые и концертные программы, выступления творческих коллективов, методические семинары и конференции, состоится чествование лучших руководителей объединений по интересам внешкольных учреждений. В рамках Недели будут также открыты объединения по интересам внешкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений в сельской местности, прежде всего, в агрогородках.

В прошлом учебном году в 29905 объединениях по интересам 366 учреждений внешкольного воспитания и обучения страны занималось более 384 тысяч детей и молодежи (почти каждый третий школьник). За последние 3 года открыто более 2 тысяч новых объединений учащихся по интересам, количество обучающихся во внешкольных учреждениях страны увеличилось за последние 5 лет на 40 тысяч человек.

Торжественное открытие Недели состоится 5 сентября 2008 года в г. Гомеле. В программе открытия Недели – демонстрация достижений учреждений внешкольного воспитания и обучения г.Гомеля и Гомельской области (выставки творческих работ, показательные выступления по туристско-прикладным и техническим видам спорта, инновации в эколого-биологической работе и др.), большая концертная программа, посещение учреждений г.Гомеле и г.Речице.

02 сентября 2008
ПРЭС – БЮЛЕТЭНЬ

МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ
РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ

ПРЭС-ЦЭНТР

вул. Савецкая, 9
220010, Мінск,
тэл. 222-42-43, факс (017) 220-84-83
E-mail:ivchenkov@minedu.unibel.by

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПРЕСС-ЦЕНТР

ул. Советская, 9
220010, Минск
тел. 222-42-43, факс (017) 220-84-83
E-mail: konchits@minedu.unibel.by


Белтэлерадыёкампанія
Рэдакцыі газет
Інфармацыйныя агенцтвы
Прэс-цэнтры

5 верасня ў г. Гомелі адбудзецца ўрачыстае адкрыццё Тыдня ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання.

З 5 па 12 верасня Тыдзень устаноў пазашкольнага выхавання і навучання будзе праходзіць ў Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі (дні адчыненых дзвярэй, выступленні творчых калектываў цэнтра, рэкламная кампанія), у Рэспубліканскім экалагічным цэнтры дзяцей і юнацтва ( тэатралізаванае прадстаўленне “Экалогія – свет маёй мары”, выстава жывёл, наведванне саду пахаў “Тайны араматаў”, дэгустацыя садавін, гульнёвыя пляцоўкі, конкурсы, віктарыны, падарожжа ў краіну “Юнатыя” (экскурсія па Цэнтры, экалагічныя прагулкі па вучэбным эколага-біёлагічным комплексе, экалагічныя практыкумы), экалагічная гульня “Партфель эколага”, свята “У асяроддзі сяброў”, выступленне тэатра-студыі “Экастоп”).
Тэл. 227-12-06, 267-87-28

5-12 верасня ў галерэі “Прырода і творчасць” Рэспубліканскага экалагічнага цэнтра дзяцей і юнацтва будзе экспанавацца выстава “Дары юнацкага лета”.
Тэл. 267-87-28

У верасні Нацыянальны цэнтр мастацкай творчасці дзяцей і моладзі плануе правесці семінар-нараду арганізатараў абласных і Мінскага гарадскога этапаў Рэспубліканскага конкурсу “АРТ-вакацыі”.
Тэл. 227-12-06

7 верасня ў г. Барысаве адбудзецца урачыстае адкрыццё Дня беларускага пісьменства.
Актыўны ўдзел у свяце прымуць творчыя калектывы Нацыянальнага цэнтра мастацкай творчасці дзяцей і моладзі, Рэспубліканскага цэнтра турызму і краязнаўства навучэнскай моладзі.
Пасля урачыстага адкрыцця свята, узнагароджання пераможцаў Нацыянальнага конкурсу “Мастацтва кнігі” і Рэспубліканскага конкурсу на лепшы твор у розных жанрах на цэнтральнай плошчы горада госці свята змогуць пазнаёміцца з экспазіцыямі кніжных выставычных павільёнаў, тэматычных кніжных пляцовак, Гарадком прэсы, “Горада майстроў” і іншымі.
У гарадскім парку пройдуць “Свята дзяцінства” і форум маладзёжнай прэсы, адбудзецца прэзентацыя 1 этапа рэспубліканскай акцыі “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся”. Там жа будуць размешчаны пляцоўкі дзіцячай і юнацкай кнігі, фотавыстава “Фантазія і прырода”, канцэртныя тэматычныя пляцоўкі.
Тэл. 227-12-06

У верасні выхаванцы Народнай скульптурна-керамічнай студыі “Крынічка” Нацыянальнага цэнтра мастацкай творчасці дзяцей і моладзі прымуць удзел у Міжнародным конкурсе дзіцячага малюнка “Мы жывём у СНД” (Бішкек-2008).
Тэл. 227-12-06

Дэлегацыя педагогаў і выхаванцаў Нацыянальнага цэнтра мастацкай творчасці дзяцей і моладзі прыме ўдзел у падрыхтоўцы і правядзенні Трэцяга фестывалю беларусаў Малдовы “Беларусь – мая Радзіма”, які пройдзе ў г. Кішынёве з 10 па 18 верасня.
Тэл. 227-12-06

17-19 верасня ў Брэсце адбудзецца рэспубліканскі семінар ”Шляхі выяўлення, адбору і развіцця здольнасцей дзяцей і навучэнцаў праз арганізацыю эфектыўнага вучэбнага працэсу па інфарматыцы“.
Тэл. 222-62-98

19-21 верасня ў Крыжоўцы (Мінскі раён) праводзіцца Кубак Рэспублікі Беларусь па спартыўным арыентаванні сярод дзіцяча-юнацкіх каманд, у якім прымуць удзел 400 чалавек.
Тэл. 262-54-19

З 19 па 26 верасня школьнікі Беларусі прымуць удзел у міжнароднай канферэнцыі маладых вучоных па лініі Еўрасаюза, якая адбудзецца ў горадзе Капенгаген (Данія).
Тэл. 200-98-39


23-26 верасня ў Гродзенскай вобласці будзе праходзіць рэспубліканскі турысцкі злёт студэнтаў, у якім прымуць удзел 300 чалавек.
Тэл. 262-54-19

25-26 верасня Рэспубліканскі экалагічны цэнтр дзяцей і юнацтва праводзіць рэспубліканскі конкурс-выставу “Юнат-2008”.
Тэл. 267-87-28

02 сентября 2008
Республиканское совещание ”Качество специального образования как ведущий фактор повышения качества жизни детей с особенностями психофизического развития“

В работе совещания приняли участие заместитель Министра образования К.С. Фарино, специалисты управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь, научно-методического учреждения ”Национальный институт образования“, государственного учреждения образования ”Академия последипломного образования“, управлений образования областных исполнительных комитетов, комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета, отделов (управлений) районных (городских) исполнительных комитетов, курирующие вопросы специального образования, методисты учреждений образования, обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров, курирующие вопросы специального образования, руководители специальных учреждений образования (специальных общеобразовательных и вспомогательных школ (школ-интернатов), центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации).

Участники совещания отметили, что:

  • современный этап развития специального образования характеризуется наличием дифференцированной сети специальных учреждений и развитой системы интегрированного обучения, что гарантирует каждому ребенку право на получение образования в соответствии с состоянием его здоровья и познавательными возможностями;
  • в контексте современных образовательных тенденций сегодня успешно реализуются новые подходы к образованию лиц с особенностями психофизического развития;
  • продолжается работа по совершенствованию образовательной среды в специальных учреждениях образования и учреждениях образования общего типа, создавших условия для обучения учащихся с особенностями психофизического развития.

Вместе с тем в ходе совещания были обозначены и имеющие место проблемы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, намечены пути дальнейшего совершенствования системы специального образования. В качестве основных проблем отмечены трудности создания безбарьерной среды в специальных учреждениях образования для лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и организация подвоза детей указанной категории, а также детей с тяжелыми множественными нарушениями в учреждения образования. Проблемой является также кадровая обеспеченность учителями–дефектологами классов интегрированного обучения и воспитания, особенно находящихся в сельских школах.

Проанализировав и обсудив вопросы качества специального образования, его влияния на повышение качества жизни детей с особенностями психофизического развития, и в целях дальнейшего совершенствования системы специального образования приняты следующие решения:

  1. Управлению специального образования (Змушко А.М.):
    1.1. Продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей деятельность в сфере специального образования.
    Срок исполнения: постоянно;
    1.2. Координировать и осуществлять контроль за организацией работы по максимальному охвату специальным образованием детей с особенностями психофизического развития.
    Срок исполнения: постоянно;
    1.3. Координировать и осуществлять в рамках своей компетенции контроль за выполнением мероприятий государственных программ.
    Срок исполнения: постоянно;
    1.4. Определить основные направления работы по совершенствованию процесса образовательной интеграции.
    Срок исполнения: 1-ое полугодие 2009 года.
  2. Научно-методическому учреждению ”Национальный институт образования“ (В.Г.Пальчик):
    2.1. Продолжить научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность в сфере специального образования с целью повышения качества оказываемых специальных образовательных услуг.
    Срок исполнения – постоянно;
    2.2. Подготовить и издать методические рекомендации по совершенствованию процесса интегрированного обучения и воспитания.
    Срок исполнения: июль-август 2009 года;
    2.3. Осуществлять опытную проверку вновь изданных, а также планирующихся к переизданию учебных пособий для специальных учреждений образования с целью повышения их качества.
    Срок исполнения – постоянно.
  3. Государственному учреждению образования ”Академия последипломного образования“:
    3.1. Продолжить работу по изучению и распространению передового педагогического опыта по вопросам обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.
    Срок исполнения – постоянно;
    3.2. Организовать работу по обмену передовым педагогическим опытом организации и осуществления специального образования и коррекционно-педагогической работы в регионах через организацию межрегиональных семинаров-практикумов и других видов методической работы.
    Срок исполнения – постоянно;
    3.3. Ежегодно актуализировать банк данных эффективных педагогических, в том числе и коррекционных, технологий с целью повышения качества специального образования.
    Срок исполнения – постоянно.
  4. Управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома:
    4.1. Обеспечить максимальный охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью детей с особенностями психофизического развития.
    Срок исполнения – 2008 и последующие годы;
    4.2. Продолжить работу по созданию специальных условий для получения образования детьми с особенностями психофизического развития по месту жительства и стабильному функционированию существующих специальных учреждений образования.
    Срок исполнения – постоянно;
    4.3. Определить в каждом регионе опорные учреждения образования, в которых будет создана необходимая образовательная среда для осуществления образовательной интеграции.
    Срок исполнения – 2008 год;
    4.4. Разработать комплекс мероприятий по вовлечению детей с особенностями психофизического развития в совместную со здоровыми сверстниками деятельность с целью создания условий для их социализации.
    Срок исполнения – 2008 год;
    4.5. Продолжить работу по созданию условий для использования эффективных педагогических, в том числе и информационных коммуникационных, технологий в учебно-воспитательном процессе учреждений образования, обеспечивающих получение специального образования.
    Срок исполнения – постоянно;
    4.6. Усилить работу по профессиональной подготовке, самоопределению, патронату выпускников с особенностями психофизического развития.
    Срок исполнения – постоянно;
    4.7. Создавать в специальных учреждениях образования условия для оказания ранней комплексной помощи детям в возрасте до 3-х лет с особенностями психофизического развития.
    Срок исполнения – постоянно.