На главную/Архив новостей
201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003
МайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьИюньАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрь
25 марта 2008
ИТОГИ Республиканской универсиады по тяжелой атлетике

По уровню спортивной классификации в соревнованиях принимали участие: МСМК- 6чел., МС- 35чел., КМС- 7чел., 1 разряда- 12чел., 2 разряда – 10чел.

По ведомственной принадлежности 48 - РЦФВС, 17 - Динамо,
5 – СКФПБ.

Из числа участников универсиады в состав национальной команды входят 15 человек: А.Рыбаков – МогГУ, О.Лобан, М.Авдеев, Н.Потоцкий, Д.Ворник – БГУФК, Н.Новиков – Моз.ГПУ – все постоянный, Д.Липовский, М.Солодарь – БГУФК, В.Костян – Мог.ГУ, В.Капранов – ГрГУ , А.Голуб – Моз.ГПУ – переменный состав, в числе стажеров: А.Махницкий – БГУФК – постоянный состав, И.Живицкий – БНТУ, А.Зеленков, К.Мосейчук – переменный состав.

Командные результаты:

Место ВУЗ очки
1 БГУФК 184
2 БГСХА 105
3 Моз.ГПУ 100
4 Вит.ГУ 92
5 БГАТУ 85
6 Гр.ГАУ 71
7 Мог.ГУ 63
8 Гом.ГУ 62
9 БНТУ 45
10 Гр.ГУ 44
11 БГПУ 41
12 БГТУ 39
13 Бр.ГУ 24
14-15 БГУ 18
14-15 ГомГТУ 18
16 Вит.ГТУ 17

Итоговые протоколы

24 марта 2008
Пресс- релиз о проведении Республиканского студенческого форума

На форуме предполагается обсуждение вопросов деятельности органов студенческого самоуправления, молодежных общественных объединений по идеологическому воспитанию; организации учебного процесса, в том числе преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла; научно-исследовательской работы студентов; деятельности студенческих и волонтерских отрядов; организации содержательного досуга и быта студентов; утверждения здорового образа жизни студенческой молодежи; трудоустройства молодых специалистов.

В рамках форума также планируется проведение встречи Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь А.Н.Косинца и Министра образования Республики Беларусь А.М.Радькова со студенческим активом.

Участники форума избираются из представителей студенческого самоуправления, первичных организаций ОО ”БРСМ“, профсоюзного актива, а также из числа студентов, проявивших лидерские и организаторские качества, имеющих отличные показатели в учебной, научно-исследовательской деятельности, творчестве, спорте. Для участия в форуме приглашаются также проректоры, курирующие воспитательную работу в вузах.

Ответы на вопросы участников встречи Министра образования Республики Беларусь А.М.Радькова со студенческим активом в ноябре 2007 года.

19 марта 2008
Методические рекомендации

2 апреля 2008 года исполняется 12 лет со дня подписания между Республикой Беларусь и Российской Федерацией Договора об образовании Сообщества Беларуси и России. Этот день стал началом процесса широкомасштабной интеграции двух стран и вошел в нашу историю как День единения народов Беларуси и России. В этой связи в учреждениях образования в каникулярный период и в первую неделю апреля рекомендуется проведение тематических мероприятий, посвященных этому событию.

Сегодня Республика Беларусь на международной арене – полноправный и активный член мирового сообщества. Она – одно из немногих государств, проводящих действительно независимую, многовекторную внешнюю политику. Внешнеполитические приоритеты Беларуси включают в себя союзнические отношения с Россией, интеграцию в рамках СНГ и Европейского экономического сообщества; активное участие в европейских экономических и политических процессах; взаимодействие на двусторонней и многосторонней основе с государствами Азии, Африки, Латинской Америки; сотрудничество с международными организациями, прежде всего системы ООН, Движения неприсоединения; укрепление региональной и глобальной безопасности.

Однако основной массив белорусских интересов сосредоточен на пространстве России, союз с которой приносит Республике Беларусь ощутимую политическую и экономическую выгоду. Поэтому важнейшее внешнеполитическое направление Беларуси – стремление к интеграции с Россией – в 1999 году нашло отражение в Договоре о создании Союзного государства.

Сотрудничество Беларуси с Россией имеет глубокие исторические и социальные корни. В основе интеграции двух государств лежат не только стратегические интересы, но и вековые духовные традиции народов, их история, воля и стремление к единству большинства населения обеих стран .

Плечом к плечу стояли воины наших народов в судьбоносных битвах, решающих судьбу не только белорусов и русских, но и всех восточных славян: на Куликовом поле, при Грюнвальде, Бородино, на полях сражений Великой Отечественной войны. Героические страницы в историю Великой Отечественной войны внесли белорусы Л.Доватор, Ф.Смолячков, А.Горовец, З.Туснолобова, П.Куприянов и многие другие, отдавшие свои жизни в сражениях на полях России под Москвой, Сталинградом, Курском.

При освобождении Беларуси от немецко-фашистских захватчиков отличились сыны русского народа полководцы Г.К.Жуков, А.М.Василевский, Г.Ф.Захаров, П.И.Батов, солдаты и офицеры Советской Армии Ю.В.Смирнов, А.А.Петряев, А.И.Данилов и другие. Под тысячами обелисков на полях России, по всей белорусской земле вечным сном спят миллионы тех, кто не вернулся с войны. И, пока бьются наши сердца, мы в повседневных радостях и заботах не имеем права забыть об их подвиге.

Белорусы и русские – народы созидатели. Их совместным трудом возведены такие прославленные белорусские предприятия как Минский автомобильный завод, Белорусский автомобильный завод, Минский тракторный завод, Белорусский металлургический комбинат, Минский завод холодильников, Минский и Витебский телевизионные заводы и многие другие предприятия, построенные в нашей стране во второй половине прошлого века. Белорусские рабочие и инженеры принимали участие в разведке и добыче природных ресурсов в Тюмени, вложили свой труд в возведение промышленных комплексов Сибири, строительство БАМа.

Со времени образования в 1996 году Сообщества, а впоследствии Союза Беларуси и России, была проведена значительная работа по углублению интеграции, прежде всего – в экономической сфере. Подписание 2 декабря 1999 г. Договора о создании Союзного государства и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации его положений ознаменовало выход Беларуси и России на новый уровень союзных отношений.

Белорусско-российская интеграция строится на естественной, прагматичной основе, при сохранении суверенитета, территориальной целостности, существующих основ конституционного строя и международных обязательств. Государства поставили перед собой задачу создания единого экономического пространства, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов, равноправие граждан.

В последние годы совместными усилиями удалось сделать сразу несколько существенных шагов вперед: решены вопросы обеспечения равных прав граждан на участие в хозяйственной деятельности, получение образования, выбор места жительства, оказание медицинской помощи, трудоустройство, оплату труда. В российских регионах создана работающая товаропроводящая сеть. Около половины всего экспорта нашей страны – это Россия. За пятилетку белорусский экспорт на российский рынок увеличился в полтора раза, и сегодня положительная динамика во взаимном товарообороте сохраняется. В частности, внешнеторговый оборот с Российской Федерацией в прошлом году достиг 26 миллиардов долларов, что больше половины всей внешней торговли Беларуси .

Наработана значительная нормативная правовая база, включающая межгосударственные и межправительственные договоры и позволяющая взаимодействовать практически по всем направлениям сотрудничества. Осуществляются совместные действия Республики Беларусь и Российской Федерации в минимизации последствий чернобыльской катастрофы.

Россия и Беларусь все ближе и ближе продвигаются к понятию общности государства, – отметил вновь избранный 14 февраля 2008 года председателем Парламентского собрания Союза Беларуси и России Борис Грызлов. Ратифицированные в прошлом году Госдумой России соглашения по вопросам взаимного пенсионного обеспечения и медицинского обслуживания граждан Беларуси и России, единый миграционный учет – миграционные карты, выданные на территории Беларуси, действуют и в России. Растет из года в год бюджет Союзного государства, который за последние восемь лет увеличился в десять раз при весьма высокой степени эффективности расходования средств (причем бюджет Союзного государства значительно превышает бюджет СНГ или ЕврАзЭС) .

Как было отмечено на ХХХIII сессии Парламентского собрания в Москве, бюджет 2008 года позволяет финансировать новые совместные программы, которые помогают сосредоточить совместные усилия и средства на очень важных направлениях, начиная с вопросов обустройства общей границы. Направляются серьезные средства на укрепление внешней границы Союзного государства, на борьбу с международным терроризмом, на обучение российских и белорусских специалистов в высших учебных заведениях военного и правоохранительного профиля. Реализуется много экономических программ. Одна из них дала возможность создать суперкомпьютер, который попал сегодня в число самых мощных в мире .

Тематические мероприятия, посвященные Дню единения народов Беларуси и России, предполагают усвоение студентами и учащимися следующих концептуальных идей:

  • единение с Россией – это исторический выбор белорусского народа и важнейший приоритет нашего государства ;
  • процесс единения народов Беларуси и России – составная часть глобальных процессов усиления взаимозависимости государств, обусловленная закономерностями развития человеческой цивилизации, научно-техническим прогрессом, необходимостью сближения национальных экономик;
  • этническая близость народов России и Беларуси, положительное отношение граждан наших стран к процессу интеграции двух государств, развитию общих историко-культурных связей, являются благоприятными факторами для интеграции Беларуси и России.

В ходе проведения уроков ключевыми понятиями являются: «Союзное государство», «единение», «День единения народов», «дружба народов», «интеграция», «взаимопомощь», «сотрудничество», «партнерство», «интернационализм», «патриотизм», «гражданственность», «нравственность», «духовность», «идеология», «культура», «культура мира», «традиции», «милосердие», «уроки мира», «уроки мужества». Для проведения тематических уроков, лекций, посвященных Дню единения народов Беларуси и России: в учреждениях образования следует привлечь, прежде всего, преподавателей общественных дисциплин, учителей истории, географии. При этом активными их помощниками могут быть члены экспресс-групп старшеклассников, заранее сформированныых для содействия в организации тематических уроков с учащимися младшего и среднего возраста.

В ходе организации и проведения мероприятий, посвященных государственному празднику, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Организуя мероприятия по случаю празднования Дня единения народов Беларуси и России с младшими школьниками, несмотря на специфику и своеобразие различных форм организации работы по гражданскому воспитанию данной категории учащихся, все они должны соответствовать следующим требованиям: обладать эмоциональной значимостью; должны согласовываться с общим планом воспитательной работы; иметь глубокую гражданскую направленность; способствовать развитию гражданских интересов и потребностей школьников; стимулировать взаимную заботу, сотрудничество и требовательность учащихся друг к другу; реализовывать общественную (гражданскую) позицию учащихся.

Рекомендуемыми формами гражданского воспитания младших школьников, которые используют учителя начальных классов при организации учебно-воспитательного процесса, могут быть выставки творческих работ учащихся и тематические выставки; конкурсы чтецов; игры-путешествия; инсценировки; трудовые акции; акции «Забота», «Ветеран - рядом», беседы, экскурсии, встречи с ветеранами, заседания клубов, вечера вопросов и ответов; уроки на темы «Беларусь и Россия в музыке и поэзии», «С чего начинается дружба народов?», этические беседы, обсуждение художественных произведений и др.

Актуальным в ходе тематических мероприятий будет и использование интерактивных методов гражданского воспитания младших школьников, предусматривающих получение детьми ценностных установок на уважение прав и достоинства личности, мирный способ разрешения конфликтов, сотрудничество, терпимость, честность, законопослушность, ответственность, а также воспитание привычки вести себя в соответствии с этими принципами и правилами поведения в школе и обществе. К интерактивным методам гражданского воспитания учащихся начальных классов можно отнести «метод проектов» .

В процессе работы с младшими школьниками учителями могут использоваться «круговые» беседы. Учащиеся садятся в круг вместе с учителем. Учитель начинает фразу, а ученики по очереди продолжают ее: «Любовь к Родине, это...», «Больше всего мне хочется...», «Я чувствую себя счастливым, когда…», «Сотрудничество и помощь людям из разных государств необходимы, так как...», «Я отличаюсь от других людей тем, что я...», «Я хочу стать более...», «Людям из разных стран необходимо устанавливать законы и жить по законам, так как...» и др. Проведение и анализ результатов круговых бесед позволяет выяснить ценностные ориентации учащихся, судить о степени сформированности эмоционально-побудительного компонента гражданской воспитанности.

С учащимися младшего школьного возраста можно провести урок-путешествие в нашу страну-соседку, с использованием былин, легенд, русских и белорусских сказок, пословиц, формирующих смелость, умение защищать себя и своих друзей, приходить на помощь попавшим в беду. Эффективному формированию гражданственности младших школьников в ходе таких мероприятий способствует широкое применение средств искусства (музыка, живопись, художественная литература, драматическое искусство).

Организуя работу по гражданскому воспитанию учащихся подросткового возраста, школа прежде всего сосредоточивает свои усилия на формировании у учащихся ценностного отношения к явлениям общественной жизни. С подростками предметом обсуждения на информационных часах, в пресс-центре, дискуссионном клубе и др. могут стать вопросы взаимопомощи и сотрудничества народов и государств, о культуре и традициях народов, о патриотизме и интернационализме, о дружбе как общечеловеческой ценности, о языке как средстве общения, об уважении к культуре и традициям разных народов, о патриотизме и интернационализме.

Большие возможности создания и оптимального творческого решения проблемных ситуаций в процессе гражданского воспитания учащихся подросткового возраста имеет такая форма проведения занятий как ролевая игра. В ней участникам предлагается сыграть другого человека или разыграть определенную проблему или ситуацию. Ролевые игры способствуют развитию воображения и навыков критического мышления; развитию способности ясно выражать свое отношение, мнение; развитию коммуникативных навыков; апробированию на практике линии поведения Другого человека; применению на практике умения решать проблему .

Одним из эффективных методов гражданского воспитания подростков является проектный. Деятельность в рабочих группах в процессе проектирования помогает подросткам научиться работать в команде. При этом неизбежно происходит формирование конструктивного критического мышления, которому трудно научить в других условиях, формируется собственный аналитический взгляд на информацию.

При подготовке мероприятий с подростками могут быть использованы предложенные С. Н. Захаровой формы занятий по граждановедению для учащихся (классный час, игра-эксперимент, дискуссия, шоу-конкурс и др.), широко внедренные в практику работы школ Беларуси .

Актуальными будут беседы, лекции, встречи с участниками событий, в которых проявилась дружба наших народов; возложение цветов к памятникам воинской славы, памятным знакам, связанным с трудовыми свершениями советского народа; встречи с учеными, деятелями искусства, служащими Вооруженных Сил, ветеранами войны, воинами-интернационалистами; тематические выставки литературы; диспуты на историко-патриотические темы; походы, велопробеги по местам боевой славы; экскурсии; воспитательные часы, беседы; конкурсы рисунков и плакатов, сочинений, рисунков, заочные путешествия, недели русской письменности и культуры, концерты, викторины, устные журналы, вечера-реквиемы, просмотр кинофильмов, направленные на развитие патриотической и гражданской культуры ученика; операция «Милосердие», спортивно-массовые соревнования, военно-спортивные игры, дни спорта, спартакиады и другие мероприятия.

Важными аспектами взаимодействия со старшеклассниками и студентами в учреждениях образования могут быть: обсуждение проблемы взаимопонимания между народами Беларуси и России, идеи взаимодействия с позиций диалога между культурами двух стран, развитие глубокого уважения к таким ценностям, как торжество разума и гуманизма, обеспечение прав и свобод личности, духовность, патриотизм, милосердие, формирование «умения жить вместе», воспитание гражданской культуры межнационального общения у старшеклассников и студентов, формирование у них умений и навыков преодоления личностно-психологических барьеров в общении и т. д. В ходе работы с учащимися старших классов и студентами следует вырабатывать у них умения обеспечивать волевое управление эмоциональной сферой своего поведения, предупреждать ситуации, порождающие напряженность между людьми различных национальностей; формировать обстановку уважения и доверия к окружающим, их языку, традициям; воспитывать учащихся и студентов в духе терпимости и уважения религиозных чувств сограждан, мирного разрешения возникающих межконфессиональных и межнациональных конфликтов.

В зависимости от материала, которым будет располагать педагог, предметом обсуждения со старшеклассниками и студентами могут стать вопросы о взаимодействии двух стран в экономике, научно-техническом развитии, политике, образовании, культуре, военной сфере, борьбы с наркотиками, терроризмом, проблемы национальных и религиозных отношений. С целью формирования политической культуры учащихся и студентов, воспитания их гражданской позиции рекомендуется проведение тематических мероприятий: уроков, информационных часов, лекций, бесед, ролевых, деловых и ситуационных игр, дискуссий и дебатов, экскурсий, комментированных чтений и семинаров, олимпиад и викторин, организацию стенной печати, работы пресс-клуба и др., акций социальной направленности, реализация социальных проектов, посвященных Дню единения народов Беларуси и России. Большое воспитательное значение имеет знакомство старшеклассников с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров стран-союзниц. Педагогические возможности использования такого средства, как биографии выдающихся людей Республики Беларусь и Российской Федерации, с целью формирования гражданственности заключаются в том, что у старшеклассников возникает интерес и желание подражать им и даже превзойти их.

При проведении мероприятий рекомендуется обратить внимание на историю развития интеграционных процессов, структуру органов управления Союзного государства Беларуси и России, основные направления его деятельности. Можно обратиться к изучению нормативной правовой базы Союзного государства, обсудить проблемные стороны и различные аспекты внутриполитической и международной практики двух государств в специально организованных дискуссиях и дебатах .

Успешной реализации процесса гражданского воспитания учащихся и студентов в процессе проведения мероприятий, посвященных Дню единения народов Беларуси и России, способствует активизация деятельности детских и молодежных организаций и объединений. Они помогают формировать активную жизненную позицию, включать учащихся и студентов в общественную деятельность, формировать у ?них духовно-нравственные и патриотические чувства. Формы такой деятельности разнообразны: тематические классные (кураторские) часы; радио- и телепроекты, круглые столы, семинары, ток-шоу с участием молодежи, людей, награжденных государственными наградами, и почетных граждан двух государств; демонстрация кинофильмов и театральных постановок гражданско-патриотического содержания для учащейся и студенческой молодежи; соответствующие социологические опросы населения с последующей публикацией результатов в местных печатных изданиях; встречи юных граждан с представителями законодательной и исполнительной власти по различным проблемах строительства Союзного государства; сбор пожеланий, идей и предложений юных граждан Республики Беларусь по проблемам интеграции двух государств в адрес Президента Республики Беларусь; гражданские акции юных граждан, получающих паспорт, и др.

В преддверии государственного праздника ОО «БРПО» и «БРСМ» могут стать инициаторами проведения различных акций социально значимой направленности, выступить в качестве самых активных участников спортивных мероприятий, Интернет-проектов, фото-конкурсов и других мероприятий, посвященных Дню единения народов Беларуси и России. В частности, в период с 30 апреля по 11 мая 2008 года Федеральным агентством по физической культуре и спорту и Министерством образования Республики Беларусь при поддержке Постоянного Комитета Союзного государства, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Администрации Смоленской области планируется проведение велопробега «Молодежь России и Беларуси – дорога в будущее Союзного государства», посвященного 63-ей годовщине Победы в Великой Отечественной войне и 12-летию Союзного государства.

Велопробег проводится в целях укрепления дружеских связей между народами Беларуси и России, развития молодежного физкультурно-спортивного движения в рамках Союзного государства, популяризации здорового образа жизни. Основными задачами проведения велопробега являются: привлечение внимания молодых людей к проблемам строительства Союзного государства, развитие культурных связей в молодежной среде, осуществление совместных молодежных международных проектов, предоставление возможности обмена опытом белорусским и российским молодежным движениям и организациям.

В программе велопробега: физкультурно-спортивные праздники, товарищеские встречи по игровым видам спорта, культурно-досуговые, патриотические и благотворительные мероприятия, круглые столы по вопросам сотрудничества белорусской и российской молодежи.

С 30 апреля по 4 мая т.г. мероприятия велопробега пройдут на территории Российской Федерации (Смоленская область), с 4 по 11 мая т.г. - на территории Республики Беларусь (Витебская и Могилевская области). К участию в велопробеге приглашаются: студенты российских и белорусских вузов, молодые парламентарии, лидеры молодежных общественных организаций. Общее количество участников – 30 человек (по 15 человек от Беларуси и России).

В преддверии Дня единения народов Беларуси и России учащиеся и студенты учреждений образования страны, педагоги, родители могут принять участие и в конкурсе фотографий «Я живу в Союзном государстве», проводимом Постоянным Комитетом Союзного государства и агентством РИА «Новости». 11–28 марта любой пользователь Интернета имеет возможность принять участие в фотоконкурсе на сайте www.rian.ru. Организаторы конкурса будут рады получить на конкурс фотографии из семейных архивов, по которым становится понятно, что народы Беларуси и России имеют общую культуру, схожие национальные традиции и обычаи. Фотографии следует размещать по ссылке: http://mm.rian.ru/stringer/, указывая фамилию и имя автора, контактную информацию (телефон, е-mail или ICQ). К снимкам необходимо сделать подпись, рассказать, где и при каких обстоятельствах была сделана фотография, какова ее история, чем она интересна. Конкурс продлится до 28 марта, победителей будут выбирать сами посетители сайта www.rian.ru путем онлайн-голосования. Финалиста ждут пригласительные билеты на торжественный концерт, посвященный Дню единения народов Беларуси и России, который пройдет в Малом театре в Москве.

При проведении тематических мероприятий, посвященных Дню единения народов Беларуси и России необходимо учитывать, что гражданское воспитание учащихся и студенческой молодежи – сложный и многогранный процесс, так как на него оказывают влияние не только учреждение образования, но и семья, окружающий социум. В этой связи в ходе праздничных мероприятий важно охватить всех учащихся и студентов разнообразными массовыми, групповыми и индивидуальными формами гражданского воспитания, организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы учреждение образования стало центром активной воспитательной работы с учащимися, способствовало обогащению их гражданским опытом.

19 марта 2008
Методические рекомендации

Одной из важных педагогических задач является создание во время каникул условий для полноценного отдыха и оздоровления, восстановления работоспособности каждого школьника. Досуг только тогда становится временем отдыха и временем саморазвития, когда выбор деятельности основан на интересе, удовольствии и психологическом комфорте. Педагоги должны давать детям возможность добровольно выбирать занятия, развивать самодеятельность и самоуправление, пробуждать интерес к социально ценным видам деятельности (О.С.Газман). Заинтересовать учащихся и их родителей, мотивировать на участие в разнообразных каникулярных мероприятиях является важнейшей заботой не только классных руководителей, педагогов-организаторов, но и специалистов социально-педагогической и психологической службы общеобразовательных учреждений.

В процессе организации воспитательной работы на каникулах немаловажное значение имеет и максимальное использование потенциала социальной среды, в которой находится учреждение образования. Исторические места, места боевой, трудовой славы, производственные предприятия, предприятия агропромышленного комплекса, сады, поля дают возможность знакомить ребят не только с историей нашей Родины, но и основами современного производства, приобщать их к заботам взрослых. При этом грамотное педагогическое освоение социальной среды предполагает активное ее познание детьми и возможность действовать. Пионерской организацией для этих целей рождено множество романтических игровых форм, обеспечивающих одновременно интерес и общественную направленность деятельности (”коллективная разведка“, тимуровский рейд, трудовой десант, зеленый патруль и др.). Анализ педагогической практики подтверждает целесообразность использования сюжетно-ролевой игры и игровых форм в качестве эмоционального стимула при организации общественно полезного труда (трудовые десанты, операции, акции, ”пионерская фабрика самообслуживания“ и др.) . Окружающая природа – богатейший источник эмоционального воспитания, познания биологических, географических явлений, основа для экологического просвещения и воспитания. На весенних каникулах в детскую жизнь должны органически вплетаться спортивные праздники, подвижные игры, веселые туристские состязания, увлекательные экскурсии.

В период весенних каникул необходимо обеспечить проведение разнообразных спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и иных общественно значимых мероприятий с учетом тематики и проблематики Года здоровья. В учреждениях образования следует усилить целенаправленную работу по вовлечению учащихся в регулярные занятия физической культурой, более широко развернуть пропаганду здорового образа жизни. Отличительной чертой нынешнего года, как подчеркнул в своем выступлении на встрече со студентами и преподавателями БГУ Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, должна стать ”мода на здоровье, физическое совершенство и нравственную красоту“.

Особое внимание следует уделить участию в мероприятиях, организуемых в рамках республиканской акции ”Здоровый я – здоровая страна“, достижению максимального оздоровительного эффекта для учащихся в ходе проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых праздников, викторин, олимпиад, конкурсов, туристских походов, путешествий, слетов, игр на местности и т.п. Педагогически грамотно используя различные формы, методы и средства физического воспитания, можно эффективно повышать физическую и интеллектуальную работоспособность школьников, воздействовать на сознание ребят, убеждая в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом. При правильном подборе средств и оптимальной двигательной дозировке физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия служат укреплению здоровья учащихся, формированию у них жизненно важных двигательных навыков и умений, воспитывают сознательную дисциплину, трудолюбие, формируют основы здорового образа жизни.

Министерство образования обращает внимание педагогических коллективов учреждений образования на более широкое участие школьников в республиканских соревнованиях среди детей и подростков по хоккею ”Золотая шайба“ на призы Президента Республики Беларусь, третий этап которых состоится в марте 2008 года. В этом году финальные республиканские соревнования среди команд-победительниц областных и г.Минска первенств проводятся: в младшей возрастной группе – в период с 18 по 22 марта 2008 года в г.Витебске; в старшей возрастной группе – в период с 25 по 29 марта в г.Жлобине.

В текущем году завершается республиканская акция ”Жыву ў Беларусі і тым ганаруся“, в рамках которой учащиеся в период весенних каникул могут принять участие в разнообразных походах, экскурсиях, в благоустройстве территории населенных пунктов, восстановлении историко-культурных памятников, а также отразить свои впечатления и достижения в разнообразных творческих работах. На весенних каникулах вместе с учащимися можно посетить священные для белорусов места: Брестскую крепость-герой, Буйничское поле, мемориальные комплексы ”Прорыв“, ”Хатынь“, историко-культурный центр ”Линия Сталина“, пройти по пути воинских частей, партизанских соединений, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны на территории Беларуси. Туристско-краеведческие маршруты могут пролегать через Березинский и Припятский заповедники, Свитязанский заказник, Налибокскую пущу и др.

Один из национальных символов Беларуси, гордость белорусского народа – Беловежская пуща. Национальный парк ”Беловежская пуща“ является уникальным природно-ландшафтным комплексом, относится к наиболее крупным остаткам равнинного реликтового первобытного леса, который произрастал на территории всей Европы. В преддверии 600-летней годовщины установления заповедного режима в Беловежской пуще будут актуальными экскурсии в этот наиболее посещаемый национальный парк страны.

В год 90-летия Вооруженных Сил Республики Беларусь необходимо продолжать работу по оказанию шефской помощи участникам Великой Отечественной войны и воинам-интернационалистам, максимально реализуя при этом потенциал детских и молодежных общественных объединений.

2 апреля 2008 года исполняется 12 лет со дня подписания Договора об образовании Союза Беларуси и России. Этот день стал началом процесса широкомасштабной интеграции двух стран и вошел в нашу историю как День единения народов Беларуси и России. В этой связи в учреждениях образования в каникулярный период и в первую неделю апреля рекомендуется проведение тематических мероприятий, посвященных этому событию.

Ко Дню защиты Земли 30 марта и Международному дню птиц 2 апреля можно приурочить разнообразные мероприятия экологической направленности: проведение операций ”Птицеград“, ”Кормушка“, ”Первоцветы“, ”Муравейники“, ”Лес – наш друг“, акций ”День Земли“, ”День птиц“ и др., выпуск бюллетеней, брошюр, листовок, памяток. Рекомендуется организовывать выступления экотеатров, агитбригад, информировать население о состоянии окружающей среды; выпуски радиопередач, газет, конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, литературных произведений, экологические КВН, интеллектуальные турниры ”Экология и мы“, диспуты ”Экстремальная ситуация в современном городе. Как выжить?“; устраивать выставки декоративно-прикладного творчества, ярмарки и аукционы (изделий из природного материала, отходов производства и быта).

В рамках Недели детской и юношеской книги актуальными будут литературные фестивали и гостиные, ток-шоу, презентации любимых книг и произведений юных писателей, поэтов и журналистов, творческие встречи с членами Союза писателей Беларуси, сотрудниками редакций ведущих детских и молодежных периодических изданий, выставки-обзоры новой литературы, книжные ярмарки, различные литературные и журналистские проекты, вечера и праздники, посвященные наиболее знаменательным литературным событиям. Международному дню театра 27 марта можно посвятить новые постановки школьных театральных коллективов, посещение театров, встречи с артистами, режиссерами и др. В рамках операции ”Мобильный театр“ для показа ветеранам, инвалидам, детям-сиротам можно подготовить несколько сборных концертов или спектаклей, которые впоследствии можно представить на общешкольных мероприятиях, на открытых площадках во время народных гуляний и праздников.

В период каникул имеется больше времени для работы с семьями учащихся: проведения заседаний родительских комитетов, психолого-педагогического консультирования родителей, тренингов, заседаний семейных клубов, гостиных, родительских университетов, школ родительского мастерства, ”круглых столов“, посещения неблагополучных семей совместно с членами СППС, родительской общественностью, медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов, КДН и др. На каникулах можно провести единый консультационный день для родителей. В этот день, в специально назначенное время, предварительно записавшись, родители приходят на встречу к тем учителям, психологам, социальным педагогам, представителями администрации общеобразовательных учреждений и другим, заранее приглашенным специалистам, которых они хотели бы посетить.

В учреждениях образования должна продолжиться работа по предупреждению ДТП с участием детей и подростков. В преддверии каникул в учебных заведениях необходимо обеспечить более интенсивное проведение профилактических и разъяснительных мероприятий, направленных на пропаганду световозвращающих элементов и правильному их использованию в целях безопасности. В каждом классе следует провести профилактические беседы о безопасном поведении на дорогах, на водоемах, в лесу, о соблюдении этических норм поведения в общественных местах.

Мероприятия, проводимые на весенних каникулах, должны быть направлены на решение задач оздоровления, духовно-нравственного, гражданско-патриотического, интеллектуального, экологического, творческого, социального и физического развития детей, удовлетворения их разносторонних познавательных и эстетических потребностей. Каждое общеобразовательное учреждение в дни весенних каникул, также как и в учебный период, должно быть комфортным и безопасным местом для пребывания детей и учащейся молодежи, отличаться благоприятным морально-психологическим климатом и высокой культурой поведения, неукоснительным соблюдением действующих санитарно-гигиенических норм и правил, недопущением случаев травматизма школьников. Совместными усилиями необходимо обеспечить превращение каждого учреждения в образцовые зоны здорового образа жизни и творческого развития учащихся.

Управление социальной
и воспитательной работы

19 марта 2008
Республиканский конкурс педагогических работников учреждений образования

В целях дальнейшего развития творчества педагогических работников, распространения передового опыта работы педагогов-психологов, в соответствии с планом работы Министерства образования на 2008 год и Инструкцией о проведении республиканского конкурса педагогических работников учреждений образования, имеющих высокие достижения в воспитательной работе, утвержденной постановлением Министерства образования от 30.12.2004 № 84, Министерство образования Республики Беларусь в 2008 году проводит очередной республиканский конкурс педагогических работников учреждений образования, имеющих высокие достижения в воспитательной работе, в номинации «Педагог-психолог года» (далее - Конкурс).

Дополнительные условия организации и проведения Конкурса, образец заявки для участия в его финале и краткая информация для подготовки к финалу прилагаются (приложения 1, 2, 3).

Организационно-методическое сопровождение Конкурса обеспечивается Государственным учреждением образования «Академия последипломного образования». Заявки и информацию об участниках финала Конкурса в соответствии с Инструкцией о проведении республиканского конкурса педагогических работников учреждений образования, имеющих высокие достижения в организации воспитательной работы в номинации «Педагог-психолог года» принимаются учреждением образования «Академия последипломного образования» до 1 июня 2008.

14 марта 2008
Координационное совещание

Цель совещания - поиск механизма координации проектов и программ, направленных на развитие радиоэкологического образования, культуры и информирования различных категорий населения Республики Беларусь, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС.

В работе совещания приняли участие представители Министерства образования Республики Беларусь, Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Республики Беларусь, представители международных организаций, профессорско-преподавательский состав МГЭУ им. А.Д. Сахарова, РНИУП «Институт радиологии», представители районных администраций пострадавших районов.

Участники совещания обсудили современные требования к организации радиоэкологического образования и воспитания в Республике Беларусь, опыт работы по формированию в пострадавших районах практической радиологической культуры, в том числе в рамках реализации образовательных проектов Программы CORE, роль населения в проведении данной работы, условия устойчивости результатов, а также план действий на перспективу.

«Радиоэкологическое образование и просвещение населения Республики Беларусь, и в первую очередь, молодежи, должно стать сегодня неотъемлемой частью проводимой работы по реабилитации и восстановлению пострадавших районов», - отметила в своем выступлении главный инспектор Министерства образования С.Л.Корсик.

В ходе совещания представлена информация об издании учебно-методического пособия «Основы радиоэкологии и безопасной жизнедеятельности» для педагогических работников дошкольных и общеобразовательных учреждений, расположенных на загрязненной территории, подготовленного в рамках программы СОRE при поддержке ЮНЕСКО, пособия для учащихся 3 класса и учителей общеобразовательных учреждений «Основы здорового образа жизни и радиационной безопасности» и «Факты для жизни», разработанных Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ).

Французские партнеры из общественных организаций «ACRO» по радиационному контролю окружающей среды, PSF - «Наследие без границ», и Центра оценки радиационной защиты в области ядерной энергии (CEPN) инициировали обмен мнениями об опыте и перспективах проекта Программы CORE «Практическая радиологическая культура, передача памяти между поколениями и народами, в котором активное участие приняли представители отделов образования Брагинского, Столинского и Славгородского райисполкомов.

Участники координационного совещания пришли к общему выводу о необходимости выработки координационного механизма между различными организациями, в том числе и зарубежными, для дальнейшего развития радиоэкологического образования, культуры и информирования различных категорий населения Республики Беларусь, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС.

Ожидается, что расширенная информационная записка о результатах совещания и соответствующие рекомендации будут направлены в адрес всех заинтересованных органов государственного управления и организаций, в том числе международных, для учета при планировании и проведении мероприятий по формированию практической радиологической культуры.

10 марта 2008
Газета “Переходный возраст”
Газета “Переходный возраст”

Газета “Переходный возраст существует с 1994 года, трижды становилась лауреатом международных фестивалей детско-юношеской и молодежной прессы (“Золотая осень Славутича”, Украина, 2000 г. и 2004 г. и “Волжские встречи”, Россия, 2002 г.).

Большинство авторов “ПВ” – школьники и студенты, многие из которых имеют в газете собственные рубрики. “Голоса”, “Разговорчики о нас” – целые полосы “ПВ” отданы письмам и материалам юных корреспондентов.

Газета стремится быть интересной и полезной своему читателю. Более 50 разнообразных рубрик регулярно появляются на ее 16 страницах 4 раза в месяц. “Переходный возраст” часто сам становится организатором интересных молодежных мероприятий. В активе “ПВ” – проведение республиканского конкурса автодизайна “Машина времени” (1995-2000гг.); международного фестиваля детской и юношеской прессы “Ветразі надзеі” (1998 г.); республиканского творческого конкурса “Абитуриент журфака” (2000-2005 гг.); республиканских конкурсов “Лагерь без сигаретного дыма”, “Быть здоровым – это стильно!”, проекта “Календарь здоровья”, конкурса компьютерной графики и анимации “Анимэ о “ПВ”, ролики-победители которого использовались в рекламной кампании газеты на БТ(2005-2006гг.); республиканских творческих проектов “Переходный пешеход”- утверждающий моду на световозвращающие элементы в одежде и безопасность на дорогах; “Нарисуй свою Беларусь!”, в результате издана карта Беларуси, иллюстрированная рисунками подростков; фестиваля школьных СМИ “Изменим мир к лучшему!”; республиканского здоровьесозидающего проекта “География здоровья”; профилактического проекта “Маршрутами безопасности” (2006-2007гг.). А начало 2007-2008 учебного года “Переходный возраст” ознаменовал стартом проекта по репродуктивному здоровью для девочек “Будь здорова! Это классно!” и фестивалем здорового образа жизни в Центральном детском парке столицы.

Подписной индекс :

  • 63192(индивидуальная подписка),
  • 631922 (ведомственная подписка).

Адрес редакции газеты: 220013, г. Минск, ул. Б.Хмельницкого, 10а.

Телефон (+375 17) 287 19 59

10 марта 2008
Научно-методический журнал “Пралеска”
Научно-методический журнал “Пралеска”
(Дашкольная адукацыя)

“Пралеска” — ежемесячный научно-методический иллюстри-рованный журнал. Учредитель — Министерство образования Республики Беларусь. Выходит с августа 1991 года на русском и белорусском языках. Тираж на 01.01.2008 г. — 11,8 тыс. экземпляров.

Журнал “Пралеска” знакомит читателей со спецификой и опытом работы дошкольных учреждений различных типов, видов, профилей, современными педагогическими технологиями и инновациями, теоретическими и практическими разработками ученых, методиками физического, интеллектуального, психического, нравственного, эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Является хорошим помощником и советчиком практических работников дошкольных учреждений, организаторов образования, преподавателей и студентов педагогических учебных заведений, родителей, всех, кто занимается воспитанием детей от рождения до 7 лет.

Основные рубрики издания: “Адукацыя: ХХІ стагоддзе”, “Якасць адукацыі”, “Дашкольная ўстанова — сям’я”, “Дашкольная ўстанова — школа”, “Майстар-клас”, “Жывём у Беларусі”, “Навука”, “Карэкцыйная педагогіка”, “Экапедагогіка”, “Мацярынская школа”, “Гульня: жыццё і дзейнасць дзіцяці”, “Здароўезберажэнне” и др.

Индексы журнала “Пралеска”:

  • ведомственной подписки — 749832;
  • индивидуальной подписки — 74983.

ISSN 0896-1221

Адрес редакции журнала “Пралеска”:

220103, г. Минск, ул. Седых, 42.

Телефоны:

  • 281-20-65;
  • 281-50-84;
  • 281-26-62 (телефон/факс)

E-mail: Praleska-red@tyt.by

10 марта 2008
УСТАНОВА “РЭДАКЦЫЯ ЧАСОПІСА “РОДНАЕ СЛОВА”
УСТАНОВА “РЭДАКЦЫЯ ЧАСОПІСА “РОДНАЕ СЛОВА””.

Часопіс створаны паводле Пастановы дырэктыўных органаў СССР і БССР у 1987 г. як штомесячнае навуковае і метадычнае выданне для настаўнікаў-беларусістаў. Пачаў выходзіць у студзені 1988 г. Першапачатковая назва – “Беларуская мова і літаратура ў школе”, у 1992 г. перарэгістраваны як “Роднае слова”. З 1 ліпеня 2001 г. рэдакцыя часопіса дзейнічае самастойна як Установа “Рэдакцыя часопіса “Роднае слова””.

Часопіс складаецца з сямі раздзелаў “Літаратура і час”, “Мовы рысы непаўторныя”, “Алімпіяды. Конкурсы. Іспыты”, “Будні педагога”, “Калі закончыўся ўрок”, “Нацыянальная і сусветная культура”, “Падзея”.

У часопісе змяшчаюцца метадычныя матэрыялы, распрацоўкі ўрокаў, псіхалагічна-педагагічныя рэкамендацыі, настаўніцкія нататкі, адрасы педагагічнага майстэрства, сцэнары да юбілейных датаў пісьменнікаў, памятных дзён і святаў краіны, да школьных мерапрыемстваў, адлюстроўваюцца вопыт і дасягненні педагогаў краіны. У новым раздзеле “Алімпіяды. Конкурсы. Іспыты.” друкуюцца матэрыялы для падрыхтоўкі да алімпіяд рознага ўзроўню, цэнтралізаванага тэсціравання, выпускных экзаменаў у школе і ўступных у ВНУ, да напісання рэфератаў і сачыненняў.

Педагогам адрасаваны цыклы артыкулаў пра ўвасабленне мастацкіх твораў беларускай літаратуры ў музыку, выяўленчае, тэле- і кінамастацтва.

Часопіс займае адметнае месца сярод перыядычных беларускамоўных выданняў гуманітарна-асветніцкага кірунку, істотна дапамагае ў станаўленні нацыянальнай самасвядомасці, далучэнні маладога пакалення да духоўнай спадчыны, да ўзораў айчыннай і сусветнай культуры. Змястоўнасцю і метадычнай напоўненасцю актыўна ўплывае на характар навучальных заняткаў, удасканаленне выхаваўчага працэсу ў сучасных умовах..

Заснавальнік – Міністэрства адукацыі. Рэгістрацыйны нумар часопіса 346.
220035, г. Мінск, пр. Пераможцаў, 47, кор. 1, пад’езд 2

Індэкс часопіса:

  • індывідуальны 74823
  • ведамасны 748232

Тэлефоны:

  • галоўнага рэдактара (017) 203-35-17,
  • намесніка галоўнага рэдактара і рэдактараў (017) 203-34-79,
  • адказнага сакратара (017) 203-07-40,
  • галоўнага бухгалтара і справавода (017) 203-24-69. Факс (017) 203-24-69.

E-mail: rodnaje_slova@tut.by

04 марта 2008
Віншаванне

Дарагія спадарыні!

Прыміце самыя цёплыя і шчырыя віншаванні з нагоды прыгожога свята – Дня жанчын, якое сімвалізуе веліч і пяшчоту, дабрыню і сардэчнасць, спагаду і любоў.

Найлепшыя чалавечыя якасці сабраны ў асобе жанчыны, асабліва той, якая прысвяціла сябе выхаванню і навучанню падрастаючага пакалення.

Менавіта вы, шаноўныя педагогі, сваёй карпатлівай працай засведчваеце жыццёвую мудрасць аб сапраўдным прызначэнні чалавека – жыць, аддаваць сябе любімай справе, сеяць добрае і вечнае, быць патрэбным іншым людзям.

Праз вашы шчырыя сэрцы і пяшчотныя рукі, светлы розум і настаўніцкае слова праходзіць шмат вучняў. Вы агортваеце іх душэўнай цеплынёй, адкрываеце сваім выхаванцам нязведаныя таямніцы пазнання, напаўняеце іх жыццёвы шлях сэнсам, даяце магчымасць кожнаму адчуць сябе запатрабаваным і карысным грамадству.

Жадаю вам, дарагія жанчыны, моцнага здароўя, жыццёвай утульнасці, прыемных сустрэч і шчырай радасці, шчаслівага сямейнага ўладкавання.

З павагай і шанаваннем

Міністр адукацыі
Рэспублікі Беларусь
Аляксандр Радзькоў