На главную/Архив новостей
201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003
МайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьИюньАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрь
30 января 2008
ПРЭС – БЮЛЕТЭНЬ

МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ
РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ

ПРЭС-ЦЭНТР

вул. Савецкая, 9
220010, Мінск,
тэл. 222-42-43, факс (017) 220-84-83
E-mail:ivchenkov@minedu.unibel.by

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПРЕСС-ЦЕНТР

ул. Советская, 9
220010, Минск
тел. 222-42-43, факс (017) 220-84-83
E-mail: konchits@minedu.unibel.by


Белтэлерадыёкампанія
Рэдакцыі газет
Інфармацыйныя агенцтвы
Прэс-цэнтры
ПРЭС – БЮЛЕТЭНЬ
(Люты 2008 г.)

Рекомендации
республиканского совещания работников системы образования Республики Беларусь “О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ”.

11 января 2008 года в г. Минске состоялось республиканское совещание работников системы образования Республики Беларусь “О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ”.

Совещание приняло рекомендации, в которых отмечается, что образование стало приоритетной отраслью, выполняющей важнейшую задачу по созданию интеллектуального потенциала страны, служит гарантом стабильности, основой устойчивого социально-экономического прогресса.

Важнейшими нововведениями современного общего среднего образования в Республике Беларусь являются: начало обучения с 6-летнего возраста, переход на 5-дневную учебную неделю, обязательное 10-летнее общее базовое образование, 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся, увеличение до 12-ти лет периода получения общего среднего образования, обновление содержания школьного образования, осуществление профильной дифференциации на старшей ступени общего среднего образования.

Министерством образования разработаны программные документы, определяющие развитие системы общего среднего образования: Закон Республики Беларусь ”Об общем среднем образовании“, Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007-2016 годы, типовые учебные планы, стандарты и программы по учебным предметам.

Создана оптимальная сеть общеобразовательных учреждений, позволяющая наиболее полно удовлетворить запросы учащихся и их родителей в получении качественного образования.

За десять лет в республике впервые создана национальная система учебного книгоиздания. Ведется целенаправленная работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров. Дальнейшее развитие получила информатизация учебного процесса. Укрепляется материально-техническая база учреждений образования.

Участники совещания подтвердили, что система образования готова вступить в завершающий этап модернизации общего среднего образования.

Совещание рекомендовало управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома, управлению общего среднего образования Министерства образования:

  • обеспечить постоянный контроль за реализацией мероприятий Программы развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007-2016 годы;
  • обеспечить выполнение региональных мероприятий по организации в общеобразовательных учреждениях допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся с учетом их способностей, потребностей рынка труда и перспектив развития региона, особое внимание уделив организации обучения учащихся, проживающих в сельских населенных пунктах.

В целях ликвидации перегрузки учащихся Национальному институту образования, Академии последипломного образования и управлению общего среднего образования Министерства образования рекомендовано:

  • внести до 1 мая 2008 г. необходимые коррективы в образовательные стандарты и учебные программы, предусматривающие установление межпредметных связей, устранение усложненного и второстепенного материала, излишней терминологической насыщенности в содержании образования на всех ступенях общего среднего образования в связи с переходом всех учреждений образования на пятидневную учебную неделю;
  • подготовить инструктивно-методические письма по учебным предметам с учетом корректировки образовательных стандартов и учебных программ на всех ступенях общего среднего образования и довести до органов управления образованием, общеобразовательных учреждений.

Национальному институту образования и управлению общего среднего образования Министерства образования рекомендовано обеспечить выпуск образовательных стандартов, учебных программ для общеобразовательных учреждений по всем учебным предметам, а также плановый выпуск учебников и учебных пособий, учебно-методических комплексов для общеобразовательных учреждений с 12-летним сроком обучения.

Совещание рекомендовало управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома, Академии последипломного образования обеспечить готовность педагогических кадров к переходу на обновленное содержание образования на 3 ступени общего среднего образования.

Управлению общего среднего образования Министерства образования необходимо до 1 марта 2008 г. разработать и утвердить в установленном порядке типовой учебный план для всех типов общеобразовательных учреждений, предусматривающий организацию образовательного процесса в режиме 5-дневной учебной недели.

Управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома рекомендовано:

  • до 1 сентября 2008 года обеспечить переход всех типов общеобразовательных учреждений на 5-дневную учебную неделю в соответствии с требованиями нормативных правовых документов и СанПиН;
  • до 1 сентября 2008 года обеспечить выполнение мероприятий по оптимизации учебной нагрузки учащихся в соответствии с приказом Министерства образования от 01.03.2007 №128 “Об устранении перегрузки учащихся общеобразовательных учреждений при организации учебно-воспитательного процесса”.
  • обеспечить выполнение мероприятий Министерства образования и Министерства здравоохранения по созданию здоровьесберегающей среды и искоренению вредных привычек среди участников образовательного процесса;
  • активизировать работу с родительской общественностью, средствами массовой информации по разъяснению преобразований, проводимых в системе общего среднего образования, посредством проведения на уровне района (города), области родительских собраний, круглых столов, встреч и других форм взаимодействия общеобразовательных учреждений с семьей;
  • провести необходимую информационную и профориентационную работу по обеспечению в 2008 году приема в учебные заведения профтехобразования на основе общего базового образования не менее 30% выпускников общеобразовательных учреждений в соответствии с потребностями отраслей экономики и социальной сферы в рабочих кадрах;
  • осуществлять постоянный контроль за распределением потоков выпускников базовой школы с учетом их дальнейшей жизнеустроенности и возможностей региона.

Главному информационному аналитическому центру Министерства образования”, управлению общего среднего образования Министерства образования рекомендовано разработать нормативный правовой документ, регулирующий защиту авторских прав разработчиков электронных средств обучения, включая механизмы их внедрения в образовательный процесс общеобразовательных учреждений.

Управления образования облисполкомов, управления (отделы) образования рай(гор)исполкомов, общеобразовательные учреждения должны исключить из практики работы общеобразовательных учреждений, районных, городских, областных органов управления образованием проведение массовых мониторинговых мероприятий и исследований, не согласованных с Министерством образования.

Управлениям (отделам) образования рай(гор)исполкомов, общеобразовательным учреждениям рекомендовано:

  • обеспечить постоянный контроль за соблюдением нормативов учебной нагрузки на учащегося, дозировки домашних заданий в соответствии с требованиями нормативных правовых документов и СанПиН;
  • минимизировать объем статистической отчетности педагогов, общеобразовательных учреждений по результатам четверти (триместра), учебного года, не допускать составления статистической отчетности, не предусмотренной нормативными правовыми документами;
  • обеспечить системную работу педагогов-психологов по социльно-профессиональному самоопределению учащихся, созданию благоприятного микроклимата в ученическом коллективе, упреждению компьютерной зависимости.

Управлениям (отделам) образования рай(гор)исполкомов, общеобразовательным учреждениям, высшим учебным заведениям, осуществляющим подготовку педагогических кадров, необходимо активизировать методическую работу с педагогическими кадрами по освоению педагогами современных образовательных технологий, оптимизации учебной нагрузки учащихся, переходу на обновленное содержание образования, допрофильную подготовку и профильное обучение.


Об итогах работы Министерства образования
за 2007 год и основных задачах на 2008 год

За 2007 год проделана значительная работа по обеспечению доступности и качества образования на всех его уровнях, выполнению поручений Главы государства и Правительства Республики Беларусь в сфере образования.

Обеспечен полный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе. Выросло количество детей дошкольного возраста, посещающих учреждения дошкольного образования (в 2007 г. – 82,3% (365,6 тыс. детей), 2006 г. – 82,1%). Интенсивно развивается сеть профильных учреждений дошкольного образования.

Обеспечено качественное медицинское сопровождение детей. Количество случаев заболеваний на 1000 детей уменьшилось с 1677 в 2006 году до 1613 в 2007 году. Пропуск по болезни одним ребенком в среднем по стране составляет 10 дней (в 2006 – 11 дней).

Стратегия развития системы общего среднего образования определена вступившим в силу 13 января 2007 года Законом Республики Беларусь ”Об общем среднем образовании“, а также принятой 31 мая 2007 года Программой развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007-2016 годы.

Функционируют 3767 общеобразовательных учреждений, в которых обучается 1 105 385 учащихся (в сельских населенных пунктах – 277016 чел., в городских населенных пунктах – 828369 чел.).

По сравнению с 2006/2007 учебным годом общий контингент учащихся уменьшился на 39746 человек (-3,5%), количество общеобразовательных учреждений уменьшилось на 126 (-3,2%). В первых классах обучается 91290 учащихся. Дети шестилетнего возраста составляют 83,2% от числа школьников первого года обучения.

По учебным программам для 12-летней общеобразовательной школы обучается 88,2% (974661 человек) учащихся от общего контингента школьников.

Развивается сеть учебно-педагогических комплексов ”детский сад-школа“. Из 923 общеобразовательных учреждений данного типа 897 (97,2%) расположены в сельских населенных пунктах.

Количество гимназий в сельских населенных пунктах увеличилось с 7 до 12.
Для обеспечения подвоза учащихся и воспитанников к месту обучения в 2007 году приобретено 157 автобусов при плане 76.

Утверждены стандарты общего среднего образования, в общеобразовательных учреждениях республики апробируется и внедряется более 50 экспериментальных и инновационных проектов.
В республиканской олимпиаде приняли участие более 575 тысяч человек (в 2006 г. – около 560 тыс.).

Победителями международных олимпиад по математике, физике, химии, биологии, информатике, астрономии стали 28 учащихся из Беларуси, которые удостоены 3 золотых, 11 серебряных и 14 бронзовых медалей (в 2006 году – 20 медалей, в том числе 2 золотых, 9 серебряных и 9 бронзовых).
Для обеспечения образовательного процесса к новому учебному году подготовлено 139 наименований учебной литературы (всего – 1293).

Процент педагогов, имеющих высшее образование, увеличился с 82,9% в 2003 году до 86,9% в 2007, за этот же период на 7% увеличилось количество учителей, имеющих высшую и первую категории. По итогам распределения 2007 года в общеобразовательные школы республики направлено 6394 молодых специалиста.

Введен деловой стиль одежды для учащихся 1-10 классов.

В систему общего среднего образования интегрировано более 56% школьников, имеющих психофизические нарушения развития (2006 г. – 53,5%). Количество классов интегрированного обучения и воспитания по сравнению с 2006/2007 учебным годом увеличено на 431, пунктов коррекционно-педагогической помощи – на 60. По сравнению с 2006/2007 учебным годом количество специальных интернатных учреждений в республике сократилось на 6 единиц.

Продолжена структурная перестройка системы профессионально-технического образования, приведение содержания образования в соответствие с потребностями рынка труда. В 2007 году создано 9 профессиональных лицеев, 2 учебных заведения профтехобразования реорганизовано путем слияния, 1 – путем присоединения.

С учетом потребностей региональных рынков труда прекращен прием на подготовку по 278 профессиям и открыта подготовка по 249 новым для отдельных учебных заведений профтехобразования профессиям.

В соответствии с потребностями отраслей экономики и социальной сферы в 2007 году учебными заведениями профтехобразования подготовлено 48,7 тыс. рабочих (служащих) (при прогнозной потребности 45,8 тыс. человек), из них более 92% выпускников получили направления на работу. Кроме того, обучено по программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации более 23 тыс. рабочих (служащих).

В 2007 году в учреждения профессионально-технического образования принято 44,5 тыс. человек (при прогнозе 42,2 тыс. человек). По договорам о подготовке рабочих (служащих) с организациями-заказчиками кадров принято 83,8 % учащихся, из них по целевому приему – 5,1%. Кроме того, по заявкам органов управления отраслями экономики и социальной сферы и организаций-заказчиков кадров принято 8,2 %.

Разработаны и утверждены образовательные стандарты по 24 учебным специальностям профессионально-технического образования (при плане 24); подготовлена и издана типовая учебно-программная документация по 17 учебным специальностям профессионально-технического образования (при плане 16).

Подготовка специалистов со средним специальным образованием осуществляется по 154 специальностям и около 250 специализациям. Для отраслей экономики в 2007 году подготовлено свыше 43,0 тыс. специалистов со средним специальным образованием.

В полном объеме в 2007 году выполнены прогнозные показатели приема на уровень среднего специального образования (51,8 тыс. чел.). На 10-12% сокращен прием на экономические, юридические и педагогические специальности, при этом увеличен прием на специальности ”Технологии машиностроения“ (20%), ”Программное обеспечение информационных технологий“ (15%), ”Технология швейного производства“ (13%).

Система среднего специального образования в целом завершила переход на обучение по образовательным стандартам и учебным программам нового поколения.

В целях укрепления шефских связей с организациями-заказчиками кадров утвержден перечень организаций, которые являются базовыми для проведения практики учащихся, стажировок преподавателей ССУЗов.

Дальнейшее развитие системы высшего образования обеспечивает принятый в 2007 году Закон Республики Беларусь ”О высшем образовании“.

Численность студентов вузов в 2007/2008 учебном году составила 413658 человек (в 2006/2007 учебном году – 396910 человек) или свыше 425 студентов на 10 тыс. населения.

Количество распределенных выпускников, получивших образование за счет средств республиканского бюджета, в 2007 году составило 20255 человек.

В 2007 году в высшие учебные заведения зачислено 89758 студентов, в том числе в государственные вузы - 75249 студентов (в 2006 году – 71565).

Выполняется план мероприятий по оптимизации структуры и приведению объемов подготовки специалистов в соответствие с потребностью народного хозяйства, введено 15 новых специальностей, в том числе специальность ”Строительство тепловых и атомных электростанций“, прекрещена подготовка по 18 невостребованным специальностям. Сокращен прием студентов, обучающихся за счет средств республиканского бюджета в вузах Министерства образования: на юридические специальности – на 15%, экономические специальности – на – 18%, на отдельные педагогические специальности – до 25%.

Сформирована двухступенчатая система высшего образования: первая ступень направлена на подготовку квалифицированного специалиста для реального сектора экономики и социальной сферы, а вторая, магистерская ступень – на подготовку к научно-исследовательской, инновационной деятельности.

Улучшается учебно-методическое обеспечение высшего образования. В разработанных 293 образовательных стандартах специальностей высшего образования особое внимание уделено формированию требований, предъявляемых к специалистам организациями-заказчиками кадров. Совершенствуется механизм взаимодействия высших учебных заведений с организациями-заказчиками кадров.

В 2007 году повышение квалификации и переподготовку кадров осуществляли более 320 учреждений образования, в том числе повышение квалификации и переподготовку кадров со средним специальным и высшим образованием проводили 150 учреждений образования (их подразделений): 41 учреждение Министерства образования, 94 учреждения других органов госуправления, 15 частных учреждений образования; свыше 200 учебных центров, комбинатов, пунктов и курсов.

Повышение квалификации и переподготовка кадров управления образованием осуществлялось в режиме опережающей подготовки управленцев всех уровней к решению задач модернизации образования. Сформированы системы подготовки кадров по вопросам антикризисного управления, инновационного менеджмента, малого предпринимательства, новой техники и технологий, современных методов управления.

В Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 011-2001 ”Специальности и квалификации“ внесены 11 новых специальностей переподготовки. Рассмотрено и утверждено более 500 учебных планов переподготовки кадров с высшим и средним специальным образованием.

Проведен анализ соответствия системы повышения квалификации и переподготовки кадров образования требованиям реформы общеобразовательной школы, обеспечена переподготовка свыше 53 тысяч педагогических работников по более 20 специальностям педагогического профиля.

Во исполнение поручения Президента Республики Беларусь в течение 2007 года Министерством образования проводилась работа по реорганизации институтов повышения квалификации и переподготовки кадров.

Велась целенаправленная работа по повышению эффективности научных исследований и разработок и их ориентации на нужды народного хозяйства. В соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы Министерством образования утверждены Концепция развития научно-инновационной деятельности на 2007-2010 годы и мероприятия по ее реализации, разработана и утверждена Программа инновационного развития Министерства образования на 2007-2010 годы.

В рамках Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы вузы выполняют 48 инновационных проектов, в том числе в 2007 году по 14 проектам завершен этап ввода в эксплуатацию (освоение в производстве), из них по 11 проектам осуществлен выход на проектную мощность.

Дальнейшее развитие получил программно-целевой метод планирования научных исследований, ориентированных на практический результат. Сформирован ”Задачник от промышленности“, который представляет собой базу технологических запросов предприятий различных отраслей экономики.

В 2007 году ученые вузов участвовали в выполнении 742 заданий государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований и более 100 заданий государственных научно-технических программ. В народном хозяйстве использовано более 1400 разработок вузовских ученых, в учебном процессе – 1200.

Экспорт научно-технической продукции осуществлялся в 28 стран ближнего и дальнего зарубежья. Объем средств, поступивших в 2007 году от реализации научно-технической продукции на внешних рынках, составил около 3 млн. долл. США.

Прием в аспирантуру, докторантуру осуществлялся на принципах ”государственного заказа“ в соответствии с реальными потребностями отрасли образования и реального сектора экономики.

Активизирована деятельность вузов, направленная на формирование инновационной активности студентов.

В республиканском конкурсе научных работ студентов вузов в 2006-2007 году приняли участие 3162 студента из 49 государственных и частных высших учебных заведений Беларуси.

Международная деятельность в сфере образования, науки и молодёжной политики осуществлялась на основании 54 международных договоров, в том числе 28 межправительственных и 26 межведомственных. В 2007 году подписаны 3 межправительственных договора: о сотрудничестве в области образования с Боливарианской Республикой Венесуэла; о признании документов об образовании, учёных степенях и званиях с Социалистической Республикой Вьетнам; об оздоровлении белорусских детей с Итальянской Республикой; межведомственный договор о сотрудничестве в области образования с Исламской Республикой Иран.

Утверждена Концепции развития экспорта образовательных услуг в 2007-2010 годах. В 2007 году в 23 иностранных государствах прошли оздоровление 43723 ребёнка. Оказывается помощь в области образования соотечественникам за рубежом.

Создано Общественное объединение ”Международная ассоциация выпускников вузов“. Количество иностранных граждан, обучавшихся в вузах республики в 2007 году, составляет 6,5 тыс. человек.

Продолжена работа по укреплению престижа семьи и семейных ценностей в среде учащейся молодежи, выполнению мероприятий, направленных на поддержку и защиту детства в рамках Президентской программы ”Дети Беларуси“ на 2006-2010 годы, по выполнению Декрета Президента Республики Беларусь № 18 ”О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях“.

Особое внимание уделялось работе по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек среди учащейся молодежи, а также выполнению Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы. С 1 февраля 2007 г. в стране реализуется комплексная долгосрочная акция ”Здоровый я – здоровая страна“, направленная на сохранение и укрепление здоровья, формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Проведены республиканская спартакиада школьников по 23 видам спорта (свыше 300 тыс. участников), республиканские спортивные соревнования ”Золотая шайба“, ”Кожаный мяч“, ”Мяч над сеткой“.

В 2007 году завершено выполнение ”Программы развития учреждений внешкольного воспитания и обучения в Республике Беларусь на 2005-2007 годы“. За три года количество учащихся, занимающихся в объединениях по интересам в этих учреждениях, увеличилось более чем на 16 тысяч человек, открыто 2000 новых кружков, созданы новые рабочие места для педагогов. В настоящее время в стране действует 356 внешкольных учреждений, в которых функционируют 28400 объединений по интересам (более 370 тысяч человек).

С целью приобщения учащихся и студентов к общественно-полезному труду, улучшения их материального благосостояния организуется временная занятость в свободное от учебы время. За летний период 2007 года было трудоустроено 43,5 тыс. человек, в том числе 17,8 тыс. человек трудоустроено в 696 студотрядах.

Дальнейшее развитие в 2007 году получило детское и молодежное общественное движение. Более 160 молодежных и детских общественных объединений охватывают своей деятельностью более 40% молодых людей. Самыми многочисленными являются общественные объединения “Белорусская республиканская пионерская организация”) и “Белорусский республиканский союз молодежи”.

Велась последовательная работа по предоставлению целевых займов (кредитов) молодым семьям для приобретения и строительства жилья, обзаведения домашним хозяйством, приобретения предметов длительного пользования.

Удельный вес расходов отрасли в расходах бюджета 2007 года с учетом доходов от внебюджетной деятельности, по предварительным данным, составил 23,3%.

В полном объеме профинансированы расходы по социально защищенным статьям (на оплату труда с начислениями, выплату стипендий и пособий), на оплату коммунальных услуг.

Продолжена работа по усилению государственной поддержки обучающейся молодежи. Денежные нормы питания учащихся были увеличены в среднем на 20%, нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – на 16%. Размеры всех видов государственных стипендий учащейся молодежи увеличились с 1 ноября отчетного года на 8%.

Стипендии выплачивались 90,7% обучающихся, имеющих право на получение стипендии.
Правом получения льготного кредита воспользовались 2140 граждан (на сумму 7,8 млрд. руб.), получающих первое высшее образование на платной основе.

В 2007 году осуществлен ввод в эксплуатацию 48 объектов образования (45 объектов коммунальной собственности и 3 объекта республиканской собственности). Кроме того, досрочно введены 2 объекта республиканской собственности и 1 объект, финансируемый из средств спонсора ИП ”Юнивест М.“ На эти цели израсходовано 219,0 млрд. рублей (100,3% от плана года).

В 2007 г. в рамках реализации Программы капитального ремонта зданий и сооружений учреждений образования, подчиненных государственным органам управления образованием, на 2005-2007 годы выполнено ремонтных работ на 417,9 млрд. руб. (120,5% от плана) Отремонтировано 624,1 тыс. кв. м. кровли (221,9% от плана), 54,8 тыс. погонных метров инженерных коммуникаций (129,4% от плана), проведен капитальный ремонт 772 зданий.

Доведенный учреждениям образования на 2007 г. целевой показатель по энергосбережению в размере -10,4% выполнен в сопоставимых условиях и по предварительным сведениям составил -11,8%.

Продолжалась работа по практической реализации требований Главы государства и Правительства по сокращению документооборота, повышению уровня контроля за исполнением поручений республиканских органов государственного управления.

Мерапрыемсятвы, запланаваныя на люты 2008 года.

У лютым упраўленне дашкольнай адукацыі будзе вывучаць стан работы ўпраўленняў (аддзелаў) адукацыі гарадскіх, раённых выканаўчых камітэтаў, дашкольных устаноў Віцебскай вобласці, г. Мінска па арганізацыі бяспечных умоў жыццядзейнасці дзяцей у дашкольных установах.
Тэл. 200-14-82

2-3 лютага ў Магілёве пройдзе рэспубліканскі турнір па інтэлектуальных гульнях “Кубак дружбы”.
Тэл. 227-12-06

З 4 па 25 лютага Рэспубліканскі цэнтр турызму і краязнаўства навучэнскай моладзі будзе падводзіць вынікі рэспубліканскага конкурсу на лепшы краязнаўчы маршрут “Мой край” у рамках рэспубліканскай акцыі навучэнскай моладзі “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся”.
Тэл. 262-54-19

5 лютага Нацыянальны цэнтр мастацкай творчасці дзяцей і моладзі арганізуе заезд дзяцей у Нацыянальны дзіцячы аздараўленчы лагер “Зубраня” для ўдзелу ў сацыяльна-педагагічнай праграме “Акадэмія “Сем-Я”.
Тэл. 227-12-06

5-6 лютага ў г. Магілёве пройдзе рэспубліканскі семінар ”Структура і змест інварыянтнага і варыятыўнага кампанентаў адукацыі па вучэбным прадмеце “Інфарматыка” ў 12-гадовай агульнаадукацыйнай школе“.
Тэл. 222-62-98

У лютым Нацыянальны цэнтр мастацкай творчасці дзяцей і моладзі праводзіць рэспубліканскі конкурс сацыяльна-педагагічных праектаў “Мая сям’я – мая гордасць” для выхаванцаў устаноў пазашкольнага выхавання і навучання.
Тэл. 227-12-06

10 лютага каманды Нацыянальнага цэнтра мастацкай творчасці дзяцей і моладзі прымуць удзел у VI туры сінхроннага чэмпіянату па інтэлектуальных гульнях “Маладзёжны кубак свету”, які будзе праходзіць у Мінскім дзяржаўным палацы дзяцей і моладзі (Старавіленскі тракт, 41).
Тэл. 227-12-06

12-13 лютага ў Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі (вул. Фабрыцыуса, 5) будзе экспанавацца V рэспубліканская выстава метадычных матэрыялаў па праблемах дзіцячага руху “Метадычныя сістэмы ў сучасным дзіцячым руху” з удзелам прадстаўнікоў устаноў пазашкольнага выхавання і навучання.
Тэл. 227-12-06

На працягу лютага ў Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі будзе працаваць рэспубліканская лабараторыя педагагічнага майстэрства на базе вопыту педагогаў-удзельнікаў фіналу рэспубліканскага конкурсу прафесійнага майстэрства педагагічных работнікаў устаноў адукацыі, якія маюць высокія дасягненні ў выхаваўчай рабоце, у намінацыі “Педагог года пазашкольнай установы” (намінацыя “мастацкая творчасць”).
Тэл. 227-12-06

17 лютага каманды Нацыянальнага цэнтра мастацкай творчасці дзяцей і моладзі прымуць удзел у чэмпіянаце горада Мінска па гульні “Што? Дзе? Калі?” сярод ювеналаў, які будзе праходзіць у Мінскім дзяржаўным палацы дзяцей і моладзі (Старавіленскі тракт, 41).
Тэл. 227-12-06

З 19 лютага па 19 сакавіка ў выставачнай зале Нацыянальнага цэнтра мастацкай творчасці дзяцей і моладзі (вул. Кірава, 16) будзе праходзіць рэспубліканская выстава-конкурс выяўленчага мастацтва “Святочнае кола” калектываў устаноў пазашкольнага выхавання і навучання, якія маюць званне “народны”.
Тэл. 227-12-06

20 лютага каманды Нацыянальнага цэнтра мастацкай творчасці дзяцей і моладзі прымуць удзел у чэмпіянаце горада Мінска па каманднай “Сваёй гульні”, які будзе праходзіць у Мінскім дзяржаўным палацы дзяцей і моладзі (Старавіленскі тракт, 41).
Тэл. 227-12-06

20-21 лютага ў Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі адбудзецца рэспубліканскі семінар “Удасканаленне педагагічнага зместу вольнага часу дзяцей і моладзі” для культарганізатараў і загадчыкаў аддзелаў культмасавай работы.
Тэл. 227-12-06

21 лютага ва ўстановах адукацыі рэспублікі будзе праходзіць рэспубліканскі конкурс па беларускай мове і літаратуры ”Буслік“.
Тэл. 222-64-92

21-26 лютага Рэспубліканскі цэнтр турызму і краязнаўства навучэнскай моладзі праводзіць рэспубліканскі злёт ваенна-патрыятычных класаў. У злёце будуць удзельнічаць 100 чалавек.
Тэл. 262-54-19

У канцы лютага ўпраўленне дашкольнай адукацыі плануе правесці нараду для дырэктараў дзіцячых дамоў, якія забяспечваюць выхаванне дзяцей дашкольнага ўзросту, “Змест дашкольнай адукацыі ў адпаведнасці з новымі праграмамі дашкольнай адукацыі” на базе Віцебскага дзіцячага дома.
Тэл. 200-14-82

25-29 лютага Рэспубліканскі цэнтр турызму і краязнаўства навучэнскай моладзі прыме ўдзел у рэспубліканскай выставе “Тыдзень моды на здароўе”.
Тэл. 262-54-19

28 лютага на базе Мінскага гарадскога дзяржаўнага інстытута павышэння кваліфікацыі і перападрыхтоўкі кадраў адукацыі адбудзецца рэспубліканская нарада ”Роля школьных бібліятэк у павышэнні якасці адукацыйнага працэсу“.
Тэл. 222-64-92

28 лютага Нацыянальны цэнтр мастацкай творчасці дзяцей і моладзі арганізуе заезд дзяцей у Нацыянальны дзіцячы аздараўленчы лагер “Зубраня” для ўдзелу ў сацыяльна-педагагічнай праграме “Здаровы я – здаровая краіна”.
Тэл. 227-12-06

28-29 лютага ў г. Брэсце пройдзе рэспубліканскі семінар ”Вывучэнне асноў тэхнічнай графікі – адно з ключавых напрамкаў развіцця канструктарскіх здольнасцей вучняў“.
Тэл. 222-62-98

28-29 лютага ў Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі адбудзецца рэспубліканскі семінар-практыкум “Формы і метады работы ў харэаграфічным калектыве агульнаадукацыйных устаноў, устаноў пазашкольнага выхавання і навучання” для кіраўнікоў харэаграфічных калектываў.
Тэл. 227-12-06

28-29 лютага на базе Акадэміі паслядыпломнай адукацыі будзе праходзіць рэспубліканскі семінар ”Конкурс прафесійнага майстэрства “Настаўнік года” – ступень самаўдасканалення педагога“.
Тэл. 222-65-31

З 28 лютага па 2 сакавіка ў г. Наваполацку пройдзе першынство Рэспублікі Беларусь па лыжным арыентаванні.
Тэл. 262-54-19

З 29 лютага па 2 сакавіка ў глядзельнай зале Нацыянальнага цэнтра мастацкай творчасці дзяцей і моладзі (вул. Фабрыцыуса, 5) будзе праходзіць фінал XV чэмпіянату Рэспублікі Беларусь па інтэлектуальных гульнях сярод навучэнцаў агульнаадукацыйных устаноў і ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання.
Тэл. 227-12-06

29 января 2008
Об итогах проведения республиканского конкурса

12-21 декабря 2007 года на базе Академии последипломного образования проходил заключительный этап ІІІ республиканского конкурса «Современные педагогические технологии в обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития. Региональные модели специального образования».

Проведение данного конкурса позволяет повысить профессиональный уровень, творческий потенциал как отдельного учителя, специального учреждения образования, так и региона в целом, а также предоставляет возможность продемонстрировать результаты работы за период, предшествующий конкурсу.

На заключительный этап республиканского конкурса организационными комитетами областного этапа были представлены 62 работы со всех регионов республики.

Жюри заключительного этапа республиканского конкурса отметило актуальность и разнообразие тематики представленных работ, отвечающих современным тенденциям в специальном образовании. С каждым конкурсом качественно улучшаются представляемые работы, появляются попытки настоящего научного осмысления своей работы и ее результатов, разрабатываются новые направления, такие как применение компьютерных технологий, разработка моделей патронатного сопровождения, модели оздоровления детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях загородного лагеря, мониторинг качества специального образования, организация самостоятельного проживания учащихся вспомогательной школы, профильное обучение в учреждениях специального образования, компетентностный подход в образовании детей с особенностями психофизического развития.

По-прежнему вызывает интерес у педагогов работа по совершенствованию психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития, организации интегрированного обучения и воспитания, по оказанию ранней комплексной помощи.

Вместе с тем, анализ конкурсных работ выявил и ряд проблем, которые существенно влияют на их качественную оценку.

Прежде всего, это несоблюдение требований к содержанию конкурсных работ, отсутствие выводов и результатов по использованию описанного опыта, несоответствие содержания представленных конкурсных работ тематике конкурса. Не всегда представленные конкурсные работы носили творческий характер, ряд работ дублировали дипломные, встречались работы с увеличенной теоретизацией материала, с орфографическими и пунктуационными ошибками.

Все это свидетельствует о недостаточной методической помощи со стороны областных (Минского городского) институтов повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов образования, снижении требований к конкурсным работам со стороны организационных комитетов и жюри двух предыдущих этапов конкурса.

Жюри заключительного этапа конкурса отмечает значительную работу по подготовке к республиканскому конкурсу, проделанную управлениями образования Могилевского, Брестского, Минского облисполкомов, Могилевским государственным областным институтом повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования.

По результатам республиканского этапа конкурса за целенаправленную и творческую работу были награждены:

дипломом І степени – управление образования Могилевского облисполкома, занявшее І место;
дипломом ІІ степени – управление образования Брестского облисполкома, занявшее ІІ место;
дипломом ІІІ степени – управление образования Минского облисполкома, занявшее ІІІ место.

За лучшую презентацию конкурсных работ награждены:

дипломом І степени – управление образования Могилевского облисполкома, занявшее І место;
дипломом ІІ степени – управление образования Брестского облисполкома, занявшее ІІ место;
дипломом ІІІ степени – управление образования Минского облисполкома, занявшее ІІІ место.

За высокий научно-методический уровень представленных конкурсных работ, их практическую и социальную значимость награждены:

дипломом І степени – Герасимова Галина Викторовна, учитель-дефектолог Могилевской вспомогательной школы, занявшая І место по итогам республиканского конкурса;
дипломом ІІ степени – авторский коллектив Брестской вспомогательной школы (руководитель Денисевич Людмила Григорьевна), занявший ІІ место по итогам республиканского конкурса;
дипломом ІІІ степени – Спадневская Татьяна Владимировна, педагог социальный Кобринской специальной общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушением слуха, Брестская область, занявшая ІІІ место по итогам республиканского конкурса.

Дипломами Министерства образования Республики Беларусь награждены:

авторский коллектив Каменской вспомогательной школы-интерната, Могилевская область (руководитель – заместитель директора Корбут Елена Аркадьевна);
Кардаш Оксана Анатольевна, заместитель директора центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Бобруйска, Могилевская область;
Счеснович Ольга Анатольевна, учитель-дефектолог Воротынской общеобразовательной средней школы, Могилевская область;
Жук Валентина Андреевна, учитель математики Молотковичской вспомогательной школы-интерната, Брестская область;
авторский коллектив Щомыслицкой общеобразовательной средней школы, Минская область;
Рябая Светлана Андреевна, заместитель директора, Прощенко Оксана Анатольевна, учитель-дефектолог Солигорского районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, Минская область;
авторский коллектив Любанского районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (руководитель – Плютова Тамара Григорьевна), Минская область;
авторский коллектив Столбцовского районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (руководитель – Сикорская Светлана Викторовна), Минская область;
Хомченко Аэлита Николаевна, учитель начальных классов Витебской вспомогательной школы № 26;
Усова Татьяна Михайловна, директор, Брилькова Галина Александровна, заместитель директора Гомельского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
Суровцова Светлана Ивановна, учитель-дефектолог специального дошкольного учреждения № 138 г. Гомеля ;
Леоновец Нина Михайловна, заместитель директора Гродненской специальной общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушениями зрения;
Шрейдер Светлана Владимировна, учитель белорусского языка и литературы Гродненской специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха;
авторский коллектив Дятловского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (руководитель – Гугович Марина Эдвардовна), Гродненская область;
Махнач Оксана Анатольевна, учитель биологии специальной общеобразовательной школы № 18 г. Минска.

С учетом итогов республиканского конкурса и в целях дальнейшего развития творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания специального образования, росту их профессионального мастерства, поддержки инновационных методик и технологий, создания региональной модели специального образования, отражающей общие и специфические тенденции развития системы специального образования, а также улучшения качества подготовки конкурсных работ к ІV республиканскому конкурсу Министерство образования Республики Беларусь рекомендует органам управления образования:

  • проанализировать состояние взаимодействия органов управления образования, учреждений, обеспечивающих получение специального образования с областными (Минским городским) институтами повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов образования;
  • организовать проведение круглых столов, семинаров с участием победителей и лауреатов областного и республиканского этапов конкурса;
  • создать региональный банк данных победителей и лауреатов республиканского конкурса.

В соответствии с пунктом 10 подпрограммы «Дети-инвалиды» президентской программы «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 г. № 18, ІV республиканский конкурс «Современные педагогические технологии в обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития. Региональные модели специального образования» состоится в декабре 2010 года.

Заместитель Министра К.С.Фарино
29 января 2008
ХI республиканская выставка научно методической литературы

На базе государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» с 15 по 18 апреля 2008 года будет проводиться ХI республиканская выставка научно методической литературы и педагогического опыта «Нравственно-правовое и семейное воспитание, профилактика противоправного поведения детей и учащейся молодежи».

Цели и задачи выставки:

  • пропаганда достижений учреждений образования в области нравственно-правового и семейного воспитания детей и учащейся молодежи;
  • обобщение педагогического опыта работы, существующей в национальной системе образования по нравственно-правовому и семейному воспитанию детей и учащейся молодежи;
  • привлечение научных кадров к разработке научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса по вопросам нравственно-правового и семейного воспитания детей и учащейся молодежи;
  • создание банка данных и аннотированного каталога педагогического опыта по нравственно-правовому и семейному воспитанию детей и учащейся молодежи;

Требования к представляемым на выставку материалам:

  • при оформлении каждого материала в обязательном порядке указывается: название методического материала, Ф.И.О. автора (полностью), должность (полностью), ученая степень (при наличии), категория педагогических работников, которым адресуется материал, краткая аннотация. Форма краткой аннотации работы прилагается.
  • на выставку представляются материалы, разработанные не ранее 2005 года. Материалы, выполненные до 2005 года, оргкомитетом не рассматриваются и на выставке не представляются;
  • в дополнение к бумажным носителям материалы могут быть представлены на дисках, видеокассетах и иных информационных носителях.

Авторами материалов, представляемых на выставку, могут быть:

  • работники органов управления образованием;
  • педагоги высших, средних специальных, профессионально-технических, общеобразовательных, дошкольных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения;
  • специалисты методических служб учреждения образования и других учреждений;
  • специалисты институтов повышения квалификации и переподготовки руководящих работников;
  • ученые научно-исследовательских учреждений;
  • работники средств массовой информации.

Работа может быть представлена авторским коллективом.

При отборе материалов оценивается:

  • соответствие содержания указанной теме;
  • целостность и системность;
  • практическая значимость;
  • использование инновационных методов и приемов;
  • эстетическое оформление материалов.

Обеспечить качественный отбор и своевременное представление на выставку научно-методических материалов в соответствии с требованиями данного письма не позднее 10 марта 2008 года.

Материалы представляются по следующим адресам:

общеобразовательные и дошкольные учреждения, областные и Минский городской институты повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования - в государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» (ул. Некрасова, 20, 220040, г. Минск, телефон для справок: 2857853), Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» (ул. Короля, 16, 220004, г. Минск, телефоны для справок: 2005554, 2291945);

учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического и среднего специального образования - в центр научно-методического обеспечения воспитательной работы учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» (ул. К.Либкнехта, 32, 220004, г.Минск, телефон для справок: 2264519);

учреждения, обеспечивающие получение высшего образования - в государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» (ул. Московская, 15, 220007, г. Минск, телефон для справок: 209 59 57);

учреждения внешкольного воспитания и обучения всех профилей деятельности (кроме республиканских) - в учреждение образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи» (ул. Кирова, 16, 220030, г. Минск, телефон для справок 227 31 38).

Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования», Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования», учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования», государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы», учреждение образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи» обеспечивают предварительный отбор и систематизацию материалов, представляют их в оргкомитет выставки.

Оформление выставки проводится:

  • для общеобразовательных и дошкольных учреждений, областных и Минского городского институтов повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования по региональному принципу. Ответственные за оформление данного раздела выставки: Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования», Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования», управления образования облисполкомов, комитет по образованию Минского горисполкома;
  • для учебных заведений профессионально-технического и среднего специального образования - по уровням образования. Ответственные за оформление данного раздела выставки: Республиканский институт профессионального образования, управления образования облисполкомов, комитет по образованию Минского горисполкома, учебные заведения среднего специального образования;
    для высших учебных заведений - Республиканский институт высшей школы, высшие учебные заведения;
  • для учреждений внешкольного воспитания и обучения - единым стендом. Ответственным за оформление единого стенда учреждений внешкольного воспитания и обучения является Национальный центр художественного творчества детей и молодежи.
    Оформление выставки будет проводиться 14 апреля 2008 г. в рекреациях государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» по адресу: г.Минск, ул. Некрасова, 20.

Открытие выставки состоится 15 апреля 2008 года в 11.00.

Регионы страны определяют количество представителей для оформления экспозиции выставки, уровень представительства, продолжительность их работы, исходя из практической целесообразности. Расходы, связанные с командированием иногородних участников выставки, несут командирующие организации.

Дополнительную информацию по организации выставки можно получить по телефонам в г. Минске: 285 78 53, 200-55-54, 229 19 45.

10 января 2008
Республиканское совещание работников системы образования

Совещания такого рода стали традиционными и проводятся раз в два года. Как правило, на них выносятся наиболее важные для системы образования вопросы, поднимаются проблемы, требующие коллегиального решения.

Стратегической целью для белорусского образования, намеченной еще десять лет назад, стал переход общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения с обновленными содержанием и формами образовательного процесса. Сегодня, когда реформа школы переходит уже в завершающую стадию, жизненно важным для отрасли становится анализ пройденного пути, обобщение опыта и определение действенного механизма преодоления трудностей.

Для участия в совещании приглашены заместители председателей облисполкомов, курирующие вопросы социальной сферы; начальники управлений (отделов) образования рай(гор)облисполкомов, ректоры областных, Минского городского институтов повышения квалификации и переподготовки кадров, ректоры педагогических вузов, представители НАН Беларуси, Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

В ходе совещания планируется обсудить насущные для отрасли вопросы, а именно:

  • содержание образования 12-летней школы (учебные планы, программы, учебники и пособия);
  • подготовка педагогических кадров для работы в общеобразовательных учреждениях;
  • организация допрофильной подготовки и профильного обучения как одного из вариантов организации учебного процесса на старшей ступени;
  • роль районных методических кабинетов, институтов повышения квалификации в решении вопросов ликвидации перегрузки учащихся и оказании учителям методической помощи;
  • организация учебного процесса в режиме 5-дневной учебной недели;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся общеобразовательных учреждений;
  • реализация региональной программы развития общего среднего образования (реструктуризация сети, учебное оборудование, ремонт зданий общеобразовательных учреждений, подвоз, питание учащихся);
  • взаимодействие родителей учащихся и учителей в повышении качества учебно-воспитательного процесса, формировании гражданской позиции подрастающего поколения;
  • взаимодействие Республиканского экспертного совета по школьной программе обучения НАН Беларуси и Министерства образования по доработке учебных программ.

Пресс-центр Министерства образования