На главную/Архив новостей
201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003
АвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьИюньАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрь
20 ноября 2007
МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА

Высказываются разные мнения разных людей о нововведениях в общеобразовательной школе. Активно обсуждение этих проблем велось со второй половины 90-х годов прошлого века. Газеты, радио, телевидение были наполнены мнениями, спорами, обоснованиями и аргументами. Общество приняло реформу, и 4 января 1996 года появляется распоряжение Президента Республики Беларусь ”О подготовке и проведении в Республике Беларусь реформы общеобразовательной школы“.

Следует вспомнить, что проект концепции реформы общеобразовательной школы, предусматривающий переход ее на новую структуру и 12-летний срок обучения, обновление содержания образования, внедрение современных педагогических технологий и новой системы оценивания результатов учебной деятельности учащихся, а также возможность начала обучения в школе детей 6-летнего возраста, широко обсуждался с общественностью.

После одобрения в августе 1996 года Кабинетом Министров Республики Беларусь концепции реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь Министерством образования была разработана программа поэтапной ее реализации.

Отмечу также, что I съезд учителей Республики Беларусь (октябрь 1997 г.) поддержал основные положения концепции реформы общеобразовательной школы и программу ее реализации. На парламентских слушаниях (ноябрь 1997 г.) при обсуждении вопроса ”Реформа общеобразовательной школы: состояние, основные направления, проблемы и перспективы“ было принято решение о законодательном обеспечении школьной реформы. Данное решение означало необходимость принятия Закона Республики Беларусь ”Об общем среднем образовании“.

Проект законодательного акта был разработан в 2004 году. К этому времени на новое содержание образования перешли учащиеся 1-7-х классов. Причем 85 процентов детей 6-летнего возраста пошли в первый класс.

По поручению Президента Республики Беларусь с мая по август 2004 г. работала межведомственная комиссия по дополнительному изучению вопроса о целесообразности введения в республике 12-летнего общего среднего образования с началом обучения с 6 лет.

Межведомственная комиссия признала целесообразным переход общеобразовательной средней школы на 12-летнее обучение.

Современные и перспективные преобразования на уровне общего среднего образования отражены в Законе Республики Беларусь ”Об общем среднем образовании“, который вступил в силу 13 января 2007 года.

В развитие указанного Закона разработаны и утверждены Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007-2016 годы, образовательный стандарт общего среднего образования, образовательные стандарты по всем учебным предметам, разработанные на их основе типовые учебные планы и учебные программы.

В соответствии со структурой общего среднего образования создана оптимальная сеть общеобразовательных учреждений, обеспечивающая доступность общего среднего образования: 265 начальных школ, 708 базовые, 2569 средних школ, 184 гимназии, 37 лицеев, 7 учебно-педагогических комплексов (обеспечивают обучение и воспитание на уровнях общего среднего и среднего специального образования). В них обучаются свыше 1млн. учащихся.

По учебным программам и учебникам 12-летней школы в условиях 5-дневной учебной недели обучаются более 850 тысяч учащихся 1-10 классов, что составляет 75 процентов от общего количества учащихся. Первый массовый выпуск из 12-летней школы на уровне общего базового образования будет в июне 2008 года, общего среднего образования – в 2010году. Поэтому сегодня рано утверждать однозначно о негативных результатах реформы.

Для обеспечения образовательного процесса 12-летней школы издано более 1500 наименований национальной учебной литературы, что позволяет качественно организовать обучение и воспитание учащихся. Только с 2000 по 2007 год на учебное книгоиздание затрачено около 69735 млн. рублей.

Мы стремимся, чтобы содержание учебно-методического обеспечения образовательного процесса было ориентировано на развитие личности учащегося, формирование умений учиться самостоятельно, применять знания не только в повседневной жизни, но и в условиях постоянно обновляющегося информационного поля, быть психологически устойчивым и социально адаптированным.

И в этом существенную помощь оказывает нам созданный по инициативе Главы государства Республиканский экспертный совет по школьной программе обучения при Национальной академии наук Беларуси, который проводит научную и научно-педагогическую экспертизу учебных программ, а также отдельных учебников и учебных пособий для 12-летней школы.

В целом с участием ведущих ученых страны проведена комплексная научная экспертиза 27 образовательных стандартов и 48 учебных программ, на основании которой дорабатывались образовательные стандарты и учебные программы по белорусской литературе, русской литературе, русскому языку, всемирной истории, истории Беларуси, курсу ”Человек. Общество. Государство“, математике, физике, химии, биологии, географии, информатике, изобразительному искусству, музыке, отечественной и мировой художественной культуре и другим учебным предметам в части научности представления информации, отражения современных достижений базовых наук, развития науки в Беларуси, актуальных проблем жизни современного общества, а также воспитательных аспектов – нацеленности учебных программ на формирование научного мировоззрения, твердой гражданской позиции и воспитание патриотизма.

Введение 10-балльной системы оценивания позволяет не только реализовать дифференцированный подход к оценке учебно-познавательной деятельности учащихся и ее результатам, но и эффективно использовать стимулирующую функцию отметки для достижения учащимися более высоких учебных результатов, а также активизировать педагогическую инициативу и творчество учителей, их взаимодействие с родителями учащихся.

В настоящее время ведется подготовка к введению со следующего учебного года профильного обучения в 11-х классах. В педагогических вузах, на курсах повышения квалификации осуществляется подготовка студентов и педагогов к работе в условиях профильного обучения.

В основу профильного обучения положен накопленный в советской школе и получивший дальнейшее развитие в Беларуси опыт организации дифференцированного обучения, которым в настоящее время охвачено свыше 78 процентов учащихся старших классов. В силу этого профильное обучение не является для учащихся, родителей, педагогических работников неожиданным нововведением, а представляет собой новый качественный уровень развития дифференцированного обучения, широко признанного в мире.

Каждая страна мира имеет свой вариант профилизации общего среднего образования, так как это позволяет учитывать индивидуальные склонности и задатки учащихся и запросы их родителей.
В процессе реформирования системы общего среднего образования неоднократно проводились социологические исследования, изучалось мнение участников образовательного процесса относительно нововведений в школе, в том числе и различных аспектов организации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях.

Так, в 2004 – 2007 годах в социологических исследованиях участвовало 3683 учащихся; 3657 родителей; 1467 педагогов; 195 руководителей учреждений образования.

Преобладающее большинство респондентов положительно относятся к введению профильного обучения на III ступени общего среднего образования. При этом отмечаются некоторые различия в распределении ответов на этот вопрос учащихся 11-х классов городских и сельских школ: положительно относятся к профильному обучению 94,8% одиннадцатиклассников городских школ и 82,7% учащихся 11-х классов сельских школ.

Значительная часть респондентов уверена в том, что введение профильного обучения позволяет обеспечить подготовку учащихся к осознанному профессиональному выбору: 88% руководителей школ, 80% педагогов, 70% учащихся 11-х классов и их родителей.

Свыше 70% руководителей и 60 % педагогов школ высказались за целесообразность определения 4-х основных направлений профильного обучения (гуманитарный, филологический, технико-технологический, естественнонаучный).

Более 70% всех категорий респондентов положительно ответили на вопрос о целесообразности предоставления учащимся в условиях профильного обучения возможности получить профессию рабочего (служащего).

К числу важнейших факторов, которые должны учитываться при формировании профилей обучения в учебном заведении, респонденты отнесли образовательные запросы учащихся и их родителей; кадровое обеспечение; наличие в учебном заведении опыта организации дифференцированного обучения на старшей ступени школы; учебно-методическое обеспечение того или иного профиля обучения; наличие необходимых материально-технических, нормативных правовых ресурсов.

Среди факторов, в наибольшей мере влияющих на выбор учащимися старших классов профиля обучения, респонденты указали возможность более глубокого изучения учебных предметов, которые необходимо сдавать при поступлении в ссузы и вузы, авторитет и высокий профессионализм учителей, преподающих профильные предметы.

Следует отметить, что в период подготовки к проведению реформы общеобразовательной школы обучения были разработаны концептуальные подходы к проектированию и обновлению содержания образования, в том числе и на III ступени общего среднего образования в условиях профильного обучения, конструированию нового поколения учебно-программной документации, учебников, учебных пособий, других учебно-методических и дидактических материалов, а также их экспериментальная апробация.

Мы исходили из того, что в условиях профильного обучения:

  • упорядочится распределение выпускников на уровнях общего базового и общего среднего образования по каналам получения образования, так как в процессе организации профильного обучения будут учтены не только образовательные запросы и профессиональные намерения учащихся, но и потребности на рынке труда;
  • будет обеспечено в комплексе рациональное использование кадровых, финансовых, материально-технических и других ресурсов региональных образовательных систем, создание действенных механизмов взаимодействия учреждений системы общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования;
  • в общеобразовательных учреждениях будут созданы оптимальные условия для организации образовательного процесса с учетом запросов, интересов и склонностей учащихся, что позволит сформировать их готовность к осознанному профессиональному выбору, дальнейшему продолжению образования, включению в трудовую деятельность;
  • выпускники смогут быстрее адаптироваться к специфике образовательного процесса в средних специальных и высших учебных заведениях, так как в условиях профильного обучения преимущественно используются методы и формы, направленные на усиление самостоятельной, исследовательской, проектной деятельности учащихся, характерные для системы профессионального образования;
  • выпускники также смогут не только продолжить образование по избранному направлению, но и трудоустроиться в соответствии с полученной квалификацией рабочего (служащего), что обеспечит их большую социальную защищенность и сократит количество лиц, не определившихся профессионально после окончания общеобразовательного учреждения.

В ходе эксперимента на базе 18 средних школ республики подтверждена возможность организации образовательного процесса в 11-12-х профильных классах в режиме пятидневной учебной недели.
Экспериментальные разноуровневые учебные пособия, в основном, одобрены педагогической и ученической общественностью.

Выявлено, что учащиеся как городских, так и сельских школ отдают предпочтение классам физико-математического, филологического, технологического профилей обучения и соответствующим курсам по выбору, которые расширяют и углубляют знания по профильным предметам, позволяют лучше подготовиться к вступительным испытаниям в высшие учебные заведения.

В общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, наиболее приемлемым вариантом является формирование классов, в которых учащиеся распределяются минимум на три группы для изучения соответствующих профильных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях.

Профильное обучение на III ступени общего среднего образования, в том числе профессиональная подготовка учащихся, которая завершается присвоением соответствующей квалификации рабочего (служащего) при условии сдачи квалификационного экзамена следует понимать как предпочтительный, а не обязательный вариант организации образовательного процесса.

Отказ от дифференцированного обучения, единообразие обучения, на наш взгляд, повлечет за собой нежелательные социальные последствия – нарушится системность в работе с одаренными детьми, разовьется в большей степени массовое репетиторство с его большим теневым экономическим эффектом.

В настоящее время репетиторство представляет собой вариант организации платных индивидуальных занятий с ребенком с учетом его запросов, уровня изучения отдельных учебных предметов (базовый, повышенный, углубленный).

Расширение репетиторства может привести к социальному расслоению учащихся в зависимости от обеспеченности их родителей: более богатые и обеспеченные будут давать лучшие стартовые возможности своим детям, а дети из сельской местности будут лишены такой возможности. Сегодня именно системное дифференцированное обучение предоставляет равные возможности учащимся как сельских, так и городских школ при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения.

В противовес высказываемым мнениям об искусственном ”задерживании“ детей за школьной партой, подчеркну, что завершение обучения в средней школе в 18 лет позволит снять социальную напряженность, которая возникает сегодня в связи с ограниченными возможностями трудоустройства несовершеннолетних выпускников школ. Ведь у них нет профессиональных навыков. Сегодня многие молодые люди, которые не поступили в высшие, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения, не находят работу. Особенно сложно входят во взрослую жизнь 17-летние юноши. Без специальности и имея только год в запасе перед призывом в армию, они оказываются невостребованными на рынке труда и услуг.

В современных условиях 12-летняя школа – экономически целесообразная и эффективная мера социальной защиты несовершеннолетних граждан республики, форма занятости молодежи 17-18 лет.

Надо отметить, что расходы бюджета на финансирование 12-х классов общеобразовательных учреждений в соответствии с социальными стандартами составляют около 107,0 млрд. рублей в год, или 4 процента от объема средств (2588,9 млрд. рублей), выделяемых на общее среднее образование, или 2% от консолидированного бюджета на образование (5465,9 млрд. рублей).

В целях повышения качества образования продолжается работа и по оптимизации сети учреждений образования. В 2007 году закрыто 125 общеобразовательных учреждений. Экономия составила 7,9 млрд. рублей. Существуют и другие источники экономии бюджетных средств.

Привлечения дополнительных бюджетных ассигнований для введения профильного обучения с 2008/2009 учебного года не потребуется.

С другой стороны отказ в настоящее время от 12-летнего срока обучения в общеобразовательной школе явится, по сути, необоснованным началом новой реформы, что приведет к необходимости пересмотра всей законодательной и нормативной правовой базы, содержания образования, его структурирования, учебно-методического обеспечения, а следовательно, выделения значительных дополнительных финансовых средств.

Большое внимание сегодня в общеобразовательных учреждениях уделяется здоровью учащихся. Однако не следует забывать, что здоровье человека зависит на 49-53% от образа жизни, на 18-20% от наследственности, 17-20% от качества окружающей среды и на 8-10% от медицинского обслуживания. При анализе причин негативных изменений состояния здоровья детского населения ведущие ученые-гигиенисты исходят из концепции многокомпонентности и разнонаправленности воздействия факторов риска на растущий организм. Прежде всего, не следует пренебрегать генетическим предопределением здоровья. Большое значение наследственные факторы имеют и в формировании хронической патологии у ребенка. Фактически в каждой 8-й семье, где есть хронически больной ребенок, то же заболевание отмечено у одного из его родителей.

Нарушение опорно-двигательного аппарата не приобретается в течение жизни ребенка из-за того, что он спал на неудобной кровати или неправильно сидел за школьной партой, а является чисто наследственной патологией. Медицинские работники считают, что основной причиной возникновения нарушений осанки и сколиозов является недостаточная сформированность у детей простанственно-ориентировочных реакций и в первую очередь – неустойчивость у них общего центра тяжести тела.

Немаловажным условием физического и психического здоровья является культура здоровья, которая в основном формируется в семье, поскольку она мотивирует и определяет здоровый образ жизни.

В образовательный процесс все шире внедряются здоровьесберегающие технологии, интерактивные методики воспитания и обучения навыкам здорового образа жизни, а также начиная с первого года обучения проводятся занятия по интересам ”Здоровый образ жизни“.

С какого возраста начинать обучение детей? Согласно данным ЮНЕСКО, обучение детей в школе с 5 лет начинается в 28 странах, с 6 лет – в 134 (из 204), что составляет 79,4 процента.

Если обратиться к истории, то уже в 1987 году 93 процента детей в республике начинали учиться в школе с 6 лет. Затем этот показатель по многим причинам стал снижаться. В результате количество шестилеток, которые поступали в школу в 1997/1998 учебном году, снизилось до 43 процентов, при этом данный показатель для школ городской местности составлял 36,0 процентов, сельской местности – 62,4 процента. На тот период большинство школ городской местности из-за большой наполняемости работали в две смены.

Начиная с 1998/1999 года появилась объективная возможность организовать обучение и воспитание детей 6-летнего возраста на базе дошкольных учреждений, а при отсутствии таких возможностей в сельской местности – на базе школ. Для данного периода было характерно создание, преимущественно в сельской местности, учебно-педагогических комплексов детский сад – школа, а также дальнейшее развитие системы дошкольного образования.

В настоящее время подготовка детей к обучению в школе ведется в дошкольных учреждениях по программе ”Пралеска“, а для не посещающих дошкольные учреждения, – по Программе образовательных услуг для детей шестого года жизни.

В каждом районе создан банк данных о детях 5-летнего возраста, не посещающих дошкольные учреждения, который формируется согласно Положению о порядке организации учета детей, которые подлежат обучению на уровне общего среднего образования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 ноября 2006 года № 1493.
Подготовка детей, которые не посещают дошкольные учреждения, к обучению на I ступени общего среднего образования возможна по различным моделям (вариантам). Это кратковременное (на протяжении 1-2 месяцев), но систематическое посещение специальных занятий в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, направленных на обеспечение социализации детей в коллективе одногодок и взрослых, формирование основ готовности к обучению в школе.

В текущем учебном году дети 6-летнего возраста составляют около 85 процентов от количества детей первых классов, что говорит о поддержке родительской общественностью начало обучения детей с 6 лет. При этом большинство первых классов размещено в дошкольных учреждениях.

Организация образовательного процесса с учащимися первых классов имеет существенные отличия по сравнению с учащихся последующих классов:

  • они учатся в условиях 5-дневной учебной недели;
  • уроки проводятся только в первую смену;
  • обязательная учебная нагрузка составляет 19 часов в неделю (четыре дня по четыре урока и один день – три);
  • расписание уроков предусматривает чередование учебных предметов, требующих напряженной учебной деятельности, с учебными предметами, в которых преобладает динамический компонент;
  • продолжительность урока –35 минут;
  • во время урока обязательно проводятся две физкультпаузы;
  • после второго (третьего) урока под руководством учителя ежедневно проводится динамическое занятие на воздухе длительностью не менее 30 минут, заполненное подвижными и спортивными играми и развлечениями;
  • в середине третьей, самой длинной учебной четверти, проводятся дополнительные каникулы;
  • учебные принадлежности хранятся в классных помещениях.

Обучение ведется без домашних заданий, доминирующей формой организации образовательного процесса является дидактическая игра и используется только качественная оценка результатов учебной деятельности учащихся.

Оппонентам начала обучения детей с 6 лет следует учесть, что к ухудшению здоровья может привести не возраст начала обучения, а нарушение условий организации обучения и воспитания детей.

Необходимо отметить, что руководители учреждений образования обязаны строго соблюдать требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в соответствии с Санитарными правилами и нормами, утвержденными Министерством здравоохранения. В данном документе определен режим работы общеобразовательного учреждения, длительность перерывов между уроками, максимальная допустимая учебная нагрузка на одного ученика, дозировка домашних заданий и другие требования. Органы государственного санитарного надзора осуществляют постоянный контроль за соблюдением данных норм.

Обязательная учебная нагрузка в неделю для учащихся 1-4-х классов составляет от 19 до 22 часов, 5-10-х классов – от 24 до 30 часов, 11-12-х – от 30 до 34 часов.

Преобразования на уровне общего среднего образования призваны обеспечить опережающее развитие системы образования, способной с учетом самых современных требований решать задачи кадрового и научного обеспечения экономики и социальной сферы страны. Сегодня, чтобы обеспечить конкурентоспособность страны, необходимо предъявлять соответствующие требования к выпускнику общеобразовательной школы, его подготовке к жизни и труду.

Нельзя подходить к обучению в школе и подготовке ее выпускника только с позиции опыта старшего поколения. Мы живем в мире динамично развивающихся информационных технологий. Бывает, что папа – доктор, кандидат наук – не успевает за своим ”компьютерно оснащенным“ сыном. Проблема чему и как учить – проблема, которая всегда возникает на определенном этапе развития цивилизованного общества. И решать ее мы должны адекватно требованиям времени.

Заместитель Министра К.С.Фарино
16 ноября 2007
Поздравление Министра

В военном 1941 году в Лондоне состоялась международная встреча студентов, боровшихся против фашизма, в поддержку студентов Чехословакии – героев Сопротивления. 17 ноября 1939 года многие руководители Союза студентов Чехословакии были арестованы немецко-фашистскими оккупационными властями и расстреляны. Более тысячи студентов и преподавателей вузов отправлены в концлагеря, вузы закрыты.

Печальные события того дня ушли в историю. Они же объединили студентов всего мира.
Завтра многотысячный отряд белорусских студентов отметит свой праздник с миллионами молодых людей, чей девиз – быть впереди, видеть дальше и мыслить глубже.

В нашей стране созданы все условия для активного включения студенческой молодежи в социально–экономическую, политическую и культурную жизнь общества. Более того, государство видит в молодом человеке самую большую ценность.

Мы ответственны за судьбу нашей Родины. Нас объединяет великая цель: построить сильное и процветающее государство. В этих словах заключается смысл проводимой в нашей стране политики.

Дорогие друзья! Искренне желаю вам наращивать свой интеллектуальный потенциал, ощутить радость открытий и творческого вдохновения, уверенности в своих силах.
Хорошего настроения вам, счастья и удачи!

Министр образования
Республики Беларусь
А.М.Радьков
14 ноября 2007
Смотр- конкурс на лучшую организацию работы по охране здоровья детей
По материалам смотра- конкурса на лучшую организацию работы по охране здоровья детей в учреждениях образования г. Минска


На коллегии комитета по образованию Мингорисполкома подведены итоги смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране здоровья детей в учреждениях образования г. Минска.

Конкурс показал, что высокие результаты работы по формированию здорового образа жизни в большой мере связаны с повышением качества организационно-методического сопровождения, финансового обеспечения и налаженного межведомственного взаимодействия. Определяющую роль в этом играют районные управления образования. Вопросы формирования здорового образа жизни являются объектом постоянного контроля, диагностики и анализа на всех управленческих уровнях: от оперативных совещаний с заместителями директоров по идеологической, воспитательной работе до коллегий управления образования.
В каждом районе разработаны и реализуются собственные оригинальные программы «Здоровье», каждая из которых учитывает особенности и запросы социума, возможности инфраструктуры района.

В рамках смотра-конкурса рассматривалась и организация питания учащихся, как одна из основных составляющих системы по укреплению и сохранению здоровья детей. Отмечено, что за последнее время произошли качественные изменения в организации питания в учреждениях образования.

Результатом выполнения программы развития школьного питания стало значительное укрепление материальной базы, обновление интерьеров школьных столовых, развитие новых форм обслуживания детей. Учреждения образования последовательно оснащаются технологическим оборудованием нового поколения, современным раздаточным оборудованием, приборами для очищения и обеззараживания воздуха, многоступенчатыми системами очистки воды, посудой из нержавеющей стали, специальным уборочным инвентарем и средствами гигиены.

Изменения произошли не только в материальном плане, но и в содержании работы по формированию привычек и навыков здорового образа жизни. Такая деятельность нашла отражение в углублении содержания работы образовательных учреждений в этом направлении, в разнообразии ее форм и методов. Решение проблемы рассматривается не только в аспекте воспитательном, а в целом - в образовательном. Учреждения образования города в качестве стратегического направления работы поставили задачу: обеспечить выпускников не только глубокими знаниями, но также сохранить и укрепить их здоровье, что позволит успешно продвигаться в системе непрерывного образования к профессиональному самоопределению выпускников.

В фотогалереи представлены фотографии элементов интерьера обеденных залов, буфетов, кафе, оборудования пищеблоков отдельных учреждений образования, участвовавших в смотре-конкурсе.

Посмотреть фотогалерею

06 ноября 2007
Информационное письмо
02 ноября 2007
Формула успеха школьной субботы

Консультант управления идеологической и социальной работы Министерства образования Республики Беларусь Емельянчик Лариса Васильевна отметила, что «Зубренок» был выбран местом проведения республиканского конкурса не случайно. «Цель данного конкурса – совершенствование организации воспитательного процесса в шестой школьный день в общеобразовательных учреждениях, - сказала Лариса Васильевна. - Воспитательное пространство лагеря «Зубренок» как нельзя лучше располагает к проведению таких встреч педагогов. Здесь накоплен огромный положительный инновационный опыт воспитательной работы по различным направлениям. Нам хотелось погрузить участников конкурса в атмосферу творчества, взаимопонимания и содружества. И нам это удалось».

Следует отметить, что по инициативе Министерства образования Республики Беларусь, Академии последипломного образования педагогических работников в республике проводятся различные конкурсы профессионального мастерства педагогов. Однако конкурс инновационных проектов педагогов проводится в нашей стране впервые. И тем не менее организаторы конкурса уже на первом, заочном туре, отметили высокий уровень представленных работ, их насыщенность идеями, авторскими находками. И вот… « То, что мы увидели сейчас, - отметила Лариса Васильевна,- превзошло все наши ожидания. Авторы проектов творчески подошли не только к написанию своих работ, но и к их представлению и защите. Удачно вписались в защиту проектов и выступления групп поддержки конкурсантов: проекты будто ожили, демонстрируя свою действенность. Надо отметить, что все проекты разные, не похожие друг на друга, но все очень ярко отразили работу не только самих школ, но и работу целых регионов. Выступления конкурсантов показали, как интересно проходят на местах республиканские акции «Жыву ў Беларусі і тым гарнарусь я», «Здоровый я – здоровая семья» и что школьную субботу творческие педагоги могут превратить в настоящий праздник общения детей и взрослых».

Начальник управления идеологической и воспитательной работы Национального института образования, Катович Наталья Константиновна председатель жюри конкурса подчеркнула значимость субботнего дня. «Министерство образования придает огромное значение организации досуга школьников, - сказала она. - Ведь от того, чем занят школьник в свободное от занятий время, от того, чем наполнена его субботняя досуговая деятельность, зависит эффективность воспитательного процесса в целом. Конкурс предполагал защиту проектов в нескольких номинациях: игровой рекламно-агитационный проект, лучшая творческая идея организации шестого школьного дня, лучшее информационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в шестой школьный день, лучший инновационный проект. В основном все авторы проектов справились с требованиями, которые предъявлялись к защите проектов. В течение 10 минут, используя компьютерные технологии, они должны были творчески представить актуальность, цель, особенность и результативность своих проектов. Задача – непростая. Не избежали, по мнению жюри, некоторые конкурсанты и ошибок: говоря об организации шестого школьного дня, некоторые пытались раскрыть систему воспитательной работы учебного заведения в целом, и, естественно, не укладывались в регламент. Но в одном члены жюри были единодушны: с педагогическим опытом, представленным на конкурсе, должны познакомиться все педагоги республики. Один из спонсоров конкурса издательство «Зорны верасень» уже предложил услуги по изданию сборника проектов».

На вопрос «Довольны ли вы выступлением на конкурсе своей команды?» руководитель творческой группы учителей города Минска главный специалист управления идеологии социальной и воспитательной работы комитета по образованию Мингорисполкома Надежда Михайловна Великая ответила: «Мы привезли на конкурс три проекта, авторами которых являются педагоги трех столичных учреждений образования – гимназии № 15, гимназии № 61, СШ № 145. И все они стали первыми в своих номинациях. Дипломы 1 степени – высокая награда творчества наших педагогов ».

Не остались без наград и другие конкурсанты – дипломами 1, 2, 3 степени пополнились портфолио достижений педагогов Езерищенской средней школы Витебской области, СШ №31 г.Могилева, СШ № 5 г.Солигорска, , СШ № 10 г.Полоцка, СШ № 2 г.п.Белыничей, Мостовского р-на, Зябровской средней школы Гомельской области, СШ № 3 г.Ганцевичи, Верхменской средней школы Смолевичского р-на, Жировичской средней школы и др.
В чем же успех школьной субботы? На этот вопрос обладатель диплома первой степени заместитель директора столичной гимназии № 15 Екатерина Евгеньевна Ченкус ответила так: «Зажгите свет в субботнем школьном окошке, добавьте творчества, и, если вы любите детей, то все будет отлично!».