На главную/Архив новостей
201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003
ИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьИюньАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрь
29 апреля 2005
Справка о ходе реформирования общеобразовательной школы в Республике Беларусь

СПРАВКА

о ходе реформирования общеобразовательной школы

в Республике Беларусь

В республике с 1998 года осуществляется реформирование общеобразовательной школы, направленное на повышение качества общего среднего образования, сохранение и укрепление здоровья учащихся, удовлетворение их образовательных запросов с учетом индивидуальных особенностей и возможностей, а также повышение престижности образования.

Достижение основных целей реформы осуществляется посредством практической реализации следующих задач:

создания оптимальных условий для социализации личности, ее нравственного, интеллектуального, творческого и физического развития;

перехода на обязательное 10-летнее общее базовое и 12-летнее общее среднее образование, пятидневную учебную неделю и начало обучения детей с шестилетнего возраста;

установления научно обоснованной учебной нагрузки учащихся в условиях пятидневной учебной недели;

обновления содержания образования;

введения профильного обучения на завершающем этапе общего среднего образования;

внедрения современных педагогических технологий и методик обучения и воспитания;

перехода на новую систему оценки результатов учебной деятельности учащихся;

создания эффективной системы патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания;

совершенствование системы контроля качества образования, включая проведение мониторинга.

Реформирование общеобразовательной школы осуществляется поэтапно в соответствии с Программой реализации реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь, утвержденной приказом Министерства образования и науки Республики Беларусь от 30 октября 1996 г. № 461.

В период подготовки и осуществления реформы общеобразовательной школы разработан и принят ряд нормативных правовых документов, закрепивших основные преобразования в системе общего среднего образования.

Практически решена задача охвата обучением в школе детей шестилетнего возраста. В текущем учебном году дети шестилетнего возраста составляют 85% от общего числа учащихся первого года обучения (1998 г. – 58%).

Это достигнуто в результате реализации следующих организационно-педагогических мер:

организации подготовки детей 5-летнего возраста к обучению в школе;

преимущественного размещения первых классов на базе дошкольных учреждений (55% учащихся) и школ, в которых созданы необходимые условия для питания и отдыха детей.

развития в сельских населенных пунктах сети учебно-педагогических комплексов детский сад-школа, количество которых выросло до 726 (1998 г. – 247).

Диспансеризация детей в 2003/2004 учебном году (оценка физического развития, биологическая и школьная зрелость) показала, что 97% детей 6-летнего возраста, принятых в школу, были готовы к обучению.

В процессе перехода на новую организационную структуру (первая ступень – 4 года, вторая – 6 лет, третья – 2 года) решена задача рационального распределения учебной нагрузки по годам обучения, что нашло отражение в Типовом учебном плане 10-летней базовой школы. Так, учебная нагрузка в начальной школе в каждом классе в среднем уменьшена на 1-2 часа по сравнению с 11-летней школой. С пятого по десятые классы обязательная учебная нагрузка стала составлять 24-30 часов вместо 32-34 часов в 11-летней школе.

В целях более полного удовлетворения индивидуальных образовательных запросов учащихся увеличен объем часов, отводимых на вариативную часть учебного плана (школьный компонент). Они используются для изучения отдельных предметов на повышенном и углубленном уровнях, проведения факультативов, курсов по выбору, стимулирующих и поддерживающих занятий, индивидуальных и групповых консультаций с учетом желания учащихся. В учебном плане на эти цели предусмотрено от 7 до 10 дополнительных часов в каждом классе.

Увеличение сроков обучения на второй ступени позволило перераспределить содержание образования между уровнем общего базового образования и старшей ступенью общеобразовательной средней школы, установить оптимальное соотношение в изучении предметов социально-гуманитарного и естественно-математического циклов.

Усилена роль и значимость языкового образования. С первого года обучения введено изучение двух государственных языков (белорусского и русского), а со второго – одного из четырех иностранных (английского, немецкого, французского, испанского).

Увеличено количество учебных часов на изучение предметов естественно-математического цикла, обществознания, отечественной и мировой художественной культуры, что соответствует современным тенденциям мировой образовательной практики.

Начиная с 6-го класса, предусмотрено введение информатики. Это обусловлено особенностью XXI века как века глобальной информатизации и использования информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности.

Планомерно осуществляется работа по обновлению содержания образования в целях обеспечения его доступности, придания практической и личностной направленности, усиления ориентации на освоение ценностей национальной и мировой культуры при сохранении лучших достижений советской школы в части фундаментального характера общего среднего образования.

Усилены здоровьесберегающая и здоровьеформирующая функции физической культуры, что нашло отражение в обновленном содержании данного школьного предмета и его названии – "Физическая культура и здоровье".

В настоящее время по учебным программам и учебникам 12-летней школы обучаются свыше 770 тыс. учащихся 1-7 классов (61,1% от общего контингента школьников). По программам и учебникам 11-летней школы обучаются около 600 тыс. учащихся с 7 по 11 классы (38,9% от общего контингента школьников).

В 2008 году состоится первый массовый выпуск учащихся из базовой 10-летней школы, а в 2010 году – из средней 12-летней школы.

Особенности построения содержания образования в базовой школе позволяют ввести профильное обучение на завершающем этапе общего среднего образования. Разработана и утверждена Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования. Основные положения концепции базируются на накопленном опыте дифференцированного обучения (в текущем учебном году различными видами и формами дифференцированного обучения охвачены 62,1% учащихся 10-11-х классов (в профильных и лицейских классах обучается 44,5% учащихся, в школах и классах с углубленным изучением отдельных предметов – 14,9%, в школах и классах художественно-эстетической направленности – около 2,7% учащихся). Получают различные квалификации рабочих (служащих) 32,6% учащихся.

По мнению научной, педагогической и родительской общественности, учащимся на старшей ступени школы должна быть предоставлена возможность выбора обучения как в профильных классах (группах), так и в общеобразовательных.

В настоящее время на базе 18 экспериментальных школ проводится апробация учебных планов, разноуровневых учебных программ, учебников, учебных пособий, курсов по выбору.

Для обеспечения учебно-воспитательного процесса по всем предметам созданы национальные учебники для базовой 10-летней школы. В классах 12-летней школы используются более 900 наименований учебной литературы, в том числе и представленной целостными учебно-методическими комплексами.

Содержание учебников и учебных пособий ориентировано на развитие личности, формирование умений учиться, самостоятельно применять полученные знания в условиях постоянно обновляющегося информационного пространства. Усилен воспитательный потенциал школьных учебников, их практическая направленность, улучшилось качество иллюстративного материала, полиграфическое исполнение. Это подтверждают результаты научно-педагогической экспертизы, данные социологического опроса педагогов учащихся и их родителей.

Вполне доступным содержание учебников считают свыше 50% учащихся 7-х классов, испытывают затруднения при его усвоении 38% и около 10% учащихся считают учебный материал трудным. Свыше 62% учителей начальной школы и около 70% учителей базовой школы отмечают, что учебные издания для 12-летней школы по сравнению с 11-летней стали более доступными для учащихся, 67% учителей начальной школы и 71,4% учителей базовой школы считают, что они отличаются логичностью и последовательностью изложения учебного материала. Большинство родителей учащихся начальных классов положительно оценивают учебники в части оптимальности объема учебного материала, их наглядности, воспитательной направленности, развития интереса к учению.

В целях патриотического и гражданского воспитания подготовлены и изданы: учебное пособие "Беларусь – наша Радзіма – падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнкі першакласніку", учебное пособие "Великая Отечественная война советского народа" (в контексте Второй мировой войны).

Для эффективного формирования у школьников опыта здорового и безопасного образа жизни подготовлен и издан ряд учебных пособий, в числе которых и учебное пособие "Основы безопасности жизнедеятельности" для учащихся 5-10-х классов.

Наряду с обновлением содержания образования и переходом на новую организационную структуру школы существенные изменения внесены в контрольно-оценочную деятельность педагогического процесса. В 2002/2003 учебном году после трехлетней апробации осуществлен переход на 10-балльную систему оценки результатов учебной деятельности учащихся.

В целом использование 10-балльной системы позволяет повысить объективность оценки учебных достижений учащихся, более полно учитывать индивидуальные особенности каждого из них, активизировать педагогическую инициативу и творчество учителей. По результатам социологического опроса можно сделать вывод о том, что педагоги, учащиеся и родители приняли 10-балльную систему и считают нецелесообразным возврат к 5-балльной системе.

Важным условием повышения качества учебно-воспитательного процесса является использование образовательных технологий и средств обучения, которые позволяют активизировать инициативу и творчество самих учащихся в учебной деятельности. Дальнейшее развитие получило использование учителями здоровьесберегающих, компьютерных, интерактивных и других технологий, расширяющих возможности обучающего воздействия на учащихся.

Успех реформы школы в определяющей степени зависит от того, какие духовно-нравственные ценности закладываются в сознание учащихся не только на уроках, но и при организации внеучебной деятельности.

На основании Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь во всех регионах разработаны программы воспитания учащихся. В каждом учреждении образования реализуются комплексно-целевые программы воспитания, в которых отражены важнейшие направления воспитательной работы, в том числе идеологическое сопровождение процесса воспитания.

Содержание воспитания основывается на формировании базовых компонентов культуры: нравственности, патриотизма, гражданственности, ответственности, трудолюбия, здорового образа жизни.

При организации воспитательной работы большое внимание уделяется взаимодействию ученических коллективов с детскими и молодежными общественными организациями и объединениями – Белорусской республиканской пионерской организацией, Белорусским республиканским союзом молодежи, которые созданы во всех общеобразовательных школах.

В шестой школьный день в общеобразовательных учреждениях проводятся разнообразные мероприятия, способствующие укреплению физического здоровья, интеллектуальному развитию, гражданскому становлению личности школьника. К участию в различных мероприятиях привлекаются родители учащихся.

В осуществлении всех преобразований в реформируемой школе ведущая роль принадлежит учителю. Сохраняется положительная динамика обеспечения учреждений образования педагогическими кадрами с высшим образованием. Так, например, если в 1998 г. педагоги с высшим образованием составляли 82,4% от общего числа педагогических кадров республики, то к 2005 г. данный показатель составил уже 87,0%.

Высшие и средние специальные учебные заведения усилили психолого-педагогическую и методическую подготовку будущих учителей. В то же время необходимо больше внимания уделять овладению будущими учителями современными методиками и педагогическими технологиями обучения и воспитания учащихся, шире знакомить их с преобразованиями национальной системы образования, а также нормативными правовыми документами, регламентирующими ее функционирование и развитие.

Ежегодно более 90% выпускников целевого набора приступают к работе по месту постоянного проживания, что дает возможность прогнозировать кадровую ситуацию и наиболее рационально использовать потенциал молодых специалистов.

Система повышения квалификации ориентирована на опережающее ознакомление учителей с обновленным содержанием образования, в том числе в условиях организации разноуровневого обучения, а также на овладение современными методиками и технологиями обучения и воспитания.

Возросла роль руководителей учреждений образования по созданию необходимых условий для организации образовательного процесса, внедрения информационных технологий, развития творчества и инициативы педагогических работников.

Ведется работа по созданию комплексной системы оценки качества общего среднего образования. Разработаны и утверждены критерии и показатели качества обучения и воспитания, программа проведения комплексного мониторинга. С 2003 года системно осуществляется социологический, педагогический, психологический мониторинг, а также мониторинг профессиональной компетентности педагогических кадров, состояния учебного и нормативного обеспечения образовательного процесса.

В текущем учебном году проведен очередной этап республиканского мониторинга качества общего среднего образования, в ходе которого выявлялся и уровень обученности учащихся 4-х классов по белорусскому, русскому языкам и математике. Обобщенные данные по результатам мониторинга позволяют сделать вывод о том, что содержание обучения в начальной школе соответствует возрастным особенностям детей и их познавательным интересам. В целом учебный материал по белорусскому, русскому языкам и математике большинством учащихся усваивается на высоком, достаточном и среднем уровнях.

Межведомственная комиссия, созданная в 2004 году по поручению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко для изучения целесообразности перехода средней школы на 12-летний срок обучения, признала необходимым увеличение сроков обучения в школе для получения качественного общего среднего образования.

В соответствии с рекомендациями комиссии при Национальной академии наук Беларуси работает Республиканский экспертный совет, осуществляющий научную экспертизу учебных программ и их проектов, учебников, учебных пособий, учебной и методической литературы, предназначенных для использования в учебно-воспитательном процессе учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.

Ведущими учеными страны проведена научная экспертиза учебно-методического обеспечения преподавания истории Беларуси в 4-8 классах, белорусской литературы – в 5-7 классах и математики – в 1-7 классах, по результатам которой будет осуществлена доработка и корректировка учебных программ и учебных изданий.

Большинство учителей и руководителей школ в ходе социологического опроса отметили, что в реформируемой школе обеспечивается гуманизация, демократизация образования, объективность оценки учебных достижений учащихся посредством использования 10-балльной системы, а также дифференциация в обучении.

Большинство респондентов из числа родителей учащихся начальной школы положительно оценивают режим учебного труда и отдыха (73,4%), удовлетворены организацией питания детей (65%).

Считают, что школа обеспечивает удовлетворение образовательных запросов их детей 60% родителей учащихся 7-классов, 89% родителей удовлетворены внеклассной и внешкольной воспитательной работой, в которую вовлечены их дети.

Около 70% учащихся 7-х классов отметили, что переход на 12-летний срок обучения позволит получить более качественную общеобразовательную подготовку без перегрузок в режиме 5-дневной учебной недели, свыше 56% считают, что в школе созданы условия для развития творческих способностей.

Государственные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы создают условия и предпринимают необходимые меры для осуществления намеченных преобразований с учетом специфики функционирования региональных систем образования. Ведется работа по выполнению государственных социальных стандартов в области образования, направленных на получение качественного общего среднего образования.

В ходе реформирования общеобразовательной школы выявлен ряд проблем организационно-педагогического и ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования.

Не все дети 5-летнего возраста в сельских населенных пунктах охвачены эффективной подготовкой к обучению в школе, что затрудняет их адаптацию к школьной жизни по сравнению с городскими школьниками. Не всегда выдерживаются рекомендации психологов и медицинских работников по адаптации детей к новым условиям жизнедеятельности в школе. Имеют место проблемы в организации учебно-воспитательного процесса в первом классе, обусловленные недостаточным использованием игровых технологий и методик обучения.

В ряде общеобразовательных учреждений не соблюдается режим пятидневной учебной недели. Установлено, что в шестой школьный день допускается проведение учебных и факультативных занятий. При составлении расписания уроков не всегда учитывается необходимость обязательного перерыва на отдых, дневная и недельная динамика работоспособности учащихся, что в свою очередь приводит к учебной перегрузке. В учебно-воспитательном процессе все еще недостаточно обращается внимание на необходимость создания условий, которые бы в большей мере исключали утомление учащихся. При анкетировании 33% учащихся 7-х классов указали на перегрузку домашними заданиями. Родители обеспокоены состоянием здоровья и утомляемостью учащихся.

В учебных программах и в содержании образования по отдельным учебным предметам не в полной мере реализуются межпредметные и преемственные связи. Объем, содержание и стиль изложения отдельных учебных изданий не всегда соответствует возрастным особенностям детей, а качество оформления – возможностям современной полиграфии.

Учителя недостаточно используют стимулирующую функцию 10-балльной системы оценивания для активизации познавательной деятельности учащихся. Отдельные из них учебные достижения учащихся на низком и удовлетворительном уровнях интерпретируют как неудовлетворительные.

Имеются проблемы в обеспечении школ учебной, методической, справочной и научно-популярной литературой. В силу отсутствия должного финансирования не представляется возможным на протяжении ряда лет своевременно и в полном объеме издавать для учащихся и учителей учебную и методическую литературу. Школьные библиотеки в недостаточном количестве обеспечены методической, справочной литературой и дидактическими материалами. Опрос учителей показал, что в целом в республике только 38% начальных и 27% базовых школ в достаточном количестве имеют необходимую методическую литературу.

Острой остается проблема обеспечения школ средствами обучения. В республике практически не ведется разработка необходимых средств обучения, включая современные аудиовизуальные и электронные. Не налажено производство учебного и лабораторного оборудования.

Озабоченность вызывает обеспеченность общеобразовательных школ современными компьютерами, программными продуктами. Количество учреждений образования, оснащенных современной IBM-подобной техникой, составляет 58%. Только 25% общеобразовательных учреждений имеют в настоящее время доступ к сети Интернет. Примерно 38% учреждений образования имеют программное обеспечение для поддержки преподавания предметов с использованием компьютерных технологий.

Анализ хода реформирования общеобразовательной школы показал, что на данном этапе возникла необходимость усиления внимания к проведению как фундаментальных, так и прикладных исследований, ориентированных на разработку вариативного содержания образования, установления преемственности на всех уровнях, создание учебно-методических комплексов с расширением возможностей использования в их составе информационных технологий.

Наряду с этим требует большего внимания организация экспериментальной работы по апробации образовательных технологий до внедрения их в массовую практику, подготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров для эффективной работы в новых условиях функционирования общеобразовательной школы.

В связи с уменьшением контингента учащихся общеобразовательных школ требует пересмотра механизм распределения выпускников базовой и средней школы для дальнейшего получения образования.

Эффективность решения обозначенных проблем во многом будет зависеть от целенаправленной работы педагогических коллективов и органов управления образованием, от создания в общеобразовательных учреждениях надлежащих условий для организации образовательного процесса, развития педагогической инициативы и творчества.

Изучение хода реформирования общеобразовательной школы показало, что основные цели реформы реализуются системно и последовательно. Своевременно создается концептуально-программное, нормативное правовое, учебно-методическое обеспечение функционирования и развития общеобразовательной школы с 12-летним сроком обучения. Ключевые преобразования и нововведения в реформируемой общеобразовательной школе в целом поддерживаются научно-педагогической общественностью и участниками образовательного процесса.

Управление общего среднего образования

29 апреля 2005
Пресс-бюллетень за май 2005 г.
МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ПРЭС-ЦЭНТР ПРЕСС-ЦЕНТР
вул. Савецкая, 9 ул. Советская, 9
220010, Мінск, 220010, Минск
тэл. 222-42-43, факс (017) 220-84-83 тел. 222-42-43, факс (017) 220-84-83
E-mail: ivchenkov@minedu.unibel.by E-mail: konchits@minedu.unibel.by

ПРЭС – БЮЛЕТЭНЬ

(Май 2005 г.)

Да 26 мая ў Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі (вул. Кірава, 16) будзе працаваць рэспубліканская выстава Народных калектываў выяўленчага мастацтва ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання, прысвечаная 60-годдзю Перамогі савецкага народа ў Вялікай Айчыннай вайне.

Тэл. 227-12-06

1-4 мая ў Нацыянальным дзіцячым аздараўленчым лагеры "Зубраня" пройдзе рэспубліканскі фестываль дзіцячай творчасці, прысвечаны 60-годдзю Перамогі савецкага народа ў Вялікай Айчыннай вайне.

У праграме фестывалю:

-конкурс малюнка на асфальце "Я малюю свет";

-горад майстроў;

-майстар-класы па вакалу, харэаграфіі.

Тэл. 227-12-06

З 1 па 12 мая Рэспубліканскі экалагічны цэнтр дзяцей і юнацтва праводзіць рэспубліканскую эколага-патрыятычную акцыю "Мы гэтай памяці верныя".

Тэл. 264-87-28

2 мая ў бібліятэцы імя Я.Купалы, а 3-9 мая ў Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі (вул Кірава, 16) будзе працаваць фотавыстава "60 кадраў аб вайне", прысвечаная юбілею Перамогі.

Тэл. 227-12-06

3 і 17 мая ў Рэспубліканскім экалагічным цэнтры дзяцей і юнацтва праводзяцца мэтавыя курсы павышэння кваліфікацыі настаўнікаў біялогіі.

Тэл. 264-87-28

3-6 мая на базе Лідскага дзяржаўнага прафесійна-тэхнічнага вучылішча № 235 прыборабудавання (г.Ліда вул. Булата, 15) адбудзецца рэспубліканскі конкурс прафесійнага майстэрства па прафесіі "Токар".

Тэл. 222-64-90

3-7 мая юныя аўтамабілісты і матацыклісты ва ўзросце ад 16 да 19 год, пераможцы гарадскіх, раённых і абласных спаборніцтваў, конкурсаў прафесійнага майстэрства па аўтасправе будуць удзельнічаць у аўтамотапрабегу па маршруце Мінск – Радашковічы – Маладзечна – Вілейка – Нацыянальны дзіцячы аздараўленчы лагер "Зубраня" – мемарыяльны комплекс "Дальва" – мемарыяльны комплекс "Хатынь" – мемарыяльны комплекс "Курган славы" – Мінск, прысвечанаму 60-годдзю Перамогі савецкага народа ў Вялікай Айчыннай вайне.

Урачыстае адкрыццё аўтамотапрабегу: 3 мая ў 16.00 на СТК "Вікторыя" (вул. Макаёнка, 12).

Тэл. 264-78-80

4-8 мая ансамбль народнай музыкі "Ведрыца" Нацыянальнага цэнтра мастацкай творчасці дзяцей і моладзі будзе прымаць удзел у міжнародным фестывалі музыкі ў Германіі.

Тэл. 227-12-06

5 мая Узорны хор "Радасць" Нацыянальнага цэнтра мастацкай творчасці дзяцей і моладзі прыме ўдзел у прэзентацыі стэнда "Педагагічныя СМІ-2005" на штогадовай міжнароднай выставе "Прэса-2005" (БЕЛЭКСПА, вул Я.Купалы, 27).

Тэл. 227-12-06

5 мая ў Рэспубліканскім экалагічным цэнтры дзяцей і юнацтва пройдзе свята "Дзеля жыцця на Зямлі". Пачатак у 15.00.

Тэл. 264-87-28

З 5 па 10 мая ў г. Маскве будзе праходзіць злёт юных турыстаў гарадоў-герояў.

Тэл. 262-54-19

6-8 мая на базе Бабруйскага гарадскога цэнтра тэхнічнай творчасці навучэнцаў адбудуцца Х рэспубліканскія спаборніцтвы навучэнцаў па тэхнічных відах спорту (аўтамадэльны спорт, радыёкіруемыя мадэлі), прысвечаныя 60-годдзю Перамогі савецкага народа ў Вялікай Айчыннай вайне.

Удзельнікі – навучэнцы аўтамадэльных гурткоў, пераможцы гарадскіх, раённых і абласных спаборніцтваў па аўтамадэльнаму спорту.

Адкрыццё спаборніцтваў 7 мая ў 10.00.

Тэл. 264-78-80

6-8 мая Нацыянальны цэнтр мастацкай творчасці дзяцей і моладзі будзе ўдзельнічаць у культурна-адукацыйным праекце "Нашы карані".

Тэл. 227-12-06

8 мая ў Нацыянальным дзіцячым аздараўленчым лагеры "Зубраня" пройдзе свята "Іхні подзвіг даў пачатак будучаму".

Тэл. 264-87-28

З 10 мая па 20 чэрвеня ў галерэі "Прырода і творчасць" Рэспубліканскага экалагічнага цэнтра дзяцей і юнацтва будзе экспанавацца выстава мастацкіх работ педагогаў Цэнтра пазашкольнай работы г. Беразіно Мінскай вобласці і РЭЦДіЮ "Альтэрнатыва: звычайныя рэчы ў назвычайным прачытанні".

Тэл. 264-87-28

11 мая ў Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі ладзіцца святочны канцэрт для ветэранаў Вялікай Айчыннай вайны і супрацоўнікаў Цэнтра, прысвечаны 60-годдзю Вялікай Перамогі.

Тэл. 227-12-06

12 мая на базе Лідскага дзяржаўнага педагагічнага каледжа адбудзецца рэспубліканскі семінар-практыкум "Фарміраванне здаровага ладу жыцця як састаўная частка выхаваўчага працэсу".

Тэл. 226-45-19

12-13 мая ў Акадэміі паслядыпломнай адукацыі праводзіцца рэспубліканскі семінар "Выкарыстанне сучасных тэхналогій у навучанні замежнай мове".

Тэл. 222-62-98

12-13 мая каманды Нацыянальнага цэнтра мастацкай творчасці дзяцей і моладзі будуць удзельнічаць у першынстве Рэспублікі Беларусь па спартыўнай аэробіцы, якое пройдзе ў Беларускім дзяржаўным універсітэце.

Тэл. 227-12-06

13-15 мая на базе Віцебскага абласнога аб’яднання па арганізацыі пазашкольнай работы з дзецьмі і падлеткамі (г. Віцебск, пр. Фрунзе, 94) адбудуцца Х рэспубліканскія спаборніцтвы навучэнцаў па тэхнічных відах спорту (радыёспорт), прысвечаныя 60-годдзю Перамогі савецкага народа ў Вялікай Айчыннай вайне.

Удзельнікі – навучэнцы гурткоў радыёспорту, пераможцы гарадскіх, раённых і абласных спаборніцтваў па радыёспорту.

Адкрыццё спаборніцтваў 13 мая ў 16.00.

Тэл. 264-78-80

13-15 мая на СТК "Баравая" пройдуць Х рэспубліканскія спаборніцтвы навучэнцаў па тэхнічных відах спорту (картынг), прысвечаныя 60-годдзю Перамогі савецкага народа ў Вялікай Айчыннай вайне.

Удзельнікі – навучэнцы гурткоў картынгу, пераможцы абласных спаборніцтваў па картынгу.

Адкрыццё спаборніцтваў 14 мая ў 12.00.

Тэл. 264-78-80

16-19 мая ў в. Хоцімка Шклоўскага раёна Магілёўскай вобласці будзе праходзіць Першынство Рэспублікі Беларусь па спартыўнаму арыентаванню.

Адкрыццё 16 мая ў 11.00.

Тэл. 262-54-19

17-20 мая на базе Слуцкага прафесійна-тэхнічнага каледжа перапрацоўчай прамысловасці (г.Слуцк, вул. Татарынава, 3) адбудзецца рэспубліканскі конкурс прафесійнага майстэрства па прафесіі "Повар".

Тэл. 222-64-90

17-20 мая ў Валожынскім раёне Мінскай вобласці будзе працаваць рэспубліканскі семінар пачынаючых кіраўнікоў школьных музеяў.

Адкрыццё семінара 18 мая ў 11.00 у Ракаўскай СШ.

Тэл. 262-54-19

19-20 мая ў Акадэміі паслядыпломнай адукацыі праводзіцца рэспубліканскі семінар "Каардынацыя дзейнасці ўпраўленняў адукацыі і ІПК па пытаннях работы пачатковай школы".

Тэл. 222-65-31

19-21 мая ў Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі будзе праходзіць заключны этап Рэспубліканскага агляду-конкурсу дзіцячых духавых аркестраў "Гучаць фанфары", прысвечанага 60-годдзю Перамогі савецкага народа ў Вялікай Айчыннай вайне.

Тэл. 227-12-06

У другой дэкадзе мая на базе Рэспубліканскага Дома навучэнцаў і работнікаў устаноў прафесійнай адукацыі (вул. Славінскага, 12) праводзіцца рэспубліканскі велапрабег па месцах баявой славы, прысвечаны 60-годдзю Перамогі ў Вялікай Айчыннай вайне.

Тэл. 222-64-90

21-22 мая ў Рэспубліканскім экалагічным цэнтры дзяцей і юнацтва пройдзе І Чэмпіянат Рэспублікі Беларусь па інтэлектуальных гульнях сярод вучняў 6-7 класаў, прысвечаны 60-годдзю Вялікай Перамогі.

Тэл. 264-87-28

23 мая ў г. Магілёве адкрыецца рэспубліканскі Тыдзень турызму і краязнаўства для дзяцей і моладзі.

Тэл. 262-54-19

24-27 мая на базе Магілёўскага дзяржаўнага прафесійнага агралесатэхнічнага каледжа імя К.П.Арлоўскага (г. Магілёў, п/о Буйнічы) адбудзецца рэспубліканскі конкурс прафесійнага майстэрства па прафесіі "Трактарыст-машыніст сельскагаспадарчай вытворчасці".

Тэл. 222-64-90

26 мая ў Рэспубліканскім інстытуце прафесійнай адукацыі праводзіцца рэспубліканскі семінар "Арганізацыйна- і вучэбна-метадычнае забеспячэнне агульнай сярэдняй адукацыі ва ўстановах, якія забяспечваюць атрыманне сярэдняй спецыяльнай і прафесійна-тэхнічнай адукацыі".

Удзельнічаць у семінары запрошаны прадстаўнікі ўстаноў, якія забяспечваюць атрыманне сярэдняй спецыяльнай і прафесійна-тэхнічнай адукацыі, рэспубліканскіх органаў дзяржаўнага кіравання, што маюць у падпарадкаванні ўстановы, якія забяспечваюць атрыманне сярэдняй спецыяльнай адукацыі, абласных (Мінскага гарадскога) вучэбна-метадычных цэнтраў прафесійнай адукацыі, абласнога вучэбна-метадычнага кабінета, а таксама рэспубліканскі савет кіраўнікоў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне прафесійна-тэхнічнай і сярэдняй спецыяльнай адукацыі.

Тэл. 222-64-90, 200-13-04

29 мая навучэнцы школ г. Мінска змогуць наведаць выставу Народнай Арт-студыі "Востраў" ў Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі.

Тэл. 227-12-06

31 мая ў Рэспубліканскім экалагічным цэнтры дзяцей і юнацтва адбудзецца свята апошняга званка "Прывітанне, лета!". Пачатак у 15.00.

Тэл. 264-87-28

З 31 мая па 3 чэрвеня ў Рэспубліканскім Доме навучэнцаў і работнікаў устаноў прафесійнай адукацыі (вул. Славінскага, 12) будзе праходзіць рэспубліканскі злёт вынаходнікаў і рацыяналізатараў – навучэнцаў і работнікаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне прафесійна-тэхнічнай і сярэдняй спецыяльнай адукацыі.

Тэл. 263-24-70, 222-64-90

У маі Рэспубліканскі інстытут прафесійнай адукацыі праводзіць наступныя курсы павышэння кваліфікацыі:

  1. Дырэктараў, намеснікаў дырэктараў вучэбных цэнтраў, ВВК: "Арганізацыя і методыка навучання ў сучасных умовах".
  2. Дырэктараў, намеснікаў дырэктараў ПТНУ, ССНУ, работнікаў абласных вучэбна-метадычных цэнтраў прафесійнай адукацыі: "Нарматыўна-прававое і фінансавае забеспячэнне дзейнасці ўстаноў, якія забяспечваюць атрыманне прафесійна-тэхнічнай і сярэдняй спецыяльнай адукацыі".
  3. Выкладчыкаў грамадазнаўчых дысцыплін: "Ідэалагічны патэнцыял айчыннай гісторыі і культуры".
  4. Выкладчыкаў эканомікі: "Сучаснае навукова-метадычнае забеспячэнне эканамічнай адукацыі".
  5. Кіраўнікоў гурткоў тэхнічнай і мастацкай творчасці, прыкладнога мастацтва: "Методыка развіцця творчых навыкаў у навучэнцаў".

Мэтавыя курсы:

  1. Выкладчыкаў агульнапрафесійных і спецыяльных дысцыплін: "Праектаванне і распрацоўка вучэбных курсаў сродкамі праграмы Power Point".
  2. Выкладчыкаў, метадыстаў устаноў адукацыі: "Методыка распрацоўкі тэстаў кантролю якасці прафесійнай падрыхтоўкі навучэнцаў сістэмы прафесійна-тэхнічнай і сярэдняй спецыяльнай адукацыі".
  3. Выкладчыкаў агульнапрафесійных і спецыяльных дысцыплін, метадыстаў, майстроў вытворчага навучання: "Тэхналогія "Навучанне ў супрацоўніцтве" як сродак развіцця навучэнцаў ва ўстановах прафесійна-тэхнічнай і сярэдняй спецыяльнай адукацыі".
  4. Педагогаў-псіхолагаў, сацыяльных педагогаў: "Сямейнае кансультаванне ў рабоце педагога-псіхолага і сацыяльнага педагога ва ўмовах прафесійнай адукацыі".
  5. Сацыяльных педагогаў: "Сацыяльнае праектаванне ў рабоце сацыяльнага педагога".
  6. Майстроў вытворчага навучання: "Сучасныя інфармацыйныя тэхналогіі ў рабоце майстра".

Тэл. 235-84-43

26 апреля 2005
Проект "Школа будущего"

Уважаемые господа!

Проблемы реформирования средней школы интересуют не только специалистов, учителей, но и школьников. Проект "Школа будущего" — тема моего предполагавшегося выступления на городской научно-практической конференции школьников, проходившей на прошлой недели в Минске во Дворце молодежи. К сожалению, мой доклад не состоялся — мне не верно сообщили день моего выступления: пятница вместо четверга. Но я надеюсь, что результаты моей работы над проектом интересны не только для меня; хотя бы, как точка зрения представителя одной из сторон, вовлеченных в процесс образования.

С уважением, Зданович Татьяна
ученица 10 "В" класса СШ №73 г. Минска
25 апреля 2005 г.

ПРОЕКТ "ШКОЛА БУДУЩЕГО"

В заключение сформулируем основные выводы по представленному проекту.

1. Наше историческое прошлое свидетельствует о том, что успешное осуществление школьной реформы невозможно без преемственности и разумного консерватизма. Реформирование сферы образования должно проводится без шараханья из одной крайности в другую, в угоду лишь неким идеологическим принципам.

2. Современная школа, работая в условиях недостаточного финансирования, не имеет возможности в полной мере использовать в учебном процессе новые информационные технологии, не в состоянии обеспечить высокий социальный статус учителя, испытывает недостаток квалифицированных кадров.

3. В конечном счете, успех реформ, осуществляемых в нашей стране, и не только школьной, будет зависеть от эффективности работы простого школьного учителя. Необходимо комплексное всестороннее внедрение в систему школьного образования информационных технологий; может быть, в качестве одного из направлений развития проекта "Парк высоких технологий "Силиконовая долина".

4. Какими бы современными ни были технологии обучения, связующим звеном между ними и учеником остается учитель, без него они останутся всего лишь грудой железа — необходима государственная программа повышения компьютерной квалификации учителей.

5. Школьная программа чрезмерно усложнена. Усвоить ее по всем предметам в полном объеме практически невозможно. Для этого, с учетом занятий в школе, продолжительность рабочего дня учащихся должна составлять более 10 часов, что в итоге намного превышает уровень 40 часовой рабочей недели, декларируемый Конституцией Республики Беларусь.

6. Полный курс обучения в средней школе должен обеспечивать два образовательных уровня: базовый, общий для всех выпускников, и полный средний, необходимый и достаточный для поступления в ВУЗ. Общее число изучаемых дисциплин и их объем должны быть сокращены.

7. Выпускник школы должен получить не только необходимый багаж знаний, но и выйти из ее стен здоровым, физически крепким человеком. Необходимо полностью изменить систему физического воспитания в школе. И начинать надо с первого класса. Для каждого ребенка должна быть разработана индивидуальная программа физического развития на весь срок обучения в школе, и рассчитанная не на 1–2 занятия в неделю.

8. Необходимо создать все условия для того, чтобы посещение школы не было рутинной обязанностью, способной «отравить» жизнь детей на все 12 лет. Школа, наряду с задачами обучения и физического воспитания учеников, должна стать центром досуга учащихся, местом, где можно интересно и с пользой провести свое свободное время.

9. Школа будущего должна раскрывать творческий потенциал ученика, помогать становлению его личности, готовить интеллектуально и физически к жизни в обществе в условиях растущей конкуренции между людьми. Структурно такая школа должна представлять собой единство трех равнозначимых компонентов — школа как центр образования, физического воспитания и досуга учеников.

13 апреля 2005
Пресс-релиз. О финале Республиканского фестиваля самодеятельного художественного творчества учащихся профессионально-технических и средних специальных учебных заведений "АРТ-вакацыі"

Девиз фестиваля: "С памятью в сердце - с верой в будущее!"

Проведение данного мероприятия обусловлено вниманием государства и общественности к проблемам молодежной культуры, духовно-нравственному и идейно-патриотическому воспитанию молодежи.

В финале Республиканского фестиваля примут участие лучшие творческие коллективы и победители областных и Минского городского смотров-конкурсов художественной самодеятельности профессионально-технических и средних специальных учебных заведений. Более 1000 учащихся получили приглашение на фестивальные выступления в г.Минске.

Программы, представленные на фестиваль, включают выступления коллективов следующих жанров:

- вокально-хоровое творчество: хоровые коллективы, вокальные ансамбли, солисты академического, народного и эстрадного направления;

- оркестрово-инструментальное творчество: оркестры, ансамбли, солисты;

- хореографическое творчество: коллективы классического, народно-сценического, бального и современного танца;

- театральные коллективы;

- театры моды учебных заведений.

В фестивальные дни участников, гостей и зрителей ждёт насыщенная и интересная программа: творческие встречи на концертных площадках г.Минска, конкурсные просмотры, интерактивные игры, танцевальная программа.

Гран-при фестиваля "Хрустальный флайер" будет вручён за лучшую программу, посвящённую 60-летию Великой Победы.

Администрация Национального центра художественного творчества детей и молодёжи приглашает представителей СМИ на главные фестивальные мероприятия:

- торжественную церемонию возложения делегациями от областей и города Минска цветов к Монументу Победы 20 апреля 2005 с 16.00 до 17.00;

- выставку творческих работ на тему "Вечер после войны" учащихся студии "Батик" Национального центра художественного творчества детей и молодёжи. 20 апреля в 18.00 ( ул.Фабрициуса,5);

- торжественное открытие финала Республиканского фестиваля-конкурса 20 апреля в 19.00 (ул.Фабрициуса,5);

- церемонию награждения победителей и участников республиканского фестиваля и Гала-концерт 22 апреля в14.00 (ул.Фабрициуса,5).

Справки по телефону 226-53-76.

08 апреля 2005
Республиканская олимпиада профессионального мастерства учащихся

11-15 апреля 2005 года на базе филиала "Профессионально-технический колледж" Учреждения образования "Республиканский институт профессионального образования" (г. Минск, ул. Ваупшасова, 23) проводится республиканская олимпиада профессионального мастерства учащихся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования, по группе специальностей 36 01 "Машиностроительное оборудование и технологии" (специальности 2-36 01 01 "Технология машиностроения", 2-36 01 31 "Металлорежущие станки и инструменты", 2-36 01 32 "Технологическая подготовка и наладка станков и манипуляторов с программным управлением").

Республиканская олимпиада профессионального мастерства учащихся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования, проводится с целью:

  1. выявления талантливых, способных к творческой деятельности учащихся;
  2. совершенствования теоретических знаний и практических умений, расширения мировоззрения и мотивации учащихся к получению знаний и профессиональных навыков;
  3. стимулирования деятельности учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования, в подготовке высокообразованных и квалифицированных специалистов.

В Республиканской олимпиаде принимают участие 36 учащихся из 18 учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования.

Олимпиада проводится в два этапа:

I этап - в учреждении, обеспечивающем получение среднего специального образования;

II этап - заключительный (Время проведения: 11-15 апреля 2005 г.)

Место проведения:

Филиал "Профессионально-технический колледж" Учреждения образования "Республиканский институт профессионального образования" (г. Минск, ул. Ваупшасова, 23)

Для участия во II этапе учреждение образования формирует команду из двух учащихся IV курса, победителей первого этапа, и руководителя команды (преподавателя спецдисциплины).

Второй этап проводится в три тура:

I тур - теоретический;

II тур - практический;

III тур - творческий.

I тур проводится в письменной форме и содержит задания, которые основываются на содержании учебных дисциплин профессионального компонента и включают вопросы из области инженерной графики, материаловедения и технологии материалов, нормирования точности и технических измерений, обработки материалов и инструмента, металлорежущих станков, технологии машиностроения.

II тур - выполнение комплексного практического задания по разработке маршрутно-операционного технологического процесса механической обработки поверхностей заготовки с оформлением соответствующих карт технологической документации и последующей отработкой разработанной управляющей программы на станках с числовым программным управлением с системами УЧПУ НЦ-031, 2Р-22.

III тур (творческий) состоит из 3 частей:

  1. представление творческого домашнего задания;
  2. анализ производственных ситуаций и принятие управленческих решений;
  3. разработка маршрутного технологического процесса изготовления сложноконтурной детали из труднообрабатываемых материалов.

На творческий тур командам необходимо подготовить домашнее задание на тему "Технология будущего".

Задания по решению производственных ситуаций требуют от учащихся знаний по охране труда, экономике, менеджменту и ставят целью выявление творческих, организационных способностей и готовности выпускников к производственной деятельности.

Итоги олимпиады подводятся в личном и командном зачетах.

В личном зачете:

первое место -1 (одно);

второе место - 2 (два);

третье место - 2 (два).

В командном зачете:

первое место -1 (одно);

второе место - 1 (одно);

третье место - 1 (одно).

Победители олимпиады награждаются дипломами Министерства образования Республики Беларусь, призами.

Участники

Бобруйский государственный механико-технологический техникум;

Борисовский государственный политехнический колледж;

Брестский государственный политехнический колледж;

Витебский государственный станкоинструментальный техникум;

Гомельский государственный машиностроительный техникум;

Гомельский государственный профессионально-технический колледж машиностроения;

Гродненский государственный профессионально-технический колледж приборостроения;

Жодинский государственный политехникум;

Минский государственный автомеханический колледж;

Минский государственный машиностроительный колледж;

Минский государственный политехнический колледж;

Могилевский государственный политехнический колледж;

Мозырский государственный политехнический техникум;

Молодечненский государственный политехнический колледж;

Новополоцкий государственный политехнический техникум;

Оршанский государственный механико-экономический колледж;

Технологический колледж Учреждения образования "Гродненский государственный университет им. Я. Купалы";

Филиал "Профессионально-технический колледж" Учреждения образования "Республиканский институт профессионального образования".

ПРОГРАММА

РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

ПО ГРУППЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

36 01 "МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ

ОБОРУДОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ"

УЧАЩИХСЯ УЧЕРЖДЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЕ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

11 апреля (понедельник)

Заезд, размещение и регистрация участников олимпиады (ауд. 118); проживание по адресу: г. Минск, ул. Ваупшасова, 23

18.00-19.00 УЖИН

12 апреля (вторник)

08.30-09.00 Завтрак

09.00-09.15 Совещание руководителей команд (конференцзал)

09.00-10.30 Открытие олимпиады

"Визитные карточки"

команд

10.35-14.00 I тур олимпиады (теоретический)-4 этаж

14.00-15.00 Обед

15.00-16.00 Ознакомление с материально-технической базой колледжа

17.00-18.00 Ужин

18.00 Концерт

13 апреля (среда)

08.30-09.00 Завтрак

09.00-09.30 Жеребьевка (конференцзал)

09.30-13.30 II тур олимпиады (практический)

13.30-14.30 Обед

14.30-18.00 III тур олимпиады (творческий)

18.00-18.30 Ужин

18.30 ВЕЧЕР ОТДЫХА

14 апреля (четверг)

09.30-10.00 Завтрак

10.00-13.00 Продолжение II тура (работа на станках)

13.00-14.00 Обед

14.00-17.00 Экскурсия в Хатынь

17.00-18.00 Ужин

18.00-19.00 ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРА

15 апреля (пятница)

09.30-10.00 Завтрак

10.00-12.00 Подведение итогов олимпиады, награждение победителей

12.00-13.00 Обед

13.00 ОТЪЕЗД УЧАСТНИКОВ ОЛИМПИАДЫ

ОРГКОМИТЕТ - АУД.118

ЖЮРИ - АУД. 205

КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН - 200-22-17

08 апреля 2005
Пресс-релиз

ПРЕСС-РЕЛИЗ

VIII республиканская выставка научно-методической литературы и педагогического опыта "Идеологическое сопровождение и мониторинг воспитательного процесса в учреждениях образования"

С 11 по 15 апреля 2005 года на базе Учреждения образования "Академия последипломного образования" (г.Минск, ул.Некрасова, 20) состоится VIII республиканская выставка научно-методической литературы и педагогического опыта "Идеологическое сопровождение и мониторинг воспитательного процесса в учреждениях образования".

Организаторами выставки являются: Министерство образования, Научно-методическое учреждение "Национальный институт образования", Центр учебной книги и средств обучения Научно-методического учреждения "Национальный институт образования", Государственное учреждение образования "Академия последипломного образования", Учреждение образования "Республиканский институт профессионального образования", Государственное учреждение образования "Республиканский институт высшей школы", Учреждение образования "Национальный центр художественного творчества детей и молодежи".

Основные цели выставки: пропаганда передового опыта в области идеологического сопровождения и мониторинга воспитательного процесса в учреждениях образования; активизация работы по изучению и обобщению практики работы учреждений образования по этому актуальному направлению; создание банка данных передового опыта; привлечение научных кадров к разработке научно-методических основ идеологического сопровождения и мониторинга воспитательного процесса в учреждениях образования; отбор материалов для издания.

Участниками выставки являются учреждения, обеспечивающие получение высшего, среднего специального, профессионально-технического и общего среднего образования; учреждения внешкольного воспитания и обучения; социально-педагогические учреждения; управления образования облисполкомов и Комитет по образованию Минского горисполкома; областные и Минский городской институты повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования; областные и Минский городской учебно-методические центры профессионального образования; Академия последипломного образования, Республиканский институт профессионального образования, Республиканский институт высшей школы, Национальный институт образования.

Торжественное открытие выставки с участием Министра образования Республики Беларусь А.М.Радькова состоится 12 апреля т.г. в 11.00 в Государственном учреждении образования "Академия последипломного образования"

В программе выставки:

12 апреля

11.00 - 12.00

Торжественное открытие выставки

12.00 - 16.00

Посещение выставки педагогической общественностью, издателями книготоргующими организациями и другими заинтересованными

13 апреля

10.00 - 12.00

Презентация методических материалов управлений образования облисполкомов, Комитета по образованию Минского горисполкома, учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования и институтов повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования

13.00 - 16.00

Презентация методических материалов учреждений внешкольного воспитания и обучения

14 апреля

10.00 - 12.00

Презентация методических материалов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования

13.00 - 16.00

Панорама опыта воспитательной и методической работы учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования

15 апреля

10.00 - 12.00

Подведение итогов. Закрытие выставки

Контактные телефоны: 285 78 53.