Министерство образования
Республики Беларусь

Образование во имя будущего страны

Информация о реализации Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы по итогам 2016 года

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2016 № 250 финансовое обеспечение Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы (далее – Госпрограмма) в 2016 г. планировалось в объеме 5 302 049 292,43 руб., в т.ч. за счет средств республиканского бюджета – 783 296 253,4 руб., местных бюджетов – 4 092 821 824,88 руб., собственных средств организаций - 408 739 006,15 руб., средств Всемирного банка – 17 192 208,0 руб.

Уточненный план финансирования Госпрограммы с учетом Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2016 г. № 486 «Об уточнении показателей республиканского бюджета на 2016 год» и решений местных Советов депутатов составил 5 181  910 349,99 руб., в т.ч. за счет средств республиканского бюджета – 664 709 872,68 руб., местных бюджетов 4 015 249 865,73 руб., собственных средств – 493 833 271,58 руб., средств займа Всемирного банка – 8 117 340,0 руб.

Таким образом, в 2016 г. запланировано на финансирование Госпрограммы на 120 138 942,44 руб. меньше, чем предусмотрено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2016 № 250, в том числе за счет средств республиканского бюджета на 118 586 380,72 руб., местных бюджетов – 77 571 959,15 руб., средств займа Всемирного банка – 9 074 868,0 руб. Увеличились расходы за счет собственных средств (средств, полученных от приносящей доходы деятельности учреждений образования) на 85 094 265,43 руб.

Освоено в 2016 г. по Госпрограмме 5 104 664 677,65 руб. или 96,2% (98,51% от уточненного плана), в т.ч. за счет средств республиканского бюджета 639 110 695,59 руб. или 81,6% (96,15% от уточненного плана), местных бюджетов – 3 988 208 518,92 руб., или 97,4% (99,33 % от уточненного плана), собственных средств – 469 228 123,14 руб., или 114,8% (95,02 % от уточненного плана), средств Всемирного банка – 8 117 340,0 руб. или 47,2% (100% от уточненного плана).

Подпрограмма 1 «Развитие системы дошкольного образования»

В 2016 году Министерством образования во взаимодействии с облисполкомами, Мингорисполкомом обеспечивалось выполнение мероприятий подпрограммы «Развитие системы дошкольного образования» по сохранению доступности дошкольного образования, совершенствованию качества дошкольного образования, обеспечению здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования.

В Республике Беларусь функционирует 3 879 учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования (418 135 воспитанников).

Министерством образования совместно с облисполкомами, Мингорисполкомом реализуется План мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования, утвержденный Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь Н.И. Кочановой от 02.07.2015 № 50/209-220 (далее – План).

В соответствии с Планом в 2016 году ведено в эксплуатацию 12 учреждений дошкольного образования на 2 670 мест (в 2015 г. – 14 учреждений дошкольного образования на 2 001 место); открыто 816 групп кратковременного пребывания (от 2 до 7 часов) (в 2015 г. – 703 группы); организован подвоз 10 137 воспитанников к учреждениям дошкольного образования (в 2015 году – 11 374).

Принятые меры позволили в 2016 году создать порядка 9,6 тысячи дополнительных мест для детей в учреждениях дошкольного образования (в 2015 году – порядка 8 тысяч таких мест), увеличить на полтора процентных пункта охват детей в возрасте от года до 6 лет такими учреждениями (2016 год – 75 процентов, 2015 год – 73,5 процентов) и на 0,6 процентных пункта охват детей в возрасте от 3 до 6 лет (2016 год – 95,3 процента, 2015 год – 94,7 процента).

Оснащение учреждений дошкольного образования средствами обучения, игровым и физкультурным оборудованием составляет 76,5 процента от установленных нормативов.

Численный состав педагогических работников, обеспечивающих образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования, составляет 56,2 тыс. человек (в 2015 году – 55,6 тыс. человек), с высшим образованием – 60,4 процента (в 2015 году – 58,8 процента), высшей квалификационной категорией – 16,6 процента (в 2015 году – 17,1 процента).

В результате принятых мер в 2016 году по целевым показателям достигнуты следующие значения.

Задача 1 «Сохранение доступности дошкольного образования»: охват детей от 3 до 6 лет учреждениями дошкольного образования – 95,3 процента (план – 95,3 процента), в том числе в сельской местности – 66,6 процента (план – 67 процентов).

Степень достижения планового целевого показателя 1: охват детей от 3 до 6 лет учреждениями дошкольного образования – 1, в том числе в сельской местности – 0,99.

Степень решения задачи 1 – 0,995.

Задача 2 «Совершенствование качества дошкольного образования»:

оснащенность учреждений дошкольного образования средствами обучения – 76,5 процента (план – 76 процентов);

доля воспитателей, имеющих образование по направлению «Педагогика детства», – 52,3 процента (план – 54,6 процента);

доля воспитателей, имеющих высшую квалификационную категорию, – 16 процентов (план – 17,2 процента);

доля воспитателей, имеющих первую квалификационную категорию, – 32,9 процента (план – 34,1 процента).

Степень достижения планового целевого показателя 2: оснащенность учреждений дошкольного образования средствами обучения – 1,007.

Степень достижения планового целевого показателя 3: доля воспитателей, имеющих образование по направлению «Педагогика детства» – 0,96, высшую квалификационную категорию – 0,93, первую квалификационную категорию – 0,96.

Степень решения задачи 2 – 0,964.

Задача 3 «Обеспечение здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования»: оснащенность учреждений дошкольного образования автоматизированной системой по учету и контролю за качеством питания – 76,4 процента (план – 59,2 процента).

Степень достижения планового целевого показателя 4: оснащенность учреждений дошкольного образования автоматизированной системой по учету и контролю за качеством питания – 1,29.

Степень решения задачи 3 – 1,29.

Факторы, повлиявшие на ход реализации подпрограммы «Развитие системы дошкольного образования:

Задача 1 «Сохранение доступности дошкольного образования»:

оптимизация сети учреждений дошкольного образования;

закрытие учреждений дошкольного образования на летний период;

миграция населения из сельской местности в городскую местность;

увеличение детского населения в микрорайонах-новостройках;

Задача 2 «Совершенствование качества дошкольного образования»:

нанимателями в порядке исключения (пункт 12 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1) на должность «воспитатель дошкольного образования» принимались работники с образованием, не соответствующим квалификационным требованиям;

сокращение числа педагогических работников, уход на пенсию воспитателей дошкольного образования, имеющих высшую и первую квалификационные категории (в связи с необходимостью трудоустройства молодых специалистов);

оптимизация расходов при осуществлении государственных закупок;

отсутствие подключения к Интернету в 339 учреждениях дошкольного образования (8,7 процента);

необходимость обучения сотрудников учреждений дошкольного образования сопровождению сайта, принятию мер по обеспечению информационной безопасности;

Задача 3 «Обеспечение здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования»:

нарушение договорных обязательств (несоблюдение сроков выполнения проектных работ, прохождения экспертизы и пр.);

оптимизация расходов при осуществлении государственных закупок.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2016 г. № 250 в главу 4 «Финансовое обеспечение государственной программы и подпрограмм» внесены изменения в соответствии с пунктом 4 Указа Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2015 г. № 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь».

Эффективность реализации подпрограммы «Развитие системы дошкольного образования – высокая (1,073).

Предлагается продолжить реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие системы дошкольного образования» в соответствии с утвержденными на 2017 год целевыми показателями и объемами финансирования.

Подпрограмма 2 «Развитие системы общего среднего образования»

В 2016 году Министерством образования во взаимодействии с облисполкомами, Мингорисполкомом, министерствами обороны, культуры, по чрезвычайным ситуациям, спорта и туризма, а также Государственным комитетом по имуществу обеспечивалось выполнение мероприятий подпрограммы «Развитие системы общего среднего образования», направленных на повышение качества общего среднего образования, оптимизацию сети учреждений общего среднего образования.

В 2016/2017 учебном году в Республике Беларусь функционирует 3 155 учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования, в которых обучаются 982,3 тыс. учащихся.

В целях повышения качества общего среднего образования разработаны учебные программы по всем учебным предметам, в которых устранено дублирование учебного материала, усилена его практикоориентированная направленность, учтены межпредметные связи. Обновленные учебные программы вводятся в образовательный процесс поэтапно. В 2016/2017 учебном году по обновленным учебным программам образовательный процесс осуществляется в I, II, V, VI, X, XI классах.

Продолжена работа по введению профильного обучения на III ступени общего среднего образования. В 2016/2017 учебном году профильные классы открыты в 1343 учреждениях общего среднего образования, учебные предметы на повышенном уровне изучают 28 917 учащихся (49,7%) X классов и 26 336 (46,5%) учащихся XI классов.

В целях укрепления материальной базы учреждений общего среднего образования продолжена работа по централизованному оснащению учебных кабинетов современным учебным оборудованием и средствами обучения, необходимыми для реализации практической части учебных программ по учебным предметам «Физика», «Химия». В 2016 году учебное оборудование поставлено для 30 кабинетов физики и 131 кабинета химии.

Определены единые подходы к разработке новых учебников. Проводится конкурс на создание учебных пособий. В 2016 году издано 46 учебных пособий.

Осуществлялась координация работы управлений образования облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома по оптимизации сети учреждений общего среднего образования. В этих целях Министерством образования по предложениям управлений образования облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома утвержден План мероприятий по совершенствованию сети учреждений общего среднего образования, в который внесены изменения с учетом проведенной оптимизации сети в 2016 году и прогноза на 2017 год (от 20.12.2016). В 2016 году закрыто 79 и реорганизовано 75 учреждений общего среднего образования.

В учреждениях общего среднего образования образовательный процесс обеспечивают 98 007 педагогов, из которых высшее образование имеют 93,3 процента, высшую и первую квалификационные категории 76,4 процента, квалификационную категорию «учитель-методист» – 0,17 процента педагогов.

В результате принятых мер в 2016 году по целевым показателям достигнуты следующие значения.

Задача 1 «Повышение качества общего среднего образования»:

доля учителей учреждений общего среднего образования, имеющих квалификационную категорию «учитель-методист» – 0,17 процента (план – 0,1 процента);

доля учителей учреждений общего среднего образования, имеющих высшую и первую квалификационные категории – 76,4 процента (план – 76,0 процента);

доля учреждений общего среднего образования, оснащенных современными средствами обучения и учебным оборудованием – 25,5 процента (план – 22,0 процента).

Степень достижения планового целевого показателя 1:

доля учителей учреждений общего среднего образования, имеющих квалификационную категорию «учитель-методист» – 1,7, имеющих высшую и первую квалификационные категории, – 1,005.

Степень достижения планового целевого показателя 2:

доля учреждений общего среднего образования, оснащенных современными средствами обучения и учебным оборудованием, – 1,159.

Степень решения задачи 1 – 1,288.

Задача 2 «Оптимизация сети учреждений общего среднего образования»:

средняя наполняемость классов в учреждениях общего среднего образования, расположенных в городской местности – 23 человека (план – 22,5 человека).

Степень достижения планового целевого показателя 3:

средняя наполняемость классов в учреждениях общего среднего образования, расположенных в городской местности – 1,022.

Степень решения задачи 2 – 1,022.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2016 г. № 250 в главу 4 «Финансовое обеспечение государственной программы и подпрограмм» внесены изменения в соответствии с пунктом 4 Указа Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2015 г. № 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь».

Эффективность реализации подпрограммы «Развитие системы общего среднего образования – высокая (1,036).

Предлагается продолжить реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие системы общего среднего образования» в соответствии с утвержденными на 2017 год целевыми показателями и объемами финансирования.

Подпрограмма 3 «Развитие системы специального образования»

В 2016 году Министерством образования во взаимодействии с облисполкомами, Мингорисполкомом обеспечивалось выполнение мероприятий подпрограммы «Развитие системы специального образования» по развитию инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития, по сохранению доступности и вариативности образования для лиц с особенностями психофизического развития.

В 2016 году утвержден и реализуется План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь;

проведена Международная конференция «Инклюзивные процессы в образовании», которая стала эффективной рабочей площадкой обучения, повышения квалификации и обмена опытом специалистов разного уровня, предоставила возможность познакомиться с мировыми достижениями в области инклюзивного образования, поучаствовать в масштабном диалоге по проблемам формирования инклюзивной политики, практики и культуры;

реализуется республиканский экспериментальный проект «Апробация модели инклюзивного образования в учреждении образования», в рамках которого работают 20 классов инклюзивного образования в восьми учреждениях общего среднего образования и т.д.);

с 1 сентября 2016 года факультет специального образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка преобразован в Институт инклюзивного образования.

Доступность и вариативность системы специального образования республики позволяет обеспечивать высокий охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью всех выявленных детей с ОПФР, который сегодня составляет 99,7 %.

В 2016 году функционировало 240 учреждений специального образования: 141 ЦКРОиР, 47 специальных дошкольных учреждений, 27 вспомогательных школ (вспомогательных школ-интернатов), 25 специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов), 1637 специальных групп и 1026 групп интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования, 191 специальный класс и 4874 класса интегрированного обучения и воспитания в учреждениях общего среднего образования, 1735 пунктов коррекционно-педагогической помощи (далее– ПКПП) в учреждениях дошкольного образования и 1580 ПКПП в учреждениях общего среднего образования.

С целью максимального включения в образовательный процесс детей с аутистическими нарушениями внесены изменения в квалификационные характеристики должностей «воспитатель», «воспитатель дошкольного образования» для организации сопровождения детей с аутистическими нарушениями.

Доля учреждений общего среднего образования с адаптивной образовательной средой составляет 31,3% (951 учреждение образования) от общего количества, с безбарьерной средой – 3,3 % от общего количества учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования).

В результате принятых мер в 2016 году по целевым показателям достигнуты следующие значения.

Задача 1 «Развитие инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития»:

Доля обучающихся с особенностями психофизического развития, получающих образование в условиях интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования (включая обучающихся с ОПФР, посещающих ПКПП) – 85,2 процента (план – 72 процента).

Задача 2 «Сохранение доступности и вариативности образования для лиц с особенностями психофизического развития»:

Охват детей с особенностями психофизического развития ранней комплексной помощью – 88,6 процента (план – 82 процента).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2016 г. № 250 в главу 4 «Финансовое обеспечение государственной программы и подпрограмм» внесены изменения в соответствии с пунктом 4 Указа Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2015 г. № 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь».

Эффективность реализации подпрограммы «Развитие системы специального образования» – высокая.

Предлагается продолжить реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие системы специального образования» в соответствии с утвержденными на 2017 год целевыми показателями и объемами финансирования.

Подпрограмма 4 «Развитие системы профессионально-технического и среднего специального образования»

При реализации мероприятий подпрограммы «Развитие системы профессионально-технического и среднего специального образования» государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы в 2016 году решались две основные задачи:

повышение качества подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов с профессионально-техническим и средним специальным образованием;

приведение объемов и структуры подготовки рабочих, служащих и специалистов в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования в соответствие с потребностями экономики, развитием ее высокотехнологичных отраслей.

Решение первой задачи достигнуто за счет обновления образовательных стандартов профессионально-технического образования по 9 специальностям, что составляет 9 процентов (по подпрограмме - 9 процентов) от 100 специальностей, по которым осуществляется подготовка рабочих с профессионально-техническим образованием, и образовательных стандартов по 15 специальностям среднего специального образования, что составляет 9 процентов (по подпрограмме – 9 процентов) от 170 специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов и рабочих со средним специальным образованием, выпуска 65 наименований учебных изданий для учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, доведения количества лиц, получивших профессионально-техническое образование, с повышенным уровнем квалификации (4-й разряд и выше) до 14,7 тыс. человек или 47,1 процента от общего количества выпускников (по подпрограмме – 47 процентов), что позволило обеспечить потребности экономики, ее высокотехнологичные отрасли в молодых квалифицированных рабочих кадрах более высокого уровня квалификации.

На приобретение учреждениями профессионально-технического и среднего специального образования современных машин и учебно-производственного оборудования, компьютерных классов, техники, иного оборудования освоено 3 096 550,97 рублей, что также способствовало повышению качества подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов с профессионально-техническим и средним специальным образованием.

Реализуя вторую задачу, в 2016 году подготовлено рабочих кадров с профессионально-техническим образованием в количестве 31,0 тыс. человек или 104, 0 процента к целевому показателю выпуска (по подпрограмме - 29,8 тыс. человек), рабочих и специалистов со средним специальным образованием – 31,9 тыс. человек или 98,5 процента к целевому показателю выпуска (по подпрограмме – 32,4 тыс. человек), что позволило в целом обеспечить заказ отраслей экономики, заключенные договоры и заявки. Направлены на работу в организации 97,0 процента выпускников с профессионально-техническим образованием и 95,6 процента выпускников со средним специальным образованием.

Структура подготовки на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования в целом соответствует структуре занятых рабочих и специалистов в отраслях экономики и социальной сферы. В 2016 году выпущено рабочих, служащих с профессионально-техническим образованием по профилям образования (дневная форма): «Техника и технологии» – 13,8 тыс. человек, «Архитектура и строительство» – 5,1 тыс. человек, «Сельское и лесное хозяйство. Садово-парковое строительство» - 3,4 тыс. человек, «Общественное питание. Бытовое обслуживание» - 3,2 тыс. человек, другим профилям – 3,2 тыс. человек. Дополнительно с целью оперативного удовлетворения организаций в рабочих по образовательным программам дополнительного образования взрослых в учреждениях профессионально-технического образования обучено 22,0 тыс. человек.

Со средним специальным образованием подготовлено специалистов по профилям образования: «Педагогика» – 1,8 тыс. человек, «Искусство и дизайн» – 1,5 тыс. человек, «Гуманитарные науки» – 0,04 тыс. человек, «Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства» – 5,1 тыс. человек, «Техника и технологии» – 11,1 тыс. человек, «Архитектура и строительство» – 3,0 тыс. человек, «Сельское и лесное хозяйство. Садово-парковое строительство» – 4,4 тыс. человек, «Здравоохранение» – 3,3 тыс. человек, «Физическая культура. Туризм и гостеприимство» – 0,5 тыс. человек, «Общественное питание. Бытовое обслуживание» – 1,0 тыс. человек, «Службы безопасности» – 0,1 тыс. человек.

В 2016 году на уровень профессионально-технического образования в государственные учреждения образования принято 31,8 тыс. человек. Принято по профилям образования (дневная форма): «Техника и технологии» – 14,2 тыс. человек, «Архитектура и строительство» – 4,5 тыс. человек, «Сельское и лесное хозяйство. Садово-парковое строительство» - 3,4 тыс. человек, «Общественное питание. Бытовое обслуживание» - 3,7 тыс. человек, другим профилям – 3,8 тыс. человек. В целом в структуре приема специальности реального сектора экономики составляют около 75 процентов.

В 2016 году на уровень среднего специального образования в государственные учреждения образования принято 34,9 тыс. человек. На обучение за счет средств бюджета принято 24,3 тыс. человек, в том числе дневную форму получения образования принято 21,7 тыс. человек. Профили образования «Техника и технологии», «Архитектура и строительство», «Сельское и лесное хозяйство. Садово-парковое строительство» в общем объеме приема на уровень среднего специального образования составляют более 50 процентов.

В 2016 году продолжена работа по реорганизации учреждений профессионально-технического и среднего специального образования путем присоединения (слияния), а также переименования профессионально-технических колледжей в колледжи. В результате, количество учреждений профессионально-технического образования на начало 2016/2017 учебного года по сравнению с их количеством на начало 2015/2016 учебного года сократилось на 12 единиц с 166 до 154, количество учреждений среднего специального образования - на 4 единицы со 119 до 115. Проведенная реорганизация направлена на оптимизацию структуры и объемов подготовки кадров с профессионально-техническим и средним специальным образованием, исключение дублирования и повышение качества подготовки.

Для улучшения условий обучения и проживания учащихся проведен ремонт и модернизированы здания и сооружения учреждений профессионально-технического образования и среднего специального образования. На указанные цели направлено 8 000 288,18 рублей, освоение которых составило 90 процентов.

Анализ факторов, повлиявших на ход реализации подпрограммы.

Среди факторов, повлиявших на ход реализации подпрограммы, явилось недостаточное выделение финансирования на реализацию мероприятий по приобретению современных машин и учебно-производственного оборудования, компьютерных классов, техники, иного оборудования, а также на капитальный ремонт и модернизацию зданий и сооружений учреждений профессионально-технического и среднего специального образования.

Так, на реализацию мероприятия по приобретению современных машин и оборудования учреждениями профессионально-технического образования запланировано только 12 процентов финансовых средств от предусмотренных по подпрограмме.

Аналогичная ситуация и с финансированием мероприятий по капитальному ремонту зданий и сооружений: на капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений профессионально-технического образования запланировано около 37 процентов финансовых средств от предусмотренных по подпрограмме, учреждений среднего специального образования – около 60 процентов.

Объемы финансирования мероприятий подпрограммы.

На реализацию мероприятий подпрограммы в 2016 году направлено 540 271 649,63 рублей, из них средств республиканского бюджета – 86 287 089,88 рублей, местных бюджетов – 386 615 891,69 рублей, собственных средств – 67 368 668,02 рублей. Освоение выделенных средств  составило 96,36 процента.

Оценка эффективности реализации подпрограммы.

Степень достижения плановых целевых показателей по подпрограмме составила:

- по количеству лиц, получивших профессионально-техническое образование, с повышенным уровнем квалификации (4-й разряд и выше) от общего количества выпускников - СДпцп=47,1:47,0=1,0;

- по удельному весу обновленных образовательных стандартов по специальностям профессионально-технического образования - СДпцп=9:9=1,0;

- по удельному весу обновленных образовательных стандартов по специальностям среднего специального образования - СДпцп=9:9=1,0;

- по количеству подготовленных рабочих, служащих с профессионально-техническим образованием - СДпцп=31,0:29,8=1,04;

- по количеству подготовленных рабочих и специалистов со средним специальным образованием - СДпцп=31,9:32,4=0,98.

В итоге, степень решения задач подпрограммы составила СРп/п=(1,0+1,0+1,0+1,04+0,98):5=1,0.

Эффективность реализации подпрограммы является высокой:

ЭРп/п=1:0,96=1,04, где 1 – это степень решения задач подпрограммы;

0,96 – это отношение объема фактически освоенных средств на реализацию подпрограммы в отчетном году к объему запланированных средств (520 582 793,05 рублей:540 271 649,59 рублей =0,96).

Предложения по дальнейшей реализации подпрограммы

Реализация подпрограммы способствовала созданию условий для обеспечения экономики и социальной сферы молодыми кадрами с учетом складывающейся демографической ситуации и структурных изменений в отраслях экономики, повышения качества их подготовки, квалификационного уровня. Вместе с тем, по-прежнему, требуется дальнейшее совершенствование материально-технической базы учреждений образования, повышение качества подготовки в целом. Часть машин и оборудования, используемых для обучения учащихся, не соответствует установленным требованиям, имеет значительный износ и подлежит замене. Дальнейшее развитие должны получить ресурсные центры для организации производственного обучения учащихся с привлечением инвестиций из различных источников.

Подпрограмма 5 «Развитие системы высшего образования»

Выполнение подпрограммы 5 «Развитие системы высшего образования» реализовывалось по следующим основным направлениям.

Повышение качества подготовки специалистов, эффективности практикоориентированной подготовки и углубление связей с организациями – заказчиками кадров.

В 2016 году учреждениями высшего образования республики подготовлено 74,5 тыс. специалистов и 5,0 тыс. магистров для отраслей экономики и социальной сферы. Осуществлялось совершенствование образовательных программ. Так. за 2016 г. разработано и утверждено 10 новых образовательных стандартов высшего образования I ступени, 8 новых образовательных стандартов магистратуры. Внесены изменения в 40 образовательных стандартов высшего образования I ступени, в 9 образовательных стандартов магистратуры. Разработано и утверждено 19 типовых учебных планов высшего образования I ступени, 10 типовых учебных планов магистратуры, 498 типовых учебных программ.

В большинстве учреждений высшего образования уже используются или внедряются новые формы и методы организации образовательного процесса, такие так рейтинговая система оценки успеваемости студентов, модульная система, рейтинговая система оценки профессорско-преподавательского состава и др.

Образовательный процесс в учреждениях высшего образования осуществляли 21,6 тыс. чел. профессорско-преподавательского состава, в том числе 1337 докторов наук (6,2 процента) и 8505 кандидатов наук (39,3 процента). Повышается квалификация профессорско-преподавательского состава. Более 300 преподавателей прошли стажировки в организациях, в том числе за рубежом.

Углубляются связи с организациями-заказчиками кадров, так за 2016 г. открыто 59 филиалов кафедр на высокотехнологичных предприятиях и в организациях республики.

          Реализуются мероприятия по совершенствованию планирования и прогнозирования, а также обеспечению первым рабочим местом выпускников, обучавшихся за счет средств республиканского бюджета и подлежащих распределению. В 2016 г. 95,7 % выпускников, подлежащих распределению, получили направление на работу.

Затруднений с распределением выпускников по специальностям в сфере здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, связи, в ИТ-сфере, по педагогическим специальностям отмечено не было. Больше всего снизился текущий спрос по специальностям, связанным с реальным сектором экономики, в частности со строительством и промышленностью, что привело к определенным трудностям при обеспечении выпускников первым рабочим местом.

Всего по республике на обучение на I ступени высшего образования принято 62,7 тыс. чел., что составляет 99,4 процента от приема 2015 года (63,1 тыс. чел.). За счет средств республиканского бюджета принято 27,9 тыс. чел., что составляет 101,0 процент от приема 2015 года (27,7 тыс. чел.).

Прием на II ступень высшего образования составил 7,7 тыс. чел, что на 13 % больше приема 2015 г. (6,8 тыс. чел.).

Оценка эффективности реализации подпрограммы. Степень достижения плановых целевых показателей по подпрограмме.

Доля утвержденных образовательных стандартов или изменений к ним от общего количества образовательных стандартов высшего образования – 9,3 % (плановое значение – 2 %).

Численность преподавателей УВО, прошедших стажировку, в том числе за рубежом – 310 (плановое значение – 200).

Количество созданных филиалов кафедр – 59 (плановое значение – 20).

Количество УВО, вошедших в 4000 лучших университетов мира по рейтингу Webometrics и (или) в 1000 – по рейтингам QS или SIR – 6 (плановое значение 8). Не выполнение данного показателя объясняется недостаточным увеличением количества статей сотрудников учреждений высшего образования, опубликованных в международных изданиях.

Выполнение контрольных цифр приема, ежегодно устанавливаемых учредителями учреждений образования, - 99,9 %. Незначительный недобор объясняется недостаточной профориентационной работой отдельных учреждений высшего образования.

Удельный вес численности поступивших на обучение в магистратуру в общей численности выпускников I ступени высшего образования составил 10,3 % (план – 8 %).

Доля трудоустроенных выпускников от общей численности выпускников, подлежащих распределению, составляет 95,7 %.

Из 7 целевых показателей 6 достигнуто и некоторые перевыполнены.

Эффективность реализации подпрограммы равна 1.

Подпрограмма 6 «Развитие системы послевузовского образования»

Степень решения задачи 1 определяется выполнением целевого показателя «Удельный вес приема в аспирантуру (адъюнктуру) по приоритетным специальностям научных работников высшей квалификации, необходимым для развития высокотехнологичных производств, относящихся к V и VI техническим укладам экономики».

Справочно: Перечень приоритетных специальностей утвержден приказом ГКНТ от 29.03.2012 № 146.

По приоритетным специальностям было запланировано принять в 2016 г. в аспирантуру 166 человек, что составляет 15,4% от общей численности приема.

Удельный вес численности приема аспирантов (без учета силовых ведомств) по приоритетным специальностям в целом по республике составил 15,8% – без учета иностранных граждан, и 16,1% – с учетом иностранных граждан.

Значение указанного целевого показателя, установленное государственной программой на 2016 год – 14,8%.

Справочно.

Следует учесть, что после получения сведений от силовых ведомств о приеме в 2016 г. адъюнктов, данные значения могут снизиться, так как прогнозируемая численность приема адъюнктов за счет средств республиканского бюджета составит примерно 57 чел. (по предварительной оценке), а доля лиц, подготавливаемых в силовых ведомствах по приоритетным специальностям, ранее была весьма низкая.

Выполнение задачи 2 оценивают целевые показатели по:

удельному весу приема в аспирантуру (адъюнктуру) для предприятий и организаций реального сектора экономики.

Согласно данным, внесенным операторами УПО в АСМ НРВК, по состоянию на 10 февраля 2017 г. удельный вес приема (без учета силовых ведомств) в аспирантуру для предприятий и организаций реального сектора экономики за счет средств республиканского бюджета составляет 1,3 процента (без учета иностранных граждан). Данный показатель выполнен по предварительным данным. Требуемое значение этого целевого показателя на 2016 г., установленное государственной программой – 1,2 процента.

Справочно.

После получения сведений от силовых ведомств о приеме в 2016 году адъюнктов значение показателя может снизиться примерно до 4 процентов, так как в УПО силовых ведомств ранее не велась подготовка адъюнктов по заказам организаций реального сектора экономики;

удельному весу выпуска с защитой диссертации в пределах установленного срока обучения из аспирантуры (адъюнктуры), докторантуры.

Данный целевой показатель характеризует долю целевой подгруппы в общей численности выпуска лиц, прошедших подготовку по образовательным программам послевузовского образования, и отражает результативность послевузовского образования каждой ступени.

Значение целевого показателя на 2016 г., установленное Государственной программой для аспирантуры (адъюнктуры), составляет 5,6 процента, для докторантуры – 16 процентов.

Удельный вес выпуска (без учета силовых ведомств) в 2016 г. с защитой диссертации в пределах установленного срока обучения из аспирантуры составил 6,7 процента.

Справочно.

Учитывая высокий процент своевременных защит диссертаций адъюнктами, в целом по республике, с учетом показателей силовых ведомств, значение этого показателя может увеличиться.

Удельный вес выпуска (без учета силовых ведомств) в 2016 г. с защитой диссертации в пределах установленного срока обучения из докторантуры составил 7,55 процента.

Таким образом по итогам выполнения подпрограммы удельный вес приема в аспирантуру (адъюнктуру) по приоритетным специальностям научных работников высшей квалификации выполнен в полном объеме. ,

По показателю подпрограммы удельный вес выпуска с защитой диссертации в пределах установленного срока обучения из аспирантуры выполнен в полном объеме. По выпуску из докторантуры выполнен в неполном объеме.

Предлагается продолжить реализацию мероприятий данной подпрограммы в соответствии с утвержденными на 2017 год целевыми показателями и объемами финансирования.

Подпрограмма 7 «Развитие системы дополнительного образования взрослых»

Министерством образования в 2016 году совместно с органами государственного управления был осуществлен плановый пересмотр 214 образовательных стандартов по специальностям переподготовки руководящих работников и специалистов, утвержденных постановлением Министерства образования 24 августа 2012 г. № 103 (51,6 % от общего количества образовательных стандартов).

Степень достижения планового целевого показателя 25,8.

В 2016 году 9 учреждений образования осуществляли реализацию образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в дистанционной форме, что составляет 4,9 % от общего количества учреждений, реализующих данную программу дополнительного образования взрослых.

Степень достижения планового целевого показателя 2,45.

В результате принятых мер в 2016 году значения 2 целевых показателей достигнуты.

Степень решения задачи 1 «Совершенствование содержания дополнительного образования взрослых образования в соответствии с потребностями отраслей экономики» – 1.

Эффективность реализации подпрограммы «Развитие системы дополнительного образования взрослых» равна 1.

Предлагается продолжить реализацию мероприятий данной подпрограммы в соответствии с утвержденными на 2017 год целевыми показателями и объемами финансирования.

Подпрограмма 8 «Развитие системы дополнительного образования детей и молодежи»

В 2016 году Министерством образования во взаимодействии с облисполкомами, Мингорисполкомом обеспечивалось выполнение мероприятий подпрограммы «Развитие системы дополнительного образования детей и молодежи».

В национальной системе образования функционирует 297 учреждений дополнительного образования детей и молодежи, в которых занимается более 380 тыс. детей или каждый третий учащийся учреждений общего среднего образования. Из них 188 учреждений дополнительного образования детей и молодежи являются многопрофильными, 112 – однопрофильными.

Организована целенаправленная работа по развитию модели республиканского методического кластера в сфере дополнительного образования детей и молодежи.

В 2017 году в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи функционирует свыше 297 детских творческих коллективов, которые имеют звание «заслуженный», «образцовый» и «народный».

Учреждения дополнительного образования детей и молодежи являются значимым ресурсом в организации занятости учащихся в свободное от учебы время, в том числе в шестой школьный день.

Актуальным в работе учреждений дополнительного образования детей и молодежи является деятельность в сфере профессионального самоопределения учащихся, совершенствование работы по допрофильной подготовке.

В результате принятых мер в 2016 году по целевому показателю достигнуты следующие значения.

Задача подпрограммы «Обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей и молодежи».

Доступность и вариативность системы дополнительного образования детей и молодежи образования республики позволяет обеспечивать высокий охват учащихся дополнительным образованием, который сегодня составляет 52 %. Средний процент наполняемости объединений по интересам составляет – 13,6 %.

Запланированное значение показателя подпрограммы – 54 %.

Отклонение выполнения показателя составило 2 %. Не достижение значения показателя обосновано тем, что в 2016 году оптимизировано 14 учреждений дополнительного образования детей и молодежи (в сфере образования – 8 учреждений, в сфере культуры – 6). В этой связи произошло уменьшение охвата учащихся на 4 706 человек. В то время как число обучающихся в учреждениях общего среднего образования увеличилось на 8 756 человек.

Эффективность реализации подпрограммы «Развитие системы дополнительного образования детей и молодежи» – достаточно высокая.

Предлагается продолжить реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие системы дополнительного образования детей и молодежи» в соответствии с утвержденными на 2017 год целевыми показателями и объемами финансирования.

Подпрограмма 9 «Обеспечение функционирования системы образования Республики Беларусь»

          Сводный целевой показатель подпрограммы выполнен. Доля фактически освоенных средств в общем объеме выделенного на реализацию подпрограммы финансирования составила 95,5%, от уточненного плана - 97,7%.

Эффективность реализации подпрограммы – высокая (1,00).

Подпрограмма 10 «Подготовка кадров для ядерной энергетики»

Сводные целевые показатели подпрограммы выполнены в полном объеме.

Показатель № 30 «Принято на обучение по специальностям ядерной энергетики на І ступень высшего образования». План – 125 человек. Факт – 125 человек.

Показатель 31 «Принято на обучение по специальностям ядерной энергетики на уровень среднего специального образования». План – 50 человек. Факт – 50 человек.

Эффективность реализации подпрограммы «Подготовка кадров для ядерной энергетики» – высокая (1,00).

Предлагается продолжить реализацию мероприятий подпрограммы в соответствии с утвержденными на 2017 год целевыми показателями и объемами финансирования.

От Национальной академии наук Беларуси поступило предложение о корректировке подпрограммы 10 «Подготовка кадров для ядерной энергетики» (письмо от 09.03.2017 № 09-07/1234).

Подпрограмма 11 «Молодежная политика»

В 2016 году Министерством образования во взаимодействии с облисполкомами, Минским горисполкомом, министерствами по чрезвычайным ситуациям, спорта и туризма, природы, сельского хозяйства и продовольствия, а также общественными организациями обеспечивалось выполнение мероприятий подпрограммы 11 «Молодежная политика» Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы, направленных на реализацию основных направлений государственной молодежной политики.

Приказом Министра образования Республики Беларусь от 04.05.2016г. № 4а утвержден План мероприятий по реализации подпрограммы 11 «Молодежная политика» на 2016 год (далее – План).

В 2016 году мероприятия Плана выполнены в полном объеме.

Процент освоения средств республиканского бюджета составил 98,08, с учетом АСБ Беларусбанк – 95,44.

В результате принятых мер в 2016 году по целевым показателям достигнуты следующие значения.

Задача 1. Формирование у молодежи активной гражданской позиции и патриотизма, вовлечение ее в активную общественную деятельность.

Удельный вес численности молодых людей, принимающих участие в мероприятиях гражданско-патриотической направленности– 74,4 (план – 73%).

Степень достижения планового целевого показателя 1: удельный вес численности молодых людей, принимающих участие в мероприятиях гражданско-патриотической направленности – 1,019.

Степень решения задачи 1 – 1,019.

Задача 2. Принятие дополнительных мер по формированию у молодежи позитивного отношения к традиционным семейным ценностям и ответственному родительству, ценностного отношения к здоровью, профилактике негативных явлений в молодежной среде.

Охват молодых людей профилактическими акциями и мероприятиями –73,9 (план – 72%).

Степень достижения планового целевого показателя 2: охват молодых людей профилактическими акциями и мероприятиями –1,026.

Степень решения задачи 2 – 1,026.

Задача 3. Повышение эффективности работы по профессиональной ориентации и организации занятости молодежи в свободное от учебы (основной работы) время, поддержке предпринимательской инициативы, развитию волонтерского и студотрядовского движения.

Численность молодых людей, принимающих участие в работе студенческих отрядов – 72 603 человека (план – 70 050 человек)

Степень достижения планового целевого показателя 3: численность молодых людей, принимающих участие в работе студенческих отрядов – 1,036.

Численность молодых людей, вовлеченных в волонтерское (добровольческое) движение– 54 126 человек (план – 54 000 человек).

Степень достижения планового целевого показателя 4:численность молодых людей, вовлеченных в волонтерское (добровольческое) движение – 1,002.

Степень решения задачи 3 – 1,019.

Задача 4. Оказание поддержки социально значимым и общественным инициативам молодежи, органам ученического и студенческого самоуправления, активизация деятельности детских и молодежных общественных объединений.

Численность молодых людей, вовлеченных в деятельность по развитию молодежного самоуправления (парламенты, студенческие и молодежные советы, советы молодых ученых и другое) –111,53 (план – 76,1).

Степень достижения планового целевого показателя 5: численность молодых людей, вовлеченных в деятельность по развитию молодежного самоуправления (парламенты, студенческие и молодежные советы, советы молодых ученых и другое) – 1,465.

Степень решения задачи 3 – 1,465.

Эффективность реализации подпрограммы «Молодежная политика» – высокая.

Предлагается продолжить реализацию мероприятий подпрограммы 11 «Молодежная политика» в соответствии с утвержденными на 2017 год целевыми показателями и объемами финансирования.