2016201520142013201220112010
20 кастрычніка 2016
В Беларуси университеты должны стать ключевым инструментом рождения инноваций - Журавков

В Беларуси высшие учебные заведения должны стать ключевым инструментом рождения инноваций. Такое мнение высказал сегодня на совещании-семинаре по вопросам научной и инновационной деятельности учреждений высшего образования, который проходит на базе Витебского государственного технологического университета, министр образования Михаил Журавков.

По словам министра, образование и наука в современном обществе становятся реальным осязаемым объектом извлечения прибыли. «Ведь результаты быстро комерциализируются, и на прорывных технологиях организации и компании делают огромные деньги. Сейчас наука и образование стали ведущими факторами экономического роста», - считает он. Михаил Журавков особо отметил, что сегодня одной из важных позиций в развитии университетов в мире является то, что в подавляющем большинстве стран высшие учебные заведения рассматриваются как «ключевой инструмент рождения инноваций». При этом, на его взгляд, в Беларуси некоторые университеты неактивно включаются в процесс создания конечного продукта - новых технологий. Внедрением же этих технологий должны заниматься специальные «бизнес-структуры» и инжиниринговые центры. «Наличие таких структур в составе университетов и тесная связь университетов с «внешним бизнесом» - крайне необходимы», - отметил министр.

По его словам, развитие инновационных технологий и промышленного сектора экономики определяет насущную потребность в специалистах, способных проектировать и создавать новое. «Речь идет о совершенно новых, передовых технологиях, процессах, а не модификации уже производимого продукта», - сказал он. Как считает Михаил Журавков, «нужно создать новый, отличный от сегодняшнего дня, процесс обучения, в котором создать оптимальное сочетание часов и предметов в области естественнонаучных и технических дисциплин, математики и информатики, специальных дисциплин с компонентами инновационной и бизнес-ориентированной направленности. И в первую очередь это касается систем технического и технологического образования».

Развитие экономики и движение к информационному обществу шестого технологического уклада стимулирует появление новых профессий. «Почему-то совершенно мало мы говорим о таких актуальных направлениях, как бизнес-аналитика, расчет и прогноз рисков и т.д.», - отметил он. «Для того чтобы стимулировать инновации и адаптироваться к потребностям экономики университеты должны быть организованы таким образом, чтобы быть максимально гибкими и способствовать развитию творческих способностей и предпринимательского мышления. Студента нужно учить мыслить, он должен не бояться быть современным – уметь выражать свои мысли, не бояться ошибаться, уметь управлять вниманием и своими знаниями», - подчеркнул министр. «В сфере высшего образования «потребителями» являются студенты. Университетам необходимо успевать за их меняющимися ожиданиями и потребностями», - рассказал он.

Основной задачей семинара стал анализ существующего состояния дел и перспектив развития в области научно-инновационной и инжиниринговой деятельности высших учебных заведений. «Очень важно, чтобы молодые перспективные ученые оставались работать в университетах, - отметил Михаил Журавков. - Кроме того, вузам необходимо более активно заниматься разработкой новых технологий, чтобы в дальнейшем внедрять их в производство». В качестве примера он привел технопарк ВГТУ: испытывающее некогда трудности предприятие сегодня уверенно развивается и привлекает другие фирмы для совместной работы. Тем не менее, министр обозначил связанную с функционированием подобных структур проблему: не до конца ясно, как должны действовать технопарки в рамках имеющейся нормативно правовой базы.

О состояние дел в научно-технической и инновационной деятельности учреждений высшего образования и подготовке научных работников высшей квалификации рассказал в своем выступлении первый заместитель министра образования Вадим Богуш. Он подчеркнул первостепенную важность научно-исследовательской профессорско-преподавательского состава с молодежью университетов. По его словам, происходящие в стране социально-экономические преобразования и требования инновационного развития ставят перед системой высшего образования новые задачи. Это касается и подготовки будущих специалистов. Научно-технический прогресс, быстрое внедрение научных достижений во все сферы жизни и производства требуют от молодого специалиста не только широкого теоретического кругозора, но и творческого подхода к решению различного рода задач. Именно этому должны научить студентов преподаватели. Научно-исследовательская работа студентов – это получение более глубоких и качественных знаний, умений и навыков по специальности, желание развивать свои интеллектуальные и творческие способности, наличие собственного интереса к разработке какой-либо научной проблемы и т.д. Многие молодые специалисты, закончившие обучение, работе в учреждениях высшего образования предпочитают трудоустройство в других отраслях и секторах экономики. Это касается практически всех высших заведений страны. В результате во многих учреждениях высшего образования наблюдается тенденция «старения» профессорско-преподавательского состава. Научные исследования и инновационная деятельность выступают ключевым фактором профессионального роста, создают дополнительные стимулы закрепления молодежи в университетах.

На семинаре также выступил начальник управления науки и инновационной деятельности Виктор Волосатиков, который проанализировал результаты научной деятельности университетов и поднял вопрос о проблемах коммерциализации новых технологий, произведенных в университетах. Основной акцент был сделан на взаимодействии университетов с реальным сектором экономики посредством заключения прямых хозяйственных договоров на научные исследования, разработку новых технологий, а также участие университетов в научно-технических программах различного уровня. Кроме того, важной составляющей в привлечении дополнительного финансирования университетской науки является международное сотрудничество и экспорт высокотехнологичных и наукоемких товаров (работ, услуг). В этой связи были отмечены как достижения университетов, так и поставлены задачи и определены пути расширения экспортной составляющей в научном бюджете университетов. Одной из существенных составляющих успешного развития университетов является активное привлечение молодежи к научной деятельности. Было отмечено, что в стране создана полноценная система государственной поддержки молодежной науки. Особо обращено внимание университетов на необходимость более активного использования существующих механизмов для мотивации и поощрения молодежи, занимающейся исследованиями.

А ректор Белорусского государственного технологического университета Игорь Войтов поделился опытом создания и функционирования инжинирингового центра по сопровождению процесса внедрения в производство научно-технической продукции в сфере эластомерных материалов. По его словам, «сегодня для успешной реализации осуществления инновационных проектов необходимо создание специализированных организаций, ориентирующих свою деятельность преимущественно на коммерциализацию создаваемых в процессе проведения фундаментальных и прикладных исследований, научно-технических разработок и изобретений. Как показывает зарубежный опыт, ключевое место в этом, сегодня занимают инжиниринговые центры».

Как отметил Игорь Войтов, в результате проделанной, при поддержке Министерства образования, работы, сегодня университет располагает необходимым для деятельности нового центра материальной базой. Основной целью деятельности Инжинирингового центра станет решение приоритетных научно-технических задач по комплексному сопровождению проектов по разработке новых эластомерных композиций для производства шин и резинотехнических изделий, конструированию, проектированию и 3D моделированию резиновых изделий.

Отметим, что важным потенциалом развития любого университета, в том числе в коммерциализации научных результатов, является динамичная и креативная молодежь. Министерство образования ежегодно организует Республиканский конкурс научных работ студентов. В нем традиционно принимают участие студенты, выпускники и магистранты. На конкурс ежегодно подается более 2 тыс. заявок. Дополнительным инструментом стимулирования научной деятельности обучающихся являются гранты Министерства образования. В 2016 году было выделено финансирование на 81 работу студентов, магистрантов и аспирантов. Основные направления научных исследований: социально-экономическое; экология и ресурсосбережение, лазеры, оптика и другие.

Участники семинара посетили Республиканское инновационное унитарное предприятие «Научно-технологический парк Витебского государственного технологического университета», обменялись мнениями по вопросам развития инжиниринговых центров на базе университетов, рассказали о результатах коммерциализации научных результатов в 2016 году.

Пресс-центр Министерства образования

18 кастрычніка 2016
Национальному центру художественного творчества детей и молодежи 80 лет!

Праздничные мероприятия, посвященные 80-летию Национального центра художественного творчества детей и молодежи пройдут с 19 по 21 отября в Минске.

Ожидается, что поздравить центр придут представители министерств и ведомств, руководители и педагогические работники учреждений дополнительного образования детей и молодежи, специалисты областных управлений образования и Минска, научные работники, преподаватели высших учебных заведений, представители учреждений дополнительного образования детей и молодежи стран СНГ и дальнего зарубежья. В Беларусь прибудут делегации из России, Молдовы, Германии, Казахстана, Кыргызстана, а также детские коллективы – участники Международного фестиваля-конкурса «Творчество без границ».
В программе:
19 октября – Торжественное открытие выставки лучших работ V Международного конкурса детского рисунка “Дружат дети на планете” (15.00, ул. Кирова, 16, выставочный зал);
20-21 октября: Международная научно-практическая конференция “Инновации сегодня – традиции завтра” (ул. Кирова,16, зрительный зал); Международный фестиваль детского творчества “Творчество без границ” (ул. Кирова,16, зрительный зал);
21 октября – 18.00 – Юбилейный концерт творческих коллективов “Главное на свете – это наши дети”, посвященный 80-летию Центра (Республиканский Дворец культуры профсоюзов, пр. Независимости, 25).

20-21 октября 2016 года в рамках мероприятий, посвященных 80-летию Национального центра художественного творчества детей и молодежи, пройдет Международная научно-практическая конференция “Инновации сегодня – традиции завтра”. Ее организаторами выступили представители Министерства образования Республики Беларусь, Национального центра художественного творчества детей и молодежи, Национального института образования и Академии последипломного образования.

Проблемное поле конференции:
современное состояние, пути и способы развития дополнительного образования детей и молодежи в регионе;
деятельность учреждений дополнительного образования детей и молодежи в современных социально-экономических условиях: проблемы, пути их преодоления;
инновации и педагогическое творчество как условие реализации государственной политики в области дополнительного образования детей и молодежи;
научно-методическое обеспечение совершенствования и развития дополнительного образования детей и молодежи;
проблемы профессионального становления личности в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи;
инновационный ресурс методической службы учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

Программа конференции предполагает: пленарное заседание, работу секций, выставку, презентацию опыта работы.
Рабочие языки конференции: белорусский, русский, английский, немецкий. Открытие конференции состоится 20 октября в 14.00 (место проведения: г. Минск, ул. Кирова, 16, Национальный центр художественного творчества детей и молодежи).

Историческая справка

Созданный в 1936 году по просьбе школьников Дворец пионеров и октябрят на многие десятилетия стал любимым местом занятий, проведения досуга, интересных встреч.
Развитие театральной школы во Дворце связано с именем народной артистки СССР Стефании Михайловны Станюта, которая вела кружок юных чтецов и актеров. В 1965 году актер театра и кино В.П.Мороз создал одну из первых в стране театральную студию – театр юношеского творчества, школу актерского мастерства которой прошли народные артисты Республики Беларусь Александр Ткаченок, Виктор Манаев, заслуженный артист Российской Федерации Игорь Янковский.
Основоположник школы судомоделизма Виктор Михайлович Ермаков открыл мир в будущую профессию многим мальчишкам, увлеченным морем. Среди них – академик, директор института Новосибирского отделения академии наук Российской Федерации Пармон В.Н., капитан-подводник I ранга Гринкевич В.Н., лауреат государственной премии Республики Беларусь в области архитектуры и строительства Згировский Д.И.
В спортивных кружках Дворца первую подготовку прошли спортсмены, имена которых сегодня известны во всем мире: Вадим Биндлер, Николай Павлюченко.
Известным на всю страну и за ее пределами стал Народный пионерский ансамбль песни и танца, давший впоследствии творческую жизнь образцовым художественным коллективам: хореографическому ансамблю «Дитя мира», хору «Радость», оркестру эстрадной и симфонической музыки. Связь поколений, традиций, опыта, энтузиазма, творчества и сегодня продолжает педагогический коллектив центра, который решает актуальные задачи организации собственной жизнедеятельности и координации работы 190 многопрофильных учреждений дополнительного образования детей и молодежи страны. В объединениях по интересам центра занимается свыше 2 тысяч детей в возрасте от 4 до 18 лет и старше. Большую работу с педагогами проводит методическая служба центра.

Подробнее с программой проведения праздничных мероприятий, посвященных 80-летию Национального центра художественного творчества детей и молодежи, можно ознакомиться здесь. http://nchtdm.by/novosti/prazdnichnye_meropriyatiya_posvyawennye_80-letiyu_nchtdm/

Пресс-центр Министерства образования

06 кастрычніка 2016
Совет Республики одобрил проект закона "О внесении дополнений и изменений в закон Республики Беларусь "Об основах государственной молодежной политики"

В соответствии с обновленным законопроектом в Беларуси планируют вернуться к институту наставничества. Об этом рассказал заместитель министра образования Виктор Якжик. По его словам, «мы возвращаем понятие института наставничества на предприятиях, организациях, юридически его закрепляем. Это тот хороший советский опыт, который необходимо возвратить сегодня для поддержки молодых кадров».

Виктор Якжик также рассказал, что в целом в законопроекте уточнены принципы и цели осуществления государственной молодежной политики. «Впервые вводится термин «молодежная кадровая политика». Сегодня у нас немало реестров, кадровый резерв, куда входят молодые люди, и важно проводить работу по их поддержке, - пояснил он. - Поэтому юридически регулируются вопросы, которые и органы госуправления при оптимизации должны решать для поддержки молодых кадров».

В проекте закона уточняются направления работы в сфере научного обеспечения государственной молодежной политики, организации научных исследований, международного молодежного сотрудничества, взаимодействия органов госуправления в области молодежной политики.

Законопроект подготовлен, в том числе и для расширения полномочий Министерства образования в сфере государственной молодежной политики. В частности, ведомству совместно с заинтересованными поручается ежегодная разработка и утверждение комплекса мер по реализации государственной молодежной политики, по совершенствованию системы мер по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и молодежи, повышению эффективности организации временной занятости молодежи в свободное от работы и учебы время, развитию деятельности студенческих отрядов и молодежного волонтерского движения.

Также будут разрабатываться меры по содействию инновационной активности молодых граждан, продвижению и реализации их перспективных проектов, научно-технических разработок, представляющих практический интерес и значимость для социально-экономического развития страны.

Пресс-центр Министерства образования

04 кастрычніка 2016
Официальная делегация Республики Беларусь принимает участие в работе IV Съезда учителей СНГ

Официальная белорусская делегация принимает участие в работе IV Съезда учителей и работников образования государств - участников стран СНГ. Тема съезда - "Инновации современной образовательной среды государств-участников СНГ как фактор повышения качества и доступности образования".

Съезд приурочен к 25-летию создания Содружества Независимых Государств. Кроме этого, в соответствии с решением Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ 2016 год объявлен Годом образования в СНГ.

В первый день мероприятия прошло пленарное заседание участников, встреча руководителей министерств образования и науки СНГ, а также очередное заседание Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ. Также состоялась церемония награждения работников образования знаком "Отличник образования СНГ".

От Беларуси знака "Отличник образования СНГ" удостоены в том числе - проректор по научно–методической работе Академии последипломного образования Галина Николаенко, директор гимназии Минска №1 Наталья Бушная, доктор физико-математических наук Василий Стражев, педагог дополнительного образования Каменецкого государственного районного центра туризма и краеведения Михаил Андреюк и мастер производственного обучения Могилевского государственного технологического колледжа Ирина Кублицкая.

Участники съезда были приглашены в Государственный Кремлевский дворец на торжественную церемонию подведения итогов Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2016. Им стал учитель русского языка и литературы школы № 7 имени Г.К. Жукова города Армавира Краснодарского края Александр Шагалов.

Белорусскую делегацию на съезде возглавила заместитель министра образования Раиса Сидоренко. В интервью журналистам она отметила, что «учреждения образования Беларуси не испытывают потребности в кадрах, но задача укрепления кадрового потенциала не снимается. В системе образования успешно трудятся свыше 220 тыс. педагогических работников, созданы условия для их подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Среди учителей учреждений общего среднего образования свыше 93% - с высшим образованием, 76% имеют высшую и первую квалификационную категорию. Решаются вопросы повышения уровня заработной платы: есть соответствующее поручение главы государства».

По словам Раисы Сидоренко, задача укрепления кадрового потенциала решается вовлечением в профессию наиболее успешных и подготовленных выпускников школ. Для этого пересмотрены правила приема на педагогические специальности, дополнительные преференции предоставлены медалистам и победителям олимпиад. Концептуально пересмотрено содержание педагогического образования в сторону усиления его практической направленности.

Заместитель министра убеждена, что качество образования в значительной степени зависит также от уровня имеющейся материальной базы, учебного оборудования. «За последнее время в решении этой задачи мы существенно продвинулись, - констатировала она. - В стране в этих целях приняты необходимые решения, идет централизованное комплексное оснащение учебных кабинетов физики, химии, биологии учреждений общего среднего образования новым учебных оборудованием. Полагаю, что при необходимости возможна кооперация стран СНГ в укреплении материальной базы учреждений образования новым учебным оборудованием. Определенные наработки в Беларуси для этой цели имеются».

Раиса Сидоренко также подчеркнула, что белорусская делегация готова поделиться во время съезда своим опытом с коллегами из стран СНГ, а также обсудить возможные совместные образовательные проекты.

Выступая в Москве на пленарном заседании IV Съезда учителей и работников образования государств - участников СНГ Раиса Сидоренко подчеркнула, что краеугольной задачей системы образования остается воспитание молодого человека. «О качественном образовании мы можем говорить только тогда, когда в результате освоения образовательных программ, приобретения академических знаний, социальных и иных компетенций из школы, профтехлицея, вуза выходит образованная, творческая и нравственная личность, гражданин и патриот своей страны, - сказала Раиса Сидоренко. - Согласитесь, что воспитание молодого человека, подготовка его к жизни в обществе - краеугольная задача системы образования. Другого не дано».

В рамках панельной дискуссии заместитель министра констатировала, что в Беларуси ведется системная работа по совершенствованию образовательных стандартов. А содержание нового поколения учебников при сохранении их академичности, усилении межпредметных связей и воспитательного компонента нацелено на усвоение учащимися практических навыков. Она также отметила, что данный подход касается и системы централизованного тестирования. По ее мнению, нельзя каждый год вносить в нее изменения. Заместитель министра сообщила, что к 2020 году планируются определенные взвешенные и продуманные изменения в системе ЦТ.

Отметим, что основная тема форума - инновации современной образовательной среды государств - участников СНГ как фактор повышения качества и доступности образования. Заседания секций посвящены путям обновления и перспективам развития дошкольного образования в государствах СНГ, вопросам модернизации школьного образования и образования детей с особыми образовательными потребностями.

Участники съезда обсуждают проблемы и вызовы современного педагогического образования, подготовку кадров по наиболее востребованным на рынке труда специальностям среднего профессионального образования.

Специально к форуму приурочена выставка достижений в сфере образования государств - участников СНГ, на которой представлены лучшие образовательные практики стран Содружества, в том числе интеграционные проекты по развитию совместной образовательной инфраструктуры, применению инноваций в сфере образования.

В Съезде принимают участие учителя и работники образования СНГ, руководители национальных министерств образования и науки, представители государственных и негосударственных образовательных организаций, эксперты, представители образовательного и научного сообщества, межгосударственных и межправительственных организаций СНГ. В съезде принимают участие делегации педагогических работников из Беларуси, Армении, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана.

 

Пресс-центр Министерства образования

03 кастрычніка 2016
Заседание Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ состоялось сегодня в Москве
Заседание Совета по сотрудничеству в области образования состоялось сегодня в Москве в рамках IV съезда учителей и работников образования государств-участников Содружества Независимых государств. Республику Беларусь представила на заседании заместитель министра образования Раиса Сидоренко.

На заседании совета, которое прошло в Конгресс-центре Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, был представлен анализ эффективности деятельности Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ за 2006 -2015 годы. Было отмечено, что участники совета провели большую работу по подготовке проектов соглашений о сотрудничестве в области образования, взаимном признании документов о высшем профессиональном образовании, повышении квалификации педагогических работников, предоставлении равных прав гражданам для поступления и обучения в высших учебных заведениях. Благодаря работе совета были приняты решения о проведении съездов учителей, Международного фестиваля педагогического мастерства, о создании сетевого колледжа профессионально-технического и среднего специального образования СНГ.

Участники совета осудили результаты деятельности рабочей группы по подготовке рекомендаций в области психолого-педагогического и организационного обеспечения развития инклюзивного образования в СНГ. Также был обсужден вопрос проведения Дельфийских игр. Участники заседания поддержали мнение организаторов о том, что этот проект стал эффективным инструментом поиска и поддержки молодых талантов.

Одним из самых обсуждаемых вопросов стало предложение о придании Московскому педагогическому государственному университету статуса базовой организации государств-участников СНГ по подготовке педагогических кадров.

Также был обсужден вопрос о проведении V съезда учителей и работников образования государств-участников СНГ в 2018 году в Бишкеке (Кыргызская Республика).

Отметим, что сегодня в Москве состоится торжественное открытие IV Съезда учителей и работников образования государств - участников СНГ. Беларусь на мероприятии представляют педагоги-практики, руководители учреждений образования, ученые и другие специалисты. В рамках съезда запланировано провести - пленарные заседания, мастер-классы и секции по направлениям, встречи руководителей министерств образования и науки СНГ. Также во время первого пленарного заседания пройдет церемония награждения работников образования знаком «Отличник образования СНГ».

Пресс-центр Министерства образования
03 кастрычніка 2016
Центр белорусского языка и культуры открылся в Исламабаде

Центр белорусского языка и культуры открылся сегодня в Национальном университете современных языков Пакистана.

Отметим, что Беларусь и Пакистан за последние годы достигли высокого уровня политического взаимодействия. В 2014-2015 годах состоялось взаимное открытие посольств. В мае 2015 года Александр Лукашенко посетил Пакистан с официальным визитом. В августе этого же года с официальным визитом в Беларуси побывал премьер-министр Пакистана. Осуществляется обмен визитами по линии министерств и ведомств.

В 2015 году значительно расширена договорно-правовая база двусторонних отношений. В ходе визитов на высшем уровне подписано 58 документов, в том числе Исламабадская декларация белорусско-пакистанского партнерства, договор о дружбе и сотрудничестве и дорожная карта двустороннего сотрудничества на пятилетний период. Проведены деловые и инвестиционные форумы, подписаны контракты на сумму свыше $95 млн. По итогам прошлого года объем двусторонней торговли составил $56,3 млн с положительным для Беларуси сальдо в размере $31,1 млн.

Сегодня в Пакистане состоялось торжественное открытие центра белорусского языка и культуры. В мероприятии принял участие министр образования Беларуси Михаил Журавков. По его словам, одним из направлений деятельности центра станут подготовительные курсы по изучению белорусского и русского языков. Он подчеркнул, что интерес к белорусской системе образования в Пакистане достаточно велик. В подготовке этого центра участвовало большое количество студентов, которые готовы сюда прийти, познакомиться с образовательными программами, языком и культурой. «Сюда будут приезжать преподаватели из наших университетов. Они также будут рассказывать о специальностях, которые можно получить в Беларуси, и в целом о нашей стране», - рассказал министр.

Руководитель ведомства отметил, что Пакистан готов сотрудничать с Беларусью в образовательной сфере. "Во время визита Президента Беларуси в Пакистан мы подпишем меморандум об открытии здесь центров профессионального обучения. Первое время сюда будут приезжать наши преподаватели. Потом мы подготовим почву, чтобы молодые люди, которые хотят получить интересные профессии, приезжали в Беларусь на переподготовку", - пояснил Михаил Журавков.

Как правило, в Пакистане заинтересованы в получении среднего специального образования по промышленным и медицинским специальностям, а также высшего образования в медицине и IT-сфере. Интересуется пакистанская молодежь также фундаментальными исследованиями по математике, химии и физике.

Отметим, что в эти дни в Исламабаде состоится церемония открытия 4-го Белорусско-пакистанского делового и инвестиционного форума.

Пресс-центр Министерства образования